Урок литературного чтения "Два Мороза"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
По типу данный урок – комбинированный. Соответственно были продуманы этапы урока: повторение изученного материала, работа по новой теме, обобщение полученных результатов. Каждый этап плавно переходил в другой, между ними прослеживалась логическая «связка». Построение урока соответствовало содержанию и поставленным целям. Правильно была подобрана дозировка времени на выполнение каждого этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.24 МБ |
konspekt_uroka_dva_moroza.doc | 25.18 КБ |
samoonaliz_uroka.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей.
Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом, Белка там живет ручная, Да затейница какая!
Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца.
Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать...
Д В А М О Р О З А
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании ; Дровосек – человек, рубящий дрова; Купец – богатый человек, живущий в городе , владелец торговой лавки;
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли. Ёжиться - сутулиться, сжиматься всем телом при ощущении холода.
Топор лучше шубы греет.
МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ. ГДЕ ТЕПЛО, ТУТ И ДОБРО. ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, ТАК НЕ СИДИ НА ПЕЧИ. У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ. БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ. Зимы без мороза не бывает.
Предварительный просмотр:
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать умения работать с текстом; формировать умение анализировать поступки героев.
Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать логическое мышление.
Воспитывать трудолюбие.
Оборудование: учебник, текст сказки ,запись «Вальс» Д. Шостаковича, аудиозапись сказки «Два Мороза», , карточки с цифрами и буквами, пословицы на карточках. презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь мне и нашим гостям.
- Повторение. (Звучит «Вальс» Д Шостаковича) На фоне музыки:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кроватки, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…(Авторскими).
- А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются … (Народными). Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)
- Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная, да затейница какая!
(«Сказка о царе Салтане… » А.С. Пушкин)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать... («Сказка о глупом мышонке» С. Маршак)
- Молодцы! Как вы, ребята, думаете, много ли сказок на свете?
- Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот сколько сказок на свете.
- Изучение нового материала.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а как она называется вы узнаете, выполнив следующее задание. (работа в парах)
- На столах у вас лежат карточки с цифрами. Расположите их в порядке возрастания. Несколько вариантов проверили.
- А теперь возьмите и переверните их обратной стороной. Что у вас получилось? Несколько вариантов проверили. (Приложение1)
- Откройте учебники на странице 198.
- Сказка эта ребята русская народная. При чтении могут встретиться трудные или не понятные слова. Прежде чем приступить к прослушиванию сказки, давайте выясним значение некоторых слов.
- Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
- Дровосек – человек, рубящий дрова;
- Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
- Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
- Ёжиться - сутулиться, сжиматься всем телом при ощущении холода.
- Сейчас, ребята, мы послушаем эту сказку. А вы в это время будете следить по учебнику. Прислушивайтесь и запоминайте, как правильно и выразительно читать это произведение.
- Слушание записи сказки «Два Мороза».
- Первичная проверка понимания.
- Какова основная мысль сказки?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной?
- Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы?
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?
- А вот как они это делали, вы ответите нам после самостоятельного чтения.
- Физминутка.
- «Жужжащее» чтение детьми.
- Выборочное чтение.
1. Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца (стр. 200)
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
- Так почему же Мороз его заморозил?
- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина (стр. 200).
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?
- Прочитаем хором последнюю строку сказки (стр. 201)
- Как вы понимаете слова «Топор лучше шубы греет»?
- Работа с пословицами. ( работа в группах).
- А сейчас мы с вами проделаем следующую работу. Я раздам вам карточки с зашифрованными пословицами. Оставьте только русские буквы и прочитайте пословицу. Дайте ей объяснение. (Приложение2)
МОРVОЗ НЕ ВЕYЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕIЛИТ.
ГДQЕ ТЕПDЛО, ТУJТ И ДОБZРО.
ХОЧЕSШЬ ЕСJТЬ КАЛАYЧИ, ТАК НЕ СИZДИ НА ПЕNЧИ.
У РАБОТАWЮЩЕГО В РУVКАХ ДЕGЛО ОГНUЁМ ГОRРИТ.
БЕРSЕГИ НОGС В БОЛЬJШОЙ МОWРОЗ.
- Итог урока.
- С какой русской народной сказкой познакомились?
- О ком рассказывается в сказке? Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)
- Домашнее задание.
Стр.198-202 – выразительно прочитать, подготовить ответы на вопросы стр.202.
МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.
ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.
ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.
У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.
БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.
Д | в | а | М | о | р |
о | з | а | Д | в | а |
М | о | р | о | з | а |
Д | в | а | М | о | р |
о | з | а | Д | в | а |
М | о | р | о | з | а |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Урок литературного чтения по теме: «Два Мороза».
Основными целями урока являлись:
- познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»;
- развивать умения работать с текстом; формировать умение анализировать поступки героев;
- совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать трудолюбие.
Организация урока.
По типу данный урок – комбинированный. Соответственно были продуманы этапы урока: повторение изученного материала, работа по новой теме, обобщение полученных результатов. Каждый этап плавно переходил в другой, между ними прослеживалась логическая «связка». Построение урока соответствовало содержанию и поставленным целям. Правильно была подобрана дозировка времени на выполнение каждого этапа.
Содержание урока.
Удачно был подобран материал для различных этапов урока. Урок начался с обобщения изученного материала: определения раздела и темы прошлого урока в этом разделе. Повторение изученного материала прошло в форме фронтального опроса и индивидуаль-ной работы.
Второй этап посвящен был совместному «открытию» знаний. При постановке темы урока была созданная проблемная ситуация, когда надо было определить, к какому типу сказок относится данная.
Дети вместе с учителем систематизировали сказки по жанрам, при этом работали с учебником и дополнительной литературой.
Третий этап- закрепление полученных знаний - прошло в форме групповой работы, где каждой группе была предложена своя пословица, которую они должны были расшифровать и объяснить ее смысл.
Воспитательная направленность урока прослеживалась на всех этапах, где говорили о культуре общения и трудолюбии.
На уроке применялись различные методы: частично поисковый, объяснительно-иллюстрированный, создание проблемных ситуаций.
Использовались дополнительные средства для эффективности добывания знаний: ИКТ, наглядность.
Оценку работе своих товарищей давали сами учащиеся, итоги групповой работы подвело жюри.
Благодаря сочетанию различных форм работы во время всего урока сохранялась высокая работоспособность детей. Урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения"Мороз Иванович"
конспект урока литературного чтения...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Урок литературного чтения " Мороз-Воевода" Н.А.Некрасов
Урок чтения 3 класс Тема: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода» Цели урока:1.Знакомство с отрывком из произведения Некрасова « Мороз, красный нос» 2. Способствовать формированию навыков рабо...
Урок литературного чтения " Мороз-Воевода" Н.А.Некрасов
-Как вы думаете, а как сам поэт относится к своему герою?(восхищается, любуется, подтвердите предложениями или словами из текста.)- Ребята, я хочу услышать, как же вы читаете?- прочитайте столби...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Презентация к уроку литературного чтения «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Презентация к уроку...
Урок. Литературное чтение. Мороз Иванович. 3 класс
Урок. Литературное чтение....