Итоговый урок по произведениям Бажова «Медной горы Хозяйка», «Серебряное копытце», «Огневушка–поскакушка» (внеклассное чтение)
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Цели:

Обучающие:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

  • обучать умению характеризовать поступки героев;

Развивающие:

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,

  • продолжать формировать навык анализа художественного произведения;

  • развитие грамотной устной речи;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_bazhova_uroki.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки Бажова

«Медной горы Хозяйка»

Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь.

Бажов создал знаменитую книгу сказов «Малахитовая шкатулка», которую перевели почти на все языки мира. Он ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами. Книги Павла Петровича Бажова любимы и взрослыми, и детьми.

Язык, которым они написаны, близок к народному. Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений.

– Отгадайте название сказки, которую мы будем читать.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Ответ: «Медной горы Хозяйка»

14

6

5

15

16

11

4

16

18

29

23

16

9

33

11

12

1

Вопросы по содержанию 

– Понравился ли вам сказ?

– Какой эпизод сказа особенно запомнился?

– Как звали главного героя сказа? (Степан Петрович.)

– Где произошла встреча Степана с Хозяйкой медной горы? (На Красногорском руднике.)

– Что почувствовал Степан, когда ее увидел? (Испугался.)

– Расскажите, как автор описывает Хозяйку?

– О чем Хозяйка медной горы попросила Степана? (Сказать приказчику, чтобы он не добывал руду на Красногорском руднике.) – Как Степан отреагировал на ее просьбу?

– Согласился ли Степан помочь Хозяйке?

– Какое обещание дала Хозяйка медной горы Степану? (Обещала выйти замуж.)

– Что случилось со Степаном после того, как он выполнил просьбу Хозяйки? (Его выпороли, спустили в гору и приковали цепями.)

– Как Хозяйка медной горы помогла Степану?

– Какие драгоценные камни видел Степан в горе?

– Почему Степан не взял замуж Хозяйку медной горы? (У него уже была невеста.)

– На каком условии отпустила Хозяйка Степана?

– Какой подарок она преподнесла Степану? (Малахитовую шкатулку.)

– Расскажите, как Хозяйка избавила Степана от приказчика?

– Как сложилась дальнейшая судьба Степана?

– Какое впечатление произвел на вас сказ?

– Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

– Принесла ли Степану счастье встреча с Хозяйкой медной горы?

Тест

1. Как звали главного героя сказа?

а) Василий б) Степан в) Игнат

2. Какое отчество было у Степана?

а) Петрович б) Иванович в) Степанович

3. Как назывался рудник, из которого добывали железную руду?

а) Красногорский в) Краснозаводский б) Красносельский

4. Кого встретил Степан у горы?

а) Хозяйку леса б) Хозяйку луга в) Хозяйку горы

5. Какие слуги были у Хозяйки?

а) Ящерицы б) Лисы в) Белки

6. В кого превращалась Хозяйка медной горы?

а) В лисицу б) В ящерицу в) В птицу

7. Кому Степан должен был передать слова Хозяйки?

а) Невесте б) Надзирателю в) Приказчику

8. Как звали невесту Степана?

а) Катя б) Настя в) Ольга

9. Что подарила Хозяйка медной горы Степану?

а) Шкатулку б) Кольцо в) Бусы

10. Какие камни нашли в руках Степана?

а) Бирюса б) Изумруд в) Агат

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

А

А

В

А

Б

В

Б

А

Б

Цифровой диктант 

Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны – 0 (ноль).

1. Главный герой сказа Степан.

2. Лисы были слугами Хозяйки медной горы. (Ящерицы.)

3. Хозяйка горы превращалась в ящерицу.

4. У Хозяйки медной горы была черная коса.

5. Рудник назывался Красносельским. (Красногорский.)

6. Степан женился на Хозяйке горы.

7. Невесту Степана звали Катей. (Настей.)

8. Барин жил в Сан кт– Петербурге.

9. Барин из малахита хотел сделать сундук. (Столбы.)

10. В руках у Степана нашли изумруд.

Ответ:

1

0

1

1

0

0

0

1

0

1

Найдите слова в слове ШКАТУЛКА

Ш

К

А

Т

У

Л

К

А

Ответ: утка, лук, шутка, лак, шкала, акула, шакал, так, кукла, шут, тушка и т. д.

 «Серебряное копытце»

Расшифруйте название сказа. Читайте только русские буквы

Q

С

D

Е

R

Y

Р

N

Z

E

W

Б

J

Р

Я

L

Н

F

O

S

Е

D

W

К

R

F

O

V

П

Z

Z

Ы

Q

Т

Q

Ц

R

E

W

Ответ: «Серебряное копытце».

Вопросы по содержанию 

– Понравился ли вам сказ?

– Назовите главных героев сказа?

– Почему Кокованя решил к себе взять сиротку?

– Расскажите, как жилось Даренке в приемной семье?

– Почему ей было плохо?

– Согласилась ли Дарен ка пойти жить к Коковане?

– Как ему удалось ее уговорить? Чем он ее увлек?

– Расскажите, как жили главные герои?

– Что Кокованя рассказал Даренке о козле?

– Заинтересовал ли Даренку рассказ старика?

– Зачем Даренка хотела с дедом в лес идти?

– Почему он ее с собой не взял? Как он ее отговорил?

– Почему Кокованя решил взять с собой Даренку, когда она стала проситься в следующий раз?

– Как жили Даренка и Кокованя в балагане?

– Расскажите, как произошла первая встреча Даренки и Серебряного копытца?

– Как кошка играла с Серебряным копытцем?

– Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?

– Почему Даренка не разрешила деду набрать камней?

– Какое впечатление произвела на вас эта история?

– Какой эпизод особенно запомнился? Почему?

Тест

1. Как звали деда, который усыновил Даренку?

а) Кокованя б) Ваня в) Валя

2. Как звали сиротку, которую взял к себе Кокованя?

а) Мария б) Дарья в) Настя

З. Назовите полное имя Даренки?

а) Дарья Григорьевна в) Дарья Ивановна б) Дарья Георгиевна

4. Сколько лет было Даренке?

а) 6 б) 10 в) 7

5. Как звали кошку Даренки?

а) Мурзик б) Барсик в) Мурка

6. Какого цвета была кошка девочки?

а) Серая б) Бурая в) Белая

7. Кого хотела увидеть Даренка в лесу?

а) Козлика б) Лису в) Волка

8. В какое время года Даренка увидела козлика?

а) Летом б) Весной в) Зимой

9. Какого цвета было копытце у козлика?

а) Серебряного б) Золотого в) Белого

10. На какой ноге было серебряное копытце у козла?

а) Левая передняя нога в) Обе передние ноги б) Правая передняя нога

11. Сколько веточек на рожках козлика?

а) 5 веточек б) 7 веточек в) 8 веточек

12. Какого цвета были камни, которые находили на покосном лужке?

а) Белые б) Красные в) Зеленые

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

А

А

В

Б

А

В

А

Б

А

В

Цифровой диктант

Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны – О (ноль).

1. Сиротку звали Дарья Григорьевна.

2. Даренку усыновила бабушка. (Дедушка.)

3. У Даренки была собака. (Кошка.)

4. Деда звали Кокованя.

5. Кошку звали Мурка.

6. Кошка была белого цвета. (Бурого.)

7. У козлика на рожках 5 веточек.

8. Серебряное копытце на левой ноге. (На правой.)

9. Козлик выбивал из копытца драгоценные камни.

10. Даренка поймала козлика. (Нет.

Ответ:

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

Найдите слова, который помогут вам описать характер Коковани и Даренки

Находчивый, глупый, нетерпеливый, терпеливый, доверчивый, щедрый, жадный, заботливый, добродушный, скромный, хвастливый, трусливый, смелый, хитрый, сильный, слабый, молчаливый, болтливый, завистливый, благородный, добрый, злой, трудолюбивый, мудрый, честный, простой, внимательный, справедливый.

Расшифруйте героев сказки

ВАОКНОКЯ

РЕНАДАК

ЛИКЗ0К

РЕНУМАК

Ответ:

КОКОВАНЯ ДАРЕНКА КО3ЛИК МУРЕНКА

Восстановите деформированный текст. Вставьте пропущенные слова

Так и стали жить вместе – дед                                ,                          Даренка да кошка Муренка. Жили-                        , добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.

Кокованя с утра на                          уходил, Даренка в избе                                 , похлебку да                          варила, а кошка Муренка на охоту ходила, мышей                          К вечеру соберутся, и                          им.

Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело.


«Огневушка – поскакушка»

Расшифруйте название сказки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

16

4

15

6

3

21

26

12

1

17

16

19

12

1

12

21

26

12

1

Ответ: «Огневушка–поскакушка».

Вопросы по содержанию 

– Понравилась ли вам сказка?

– Какое впечатление она произвела на вас?

– Что особенно запомнилось?

– Что такое прииск? Кто такие старатели?

– Назовите главных героев сказки? (Федька и дед Ефим.)

– Кого увидели главные герои сказки в лесу?

– Расскажите, как произошла первая встреча Феди и Огневушки-поскакушки?

– Опишите, как выглядела Огневушка?

– Кто еще увидел Поскакушку?

– Что она делала? (Танцевала.)

– Почему мужики не сразу поверили в то, что видели? (Они подумали, что им показалось.)

– Что рассказал дед Ефим про Огневушку–поскакушку? (Там, где поплясала Огневушка–поскакушка, люди находили золото.)

– Какое впечатление произвел рассказ деда на Федю?

– Почему мужики не нашли на этом месте золота? (Не смогли найти места, где она танцевала.)

– Кто, по мнению Феди, помешал им найти нужное место? (Филин.)

– Почему деда Ефима и Федьку стали дразнить в деревне?

– Как их называли?

– Страдал ли от этого мальчик? А дед Ефим?

– Расскажите, как произошла вторая встреча Федьки с Огневушкой–поскакушкой?

– Нашли ли дед Ефим и Федя золото на этот раз? Почему?

– Почему дед Ефим разозлился на Поскакушку?

– Изменилось ли отношение Феди к Поскакушке?

– Расскажите, почему Федор захотел уйти жить к деду?

– Как вы считаете, хорошо ли ему жилось в доме отца?

– Кого встретил Федька по дороге к дому деда Ефима?

– Расскажите, как произошла эта встреча?

– Как Огневушка–поскакушка помогла Феде найти золото?

– Удалось ли Феде еще раз увидеть Поскакушку?

– Как стали называть место, где Федор и дед Ефим нашли золото?

Цифровой диктант 

Учитель читает детям утверждения, если дети согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны – 0 (ноль).

1. Главного героя сказки звали Митя. (Федя.)

2. Огневушка–поскакушка танцевала в лесу.

3. У Поскакушки были черные волосы. (Рыжие.)

4. Филин спугнул Поскакушку.

5. На месте пляски Огневушки находили изумруды. (Золото.)

6. Дед Ефим и Федя ходили на прииски по субботам.

7. Третий раз Федор встретил Поскакушку летом. (Зимой.)

8. Поскакушка танцевала вокруг березы.

9. Золото Федя нашел весной.

10. Прииск стали называть Огневушкиным. (Поскакушнинским)

Ответ

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

Тест

1. Сколько старателей сидели в лесу у костра?

а) 4 б) 5 в) 6

2. Как звали главного героя сказки?

а) Федор б) Егор в) Ефим

3. Сколько лет было главному герою сказки?

а) Шесть б) Девять в) Восемь

4. Как звали деда, который рассказал про Огневушку–поскакушку?

а) Ефим б) Федор в) Георгий

5. Какого цвета было платье Поскакушки?

а) Красного б) Синего в) Голубого

6. Какого цвета были волосы у Огневушки–поскакушки?

а) Светлые б) Рыжие в) Черные

7. Что находили люди в местах, где танцевала Огневушка–поскакушка?

а) Золото б) Глину в) Драгоценные камни

8. Какая птица мешала Огневушке–поскакушке?

а) Ворона б) Филин в) Сова

9. В какой день недели Федя с дедом ходили на при иск?

а) В понедельник б) В среду в) В субботу

10. В какое время года Федор ушел из дома к деду?

а) Весной б) Летом в) Зимой

11. У какого дерева танцевала Огневушка–поскакушка?

а) у березы б) У дуба в) У осины

12. Какой предмет помог Федору выбраться из леса?

а) Топор б) Лопатка в) Дубинка

13. В какое время года Федька нашел золото?

а) Летом б) Зимой в) Весной

14. Сколько песчинок золота принес на лопатке Федя?

а) Пять штук б) Шесть штук в) Десять штук

15. Сколько лет прожили безбедно дед с Федей, после того, как нашли золото?

а) Пять лет б) Шесть лет в) Семь лет

16. Как люди стали называть при иск?

а) Огневушкинский в) Огневушко–поскакушкинский

б) Поскакушкинский

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Б

А

В

А

В

Б

А

Б

В

В

А

Б

В

Б

А

Б

Кроссворд

Отгадайте кроссворд. В выделенных клетках по вертикали вы прочтете название драгоценного металла, который искали главные герои сказа.

                1

                        2

                                3

                                        4

                5

                                        6

1. У какого дерева танцевала Огневушка?

2. Как звали мальчика – главного героя сказа?

3. Эта птица мешала Огневушке.

4. Как в сказке называли Огневушку?

5. Какой предмет помог Федьке выбраться из леса?

6. Сколько лет было главному герою сказа?

Ответы: 1. Береза. 2. Федор. 3. Филин. 4. Поскакушка. 5. Лопатка. 6. Восемь.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по творчеству П.П.Бажова и к сказу "Серебряное копытце"

Данный материал можно использовать к любому уроку по произведениям П.П. Бажова...

Урок литературы в 4 классе по теме: Серебрянное копытце Бажова

На этом уроке использованы разнообразные методы работы, а так же инсценировка одного эпизода ( встречи главного героя с девочкой Даренкой). Глубокий анализ текста, РАБОТА С КАРТОЧКАМИ, ТЕСТАМИ...

В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.

Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...

познакомить с произведением П.П.Бажова «Серебряное копытце»; конспект урока

Конспект урока литературного чтения 4б классТема: «П.П. Бажов. Серебряное копытце»                            ...

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по произведению П. Бажова "Серебряное копытце"

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по произведению П. Бажова "Серебряное копытце"...

Литературный квиз по сказу П.П.Бажова «Огневушка-поскакушка»

Квиз – это викторина с подборкой вопросов по определенной теме.Квиз – игра, в которой необходимо не только знать точно, но и применять эрудицию, смекалку, логику. А еще – работа...

Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов

Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...