Урок чтения.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок чтения в 4 классе. В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" ( школа 21 века)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_word_2007.docx | 23.05 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Литературное чтение 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель начальных классов: Коробская Т.А.
Дата: 11 декабря 2013 год.
Тема: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
- Личностные:
- учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
-учиться определять свою позицию;
- мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса;
- понимание духовной сущности произведения.
- Коммуникативные:
- учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою;
- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
- Регулятивные:
- учиться выбирать действие в соответствии с поставленной задачей;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чем) и форму (как) художественного произведения.
- Познавательные:
- учиться находить информацию в тексте;
- фиксировать ее в виде плана;
- проводить анализ и синтез объектов;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении;
-воспитание интереса к чтению и книге.
- Предметные:
- формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
- обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев;
- определять главную мысль.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. Момент 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение темы урока. 4.Беседа о биографии и творчестве автора. 5. Беседа по вопросам учителя. 6.Словарная работа. 7.Первичное чтение. 8.Анализ произведения. 9. Физ. минутка. 10.Работа с текстом. 11. Работа над выразительностью чтения. 12. Итог урока. 13.Домашнее задание. | -Сегодня мы познакомимся с вами с новым произведением. А что это за произведение и кто в нем главные герои вы ответите после просмотра слайдов(1 слайд). - Скажите, что это за герои и из каких они произведений. (Баба Яга, Карлсон, ковер самолет, Дюймовочка, Винни Пух) - Они все из сказок. - А какие это сказки? (народные и литературные). - На какие группы делятся сказки? (о животных, бытовые, волшебные). - Какое же произведение мы будем читать на уроке? (сказку) - (слайд 2)Сегодня мы познакомимся со сказкой В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница». -Судя по названию как вы думаете к какой группе относится эта сказка? - А какие еще сказки знаете о лягушке? - (слайд 3) В.М.Гаршин родился 2 февраля 1855 года. Его отец был офицером, участником Крымской войны. Любимым занятием В.М.Гаршина были наблюдения за природой. Этот интерес он сохранил на всю жизнь. В.М.Гаршин учился в одном из петербургских гимназий, после окончания гимназии он учился в Горном институте. В годы учёбы в институте началась война с Турцией, он сразу решил стать добровольцем. О своём решении он написал матери: « Я не могу прятаться за стенами института, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня» И получил короткую телеграмму: «С Богом милый». Там он был ранен в ногу. После войны он полностью посвятил себя литературному творчеству. Печататься он стал ещё в студенческие годы, в историю литературы он вошёл как мастер рассказа. - Сказка называется «Лягушка-путешественница». А что вы знаете про лягушек? (слайд 4). - Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. - Составим цепи питание лягушек(слайд5). - А как вы думаете, что произойдет, если лягушек не станет? - Молодцы ребята, вы хорошо знаете, что природное равновесие нарушать нельзя. - Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду (слайд6). - Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер. Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды. - По ходу чтения сказки вам встретятся слова, давайте подберем к ним синонимы, что бы понять их значение (слайд 7). Паяц – шут, клоун Благополучно – удачно, успешно Коряга – пень Наслаждалась – блаженствовала Достоинство – совершенство Восторг – восхищение Стиснула (челюсти) – сжала, сдавила Восхитительный – замечательный, очаровательный. Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на то, как автор относится к главной героине. - Расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки. - К какой группе относится сказка? - Выберите правильную модель обложки и зарисуйте ее у себя в листках (слайд 8). - А что в этом произведении напоминает сказку? - А что действительность? - Как же автор относится к лягушке? (слайд 9) Ирония- [греческое eironeia — притворство] — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде -В чем проявляется ирония автора? -Составьте словесный портрет героини. Выберите слова, которые помогут описать лягушку.(работа с заданием в листках) Лягушка Хвастливая, осторожная любопытная, умная жадная, глупая, смелая, несдержанная, злая трусливая, молчаливая, обидчивая общительная, грубая, внимательная, лживая, добрая, вежливая. - Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории (иносказании) – поведения лягушки? (слайд10) - В каких литературных произведениях используется «аллегория»? (в баснях) - Давайте немного отдохнем и выполним гимнастику для глаз. 1) Потянитесь. 2)Расслабтесь, крепко зажмурьте глаза, откройте веки. 3)Посмотрите вдаль перед собой, теперь на кончик носа. 4)Еще раз потянитесь. -В сказке сказано, что героиня может уронить «лягушачье достоинство». Как вы это понимаете? - Подумайте сколько эпизодов можно выделить в сказке. ( работа в тетрадях). План. 1. Жизнь до встречи с утками. 2. Знакомство с утками. 3. Безумное изобретение. 4. Путешествие закончилось. -Как вели себя люди, когда увидели летящую лягушку? -Что сгубило путешественницу. - Найдите и выразительно прочитайте эпизод, в котором описывается встреча людей, с лягушкой передавая нужным тоном и темпом чтения восхищение людей и хвастовство лягушки. -Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему? -Чему научила вас эта сказка? -Пересказать от имени лягушки один из эпизодов сказки. | Закрепление знаний о народных и авторских сказок. Межпредметная связь окружающего мира и литературного чтения. Самостоятельная деятельность детей направленная на актуализацию знаний о лягушках. Рассказ детей о лягушках. Составление цепи питания лягушек. Подбор детьми слов синонимов. Чтение текста хорошо читающими детьми и учителем. По ходу чтения дети выделяют голосом в тексте слова, которые выражают отношения автора к главной героине. Самостоятельная работа учащихся по моделированию обложки произведения. С иронией. Чтение отрывков подтверждающих ответ. Самостоятельная работа. Составление характеристики лягушки. Дети делают вывод о смысле произведения. (Образ лягушки - это аллегория хвастовства и нескромности, рассказывая о лягушке автор говорит о умных людях, но не скромных). Дети выполняют гимнастику для глаз. Работа в парах, дети составляют план. Проверка. Люди восхищались изобретательностью лягушки. Погубило хвастовство. Дети упражняются в выразительном чтении сказки. Нельзя хвастаться, т.к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки. |
Предварительный просмотр:
«Лягушка – путешественница»
Всеволод Михайлович Гаршин
- Нарисуй обложку к произведению.
- Составьте словесный портрет лягушки. Подчеркните слова, которые вам помогут.
Лягушка
Хвастливая, осторожная, любопытная, умная,
жадная, глупая, смелая, несдержанная,
злая, трусливая, молчаливая, обидчивая,
общительная, грубая, внимательная, лживая,
добрая, вежливая.
- Подумайте сколько эпизодов можно выделить в сказке. Составьте план сказки.
План.
1)______________________________________________________________
2)______________________________________________________________
3)______________________________________________________________
4)______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...