Разработка урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Борисова Татьяна Евгеньевна

конспект урока "Сочиняем сказку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_razvitiyu_rechi_sochinyaem_skazku.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТ КА УРОКА   по развитию речи «Сочиняем сказку» 2 класс

Тема: комплексное применение знаний и умений Сочини сказку.

(урок закрепления)

Цели урока:

- закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;

- развитие речи учащихся, умение сочинять сказки в соответствии с определёнными заданными требованиями;

- формировать умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга.

Планируемые результаты урока:

- проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную сказку.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

- определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

- определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

- использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

- читать и инсценировать сказку по ролям;

- уметь распределять роли  при подготовке к инсценированию (драматизации);

- отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

- уметь выражать собственное отношение к герою  в процессе  чтения  по ролям или инсценирования  (драматизации).

Регулятивные умения:

-  выполнять учебное действие по плану;

-  выполнять учебное задание, используя алгоритм;

-  выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

-  учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-  адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

- знать специфические особенности жанра литературной сказки;

- выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

- характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.

 

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, лист, бумаги, ручки.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (сочинение  детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.


Ход урока:

Этапы  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Заметки

Оформление

Организационный  

- психологический

настрой;

-самоопределение к деятельности.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

- Приветствуют

гостей.

- Рассаживаются

по местам.

Слайд 1

Постановка учебной задачи.

Тихо скрипят половицы, 

Налейте в чашки чаек.

Под тихий шелест страницы

К нам в гости……. идет.

Как вы думаете, кто к нам в гости придёт?

Как вы уже догадались, у нас сегодня в гостях будет сказка, но не простая сказка, а сказка, которую вы сами сочините, поэтому нам нужно подготовиться к творческому процессу создания сказки.

Слушают стихотворение.

К нам в гости придёт сказка.

Слайд 2

Закрепление  изученного  материала.

Физкультминутка

Основной  этап  урока: сочинение  сказки.

Рефлексия.

Скажите, что такое сказка?

Давайте вспомним, на какие жанры делятся сказки?

Назовите главных героев сказок о животных?

Приведите примеры этих сказок.

Назовите главных героев бытовых сказок?

Приведите примеры этих сказок.

Назовите главных героев волшебных сказок?

Приведите примеры этих сказок.

Как вы думаете, почему сказочные существа помогают героям?

Если дети затрудняются ответить учитель приводит   пример из сказок. (по щучьему велению, гуси- лебеди)

В сказках есть положительные и отрицательные герои. Назовите их.

В сказках также присутствуют и волшебные предметы, которые помогают героям. Вот ларец, в котором лежат волшебные предметы. Какие предметы там лежат, мы узнаем, ответив на вопросы.

  1. Это одно из магических средств передвижения по воздуху.
  2. Эта вещь, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает.
  3. Надевший эту вещь получает способность передвигаться семимильными шагами.
  4. Эта вещь способна накормить и напоить.
  5. Это оружие магического действия, придававшая владельцу непобедимость.

Молодцы.

Как вы понимаете слова А.С. Пушкина о волшебной сказке: « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середине не перебивается.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

А теперь мы с вами попробуем сами сочинить сказку.

В волшебных сказках особая композиция, построение сказки. (Присказка, зачин, завязка, события, кульминация, развязка, концовка).

Характеристика каждого элемента. Присказка- ритмически организованная прибаутка.

 Зачин – начало сказки, может быть коротким или длинным.

Концовка ограничивается ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность.

Учитель предлагает детям разделиться на творческие группы.

- Выберите сюжет для волшебной сказки

-Придумайте героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного  и отрицательного героев, а также помощники положительных и отрицательных персонажей.

Перед написанием составьте план сказки.

Понравились ли вам сказки, сочиненные вашими товарищами?

Чтобы вы советовали изменить в сочиненных сказках?

Что узнали вы сегодня на уроке?

Что вас удивило на уроке? Что огорчило?

Спасибо всем за интересную работу! Вы все молодцы!

Рассказ о необыкновенных или вымышленные события и приключения.

Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

О животных: медведь, заяц, лиса итд.

«Теремок», «Лиса и журавль» «Колобок»

Это люди находчивые и хитрые.

«Сказка из топора» «Умная внучка»

Люди, фантастические существа, животные помощники.

«Царевна – лягушка», «Гуси- лебеди»

 Герои сказок отзывчивы, и помогают им.

Отрицательные : Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч….

Положительные: Иван царевич, Василиса Премудрая, Иван дурак….

Ковёр самолёт,

шапка невидимка,

сапоги скороходы.

Скатерть самобранка.

Меч - кладинец

В сказке добро побеждает зло.

Дети выполняют движения

Дети изучают алгоритм построения сказки.

Ученики приводят примеры: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве…»

«И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»)

Самостоятельная работа групп.

Дети рассказывают свои сказки.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15 -16

Слайд 17

Слайд.10

Слайд 11



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....