Сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта урока во 2 классе по сказке "Лиса и журавль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое обоснование урока.
Ф.И.О. учителя: Болдырева Наталья Николаевна
Предметная область: литературное чтение
Класс: 2 класс.
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательная технология : технология продуктивного чтения.
Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»,
учить анализировать и оценивать прочитанное,
научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Развивающие:
развивать умения учащихся критически мыслить;
развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Планируемый результат:
Предметные умения:
- Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
- Работать с содержанием текста сказки.
- Читать сказку по ролям.
- Инсценировать сказку.
Личностные умения:
- Проявлять:
- интерес к народной сказке и её героям;
- позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные умения
ПознавательныеУУД:
- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
- определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное действие по плану;
- выполнять учебное задание в соответствие с целью;
- осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД:
- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя план;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Оборудование урока: Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий, М.В Голованова, презентация «Лиса и Журавль»
Список использованных источников:
- Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД | ||||||
I Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока. | Осознанно входят в пространство учебной деятельности Дети отвечают на вопросы | Создаёт условие для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. | Учитель – Поговорим? Дети – Поговорим! Учитель - А знаете о чём? Дети – О чём? Учитель – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Учитель – Дети, вам тепло? Дети- Да! Учитель – В классе светло? Дети – Да! Учитель– Прозвенел уже звонок? Дети – ДА! Учитель – Уже закончился урок? Дети – Нет! Учитель - Только начался урок? Дети – Да! Учитель – Хотите учиться? Дети – Да! Учитель – Значит можно всем садиться!
Дети – Во! Учитель – Все такого мнения? Дети – Все без исключения!
Учитель – Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? Дети – Настроение должно быть хорошим, деловым. Учитель – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение. Дети – Спасибо!
Учитель – Всё у человека предназначено для самого себя: глаза, чтобы … Дети – Смотреть и находить Учитель – Рот, чтобы … Дети – Говорить добрые слова и дарить улыбки.
Учитель - Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям. -Ребята, поднимите руку у кого много друзей. - Часто ли вы ходишь к друзьям в гости? - А кто любит принимать гостей? - У нас тоже сегодня гости. Давайте им покажем свое гостеприимство хорошей работой. Дети, обратите внимание на лист оценивания, который находится у вас на партах. Дети, обратите внимание на лист оценивания, который находится у вас на партах. В конце урока, я дам вам время, чтоб вы смогли оценить себя. | Самоконтроль. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; - думаю, что могу сделать или нет | Личностные: мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. Регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. Коммуникативные: оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: Анализ визуальной информации, выделение главного в информации | ||
II. Речевая разминка. Цель: Формиро вать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата. | Отрабатывают выразительное чтение в группах и индивидуально Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения и аргументируют. Работа в парах . | Организует деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением. Создаёт проблемную ситуацию. | Ребята, скажите, пожалуйста, что значит хорошо читать? Дети- читать выразительно, громко, чётко. Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно мы проведём речевую разминку. 1 задание. Прочитаем хором звуки СЛАЙД 2 Ы А О У Э И 2 задание. Добавим эмоции и выразительность Напугали друг друга-ы, испугались сами-а, удивились-о, разочаровались-у, задумались-э, улыбнулись-и А сейчас посмотрите на меня и попробуйте угадать, какой я звук произнесла? А теперь попробуем поиграть друг с другом. Повернитесь друг к другу и попробуйте загадать звуки. | Свободное владение прошлым материалом. Умение работать с использованием ранее изученного материала. | Личностные: Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка. Регулятивные: контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. Коммуникативные: организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. Познавательные: смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных | ||
III. АктуализацияПланирование деятельности. Поиск решения (Открытие нового знания). Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: - организовать формулирование урока учащимися; -организовать постановку цели урока учащимися. | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Задает наводящие вопросы. Создаёт условия для прогнозирование детьми темы урока через вопросы. | Ребята, скажите, пожалуйста, какой раздел по литературному чтению мы изучаем? (Мир народной сказки) -Что относится к этому разделу? (Сказки) СЛАЙД 3
- Сказки бывают разные. - Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские) - А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные) - Скажите, ребята, а какие бывают сказки? ( Волшебные) Слайд 4 - Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…) - какие ещё есть сказки? ( бытовые.) Слайд 5 -Какова особенность этих сказок? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях. -А какие сказки вы ещё знаете? (Сказки о животных.) Слайд 6 - Чем характерны эти сказки? В качестве героев выступают птицы, рыбы А давайте теперь поставим цель на наш урок. А помогут вам в определении цели опорные слова. СЛАЙД 7 Познакомиться с…. Научиться читать… Понимать смысл…. Узнать устаревшие…. | Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат. Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. (Регулятивные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. (Познавательные УУД). | ||
V. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели). (Работа по технологии продуктивного чтения) 1.Работа с текстом до чтения Цель: -организовать работу просмотром видеоролика; -организовать работу по иллюстрации в учебнике Приём «Отсроченная отгадка» | Прогнозируют (предвосхищают) содержание текста сказки Смотрят мультфильм Работают по учебнику Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт. | Организует работу учащихся класса, следит за правильностью ответов учащихся, дополняет ответы. | Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой, а главных героев попробуйте угадать сами. -Мультфильм Лиса Просматривают часть мультфильма. Вы уже догадались о ком загадка? Давайте посмотрим дальше и убедимся, правильно ли вы угадали? - Прослушивание как кричит журавль Итак, кто же будет главными героями нашей сказки? - Молодцы. Скажите, мы можем предположить, как будет называться наша сказка? (Лиса и журавль) А теперь откройте учебник на странице 84 и проверьте, верны ли наши предположения. -Посмотрите на иллюстрацию и попробуйте предположить, о чём будет эта сказка? (ответы детей) Ребята, я не случайно начала разговор о гостях. Мы прочитаем русскую народную сказку о гостеприимстве двух персонажей | Уметь читать сказку, выражая настроение. Уметь работать над текстом, отвечать на вопросы по содержанию | Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Регулятивные: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий. | ||
2. Работа с текстом во время чтения Цель: -организовать работу над содержанием сказки Приём «Чтение с пометками.» Физкультминутка | Слушают аудиозапись Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста Работают над устаревшими словами Читают текст. Делят на части. Составляют кластер Работают с иллюстрациями к сказке Ищут ответы (строят предположения) на проблемные вопросы. | Организует работу по прослушиванию сказки Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст Находят предложения в тексте и читают | СЛУШАНИЕ АУДИОЗАПИСИ Приготовьтесь слушать сказку. Возьмите простой карандаш, внимательно слушайте сказку и следите по учебнику. Если в тексте вам встретятся непонятные, устаревшие слова поставьте над ними знак ? - Дети, так подтверждается ли то, что сказка о гостеприимстве двух персонажей? Докажите мне на примере. Обоснуйте своё мнение. -Ребята, поднимите руки, кому встретились непонятные, устаревшие слова? (Работа с устаревшими словами) СЛАЙД 8
Работа с текстом -Ребята, что происходит в начале сказки? (Лиса позвала в гости журавля) -У кого есть иллюстрация к этому эпизоду? -Прикрепите на доску. Что происходит потом? (Журавль пригласил в гости лису) У кого есть иллюстрация к этому эпизоду? -Прикрепите её на доску. _Что происходит дальше? (Как аукнулось, так и откликнулось) -У кого есть иллюстрация к этому эпизоду? -Прикрепите на доску. Так на сколько, же частей мы разделили сказку? На 3 части. -Прочитали первую часть -Что вздумала лиса? Найдите и прочитайте предложение. -Как лиса приглашала журавля? Прочитайте. -Что приготовила лиса? Прочитайте - Зачем она размазала кашу по тарелке? (ЧТОБ ГОСТЬ НЕ ОБЖЁГСЯ) -Какое мнение у вас сложилось о лисе? (Лиса задумала хорошее дело) -Как ел журавль? Прочитайте. -Как ела лиса? Прочитайте. В чём лиса допустила оплошность? (Лиса увлеклась приятным делом. Лижет и лижет кашу, и не заметила, что журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему не достаётся) -как могут вести себя разные люди, когда их обманули? (Могут обидеться, рассердиться) -Как поступает журавль? Прочитайте. (Он не показывает виду, что ему не досталось угощенье) Прочитали 2 часть -Какое угощенье и в какой посуде приготовил журавль? Прочитайте. -Как вы думаете, журавль это умышленно сделал? (ДА) -Прочитайте, как лиса пыталась отведать угощенье. -Как вы думаете, видел ли журавль, что лиса не может добраться до угощенья? (Да, он именно этого и хотел) Что почувствовала лиса? Прочитайте. -Вы удивлены этому? Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости. Прочитали 3 часть Так какая же в нашей сказке лиса? Давайте её опишем. КЛАСТЕР ЛИСА Какой в нашей сказке журавль? Давайте его опишем. КЛАСТЕР ЖУРАВЛЬ Давайте определим, что у них общего КЛАСТЕР | Знать содержание текста ,обобщить знания ,полученные в процессе изучения сказки. Умение выразить свои чувства, мысли. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) | ||
VI. Закрепления нового 3.Работа с текстом после чтения Цель: -организовать работу по заданиям -- организовать закрепление знаний содержания сказки, умения анализировать данное произведение. | Отвечают на вопросы по содержанию. Работают с пословицами | Создаёт новую проблемную ситуацию. Организует фронтальную проверку. Контролирует правильность и полноту ответов учащихся. | Какая пословица есть в этой сказке? -Прочитайте её. «Как аукнется, так и откликнется». СЛАЙД 9 -Объясните смысл пословицы. - А к кому она обращена? (К каждому из нас) Игра «Найди пословицу». СЛАЙД 10 -Прочитайте первую пословицу. Умел в гости звать, умей и угощать. Подходит? -Прочитайте вторую пословицу. Любишь кататься, люби и саночки возить.. -Прочитайте третью пословицу Мягко стелет да жестко спать. Подходит? - Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.) -Как вы думаете, кто из героев сказки лучше? (Никто, они оба неприятны) -А что же их объединяет?(Интерес к самим себе и безразличие окружающих) -Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? Возьмите листы самооценки, которые лежат у вас на парте и оцените свои знания. После окончания урока вы их сдадите для проверки. | Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений | |||
VII. Домашнее задание Цель: Закрепить умения, полученные на уроке | Принимают домашнее задание | Создаёт условие для осознанного принятия домашнего задания | Домашнее задание СЛАЙД 11
Придумайте своё окончание сказки. | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми | |||
VIII. Рефлексия учебной деятельности Цели: - зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя Делают самооценку. | Задает вопросы по содержанию урока. Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности Организует самооценку учебной деятельности | А теперь давайте посмотрим на наш рефлексивный экран и скажем, что же мы сегодня на уроке узнали.
Ребята, существует такое поверье. Если каждый человек своими собственными руками сделает 1000 журавликов и загадает желание, то оно обязательно сбудется. Я всем вам дарю счастливых журавликов, чтобы сбылись все ваши желания (Видеоролик по сказкам) | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные: Способность к самооценке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-16761-1355244903.jpg)
Урок по литературе 2 класс Сказка "Лиса и журавль"
Современными технологиями можно считать новый способ подачи учебного материала, который развиваетребенка и способствует формированию умения учиться.Данный урок литературного чтения решает именно эти з...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47190.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47190.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/27/picture-63150.jpg)
Обучающее изложение "Лиса и Журавль"
Презентация по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России". Презентация по теме "Изложение "Лиса и Журавль". Изложение по произведению Л.Н. Толстого. В основном многие дети знакомы с этим произведен...
Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка
Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-80941-1450095430.jpg)
урок литературного чтения 1 класс " Лиса и журавль" программа " Начальная школа 21 век"-презентация
Презентация содержит материал для определения темы урока, для работы над содержанием сказки , для подведения итогов урока...