ТРИЗ на уроках литературного чтения в нач. классах
презентация к уроку по чтению (2, 3, 4 класс) на тему
Презентация знакомит с приемами работы с литературными произведениями в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы работы с литературным произведением в начальной школе | 121.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ТРИЗ? Автор ТРИЗ – изобретатель,писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер Т еория Р ешени я И зобретательских З адач
Триз - технология – это уникальный инструмент для : поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем, выбора перспективных решений, развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Применение триз способствует формированию УУД: Регулятивных : прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция ; Познавательных: анализ и синтез объектов, сравнение , поиск информации; Коммуникативных: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли; Личностных: самоопределение, смыслообразование .
Приемы и методы Триз-технологий на уроках литературного чтения
Моделирование сказочного сюжета: «Свойства наоборот» – героям знакомой сказки присваиваются противоположные свойства. «Я – герой сказки» – ребенок входит как персонаж в знакомую сказку. «Открытые сюжеты» – ребенку предлагается сочинить концовку или пропущенный эпизод сказки. «Рассказчик- обманщик» - рассказчик излагает знакомую сказку, намеренно изменяя детали, слушатель исправляет. «Анализ ситуаций и ресурсов» – ребенку предлагается «подсказать» сказочному персонажу, как он может действовать по-другому в проблемной ситуации.
Прием « раскадровка » Каждый кадр – это схематическое изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя. На основе этого приема можно провести игры с кадрами: - «Раньше – позже», - «Что потерялось», - « Всё перепуталось».
Игры «Да – нетка ». Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». «Хорошо – плохо» . Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо». Чем «хорошо» и чем «плохо». «Точка зрения». Дети рассматривают поступки героев с разных точек зрения: самого героя, автора, окружения героя.
Прием «Создаем паспорт литературного героя» Паспорт литературного героя из произведения А. Волкова «Волшебник изумрудного города» Имя Страшила Мудрый Создатель А. Волков Прописка Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» Внешний вид Соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты. Где впервые встречается Шест у голубой изгороди Личные качества Забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый Заветное желание Мозги, так как хотел быть умным
Прием «Морфологический ящик» или «копилка» Создание информационной копилки и последующее построение определений при изучении лингвистических понятий. Копилка личных черт героев; Копилка эпитетов; Копилка метафор; Копилка рифм.
Прием «Пять вопросов герою» Для того, чтобы дети полнее прочувствовали характер героя, его поступки и следствия этих поступков, существует методика «5 вопросов герою», когда дети продумывают, что они могут спросить у героя. Итогом работы над произведением может служить составление пословиц (совет герою, жизненное правило), в которых заключается мораль. Пословицы составляются по трём опорам: действие – результат; цель – результат; характер – результат.
Вывод: Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы, повышает эффективность урока.
Успехов в работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»....