Конспект урока чтения "Изучение лирики С. Есенина". 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Пархоменко Людмила Леонтьевна

Конспект урока чтения во 2 классе по теме "Изучение лирики С.Есенина" на примере стихотворения "Берёза".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения во 2 классе по теме

« Изучение лирики С. Есенина»

 

Цель:

  • Способствовать полноценному восприятию стихотворения.
  • Формировать представление о своеобразии творчества С.Есенина, об изображении жизни природы в есенинской лирике.
  • Формировать систему читательских умений, уделив особое внимание умению видеть авторскую позицию во всех элементах произведения.
  • Совершенствовать навык чтения.
  • Обучать сопоставительному анализу стихотворений разных авторов.

Ход урока

  1. Подготовка к первичному восприятию. Рассказ о поэте.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта- Сергея Александровича Есенина. Он родился и вырос в селе Константиново под Рязанью. Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперед видны деревни и села, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озера.

О Русь-малиновое поле

И синь упавшая в реку.

Люблю до  радости и боли

Твою озерную тоску.-

Писал Есенин в одном из своих стихотворений.

Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, неброскую русскую природу. Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил ночное. «Ночью луна - вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Один из друзей его детства писал о своих воспоминаниях: «….очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были»

Стихи Есенин начал писать рано, по его собственному признанию, лет в восемь. Эти стихи в большинстве своем не дошли до нас. А первое стихотворение, появившееся в печати, было написано в 18 лет. Молодые начинающие поэты часто подражают в своих стихах известным художникам, мастерам слова. Но уже в первом опубликованном стихотворении Есенина слышится голос большого поэта, по – своему воспринимающего мир. Послушайте это стихотворение.

  1. Первичное восприятие. Чтение  учителем стихотворения « Береза»
  2. Выявление первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение? Какую музыку вы подобрали бы к нему и почему?

4. Постановка учебной задачи.

- Я прочитаю вам еще одно стихотворение. Его написал А. Фет - знаменитый русский поэт, живший в 19 веке. Сергей Есенин хорошо знал и очень любил стихи Фета.

Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать за ней

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

- Похоже ли стихотворение Есенина на стихотворение Фета?

- Сегодня на уроке мы сравним тексты двух стихотворений и постараемся определить, в чем своеобразие есенинской лирики, что нового принес он в поэзию.

5. Вторичное восприятие и анализ текста.

- Прочитайте первую строфу в каждом стихотворении и сравните их. Что в них общего? О чем говорится в каждом стихотворении?

- Значит, рассказывается об одном и том же. А теперь посмотрим, как говорит каждый поэт о березе. Сравните две последние строчки в первых строфах. ( У Фета береза разубрана « прихотью мороза», она не сама принарядилась, а у Есенина она « принакрылась снегом, точно серебром». Береза описана как живая, она хочет выглядеть нарядной.)

- Прочитайте вторые строфы. С чем и почему сравнивает каждый поэт ветви березы?

 ( Фет сравнивает ветви берез с гроздьями винограда, это сравнение подчеркивает внешний вид березы. Ведь у Фета березы «печальная», наверно, она кажется поэту печальной, потому, что ее ветви опущены вниз. В народе такие березы называют плакучими. Есенин использует метафору – скрытое сравнение. Береза принакрылась снегом, будто накинула на себя шаль, поэтому снег на ветках напоминает кайму, а концы веток выглядят как кисти бахромы. Береза описывается как девушка, ей придаются черты живого существа.)

- Чем заканчивается вторая строфа в стихотворении Фета?

 Почему наряд березы назван «траурным»?

(  черный и белый – цвета березы и цвета траура)

- Какое чувство у автора вызывает траурный наряд березы? Почему?

 ( поэт любуется красотой заснеженного дерева, поэтому ее наряд « радостен  для глаза»)

- Есть ли в стихотворении Есенина строки, в которых  называется  настроение поэта, прямо говорится о его отношении к березе?

 ( Нет. Дано только описание березы)

- Прочитайте, как заканчивается стихотворение. О чем пишет Фет в последней строфе?

( О своих чувствах, о том, что он любит, чего ему жаль.)

- А как заканчивается стихотворение Есенина?

( Описывается береза, об авторских чувствах ничего не говорится.)

- Вы правы. Есенин прямо не называет своих чувств, но понимает ли читатель , какие испытывает поэт?

( Да. Береза так описана, что видно – поэт любуется, восхищается ею.)

6. Обобщение.

- Перечитайте про себя оба стихотворения, подумайте. Почему стихотворение Есенина называется « Береза», а стихотворение Фета не имеет названия. Можно ли назвать стихотворение Фета « Береза»?

( Стихотворение Фета не столько о березе, сколько о тех чувствах, которые вызывает береза у автора. Для Есенина важны не столько собственные ощущения, сколько переживания самой березы. Природа для него – живая. Береза ощущает свою красоту, ей хочется быть еще красивее, она может принакрыться снегом, принарядиться, заря тоже обладает характером, она сама еще не проснулась окончательно и в сонной тишине лениво обходит березу кругом, откликается на ее красоту, делает ее еще прекраснее.)

- Уже в своем юношеском стихотворении С.Есенин предстал перед читателем как поэт, не похожий на других, по – своему видящий мир, передающий в своих стихах жизнь природы.

7.Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения С. Есенина.

Задание для желающих: перечитать оба стихотворения, подумайте, какие краски вы использовали бы, если бы рисовали иллюстрацию к ним. Свою точку зрения постарайтесь доказать текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир. ...

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: С. А. Есенин «Черемуха»

Урок литературного чтения в 3 классе, по теме С.А.Есенин "Черёмуха", составлен в соответствии ФГОС второго поколения. К уроку предлагается презентация о С.А. Есенине. Ход урока разделен на виды деяте...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) УМК Школа России на тему "С.А.Есенин "Черёмуха""

Данный конспект урока разработала студкетка Новосибирского Педагогического Колледжа №1 имени А.С.Макаренко...

Конспект урока чтения для учащихся 8 класса "С.Есенин "Спит ковыль..."

В комплект входят конспект урока и презентация к нему...