Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе по теме "Авторская волшебная сказка: вглядываемся в черты нового героя. Ш. Перро "Мальчик с пальчик".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока внеклассного чтения по хрестоматии для 2 класса Н.А. Чураковой, В.Ю. Свиридовой ("Система Л.В. Занкова")
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
2 класс.
МБОУ «Гимназия №7»,
город Батайск Ростовской области.
Учитель начальных классов - Савченко Ирина Фёдоровна.
Тема урока: «Авторская волшебная сказка: вглядываемся в черты нового героя. Ш.Перро «Мальчик с пальчик».
Тип урока: комбинированный.
Учебник: Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова. Хрестоматия, 2 класс. 2005 г.
Время проведения: III четверть, 26 февраля.
Цель урока: создать условия для ознакомления с фрагментами биографии и творчеством французского писателя Ш.Перро, его произведением, выявления идейного смысла сказки «Мальчик с пальчик», анализа данного произведения.
Задачи урока: продолжить знакомить детей с биографией и творчеством Ш.Перро; выяснить идейно-смысловое содержание сказки «Мальчик с пальчик»; активизировать «вдумчивое чтение»; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи; формировать читательскую самостоятельность, воссоздающее творческое воображение детей; способствовать развитию словарного запаса учащихся, расширению кругозора детей, развитию умения анализировать, обобщать, сравнивать; развивать всё многообразие психических процессов; содействовать воспитанию норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, чувства взаимопомощи, умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Планируемые результаты | ||
Предметные: анализируют пословицы; сравнивают произведения одного жанра; определяют главную мысль произведения. | Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения текста одного жанра, готовят рассказ на заданную тему; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты. | Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; уважают мнение других. |
Образовательные ресурсы:: учебник, выставка книг Ш. Перро, портрет писателя, карточки для словарной работы: «сообразительный», «смекалистый», «сметливый», «умный», «смышлёный», «находчивый», «смелый», «дальновидный»; для работы в группах на партах должны лежать перевёрнутые листы с текстами пословиц; карточки с номерами групп; песочные часы на 1и 5 минут; в 3-х прозрачных кармашках на обратной стороне доски карточки для рефлексии; телевизор, видеомагнитофон и видеокассета с мультфильмом «Кот в сапогах»; магнитофон с записями песен о сказках; большие иллюстрации к сказкам для физминутки.
Ход урока.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя и обучающихся | Примечания |
I.Организация детей на занятие. II. Введение в тему урока. III. Проверка первичного восприятия текста. IV. Составление картинного плана и сжатый пересказ. V. Физминутка. VI. Анализ произведения. 1) Работа в группах. 2) Словарная работа. 3) Анализ произведения. VII. Вторичный синтез.
VIII. Итог урока. IX. Рефлексия | (Звучит песня-заставка к знаменитой телепередаче «В гостях у сказки») Учитель читает наизусть: Ну, вот мы и снова у сказки в гостях, Никто не услышит о том в новостях. Да мы и не думаем шум создавать, А будем тихонько страницы листать, Смеяться с героями, переживать, Грустить, веселиться, о чуде мечтать И снова забудем, дружок, впопыхах, Что чудо-то держим с тобою в руках. О каком чуде говорится в этих строках? (В этих строках говорится о книге.) А почему книгу мы можем назвать чудом? (Вместе с героями мы можем путешествовать по тем местам, где никогда не были; можем переживать чувства, эмоции главных героев.) Ребята, а что вы любите слушать и читать больше всего? (Сказки!) А кто сочиняет сказки? (Писатели, народ.) Как называются сказки, созданные народом? (Народные.) Писателями? (Авторские.) Ребята, давайте вспомним, какие вы знаете народные сказки и какие авторские. Сейчас я покажу вам портрет одного известного французского писателя, а вы подумайте, имеет ли он какое-то отношение к нашему диалогу? (Дети могут узнать сказочника Ш.Перро или предположить, что это писатель, который сочинял сказки.) Сегодня мы обратимся с вами к его сказке, которую Ш.Перро сочинил почти 300 лет назад. Вы прочитали уже её дома. Как она называется? («Мальчик с пальчик») Как вы думаете, Ш.Перро придумал эту сказку сам или использовал сюжет французской народной сказки? (Если кто-то из детей ответит, что Ш.Перро использовал сюжет народной сказки, то пусть попробует доказать свою версию.) Кстати, на сюжет этой же самой французской народной сказки были придуманы сказки «Молодой великан» братьев Гримм и русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Дома вы прочитали эту сказку до конца. Вам понравилась она? Я просила вас проиллюстрировать дома момент из сказки, который вам больше всего запомнился, понравился. Давайте вспомним, с чего начинается эта сказка? Кто изобразил это в своих рисунках? Что произошло дальше? А что было после этого? И как развиваются события дальше? Так что же было потом? Каков же конец сказки? Ребята, посмотрите на доску, мы только что составили с вами картинный план сказки «Мальчик с пальчик». Молодцы, ребята, хорошо потрудились дома: и внимательно прочитали сказку, и поработали над рисунками. А сейчас немного отдохнём. Встаньте. Вам предстоит узнать сказку по зашифрованному тексту. (Смотри Приложение. Тексты читают подготовленные дети.) Если вы узнали, о какой сказке идёт речь, найдите в классе иллюстрацию к ней и повернитесь в ту сторону. 1 сказка - «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Давайте, как Буратино, «подудим» в ключик. 2 сказка - «Приключения Чиполлино». Чиполлино - это лук, мы от него плачем. (Изображают, как плачут.) 3 сказка - «Дюймовочка». Дюймовочка поворачивает голову в одну сторону, чтобы насладиться ароматом прекрасного цветка. А теперь в другую сторону. А вот она пытается дотянуться до очень высокого цветка. Вдруг пролетела пчела и рассыпала на Дюймовочку цветочную пыльцу. Девочка отряхивает её с себя. Вот теперь всё в порядке. (Дети имитируют движения Дюймовочки.) Кстати, что объединяет эти сказки? (Это всё авторские сказки.) А что использовалось в текстах-загадках? (Фразеологизмы.) Садитесь, мы продолжаем урок. А сейчас давайте перечислим всех героев сказки «Мальчик с пальчик». (Мальчик с пальчик, его братья, папа, мама, жена людоеда, людоед.) Ребята, теперь вам задание для работы в группах. (Дети заранее сидят по группам. На партах выставлены таблички с номерами групп.) Выберите любого героя этой сказки и, работая с текстом, найдите всё, что имеет отношение к описанию и характеристике этого героя. На листке бумаги делайте нужные пометки. Затем один ученик из каждой группы выступит с сообщением о герое сказки. Если какая-нибудь группа подготовит сообщение о том же герое, что и у вас, то вы только то добавите, что ещё не прозвучало. Если вам нечего добавить, так и скажите. На подготовку вам – 5 минут. ( Краткие выступления групп. Например: - Я хочу рассказать о Мальчике с пальчик. Мы считаем, что он был сообразительный, так как …) Посмотрите, на доске у нас появились слова, характеризующие главного героя сказки. Давайте прочитаем их хором. Что заметили? (Это всё положительные качества. Есть слова-синонимы.) А могут ли пригодиться вам в жизни эти качества? Итак, как вы думаете, почему же почти все группы рассказывали о Мальчике с пальчик? (Это главный герой сказки.) Так почему сказка называется «Мальчик с пальчик»? (Это имя главного героя.) Пригодился ли по ходу событий сказки его необычайно маленький рост? Подтвердите словами из текста. ( С.128: А Мальчик с пальчик во время их разговора не спал: он забрался под скамейку… С.128: Чуть свет вышел он потихоньку из дому… С.131: Мальчик с пальчик выбрал дерево повыше и влез на самую его верхушку…) Ребята, есть ли такой момент в начале сказки, который, может быть, вам трудно понять или принять? Найдите, где об этом говорится в тексте. (С. 127: Давай лучше заведём их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти.) Был ли выбор у дровосека в тот момент? Зачитайте. (С.127: Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода?) Как вы думаете, любили ли родители своих детей? Найдите подтверждение этому в тексте. (С.127: - Как! – в ужасе воскликнула жена дровосека. – Неужели мы должны сами бросить своих детей на погибель? У дровосека у самого сердце сжималось от горя, но он принялся уговаривать жену… Пришлось ей согласиться, и она легла спать, заливаясь слезами. С.129: Но им и кусок в горло не шёл… Важно ли, сколько детей было у дровосека с женой? (Важно. Когда детей много, их трудно прокормить.) А то, что среди них – 3 пары близнецов? (Важно, ведь самые старшие не будут ещё достаточно взрослыми, чтобы помогать отцу зарабатывать деньги.) Помните, сколько было лет Мальчику с пальчик? (7) Как вы думаете, случайно ли это? (Волшебное число есть в каждой сказке. 7 – это волшебное число в этой сказке: 7 сыновей, 7 лет Мальчику с пальчик, 7 дочерей у людоеда.) Кстати, у самого Ш.Перро в семье было пятеро детей. И, как вы думаете, кто был самый младший? (Шарль.) Да, можно предположить, что Шарль как бы представлял себя в роли Мальчика с пальчик, когда сочинял эту сказку. Итак, мы выяснили, что 7 – волшебное число в этой сказке. А где мы с вами уже встречались с волшебными числами? ( В русских народных сказках.) А что в сказке повторяется? (Одно и то же действие главного героя.) Сколько раз? (3) Итак, мы подошли к самому главному. Давайте постараемся ответить на важный вопрос: что же играет в этой сказке ведущую роль: волшебство или смекалка, находчивость, смелость героя? (Хотя сказка и волшебная, главным является находчивость, смелость героя.) А теперь переверните листы, которые лежат у вас на столах, и прочитайте пословицы, которые там записаны. (Смотри Приложение.) Обсудите в течение минуты в своих группах, какая из них отражает главную мысль сказки «Мальчик с пальчик». (Подходят все, кроме №2.) Ребята, на уроках литературного чтения мы с вами читали ещё одну из сказок Ш.Перро – это «Кот в сапогах». Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма по этой сказке, а после вы ответите на такой вопрос: что общего в этих двух сказках – «Кот в сапогах» и «Мальчик с пальчик»? ( Обе сказки волшебные, общий герой – людоед, одинаковая идея – главный герой своим умом и смекалкой добивается счастья для дорогих ему людей.) Итак, скажите, «Мальчик с пальчик» - это волшебная сказка, о животных или бытовая? (Это волшебная сказка.) С творчеством какого писателя мы продолжили сегодня знакомство? (Французского писателя Ш.Перро.) Что нового узнали о жизни Шарля Перро? (Он был 5-ым и самым младшим ребёнком в семье, брал сюжеты для своих сказок из французских народных сказок.) Выставление отметок. Похвала. И в заключение урока ребята хотят прочитать вам стихи, посвящённые автору всех этих сказок – Ш.Перро. 1.Как бы мне хотелось Жить в волшебном доме, Где хранятся сказки, Как стихи в альбоме, 2.Где старушки-стены Сплетничают ночью Обо всём, что в сказках Видели воочию. 3.Где огонь в камине Создаёт уют И на книжной полке Чудеса живут. 4.Где в старинном кресле Чуть скрипя пером, Сочиняет сказки Друг наш – Шарль Перро. Дорогие друзья, никогда не расставайтесь со сказками, пусть они ведут вас своими волшебными дорогами. Предлагаю вам, ребята, подойти к доске и выбрать карточку в зависимости от того, понравился ли вам урок, не понравился или вы не знаете; а также поближе подойти и познакомиться с книжной выставкой «Сказки Ш.Перро». Дома вы прочитаете ещё одну его сказку – «Храбрый портной». | Поворачиваются таблички «АВТОРСКИЕ СКАЗКИ» и «НАРОДНЫЕ СКАЗКИ». На доске портрет Ш.Перро. По ходу краткого пересказа дети по порядку прикрепляют свои рисунки на доске. На боковых стенах класса висят иллюстрации к сказкам: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж.Родари и «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена. Выставляются песочные часы на 5 минут. До этого момента ламинированные карточки со словами висят на доске обратной стороной вверх на магнитах. Затем учитель переворачивает карточки по мере употребления этих слов детьми: СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ СМЕКАЛИСТЫЙ СМЕТЛИВЫЙ УМНЫЙ СМЫШЛЁНЫЙ НАХОДЧИВЫЙ СМЕЛЫЙ ДАЛЬНОВИДНЫЙ Выставляются песочные часы на 1 мин. Звучит песня о сказках как фон. |
Предварительный просмотр:
Приложения к уроку.
I. Карточки с зашифрованными сказками для физминутки:
- Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа, держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не видел…
- Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая рук.
- Она была такая крошечная, что никому не мозолила глаза. Решили лишить её воли сначала
жаба, потом крот. Но нет худа без добра. Спасла малютку ласточка.
II. Карточки с пословицами:
- Мал золотник, да дорог.
- Голова с лукошко, а мозгов ни крошки.
- И сила уму уступает.
- Ум – это нечто гораздо большее, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит ум.
- Птица красна пером, а человек – умом.
III. Карточки для рефлексии:
не понравился понравился не знаю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.
В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...
План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс
Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 3 частью; анализ всего отрывка; формирование навыка осознанного и выразительного...
План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"
В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....