Литературное чтение на тему: «Произведения о животных. Русская народная сказка «Белые пёрышки». ( урок с презентацией)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна

 

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХ I века».

Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна, учитель начальных классов МБОУ  «Яксатовская СОШ» Приволжского района Астраханской области

 

Цели урока:               продолжить  знакомство с произведениями о 

                                   животных,

                                   русской народной сказкой;

                                   воспитывать увлечённого читателя;

                                   обогащать знания о птицах;

                                   развивать творческую деятельность и связную речь;

                                   формировать навыки правильного, осознанного и

                                     выразительного чтения;        

                                    научить различать литературную сказку и народную;

                                    формировать литературоведческие понятия: жанр

                                    произведения, присказка, сказительница, персонажи;

                                    учить приёмам чтения в лицах, выборочному 

                                   пересказу текста;

                                 воспитывать дружелюбие, чувство товарищества и

                                 взаимопомощи.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна,

                                          учитель начальных классов МБОУ                                

                                        «Яксатовская СОШ» Приволжского района        

                                           Астраханской области

                                                                                         6. 02. 2012г.

Урок литературного чтения во 2а классе.

Тема урока:               «Произведения о животных. Русская народная    

                                     сказка «Белые пёрышки».

Цели урока:               продолжить  знакомство с произведениями о  

                                   животных,

                                   русской народной сказкой;

                                   воспитывать увлечённого читателя;

                                   обогащать знания о птицах;

                                   развивать творческую деятельность и связную речь;

                                   формировать навыки правильного, осознанного и

                                     выразительного чтения;        

                                    научить различать литературную сказку и народную;

                                    формировать литературоведческие понятия: жанр

                                    произведения, присказка, сказительница, персонажи;

                                    учить приёмам чтения в лицах, выборочному  

                                   пересказу текста;

                                 воспитывать дружелюбие, чувство товарищества и

                                 взаимопомощи.      

Оснащение урока:   учебник «Литературное чтение» 2кл. II ч.

                                  рабочая тетрадь 2кл. . II ч.

                                  информационное оборудование: ноутбук, проектор,

                                  экран, слайды

                                  книжки-самоделки с рассказами и загадками о

                                 животных,

                                 наряды сказительницы

I. Организация класса

Релаксация. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким прекрасным настроением мы начинаем наш урок чтения.

Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о братьях наших меньших

    Сказительница.

1.Тары – бары, растабары, сказки старые не стары

   Новые – не старятся, старые – останутся.

   Дилинь - дилинь, дилинь - бом,

    То не ветер, то не гром….

Учит. Кто у нас в гостях?  (сказительница) слайд№1

сказ. Да, я сказительница. Что вы услышали из моих уст? (присказки) слайд №2

учит. Что называется  присказкой? слайд №3

         Это зачин (начало) или завершение сказки в виде шутки, прибаутки или

          повторяемого выражения.

учит. Какая сказка начинается с присказки?   Журавль и цапля.

           Какая это сказка? (народная)

          Почему вы считаете, что она народная?

          Произведение устного народного творчества, фольклора

          Прочитайте присказку. Что вы заметили?

II.Проверка домашнего задания.

  1. С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? слайд №4
  2. Кто  автор этой сказки? (Д.Н. Мамин – Сибиряк)   (портрет) слайд №5
  3. Значит, какая это сказка? (литературная авторская)
  4. Какие бывают сказки, сделайте вывод слайд №6

сказки

                       

                             народные                                 литературные (авторские)

          О ком говорится в народной сказке «Журавль и Цапля»? О животных.              

  1. Назовите главных персонажей сказки. (Воробей и Ёрш)
  2. Найдите сходство народной сказки и литературной. (о животных)

          о животных                                                              о животных          

  1. Что вы знаете об авторе?

Мамин-Сибиряк родился в Пермской губернии в семье священника и учительницы местной школы. Настоящая фамилия – Мамин. А Мамин – Сибиряк его псевдоним. Он пишет рассказы и сказки о природе Сибири. Для больной дочери после смерти жены написал сборник «Алёнушкины сказки». Это была его любимая книжка.

  1.  Определите главную мысль сказки про Воробья Воробеича и Ерша.
  2. О чём эта сказка?(О большой дружбе)
  3. Что вас  удивило?
  4. Прочитайте в лицах диалог персонажей сказки.

Творческое задание  

   Ответьте на вопрос от имени Воробья Воробеича  (группа(А) 

  1.  почему  они не могли пойти в гости друг к другу?
  2.  А теперь Ёрш Ершович отвечает на этот вопрос. (группа(В)
  3. Какой урок извлекли из этой сказки? (Надо дорожить дружбой)
  4. Подберите подходящую к этой сказке пословицу о дружбе:
  5. Добрую дружбу и топором не разрубишь.
  6. Нет друга ищи, а нашёл - береги.
  7. (книжки-малышки) 
  8. Какие сказки вы сочинили о необычной дружбе животных?  (группа(С)

                             ФИЗМИНУТКА

           Гуси-лебеди летели,

           на лужайку тихо сели.

           Походили, поклевали,

           потом снова улетели. 

        Введение в тему

  1. А сегодня вы познакомитесь с новым произведением.

Если вы прочитаете и отгадаете загадки,  вы узнаете, о ком это произведение.

   1)Сел на елку, на сучок,

     Бороды торчит клочок,

     Как летун, он плоховат

     И, порою, глуховат. (Глухарь) слайды№7, 8

     Какие слова помогли отгадать загадку?

  1. 2)Красавица – птица, плывет – не таится

      Бела, словно пена, в движеньях степенна.

     Клюв красным бутоном горит над затоном.

      А шея – дугой над тихой водой. (Лебедь) слайды  №9, 10

  1. О ком будет произведение? (о Лебеди и Глухаре)

III.Постановка темы и целей.  Слайды №13, 14

      Вы сегодня расширите свои знания о лебеди и глухаре, прочитав сказку

     «Белые перышки».

  1. Вы сможете сейчас в нашей местности увидеть лебедей?
  2. Нет, они улетели в тёплые края.
  3. Почему они на зиму улетают от нас?

Рассказ о лебедях

Лебеди - самые красивые водоплавающие птицы. слайд №11 

Стаи лебеди не образуют, держатся семейными парами (лебедь, лебёдушка) обычно в труднодоступных местах водоёмов, в зарослях камыша. слайд №12 

Лебединая пара самая верная, пары образуются и сохраняются на всю жизнь.

Лебеди – перелётные птицы. Зимуют они на тёплом юге.

А глухари? Что знаете о них? Можно ли у нас встретить глухарей?

IV.Работа над новым материалом

    Посмотрите, есть ли автор у этой сказки?    

     Значит, это какая сказка?

Чтение сказки подготовленными учениками.

- Что нового узнали о глухарях из этой сказки?

  Дополнение  рассказа о глухаре.                                                                                                             В начале зимы, когда ещё снега мало, глухари сидят на деревьях и кормятся хвоей. Когда снег становится глубоким, глухари часто ночуют в нём, в морозные дни несколько дней прячутся под снегом. С приходом весны глухари начинают петь, токовать, поднимая головку вверх, раскрывая веером хвост.  Так он подзывает к себе самку. Токующий глухарь поёт так увлечённо, что становится на некоторое время глухим. Отсюда и название – глухарь.

V.Работа над сказкой

  1. Прочитайте о событиях, которые могут происходить в реальной жизни.
  2. Что в этой сказке вымышлено? Расскажите
  3. С какой просьбой обратился глухарь к лебедям?
  4. Как  лебеди отнеслись к его просьбе? Расскажите.
  5. Прочитайте подходящий к этой иллюстрации отрывок.
  6. Чем закончилось путешествие глухаря. Расскажите.
  7. Как утешил его лебедь?
  8. Отчего глаза и брови у глухаря покраснели? Найдите ответ в тексте.

Обобщение

    Что вы можете сказать о героях сказки? Они добрые, не оставили друга

    в беде.

    Как вы относитесь к героям сказки?

  1. Как бы вы закончили сказку?

VI. Дифференцированная работа в Р/т 

     В - № 1 стр. 22.

  1. Что подарил лебедь глухарю? Найдите ответ в тексте и запишите.
  2. А - № 2. Перечитайте конец сказки и ответьте на вопрос:

    Что ты теперь знаешь о глухарях?

  1. С - творческая работа. с.23 Решить кроссворд «Птицы»

          Проверка кроссворда на экране. Слайд  №15

VII.Книжная полка (на доске)

Прочитать самостоятельно рассказы, которые помогут узнать больше о животных.

  1. В. Бианки «Кто, чем поет?»
  2. Г. Снегирев «Дикий зверь»
  3. К. Чуковский «Ежики смеются»
  4. Б. Житков «Рассказы о животных».

VIII. Домашнее задание:

1)Подготовить пересказ сказки:

       Группа С -  от имени глухаря,

       Группа В – от имени лебедя,

       Группа А – подробный пересказ.

  2)Прочитать произведения с книжной полки.

IX.Итог урока

  1. Какие бывают сказки? ( по схеме)
  2. Что нового узнали на уроке?

X. Сказительница. Вот и сказки конец,

                                Кто слушал - молодец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Русская народная сказка "Белые пёрышки"

План-конспект урока литературного чтения и самоанализ урока...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, при...

Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка "Белые пёрышки"

Кроссворд по  литературному чтению  Русская народная сказка "Белые пёрышки" 2 класс УМК  "Школа 21 века"...

Литературное чтение. Русская народная сказка" Белые пёрышки"

Конспект урока. Русская народная сказка " Белые пёрышки"...

Презентация . Русская народная сказка " Белые пёрышки"

Эта презентация поможет при проведении урока литературного чтения во 2 классе....