Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по УМК ПНШ.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Полякова Татьяна Васильевна

Представлены материалы по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

               Настоящая рабочая программа  по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению, сборник «Программы четырёхлетней начальной школы М. Академкнига/Учебник 2010 г и авторской программы курса «Литературное чтение» Н.А.Чуракова УМК «Перспективная начальная школа» 2014г. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по  литературному чтению.

          При составлении программы руководствовались Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.12 ст.28,приказом Минобрнауки России от 30.08.13 г №1015 « Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального ,основного общего и среднего общего образования»,  приказом Минобрнауки  РФ №1577 от 31.12.2015 « О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897 п.18.2.2 ,Уставом МБОУ Щедровская ООШ.

Рабочая программа для 3 класса ориентирована на использование учебника авторов Н.А. Чуракова «Литературное чтение» 3кл. Учебник в 2 частях М.Академкнига/Учебник,2013г.

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя;

обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности; ·        развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

по литературному  чтению 3 класс

п/п

                        Дата

Тема раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Примечание

По плану

Факт.

1.09

Учимся наблюдать и копим впечатления

1 сентября – День Знаний. .

  Сергей Козлов «Июль».

26

1

2.09

Юрий Коваль «Берёзовый пирожок»

Картина М. Шагала  «Окно в сад»

1

6.09

Владимир Маяковский «Тучкины штучки», С.Козлов «Мимо белого яблока луны

1

7.09

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

8.09

Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»,

1

9.09

А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»,

1

13.09

Вадим Шефнер «Середина марта», хокку Дзёсо, Басё

1

14.09

Н. Матвеева «Гуси на снегу»

1

15.09

Эмма Мешковская «Где тихий, тихий пруд...», хокку Ёса Бусона

1

 

16.09

С.Козлов «Сентябрь»,

Внеклассное чтение: « Что мы читали летом?»

1

20.09

С.Козлов «Как оттенить тишину»

1

 

21.09

Иван Бунин «Листопад»

1

22.09

Записная книжка Кости Погодина.

Сочинение.

1

23.09

Александр Пушкин «Зимнее утро».

1

27.09

Валентин Берестов «Большой мороз».

1

28.09

В. Берестов  «Плащ»

Картина В. Ван Гога « «Отдых после работы»

1

29.09

С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

30.09

Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами»

.

1

4.10

Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана

1

5.10

В. Берестов "Первый листопад".

1

6.10

В. Лунин  "Идём в лучах  зари".

1

7.10

В. Лунин "Ливень".

1

11.10

В. Берестов "Отражение".

1

.

12.10

В. Берестов   "Урок  листопада".

1

13.10

А. Иванов "Как Хома картины собирал"

1

14.10

Внеклассное чтение. Рассказы о родной природе.

1

18.10

Раздел 2 Постигаем секреты сравнения

Сказка «Откуда пошли  болезни и лекарства»

14

1

19.10

«Гиена и черепаха», Африканская

сказка

1

20.10

Самые древние сказочные истории

1

21.10

«Нарядный бурундук», Алтайская сказка

1

25.10

«Два жадных медвежонка», венгерская сказка

1

26.10

«Как барсук и куница судились», корейская сказка

«О собаке, кошке и обезьяне», индийская сказка

1

27.10

«Золотая рыбка» индийская сказка

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха».

1

28.10

Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

1

Индийская сказка «Хитрый шакал».

1

Лента времени. Сказки.

"Отчего цикада потеряла свои рожки"

1

Бурятская сказка «Снег и заяц»

1

Хакасская сказка «Как птицы царя» выбирали»

1

"По заслугам и расчёт" (Шведская сказка)

1

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

1

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

 Новелла Матвеева

« Картофельные оладьи»                                

15

1

  1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Внеклассное чтение. Весёлые стихи Н.Матвеевой., Г.Остера и других поэтов.

1

Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»

1

Татьяна Пономарева «Автобус»

1

.

 Татьяна Пономарева «В шкафу»

1

Эмма Мошковская «Вода в колодце» и др. стихи

Картина П. Филонова «Нарвские ворота»

1

М. Яснов «Мы и птицы»,

1

Э. Мошковская «Мотылек»

1

Э. Мошковская  «Осенняя вода»

1

Внеклассное чтение. Рассказы Б.Житкова о животных.

1

Борис Житков «Как я ловил  человечков».

1

Борис Житков «Как я ловил  человечков».

1

Тим Собакин «Игра в птиц»

1

Тим Собакин «Игра в птиц»

1

Константин Бальмонт «Гномы»

Картина В. Кандинского «Двое на лошади»

1

Учимся любить

Татьяна Пономарева «Прогноз погоды»

11

1

Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»

1

Внеклассное чтение. Рассказы В. Осеевой.

1

Мария Вайсман «Лучший друг медуз»

1

Александр Куприн «Слон»

1

Александр Куприн «Слон»

 

1

В. Драгунский «Кот в сапогах»

Проверка навыка чтения.

1

Константин Паустовский «Заячьи лапы».

1

.

Константин Паустовский «Заячьи лапы» и Александр Куприн «Слон»

1

Сергей Козлов «Если меня совсем нет»

1

Внеклассное чтение. Моя любимая книга.

Письмо в клуб «Ключ и Заря»

1

.

Эзоп «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб»

1

Эзоп «Отец и сыновья». Лента времени. Поговорки В.И.Даля

1

Эзоп «Быки и лев». Лента времени. Пословицы В.И.Даля

1

Эзоп «Ворон и лисица»

1

Иван Крылов «Ворона и лисица». Лента времени.

1

Эзоп «Лисица и виноград

1

.

 Иван Крылов «Лисица и виноград».

1

Иван Крылов «Квартет».

1

Иван  Крылов «Лебедь, рак и щука» и «Квартет».

1

Басня «Волк и журавль»

1

Ж. Лафонтен    

"Волк и журавль", «Ворона в павлиньих перьях»

1

"О радже и птичке" (индийская сказка)

1

Каша из топора

1

Солдатская шинель

1

Волшебный кафтан

1

Продолжаем разгадывать секреты смешного

Леонид Каминский «Сочинение»

1

Ирина Пивоварова «Сочинение»

1

Марина Боровицкая «На контрольной…», Лев Яковлев «Для Лены».

1

 Михаил Яснов «Подходящий угол»

1

Надежда Тэффи «Преступник»

1

Надежда Тэффи «Преступник»

1

Надежда Тэффи «Преступник»

1

Корней Чуковский «От двух до пяти»,

1

Григорий Остер «Вредные советы»,

1

Татьяна Пономарева «Помощь»

1

Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»

1

Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»

1

Виктор Драгунский «Ровно 25 кило»

Внеклассное чтение. Рассказы Драгунского.

1

Н Носов  "Мишкина  каша"

1

Н Носов  "Мишкина  каша"

1

М. Вайсман "Приставочка моя  любименькая"

1

Т. Кочиев "Такая  яблоня"

1

Как рождается герой

Борис Заходер «История гусеницы» (начало)

1

Борис Заходер «История гусеницы» (начало)

1

Юнна Мориц «Жора Кошкин»

1

Борис Заходер «История гусеницы» .

1

Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение)

1

Леонид Яхнин «Лесные жуки»

1

Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение),  

1

Борис Заходер «История гусеницы (продолжение)  

1

Борис Заходер «История гусеницы» (окончание)

1

Борис Заходер «История гусеницы» .

1

Михаил Яснов «Гусеница  - Бабочке»

Картина  

С. Жуковский «Плотина»

1

С. Махотин «Самый маленький»

1

С. Махотин «Самый маленький»

1

Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

1

Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

1

Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

1

Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

1

Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

1

Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

1

Внеклассное чтение. Рассказы о детях.

1

Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Проверочная  работа за 2 полугодие

1

Леонид Пантелеев «Честное слово»

1

Леонид Пантелеев «Честное слово»

Картины О.Ренуара «Девочка с лейкой» и В. Серова «Портрет Мики Морозова»

1

Леонид Пантелеев "Честное слово"

1

Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)

1

Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге»

1

Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге».

1

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей

1

Константин Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Константин Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Константин Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Внеклассное чтение. К. Паустовский . Рассказы.

1

Константин Паустовский «Стальное колечко»

1

Константин Паустовский «Стальное колечко»

1

Александр Пушкин «Цветок»

Проверочная работа по чтению .

1

 

Аркадий Гайдар «Чук и Гек»

1

Аркадий Гайдар «Чук и Гек»

1

Аркадий Гайдар «Чук и Гек»

1

Аркадий Гайдар «Чук и Гек»

1

Внеклассное чтение. Рассказы Гайдара А.П.

1

Ю. Коваль "Под  соснами"

1

Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

1



Предварительный просмотр:

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
    слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению.

             Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

          Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

          Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

2-й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

  • понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
  • читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
  • верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
    знакам препинания в конце предложения;
  • умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

  • понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
  • допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
  • правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
  • знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

  • осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
  • читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
  • читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
  • допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
  • пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
  • знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:

  • читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
  • при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии  неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).

3-й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

  • понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
  • читает целыми словами (2полугодие);
  • читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
  • самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
  • понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
  • твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

  • читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
  • читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
  • допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
  • правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
  • знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Оценка "3" ставится ученику, если он:

  • читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
  • переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
  • последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

  • читает монотонно, по слогам (1полугодие);
  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
  • допускает более 6 ошибок;
  • искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
  • при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

4-й класс.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности
    (1 полугодие);
  • читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию (2 полугодие);
  • полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
  • знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1 полугодие);
  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2 полугодие),
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка "3" ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1 полугодие);
  • читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок (2 полугодие);
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
    ( 1полугодие),
  • не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
    главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

          При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

          Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее:

в 1-м классе - 1/4 страницы,

во 2-м классе -1/3 страницы,

в 3-м классе -1/2 ,

в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.
          При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
         Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

 по литературному чтению

 

В результате изучения литературного чтения учащиеся должны

 Знать:

  •  Название и основное содержание изученных литературных произведений;  имена,  отчества и  фамилии их авторов;
  • Элементы книги:
  •  (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • называть, приводить примеры:  
  •   сказок народных и литературных;
  •  стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • различать, сравнивать:
  •  жанры детской художественной литературы (сказка,
  • рассказ, стихотворение, басня);
  •  сказки народные и литературные;
  •  словари и справочники;
  •  элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация,  оглавление);
  •  виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
  • Уметь:
  •  читать осознанно, правильно, целыми словами.
  •  выразительно читать наизусть программные стихотворения и  
  •  отрывки из прозы, специально подготовленные  тексты;
  •  определять тему и главную мысль произведения;
  •  ставить вопросы к тексту, выполнять задания
  • и отвечать на вопросы к тексту;
  •  делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  •  пересказывать и рассказывать произведение по плану:
  •  составлять небольшое монологическое высказывание
  • с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  •  создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  •  самостоятельного чтения книг;
  •  высказывания оценочных суждений о прочитанном
  • произведении;
  •  самостоятельного выбора и определения содержания
  • книги по ее элементам;
  •  определять тему и жанр незнакомой книги;
  •  работать со справочной литературой.



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3-го года обучения  по литературному чтению

должны знать/понимать:

• наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;

• имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• выявлять авторское отношение к герою;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

• самостоятельного чтения выбранных книг;

• высказывания оценочных суждений о героях произведений;

• работы со словарями.



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

формирования УУД к концу 3-го года обучения

 Личностные УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

•  проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;

•  учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

•  понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном;

•  наблюдать то, что можно увидеть глазами, и то, что трудно увидеть глазами;

•  обнаруживать красоту природы и искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Регулятивные УУД

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

•  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

•  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания;

•  осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученным результатом.

Коммуникативные УУД

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•  работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

•  выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

•  понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

•  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Познавательные УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

•  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

•  свободно ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

•  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

•  читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

•  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

•  писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

•  называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

•  рассказывать о любимом литературном герое;

•  выявлять авторское отношение к герою;

•  характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

•  читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

•  ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•  составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

•  делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

•  самостоятельно читать выбранные книги;

•  высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

•  самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

•  различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

•  различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

•  находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

•  обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

•  понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

•  эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

•  интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

•  принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•  читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

•  рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

•  устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Содержание учебного курса «Литературное чтение».

                                                              3 класс (140 ч).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых доминант). Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Формирование умения удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдение норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи, повторов.

Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументированно опровергать.

Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Формирование библиографической культуры

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность «просто древних сказок»: начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер – начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра басни и его развитие во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и живописных произведений.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ, сказка о животных, волшебная  сказка  и др.),  узнавание  литературных  приемов  (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Раздел «Элементы творческой деятельности»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Сказки народов мира о животных:

африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;

бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*3;

бурятская сказка «Снег и заяц»;

венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;

индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»;

корейская сказка «Как барсук и куница судились»;

кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»;

шведская сказка «По заслугам и расчет»*;

хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;

сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка:

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира:

Эзоп. «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»;

Ж. Лафонтен. «Волк и журавль»*, «Ворона в павлиньих перьях»*;

Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*;

японские хокку: Басё, Бусон, Дзесо, Ранран.

Классики русской литературы:

Поэзия.

А. Пушкин. «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»;

И. Крылов. «Волк и Журавль»*, «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»;

Н. Некрасов. «На Волге» («Детство Валежникова»);

И. Бунин. «Листопад»;

К. Бальмонт. «Гномы»;

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»;

В. Маяковский. «Тучкины штучки».

Проза.

А. Куприн. «Слон»;

К. Паустовский. «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей»;

Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

Классики советской и русской детской литературы:

Поэзия.

В. Берестов. «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*;

Н. Матвеева. «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;

В. Шефнер. «Середина марта»;

С. Козлов. «Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»;

Д. Дмитриев. «Встреча»;

М. Бородицкая. «На контрольной»;

Э. Мошковская. «Где тихий-тихий пруд...», «Вода в колодце», «Мотылек»*, «Осенняя вода»*, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*;

Ю. Мориц. «Жора Кошкин».

Проза.

А. Гайдар. «Чук и Гек»;

Л. Пантелеев. «Честное слово»;

Б. Житков. «Как я ловил человечков»;

Саша Черный. «Дневник фокса Микки»;

Н. Тэффи. «Преступник»;

Н. Носов. «Мишкина каша»*;

Б. Заходер. «История гусеницы»;

В. Драгунский. «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»*;

Ю. Коваль. «Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под соснами»*;

С. Козлов. «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*;

К. Чуковский. «От двух до пяти»;

Л. Каминский. «Сочинение»;

И. Пивоварова. «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже XX–XXI веков:

Поэзия.

В. Лунин. «Идем в лучах зари»*, «Ливень»*;

Д. Дмитриев. «Встреча»*;

Л. Яковлев. «Для Лены»;

М. Яснов. «Подходящий угол», «Гусеница – Бабочке», «Мы и птицы»*;

Г. Остер. «Вредные советы»;

Л. Яхнин. «Лесные жуки».

Проза.

Тим. Собакин. «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*;

М. Вайсман. «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*;

Т. Пономарёва. «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»;

О. Кургузов. «Мальчик-папа»*;

С. Махотин. «Самый маленький»*;

А. Иванов. «Как Хома картины собирал»*.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе

Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....