Разработка урока литературного чтения по теме Е. Чарушина "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Разработка урока предназначена для учащихся 4 класса УМК "Школа Россиии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass._gordeeva_n.v.docx | 99.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
квартал 6, дом 28, г. Шелехов, Иркутская область, 666034
Тел./ факс (8-39550) 4-28-36
ИНН 38 21006311 / КПП 382101001
ОГРН 1033802255816
Методическая разработка
урока литературного чтения в 4 классе
в рамках проведения школьной декады открытых уроков
учителя начальных классов
Гордеевой Натальи Викторовны
Первая аттестационная категория
Шелехов-2020
Пояснительная записка
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием рабочей программы, которая обеспечена учебно-методическим комплектом «Щкола России» «Литературное чтение. Часть 2» под ред. Л.Ф. Климановой.
Данный урок является 6-м в разделе «Природа и мы». До этого дети познакомились с произведениями К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.И.Куприна.
Тема урока: Чарушин Е.И. “Кабан”.
Цели:
- учить понимать и анализировать литературное произведение;
- формировать навык беглого, осознанного и выразительного чтения;
Задачи:
Обучающие:
- Расширить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале рассказа «Кабан»;
- Учить анализировать художественный текст, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста;
- Учить детей делить текст на сюжетные линии;
- Учить выделять главную мысль в содержании текста.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;
- Развивать навык осознанного выразительного чтения;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, к «братьям нашим меньшим»;
- воспитывать интерес к чтению;
- развивать навыки межличностного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга
ХОД УРОКА:
№ | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Приемы, методы |
1 | Организа-ция класса | - Сейчас у нас урок литературного чтения. Чтобы активизировать работу нашего мозга, выполним дыхательную гимнастику. 1.Делаем глубокий вдох из 4-х порций, выдох более плавно – из 8 порций; 4-5 раз. 2.Делаем глубокий вдох, на выдохе произносим звук у-у-у-у. 3.Выставили свои зубки и зарычали, произнося звук р-р-р-р. Затем глубоко вдохнули и сказали «ах» - О чем вам напомнили звуки? -Кто их может издавать? -Почему мы произнесли именно их? | Дыхатель ная гимна- стика, содержа-щая звуковую разминку |
2 | Формулирование темы урока, постановка цели
Работа с текстом до чтения Мотивация к учебной деятельности. | Актуализация знаний. Антиципация - Отгадайте загадку (на слайде перевернутый текст) - Нужно догадаться, как ее прочитать. (Справа налево и снизу вверх) Слайд 1 .йындатс ,йикид но еще А .йындяесВ .йошьлоБ .мокчатяп С .икшу ьтсе еичяотс ьтоХ ,икшюрх йеншамод кинневтсдоР Слайд 2 - Прочитаем все вместе вслух Родственник домашней хрюшки, Хоть стоячие есть ушки. С пятачком. Большой. Всеядный. А еще он дикий, стадный. -Кто это? (Кабан) - Что вы узнали о нем из загадки? (О родственник домашней свиньи, он всеядный, большого размера, уши у него стоячие, не такие, как у домашних свиней и пр.) Что вы знаете о кабанах еще? - Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот). - Догадались, кто станет героем нашего сегодняшнего урока? - Откройте учебник на с. 96. -Ваши предположения о содержании рассказа? (предположения детей) - Мы с вами уже встречались с произведениями этого автора. Произведение какого жанра мы будем читать? (рассказ). -Прочитайте слова на доске: Акварель кисточка краски художник - А если я вам скажу, что эти слова тоже имеют отношение к этому рассказу? - Предположите, какое? (предположение детей) 2.Формулирование цели урока - Как сформулируем цель нашего урока? (Прочитать текст, проверить наши предположения, определить тему и главную мысль произведения) -Что для этого мы должны сделать? (прочитать произведение) | Прием чтение перевер нутого текста Проверка правиль ности по образцу Установление межпредметных связей Прием предвосхищения, предугадывания Прием «Ключевые слова» |
3 | Первичное усвоение материала. Работа с текстом во время чтения Словарная работа (во время работы над текстом) | Первичное чтение Дети читают текст рассказа вслух поочередно с одновременной беседой по содержания Отрывок 1: Я рисую животных. - От чьего лица следует повествование в рассказе? Т.е. кто является главным героем? - Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? - Подумайте, зачем он рисовал животных? - Когда происходит действие рассказа? - Почему так рано? - Кого рисовал автор? Отрывок 2: Рисую я оленя марала, Серёжку. -Кто такой Сережка? Что с ним случилось? Зачитайте. Отрывок 3 Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днём, при народе, он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется. Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел. Волки по клетке бегают, кружат: в одну сторону — в другую, в одну — в другую, рысью, быстро. В общей птичьей загородке танцуют журавли — красавки, подпрыгивают, вертятся. - О чем мы узнали из этого отрывка? - Кто живет в общей загородке? - Почему звери играют по утрам? Отрывок 4 У оленя Серёжки в рогах зуд. Он их чешет. Изгибается весь передо мной: то на меня бросится — пугает, то шею вытянет, приподнимет ноздри, противно сопит. Тоже пугает, — а может, подраться зовёт. Интересно мне рисовать! Рисую — и ничего не вижу, кроме оленя. - Как ведет себя Сережка? Почему? - Какой литературный прием использует автор? (сравнение) - Как чувствовал себя автор в зоопарке? - Докажите. Отрывок 5 - Что произошло? - Какие чувства испытал автор? - Почему вы так решили? Докажите! - Как вы думаете, что произойдет дальше? - Как бы вы поступили в такой ситуации? Отрывок 6 Всё у меня из рук попадало. И полез я на Серёжкину загородку. Залез и сижу. - Представьте себе такую ситуацию. Как бы вы поступили? - О чем бы подумали в первую очередь? - А как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Его эмоциональное состояние? Зачитайте. - Какая первая мысль появилась у него? - Как это характеризует художника? Отрывок7 Делать что-то надо! Да что делать-то? Заорать — прибежит кто-нибудь на крик, а они — на него. Догонят, повалят! Полезу лучше к забору. К забору — по загородке, за забором улица. По телефону в пожарную часть позвоню, администрации скажу… - Что он решает? Зачитайте его действия. - Как себя чувствует в это время автор? - Какие чувства испытывает? -- Предположите, как закончится это происшествие? - Почему? Отрывок 8 Вдруг—крик: - Что произошло в самый напряжённый эмоциональный момент? - Как повели себя кабаны? Зачитайте. - Какой прием использовал автор? Найдите в тексте. -Чем заканчивается история? Прочитайте. Физкультминутка | Прием «Чтение с остановками» Словарная работа: зоосад Словарная работа: студень Словарная работа: забавляется загородка унимает Словарная работа: зуд Словарная работа: гуськом Словарная работа: Буянит Прием «включе- ние вооб- ражения» Словарная работа: Парнишка Стегает хворостина |
3 | Работа с текстом после чтения Осознание и первич-ное закреп-ление изу-ченного ма-териала Концептуаль-ная беседа. Уточнение позиции автора Выделение главной мысли. Знакомство с писателем | Реципация -Давайте проверим, подтвердились ли наши предположения? (да – мы читали о животных, жанр произведения – рассказ, т.к. написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают способностью говорить) - Почему автор так испугался кабанов? - Вспомните, что мы узнали о кабанах. - Можем ли мы смеяться за это над ним и осуждать его за трусость? - Так вот теперь подумайте можно ли этот рассказ назвать весёлым? - Какие вопросы к автору у вас возникли во время чтения? - Задайте ему «толстые вопросы» -Вопросы детей: - Почему рассказ называется «Кабан», хотя их там много? -Куда делся еще один кабан? Мальчик зовет только пятерых. - Почему автору стало стыдно? Ведь стыдиться на самом деле было нечего? - Ловите те качества, которые характеризуют автора. Если качество ему присуще – хлопайте, если нет – тишина. Учитель называет, а дети хлопают- ловят: Порядочность, любовь к животным, злоба, жадность, любовь к ближнему. Зависть, трусость, уважение, доброта, ненависть, эгоизм бережное отношение к природе. - Как же мы можем охарактеризовать Евгения Чарушина? Каким человеком он являлся? Какова по вашему мнению главная мысль рассказа? - Чему он хотел научить нас своими произведениями? (научить нас бережному отношению к природе, к братьям нашим меньшим.) - Откуда же у Евгения Чарушина появилось это особое – бережное, уважительное и понимающее отношение к природе и животным? (предположения детей) - А расскажу сейчас немного о детстве писателя и художника и мы вместе сделаем вывод. |
Прием «Вопрос автору» Прием «Толстые вопросы» Игра «Ловишка» |
4 | Рефлексия | - Подведем итоги. -Какое настроение создал у вас рассказ «Кабаны»? - Что вы можете сказать о герое этого рассказа? - Чему научил нас Е. Чарушин сегодня сегодня? - Что вы поняли, какие важные выводы сделали для себя? - Как можно изменить нашу жизнь, чтобы не вредить, а помогать природе? Теперь учёные горько шутят: “Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости”. За последние сто лет человек использует природу в таких размерах, что возникли серьёзные нарушения в природных процессах. Реальна стала угроза всему живому на Земле. Всё это привело к экологическому кризису. Мы должны понять, что природой лучше не повелевать, а найти способ жить с ней в согласии. |
|
5 | Взаимооценка | - Давайте вместе оценим вашу работу и работу ваших товарищей на уроке | |
6 | Домашнее задание | Составьте план рассказа из трех пунктов и приготовьтесь его пересказывать: Девочки – от лица мальчика, приручившего кабанов; - мальчики – от лица кабанов. | Прием творческо го пересказа |
- Спасибо всем за работу на уроке! |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
квартал 6, дом 28, г. Шелехов, Иркутская область, 666034
Тел./ факс (8-39550) 4-28-36
ИНН 38 21006311 / КПП 382101001
ОГРН 1033802255816
Отзыв
учителя начальных классов Гусевой Л.П..
о проведенном уроке литературного чтения
учителя начальных классов Гордеевой Н.В.
Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России» по теме «Е.Н. Чарушин. Кабан» с элементами технологии продуктивного чтения проводился в рамках аттестации педагога.
В самом начале урока педагог сумел мотивировать учащихся на продуктивную деятельность.
Тема и цели урока были сформулированы самими обучающимися. Содержание урока соответствовало уровню развития детей. Все его этапы были последовательно и логически связаны между собой. Прослеживалась целостность и завершенность урока.
Учитель сумел продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свои творческие и интеллектуальные способности. Педагог на протяжении урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.
Обоснованное использование ИКТ на начальных этапах урока сделало процесс обучения еще более эффективным.
На уроке учитель использовал различные приемы и методы обучению продуктивному чтению. Дыхательная и звуковая разминка тренировали четкое произношение и правильную артикуляцию. Прием «чтение перевернутого текста» позволило заинтересовать детей. Кроме того, оно формирует навык грамотного и осознанного чтения, учит внимательности. Использование приема «чтение с остановками» позволяет развить навык медленного, вдумчивого чтения. Лучше понять содержание литературного произведения и главную мысль помог прием «толстых вопросов», которые дети задавали автору.
Эффективным было проведение словарной работы не перед, а во время чтения рассказа. Это помогло детям лучше понять значения новых слов.
В конце урока была проведена рефлексия, дети сами оценили свою деятельность деятельность своих товарищей и достигнутые результаты.
Во время урока учитель применял здоровьесберегающие технологии, была проведена своевременная физкультминутка. Урок проведен на высоком методическом уровне, соответствует современным требованиям и достиг поставленной цели.
Учитель ____________Гусева Л.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....
разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"
Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....
разработка урока литературного чтения по теме Я . Тайц "По ягоды"
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО....
Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "
В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы - синквейн, рефлексия эмоциональ...
Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»
Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....