Литературное чтение 4 класс В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Загуменных Александра Васильевна

Предметные УУД:  научатся читать выразительно, сравнивать свои переживания с переживаниями героя произведения; работать с текстом, иллюстрацией к данному произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._chtenie_4_klass_garshin.docx202.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Школа: МБОУ НОШ №11

Класс:

Педагог: А.В. Загуменных

Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

Цель деятельности учителя:  создать условия для ознакомления с произведением В.М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе», для формирования умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности; формировать умение доказывать свое мнение, правильно строить речь ; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; расширять кругозор и словарный запас.

Планируемые результаты:

личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики, системы нравственных ценностей.

регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку учителя, товарищей и корректно оценивать ответы одноклассников; планируют свои действия. 

познавательные УУД: демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения, через анализ поступков и характеристик героев; формируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают,  определяют понятие о  нравственности; обогащают  словарный запас, развивают  речевые умения.

коммуникативные УУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, распределять обязанности при выполнении творческой работы.

предметные УУД:  научатся читать выразительно, сравнивать свои переживания с переживаниями героя произведения; моделировать обложку книги (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему); работать с текстом, иллюстрацией к данному произведению.

Оборудование: книга со сказкой, иллюстрации картин,  компьютерная презентация урока Power Point;

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 мин

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята, Улыбнитесь друг другу. Подарите вашу улыбку нашим гостям. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радость.

- Приветствуют учителя

- Улыбаются друг другу, настраиваются на позитивную работу

II. Актуализация опорных знаний

-Отгадайте, из какого произведения эти строчки:

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.

Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит - коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня - одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?

"Ну что же, думает, взялся - делать нечего".

И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись бежит к нему серый волк:

Он, конечно, был пророк;

Что сказал - сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья - Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:

- Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай - при себе не держи долго!

Вот раз он лежал в саду под виноградником и, наконец, заснул; в это время шла мимо Магуль-Мегери с своими подругами; и одна из них, увидав спящего ашика (балалаечник), отстала и подошла к нему: «Что ты спишь под виноградником, – запела она,– вставай, безумный, твоя газель идет мимо»;

-Что объединяет эти произведения? Какие это сказки (вид), почему?

-На какие две группы можно разделить эти сказки?

К какой группе относятся эти сказки, почему?

-дети отгадывают, называют автора и заголовок произведения

А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»

РНС «Иван – Царевич и серый волк»

Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна»

РНС «Марья – Моревна»

М.Ю. Лермонтов «Ашик –Кериб»

-это сказки, волшебные

-литературные, потому что у них есть автор и народные, сочинил народ.

На доске составляют кластер:

СКАЗКИ

литературные       народные

III.Постановка учебной задачи

-Назовите сказку, с  которую мы познакомились на прошлом уроке?

Есть такое высказывание «сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Чему  мы можем научиться  в этой сказке?

-Дома вы должны были самостоятельно прочесть еще одну сказку Гаршина.

-Сегодня мы постараемся ее проанализировать, понять, о чем хотел автор нам рассказать, с чем поделиться.

- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница»

-Быть смелым, сообразительными, умными, не обманывать, быть жизнерадостными.

научиться выразительно читать, отвечать на вопросы, находить главную мысль произведения

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

-Прежде, чем мы поработаем с текстом, напомните, что вы знаете о Всеволоде Михайловиче Гаршине?

-родился 1855-1888

Писал легенды, рассказы, очерки, стихотворения

Главная тема его произведений – человек, его жизнь, любовь, милосердие.

Исследование, работа в группах

-Сейчас я предлагаю поработать в группах и провести небольшое исследование, которое поможет вам немножко больше узнать о Гаршине.

1.Какое было детство у Гаршина? Каким человеком он старался быть?

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге.   Детство у него  не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

2.Какому художнику и для каких картин позировал В.М. Гаршин?

Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали». Посмотрите на эти картины, найдите сходство.

 

 Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок.

3. Почему у Гаршина возникла идея о написании сказки «Сказка о жабе и розе»?

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...».

Однажды Всеволод Михайлович  Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость -  композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

-Дети в группах получают материал, изучают его и выделяют интересные моменты биографии Гаршина

- один из членов группы представляет наблюдения группы

V. Работа с произведением:

-Кто главный герой этой сказки?

- Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства?

-Какое пространство или место можно назвать природным? а бытовым?

- Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

- Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.

 

-А так ли некрасив был этот цветник?

 Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

-Кто же был обитателем цветника?

-Как среди такой красоты выглядела роза?

-Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.

-Каким изобразил Гаршин майское утро? Прочтите.

-Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет. Отчего плачет роза? Прочтите.

 

  • Словарная работа

 Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности. ( в паре)

- А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.

- О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом.

- Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?

- Прочитайте описание жабы.

- Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?

 

  • Словарная работа
  • Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.

(работа в паре)

- Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет...

- А о чем мечтала жаба?

Роза, жаба, мальчик, девочка

Цветник и дом

цветник, а бытовым дом

Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась.

Роза расцвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное.

Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность.

роза, жаба, хозяин-мальчик

Она выглядела торжественной и прекрасной.

Она чувствовала себя необыкновенно счастливой.

 Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.

Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает.

Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру.

милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная....

Она молилась.

Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях.

Жаба

Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту.

Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная....

(Поесть и отдохнуть)

Физ. минутка

Выполняются упражнения для снятия напряжения

Дети выполняют упражнения

VI.Работа с произведением

Перенесёмся в другое пространство – дом.

- Почему Гаршин  упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой?

Что сближает мальчика и розу?

- Кто же главный обитатель цветника, его хозяин? Найдите слова, которые характеризуют мальчика.

-Как вы понимаете слово кроткий?

-Можно ли розу назвать кроткой? Почему?

-Какое чувство вызывает у вас мальчик?

-О чём читал мальчик в книгах? Почему ему нравились именно эти книги?

-Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.

-Что почувствовала  жаба, увидев прекрасный цветок? Почему она этого не сделала?

-О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба?

  • Умение сравнивать, находить общее у героев разного плана.

- Как автор показывает розу?

-Можно ли провести сравнение с кем-нибудь?

-Почему роза тогда «бледное создание»?

Давайте вернёмся в пространство дом.

-Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть.

-Он боялся умирать? Зачем ему была роза?

-Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

-Какой последний долг исполнила роза?

-Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

-Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась услышанной?

-Забыли ли розу после этого случая?

они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает

мальчик «Он был такой слабый, тихий, кроткий…»

Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать.

Можно, потому что она тоже смиряется с тем,  в каких условиях она живет.

сочувствует, жалеет

он мечтал о приключениях, нравились сильные люди

находят и читают отрывок

понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?

Господи! Хоть бы умереть другой смертью

(Бледное создание)

С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни

От страха

Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду.  Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.

Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение.

Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты...

Да, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.

Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике.

VII.Итог урока. Рефлексия

-Что символизирует жаба?

-Что символизирует роза? Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

-Кто одержал победу в этом поединке и почему?

 

-А что случилось с розой? Она умерла?

-Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?

-В чём же основная мысль сказки?  Почему возникла идея о написании сказки?

-Чему  мы можем научиться  в этой сказке?

-Добро побеждает зло. Чтобы так было  в нашей жизни, что мы с вами в состоянии сделать: поступки, черты характера. У вас на столе приклеены листочки, вы сейчас минутку подумаете и напишите на нем, какие поступки, черты характера помогают нам быть добрыми и милосердными, чтобы противостоять злу.

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки

-У вас на столах лежат полоски бумаги, сейчас мы проведем диктант, если вы согласны с высказыванием записываете слова да, если не согласны пишите слово нет

1.Слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к бабочке?

2. Роза в период своего цветения думала умереть бы другою смертью

3. В жабе самое омерзительное - это  бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как она украсила последние минуты жизни мальчика

5. Символом света, добра, красоты в сказке является жаба?

- Сравните свою запись с моей и оцените себя, если у вас такие же ответы, то можете поставить себе 5, одна ошибка 4

зло, уродство

доброту, красоту, душевную чистоту

Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне.

Человек жив, пока жива память о нём

В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят

Гаршин  хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла.  Добро всегда побеждает зло.

Дети записывают на листочках слова, озвучивают и прикрепляют на доске

Нет, да, да, да, нет

(на доске)

VIII. Рекомендации для самостоятельной работы

- Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

«Шапка вопросов»  придумать в паре вопрос по тексту, что бы ребята на него ответили.

- Спасибо всем за урок.

Дети предлагаю варианты домашнего задания и выбирают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

Урок литературного чтения в 4 классе В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

На этом уроке учащиеся знакомятся со сказкой В.М. Гаршина. Сведения из жизни автора помогают понять тему сказки и основную мысль автора.Учащиеся узнают, что через характеристику героев в сказке раскры...

Презентация.Литературное чтение.4 класс. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

Интересная и красочная презентация к произведению В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе " поможет учащимся лучше представить и понять учебный материал....

Тест по литературному чтению в 4 классе В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Тест по литературному чтению в 4 классе В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе».

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»....