Урок -исследование по внеклассному чтению в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок-исследование по внеклассному чтению в 1 классе "Теремок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_teremok.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урывская О.В. МБОУ «СОШ №2» г. Долинск
Урок – исследование по внеклассному чтению в 1 классе.
Тема: Тайна сказки «Теремок». Внеклассное чтение с элементами этнографии.
Цели и задачи:
1. Создать условия для формирования культуроведческой, этнографической коммуникативной компетенции.
2. Развивать мышление, воображение, речь, наблюдательность.
3. Помочь ученикам выявить и принять те нравственные установки, которые заложены в сказке «Теремок» и их значимость для разных культур и разных народов.
4.Учить детей самоанализу, пользуясь готовыми критериями.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку «Теремок».
2. Иллюстрации к уроку.
3. Выставка книг.
1.Организационный момент.
2.Музыкальное вступление. Звучит таинственная музыка.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Что вы представляли, когда её слушали?
- Какая это музыка? (Таинственная, загадочная, сказочная)
- А вы любите исследовать всё таинственное?
- Кому это интересно?
- Кто хочет сегодня совершить такое путешествие?
Итак, мы отправляемся исследовать тайну сказки…
- А какие предметы берут с собой исследователи? Для чего? (Лупа – нужна, чтобы рассматривать мелкие детали. Фонарик – нужен, когда требуется дополнительное освещение, чтобы внимательно что-то рассмотреть.)
3.Работа в группах с предметами.
- Прежде, чем начать исследование, посмотрите, у вас на столах лежат две инструкции. По ним вы сможете в конце урока оценить свою работу и работу всей группы.
1 инструкция «Оцени себя сам»:
1. Я активно работал и выполнял все задания.
2 .Я активно участвовал в обсуждении.
3. Я слушал и уважал мнения других.
- Я внимательно слушал учителя.
- Я работал с удовольствием.
2 инструкция. Работа группы:
- Мы выполнили все задания.
- Мы работали дружно.
- Мы старались.
- Мы внимательно слушали учителя.
- Мы работали с удовольствием.
(Учитель выдаёт каждой группе лупу и фонарик).
- А вот и предметы, которые вам надо исследовать. Эти предметы говорящие, они будут с вами разговаривать, только вы должны их внимательно слушать и понимать. А чтобы было легче работать, у вас есть план:
1. - Рассмотрите предметы.
2. - Как они использовались? Их назначение.
3. - Что их объединяет?
- Вы будете работать в группах – соблюдайте порядок, дайте каждому потрогать предметы и старайтесь выслушать мнение всех.
(Учитель выдаёт каждой группе подносы с различными предметами.)
- Как используется каждый из этих предметов? Все группы отвечают на вопрос:
- Каким должен быть дом?
1 группа. Лучина (для освещения),
мелок (белили печь),
уголёк (для тепла).
- Значит, дом тёплый и светлый!
2 группа. Подкова (на счастье – оберег),
веник (для чистоты - мусор под печь).
- Значит, дом чистый и счастливый!
3 группа. Скалка (раскатывать тесто).
деревянная ложка (для еды). Объяснить выражение «Бить баклуши».
- Значит, дом богатый, «полная чаша».
- Что объединяет все эти предметы? (Все предметы относятся к дому).
- Итак, каким должен быть дом? (Чистым, тёплым, светлым, уютным….).
4. Работа в группах с одинаковыми предметами.
( Учитель выдаёт каждой группе одинаковые предметы: варежку и глиняный горшок).
- Исследуйте предметы по плану.
- Загляните внутрь предмета, используя фонарик и лупу.
- Для чего служили?
- Из чего сделаны?
- В каких сказках о них говорится?
Горшок (постучать по нему, посвятить фонариком внутрь горшка).
- Какой он? (Из глины, стенки твёрдые, поверхность гладкая, ровная).
-А что вы увидели в предмете такого, что позволяет ответить на вопрос, почему предмет может служить для кого-то домиком?
Варежка (вывернуть, понюхать).
- Что доказывает, что она может служить домиком?
- Из чего она сделана? (Из шерсти. Она мягкая, пушистая, тёплая.)
- Какая сказка их объединяет? В какой сказке эти предметы служат домиком для зверей? ( «Теремок», «Варежка», «Горшок» - русская народная и украинская сказки.)
Выставка книг.
- Кто читал сказку «Теремок» в другом исполнении?
- Из чего были сделаны теремки? ( Корзина, валенок, решето, варежка, горшок и даже череп лошади, а в латышской сказке перевёрнутая квашня из-под теста).
- Кто считает, что сказка - это ложь, выдумка?
- Кто считает, что сказка – это реальность?
- Конечно, то, что в сказках горшок и варежка являются домиками - это вымысел, а настоящий дом - реальность.
- А могут ли уживаться вместе вымысел и реальность?
Слайд №2 с пословицей:
Всем известно сказка – ложь, но урок ты извлечёшь!
Давайте и мы попробуем извлечь из этих сказок урок!
5.Работа со слайдами «Дома из разного материала».
- Бывают ли глиняные дома? (Слайд №3)
- Хата на Украине. Мало леса. Глину разводили водой, насыпали рубленую солому и мяли всей семьёй ногами. Деревянными формами делали глиняные кирпичи, сушили и складывали из них хату, замазывали её глиной, белили мелом, расписывали цветами.
- А шерстяной домик бывает? Посовещайтесь. (Слайд№4)
- Юрта у казаков. Казаки разводили и пасли овец. Пастух семьей переезжал на новые пастбища. Юрту ставили женщины. Сначала деревянная решётка, а потом сверху шкуры овечьей шерсти.
- А домики из кожи бывают? (Слайд №5)
- Чум у северных народов. Ловили рыбу, разводили оленей, кочевали - переходили на новые пастбища, где рос мох. Сначала для чума ставили длинные жерди, затем их покрывали оленьими шкурами, с которых снимали мех.
- Виг – вам у индейцев.
- А вот и ледяной домик. (Слайд №6)
- Из чего он построен?
- Как он называется? Вспоминайте! Мы изучали разные домики в Букваре.
- Юрта на Севере.
- А в каких сказках вам встречались ледяные домики? ( У Мороза Ивановича, у лисички ледяная избушка).
- А почему нет ледяного теремка?
- Вот видите то, что существует в жизни - встречается и в сказках. Реальность перекликается с вымыслом. В каждой сказке есть доля вымысла и доля правды. В этом и есть тайный смысл сказки.
6. Работа со слайдами «Разные виды домов на Руси».
- А в России какие дома были? (Деревянные).
- Почему? (Много деревьев вокруг. Деревня от слова дерево).
- Какие строили дома?
Изба – одноэтажный рубленный дом. (Слайд №7) Рубили жилища с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома назывались срубами или избами. Слово изба происходит от старинного слова истьба, что значит истопить.
Терем – дом побогаче, он имеет 2 – 3 этажа. (Слайд №8)
- Окна – глаза дома, крыльцо – распахнутые руки на улицу, на крыше конёк – оберег. «Конь на крыше – в избе тише».
7. Работа со сказкой «Теремок».
- А теремок есть деревянный? (Да, русская народная сказка «Теремок»).
- Давайте вспомним саму сказку «Теремок». Я начну, а вы продолжите.
«Стоял в поле теремок. Прилетела муха - горюха и стучится.
-Кто в теремочке живёт?
- Никто не отзывается.
- Влетела и стала в нём жить…(Показ начала мультфильма. Слайд №9).
- А кто ещё поселился в теремок? Восстановите последовательность героев сказки. Не забывайте про их прозвищ - они подчёркивают характер.
Комар - пискун,
Блоха - попрыгуха,
Мышка - норушка,
Лягушка - квакушка,
Зайка - поплутайка,
Петушок - золотой гребешок,
Лисичка - сестричка,
Волк - зубами щёлк,
Медведь косолапый (всех давишь).
- Начало у сказок разное, а продолжение одинаковое, да и конец похож. Везде медведь всё портит. Он нежеланный гость. (Показ конца мультфильма).
- Медведь вызывает чувство гнева?
- Почему так говорят: «Неуклюжий как медведь»?
- Вспомните сказку «Репка». В какой последовательности описываются герои? (От большого к маленькому)
- Какую мудрость мы положили в наш сундучок? (Даже маленькая помощь очень важна!)
- А в «Теремке» в какой последовательности приходят герои? (От маленького к большому). Каждому хотелось обрести дом, зажить семьёй).
- А теремок мог вместить всех желающих? (Он же не тянется, он не безразмерный, да и согласия у его жителей не было).
- А для сказочных героев нужен дом?
- А для них он важен? Почему?
- Эта сказка о животных (Да).
- А для животных? (Нет).
- А для кого? (Для людей, чтобы мы поняли, что так делать нельзя!).
- А только ли красота важна в доме? Что ещё нужно? (Мир, согласие, уважение, любовь, нужно уметь ладить др. с другом, быть добрым. Это и будут мудрые советы для всех!
- По сказкам можно изучать историю быта и даже обряды наших предков. Не простое это было дело дом построить. Очень серьёзно к этому относились. Требовалось соблюдение многих обрядов и ритуалов.
- Кто знает какие-нибудь народные приметы, связанные со строительством?
-А вы хотите попробовать разгадать тайны наших предков-подсказки для строительства дома? Это трудно! Попробуем?
8. Работа в группах со словами - подсказками.
(Каждая группа получает конверт с карточкой, на которой написаны слова).
- Исследователями вы были, а сейчас проблема.
- Как ответить на вопрос, если не знаешь ответа?
- С чего начать? (Подумать, догадаться методом исключений).
- Что делать, если нет ответа? (Спросить у друзей, у родителей, у учителя…).
- Если одни дома, как быть? (Прочитать в справочной литературе, посмотреть в компьютере).
Если есть проблема и дети спрашивают - пути решения: я предлагаю…, вы можете…
1 группа. Дни недели для начала строительства дома: понедельник – день тяжёлый, воскресенье – ходили в церковь, суббота – банный день, среда и пятница – постные дни, остаются вторник и четверг. Именно во вторник и в четверг было принято начинать строительство дома.
2 группа. Выбор дерева для строительства: молодое – нельзя, только жить начинает, зрелое – можно, старое – нельзя, т.к. жизнь прожило, дать дожить, садовое – не использовали, одиноко-растущее – нельзя, не сможет с другими в срубе быть вместе, дом может развалиться. А ещё не использовали для строительства сухие деревья и буйные, в которые попала молния, притянут неудачу. Если придя в лес, первые три дерева не подходили, уходили домой до следующего дня. Когда дерево было выбрано, то прежде, чем рубить, ставили перед деревом молоко и хлеб, кланялись, просили прощение. Считалось, что душа дерева выскочит и можно срубить дерево без боли.
3 группа. Выбор места для строительства могли подсказать: клали на 3 дня горшочек, потом приходили и смотрели, что под ним: если паук – нельзя, т.к. он злодей, значит место не доброе, красный муравей – нельзя, злой воин, чёрный муравей – добрый труженик, значит можно, капли воды – очень хорошо. Где корова ложилась пережёвывать пищу – хорошее место, заяц – нет, т. к. у самого нет дома.
Опыт предков нам подскажет,
Где корова Зорька ляжет,
Начинай свой теремок
И не низок, не высок.
Чтоб жилось бы в нём без бед
Строй во вторник, иль в четверг,
А деревья для избы
Садовых, старых не руби,
Если всё это учтёшь,
В доме ладно заживёшь!
Ладно – хорошо, дружно, мирно, богато… Богиня Лада – хранительница домашнего очага. Когда дом был готов, пекли оладьи, ели их только со своей семьёй, верили, что это принесёт удачу Стол – регулятор лада. Ладушки – семейная игра, играли для мира и лада в доме.
9.Обсуждение конца сказки.
- Итак, почему же развалился теремок?
- Как бы на этот вопрос ответили этнографы – учёные, изучающие прошлое и наши предки? (Звери заняли чужой дом, а этого делать нельзя! По обычаям наших предков, если дом брошен, значит, он не подходит для жилья! И даже, если бы медведь его не разрушил, скорее всего счастья и удачи бы там всё равно не было.)
-А как бы на этот же вопрос ответили филологи – учёные, изучающие язык, да и мы с вами? Теремок не безразмерный, он не мог вместить всех желающих, да и согласия между его жителями не было!
- Сказка одна, а Объяснения разные. В этом, наверное, и есть тайна сказки.
10. Работа с пословицами и поговорками. (Каждой группе выдаются конверты с карточками).
- Прочитайте и объясните смысл пословиц и поговорок. Как их понимаете?
1 группа: В тесноте, да не в обиде. ( русск .нар.)
Набралось гостей, со всех волостей. ( русск .нар.)
2 группа: Согласие крепче каменных стен. (русск. нар.)
Что быстро находишь, то быстро теряешь. (африканская)
3 группа: Что легко достаётся, то в прок не даётся. (украинская)
Чужое добро в прок не идёт. (белорусская)
- Прочитайте и объясните, как понимаете смысл?
- Какая из них является мудростью этой сказки?
Согласие крепче каменных стен. (На слайде)
- Прочитаем её хором.
- Давайте положим эту мудрость в наш сундучок. Каждый раз мы читаем новые сказки, и наша копилочка пополняется новыми мудростями.
11. Запуск проекта. (Планируем работу вместе.)
. - Что общего есть у всех сказок?
- А как обычно заканчиваются все сказки? (Добро побеждает зло.)
- А у этой сказки есть счастливый конец? (Нет.)
- А кто хочет, чтобы эта сказка хорошо заканчивалась?
- А что можно для этого сделать?
- Что поможет нам в этом? (Выдумка, фантазия.)
- А что ещё? (Прочитать другие сказки и ознакомиться, как они заканчиваются. Пофантазировать самим или с родителями. Обратиться за помощью к родителям, к друзьям, к учителю.)
- Как и с кем лучше работать? (Можно самому, можно с другом, можно группами или парами.)
- Распределить работу, если работаете в группе.
- Что я хочу и могу взять на себя?
- За что я берусь отвечать?
- Кто может мне помочь?
- Как можно сделать (оформить) продолжение сказки? (Рассказать, написать, нарисовать, сочинить стихотворение…)
- Подумайте, посовещайтесь, постарайтесь выбрать одно из понравившихся заданий и выполнить к следующему уроку внеклассного чтения (через неделю).
- Подумайте, кого и как можно порадовать сказкой? (Рассказать в классе, проинсценировать…)
12. Итог урока.
Возьмите инструкцию с критериями и проанализируйте каждый свою работу, сколько критериев вы выполнили на уроке. Если все пять – возьмите себе красное окошечко, если четыре – зелёное, если три – жёлтое, 2 - 1 – синее окошечко.
Теперь проанализируйте все вместе работу вашей группы. Для этого возьмите вторую инструкцию с критериями. Если ваша группа выполнила все пять критериев, возьмите оранжевый теремок, если четыре критерия – жёлтый теремок, если три – коричневый теремок, если только один или два – возьмите белый теремок. Теперь наклейте на теремки свои окошечки. ( Все теремки вывешиваются на доску).
-А сегодня на уроке у нас было согласие?
-А взаимопонимание было?
-А это хорошо?
Вот видите, и в сказке это хорошо и в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Генералиссимус и адмирал. Интегрированный урок истории и внеклассного чтения 4 класс
Интегрированный урок истории и внеклассного чтения. На уроке учащиеся знакомятся с талантливыми людьми: полководцем А.В.Суворовым и флотоводцем Ф.Ф.Ушаковым. Произведения С.Алексеева «Расс...
Урок-исследование по литературному чтению "Л.Н.Толстой - граф, военный, учитель, великий писатель"
Данный урок первый из 11 по теме "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого. Урок-исследование содержит две презентации "Л.Н.Толстой - учитель", "Л.Н.Толстой - военный", а также материалы интерактивной доски....
Урок-исследование по литературному чтению "Л.Н.Толстой - граф, военный, учитель, великий писатель"
Данный урок первый из 11 по теме "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого. Урок-исследование содержит презентацию "Л.Н.Толстой - учитель",...
Урок-исследование волшебной сказки в 4 классе Программа ПНШ (Литературное чтение)
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе ПНШ....
Урок-исследование по литературному чтению ""«Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».
Применение исследовательской деятельности значимо и актуально на этом уроке ,так как способствует формированию:Личностных УУДадекватная самооценка;испытывая чувство радости узнавания ...
урок-исследование по литертаурному чтению
урок на тему"Устное народное творчество"...
Урок – исследование по внеклассному чтению в 1 классе. Тема: Тайна сказки «Теремок».
Внеклассное чтение с элементами этнографии. Цели и задачи:1. Создать условия для формирования культуроведческой, этнографической, коммуникативной компетенции.2. Развивать мышление, воображе...