Рабочая программа по литературному чтению 1 класс умк Школа 2100
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
полностью готовая программа по литературному чтению 1 класс с календанро-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litiratyra1.doc.docx | 121.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол № __ от «___» ____________201 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская СОШ №4 ________________ Мушта В.И. «___» ____________201 г. | «Утверждено» Директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №4 ______________ Плужник В.В. Приказ №___ от «__» _____201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Литературное чтение»
Класс 1 «Г»
Учитель: Мочкасова Любовь Сергеевна
Количество часов по программе 132ч.
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общегообразования( приказ РФ №373 от 6 октября 2009г), примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа\ Под научной редакцией А.А. Леонтьева.- М.:Баласс, изд. Дом РАО, 2009.- 154-179)
Общая характеристика предмета
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
- Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
- Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
- Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1 класс – «Капельки солнца*»; 2 класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3 класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4 класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся
В основе учебников заложен традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем:
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан сегомотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать в отношении ребенка принцип идейно-художественной значимости того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 1 классе героем учебника стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, т.е. занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самим понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включенные в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: герой и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельногодомашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Ключевая особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
Программа по литературному чтению для каждого класса
отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Овладение грамотой, т. е. чтением и письмом как видами речевой деятельности;
- Развитие умения слушания и говорения;
- Расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
- Овладение грамматическим строем речи;
- Овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркостью;
- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных жанров;
- Приобретение знаний о русском языке и их систематизация;
- Раскрытие для обучающихся красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой ;
- Воспитание средствами русского языка;
- Формирование у обучающихся чувства языка.
- Тематика чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приемов понимания прочитанного.
- Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
- Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
- Развитие устной и письменной речи.
Описание места учебного предмета
Программа рассчитана на 132 часа , 4 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – призвание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально- позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, дл существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития- эмоционально- оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения,
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных знаках);
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД: служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются сформированность следующих умений:
- Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
- Осмысленно, правильно читать целыми словами;
- Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- Подробно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ по картинке;
- Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- Различать рассказ и стихотворение.
Содержание учебного предмета
№ | Тема | Количество часов | В том числе: | |||
Практические работы | Проверочные работы | |||||
1. | «Говорим, рассказываем…» | 17ч | - вычленять звуки из слова; - сравнивать звуки в похоже звучащих словах; - подбор слов, называющие предмет на рисунке; - рисовать схему - слова; - изображать предложения в виде схемы; - раскрашивание, рисование, штриховка. |
| ||
2. | «Учим буквы - учимся читать» | 70ч | - проводить слого-звуковой и звуко - - замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием; - развивать орфографическую зоркость; - проводить анализ печатного и письменного образца буквы, написание - списывать слова предложения, - писать под диктовку слова и предложения; | 1 четверть Проверочная работа №1 Пропись № 2 с. 28-29 | ||
2 четверть Проверочная работа №2 Пропись № 4 с. 6-7 | ||||||
3 четверть Проверочная работа №3 Пропись № 5 с.40-41 | ||||||
разделы | Содержание. | |||||
1 тематическое чтение. | «Попрыгать, поиграть…» (8ч) стихи и маленькие рассказы. А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В.Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В.Драгунского, Э. Успенского, Е.Чарушина, Н.Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях. Наш дом. (8ч) Стихи и маленькие рассказы о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимоотношении, о младших сестрах и братьях, и отношении к ним. Ребятам о зверятах.( 9ч) Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взглядах взрослого и ребенка на мир природы. Маленькие открытия.(8 ч) Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова. | |||||
Техника чтения. | Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. | |||||
Формирование приемов понимания прочитанного. | Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов. Развитие внимания к оттенкам лексического значения слова. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок. | |||||
Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного. | Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте. Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир. Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения. Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному. | |||||
Практическое знакомство с литературоведческими понятиями. | Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах. | |||||
Развитие устной и письменной речи. | Обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов). Обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам). Работа над грамматически правильным построением устного высказывания. Показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. |
Стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников4 формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле ; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Содержание программы
1. Добуквенный период.
Задачи добуквенного периода:
- развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения.
- Вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение.
- Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать пред ложение в виде схемы.
- В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
- Цель первого раздела («Говорим, рассказываем») ~ подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых со стоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.
Подготовительный период (добуквенный)
Общее представление о речи.
Предложение и слово.
Слоги и ударение.
Звуки и буквы.
2. Букварный период.
Задачи букварного периода:
- Последовательность введения и закрепление позиционного принципа чтения;
- Обучение слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слова(орфографическая пропедевтика)
- Анализ печатного и письменного образа буквы;
- Упражнения в написании элементов букв, букв, соединений, слов и предложений;
- Упражнения в списывании слов, предложений, текстов с печатного образца.
Основной (буквенный) период .
- Гласные и согласные.
- Чтение слогов-слияний.
- Составление слогов и слов, их чтение.
- Постепенное обучение плавному, осознанному и правильному чтению.
- Знакомство с правилами гигиены.
- Чтение орфографическое и орфоэпическое.
- Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.
- Развитие речи (на протяжении всего курса, на всех этапах).
- Звуковая культура речи:
- Развитие слуховой памяти, речевого аппарата.
- Совершенствование общих речевых навыков.
- Совершенствование произношения слов, сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения.
- Исправление недостатков произношения некоторых звуков.
Работа над словом:
- Уточнение, обогащение, активизация детей.
- Правильное употребление слов.
- Объединение и различие слов по существенным признакам.
- Правильное употребление родовых и видовых слов-названий.
- Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражать мысль, приводя его в грамматическое сочетание с другими словами.
- Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов.
- Различие и понимание простейших случаев многозначности, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов).
- Обучение пониманию образных выражений в русском языке.
- Выработка умений пользоваться словами (диалектизмами и просторечиями).
- Работа над предложением и связной устной речью:
- Совершенствование речевых умений, полученных до школы.
- Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
- Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа (без пропусков, повторений и перестановок).
- Составление по картинке или серии картинок текста, определение количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
- Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
- Рисование словесной картинки.
- Дополнения сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
- Составление рассказа по аналогии прочитанному или услышанному.
- Развернутое объяснение заголовок.
- Заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
- Развитие грамматически правильной речи, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
- Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказами других детей.
- Речь и ее значение в жизни человека.
- Знакомство с текстом и его значение.
- Наблюдения за особенностями устной речи.
- Сопоставление текста и отдельных предложений.
- Озаглавливание небольшого текста.
- Составление предложений на определенную тему.
- Составление предложений по картинке, по серии картинок, по личным наблюдениям детей.
- Речевая этика. Культура общения.
- Закрепление гигиенических навыков чтения.
- Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов.
- Упражнения в преобразовании слов, их чтение.
3. Тематика чтения
«Попрыгать, поиграть...». Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом. Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах. Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взглядах взрослого и ребенка на мир природы.
Маленькие открытия. Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
4. Техника чтения.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
В 1 классе необходимо формировать сознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
Формирование приемов понимания прочитанного .
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.Учитель объясняет, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
- стихотворение.
- рифма, ритм и настроение в стихотворении.
- Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
- Словесное рисование в рассказах и стихах..
6. Развитие устной и письменной речи
Развитие устной речи:
- обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
- обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
- работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
- показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе
Для удобства проведения контроля и оценивания учебных достижений детей по чтению и начальному литературному образованию ниже приводится сводная таблица требований по предмету
Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
(1 класс)
Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»: | ||
|
|
|
1 класс | ||
|
|
|
Виды и формы контроля.
Текущий:
- беседа по вопросам;
- составление плана;
- выборочное чтение;
- выразительное чтение;
- чтение по ролям;
- рассказ по ключевым слова;
- рассказ от лица героя;
- чтение наизусть;
- пересказ текста по частям.
Тематический:
- чтение наизусть стихотворений;
- проверка уровня начитанности.
Итоговый:
- комплексная проверочная работа;
- проверка техники чтения без учета темпа;
- проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Материалы для текущего и тематического контроля используются из авторских методических пособий.
Предметная методика.
- Технология проблемного диалога (структура параграфа)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе.
Межпредметные связи.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- Овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
- Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Литературное чтение имеет тесные связи с уроками музыка, ИЗО, риторика.
Предметные результаты:
Первоклассники должны знать:
- Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Первоклассники должны уметь:
- Называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- Обозначать мягкость согласных букв и звуков в слове;
- Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- Ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- Составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Обучающиеся научатся:
- Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
- Осмысленно, правильно читать целыми словами;
- Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- Подробно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ по картинке;
- Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- Различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и его поступкам;
- Доказывать и подтверждать фактами собственное суждение;
- Творчески пересказывать текст, дополняя текст;
- Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения.
- Работать в группе, создавая инсценировки по произведению;
- Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ текстов, используя ряд литературоведческих понятий.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Личностные результаты по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.(личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
1–2 классы – необхо- димый уровень | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого».
Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»
| ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.
САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)
| САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе: объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой; испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.
ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживаниячувствамдругих не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки |
Регулятивные универсальные учебные действия по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) | Осуществлять действия по реализации плана | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
1 класс – необхо- димый уровень | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) | Учиться работать по предложенному плану
| Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
Познавательные универсальные учебные действия по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
1 класс – необхо- димый уровень | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности | Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему |
Коммуникативные универсальные учебные действия
по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи | Понимать другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
1-2 классы – необхо- димый уровень | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
Основные виды учебной деятельности.
Восприниматьна слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Чтение
Читать вслухслова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя,отвечать на вопросы по прочитанному.
Предполагатьсодержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвоватьв ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания
текста.
Пересказывать текст художественного произведения (подробно).
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.
Творческая деятельность
Читатьпо ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.
Иллюстрировать прочитанное произведение или план.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Календарь и календарные праздники. Слово. Схемы слов. | 1 | Введение нового знания. | Беседа о праздниках. | Уметь: Отличать письменную речь от устной, различать предложение и текст, уметь составлять предложения, уметь определять гласные звуки, делить слова на слоги, ставить ударение. | |||||
2 | Животные и растения вокруг нас. Слово. Схемы слов. | 1 | Интегрированный урок | Схема слова. Группировка слов по темам: растения, животные, насекомые. | ||||||
3 4 | Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. | 2 | Интегрированный урок | Группировка слов, составление схем. Знакомство с предложением и его признаками. Составление предложений по схемам. | ||||||
5 6 | Летом в деревне(на даче). Составление предложений. | 2 | Рефлексия. | Работа с тематическими группами слов. | ||||||
7 8 | Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом. | 2 | Интегрированный урок | «Озвучивание» схем слов. Знакомство с понятием текст, название текста (заглавие). | Строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||
9 10 | Цирк. Подбор тематических групп слов. | 2 | Рефлексия. | Составление предложений к картинкам, составление предложений по схеме, знакомство с восклицательным предложением. | ||||||
11 12 | На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам.. | 2 | Рефлексия. | Составление текста по сюжетным картинкам. Знакомство с вопросительным предложением. | ||||||
13 14 | Театр. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам . | 2 | Закрепление. Тренинг | Текст. Составление текста, диалог действующих лиц. Практическое овладение диалогической формой речи. Написание различных элементов: овалов, палочек, петель, крючков. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность) | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||||
15 | Гласные звуки. | 1 | Введение нового материала. | Знакомство с гласным звуком. Схемы гласных звуков, составление схем слов, выделение гласных. Озвучивание картинок. | Использовать знаково-символические средства для обозначения звука. | |||||
16 | Гласные звуки. Деление слов на слоги. | 1 | Введение нового материала. | Знакомство с понятием слог, деление на слоги, слогообразующая роль гласных.«Дорисовывание» схем слов (гласные, слоги). | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||
17 18 | На уроке труда. | 2 | Введение нового материала. | Знакомство с ударением, определение места ударения в слове, дополнение схем слов (гласные, слоги, ударение). | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |||||
19 20 | Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. | 2 | Повторение. Закреплениеизученного. | Деление слов на слоги, постановка ударения. | Контролировать действия партнера Использовать речь для регуляции своего действия. | |||||
21 22 | Повторение основных изученных понятий. | 2 | Рефлексия. | Слого-звуковой анализ слов, составление схем, составление предложений с этими словами. Обведение по контуру, штриховка, письмо прямых и наклонных линий. | Использовать знаково-символические средства для обозначения звука и слога. | |||||
23 24 | 1.Звуки, обозначаемые буквами и, г, т, р. Знакомство с согласными звуками. 2. Разграничение понятий «звук» - «буква». | 2 | Введение нового материала. | Выделение звука (и).знакомство с буквой И. знакомство с согласными звуками. Знакомство с буквами Г,П,Т,Р. Сравнение печатных букв и письменных. Чтение слогов с буквами и, г, п, т, р. Знакомство с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими. | Анализировать и кратко характеризовать звуки речи; Различать гласные и согласные звуки; Различать согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; Читать слоги и слова с изученными буквами; Писать изученные буквы, слоги, слова с ними, правильно писать соединения букв; Называть звуки из которых состоит слово; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги и ставить ударения; Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные звуки, парные по мягкости; Обозначать мягкость согласных звуков на письме; Определять количество букв и звуков в слове; Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; Ставить пунктуационные знаки конца предложения. | |||||
25 26 | Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р. Письмо слогов и слов с этими буквами. | 2 | Рефлексия. | Характеристика звуков (и), (г), (п), (т), (р). Закрепление письменного образа букв, работа над формированием графического навыка. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | ||||||
27 28 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 2 | Рефлексия. | Составление слов по схеме и первому слогу. Письмо изученных букв, их соединений, слогов и слов с этими буквами. | ||||||
29 30 | Заглавная буква О в именах людей. Упражнения в чтении и письме слогов и слов с изученными буквами. | 2 | Рефлексия. | Большая буква в начале предложения, именах, кличках животных. Заглавная буква О. | ||||||
31 | Гласный звук (а), буква А. | 1 | Введение нового материала. | Знакомство со звуком (а) и буквой а. работа со схемой – «человечком». | ||||||
32 33 | Заглавные буквы Г,П,Т,Р, заглавная буква в географических названиях. Упражнения в чтении и письме. | 2 | Рефлексия. | Графика заглавных букв. Заглавная буква в географических названиях. | . | |||||
34 | Согласные звуки (н), (н*), буква Н. | 1 | Введение нового материала. | Знакомство со звуками (н), (н*), буквой Н. Чтение слогов, слов, предложений с этой буквой. | ||||||
35 | Согласные звуки (к) (к*), буква к. | 1 | Введение нового материала. | Знакомство со звуками ( к) (к*), буквой К. чтение слогов, слов, предложений с этой буквой. | ||||||
36 37 | Упражнения в чтении. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. | 2 | Тренинг. | |||||||
38 | Гласный звук (у) , буквы Уу. | 1 | Введение нового материала. | Выделение звука (у), знакомство с буквой У. Чтение слогов, слов, предложений с данной буквой. | ||||||
39 | Упражнения в чтении. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. Согласные звуки (с) (с*), буква с. | 1 | Контроль Введение нового материала. | Знакомство со звуками (с), (с*), буквой с. Чтение слогов, слов, предложений с этой буквой. | ||||||
40 | Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. | 1 | Рефлексия | Звуко-буквенный анализ слов, чтение столбиков слов, работа с текстом. | ||||||
41 42 | Согласные звуки (л) (л*), (м) (м*), буквы л, м. | 2 | Введение нового материала. | Знакомство со звуками (л), (л*), (м) (м*), буквами м, л. Чтение слогов, слов, предложений с этой буквой. | ||||||
43 | Упражнения в чтении. | 1 | Тренинг. | Работа над лексическим значением слов, составление слов из слогов, анализ схем, составление предложений. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||
44 45 | Заглавные буквы К,Н. упражнения в чтении. | 2 | Введение нового материала. Рефлексия. | работа над лексическим значением слов, большая буква в словах- географических названиях. | Осуществлять подведение под понятия на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | |||||
46 47 | Упражнения в чтении. | 2 | Интегрированный урок. Рефлексия. | Повторение звонких и глухих согласных, работа над лексическим значением слов, работа с текстом по ключевым словам. Знакомство с русскими народными песнями. | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | |||||
48 49 | Урок – повторение. Упражнения в чтении. | 2 | Закрепление. | Работа над лексическим значением слов, составление предложений, работа над текстом. | Использовать знаково-символические средства. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | |||||
50 51 | Упражнения в чтении.Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием. | 2 | Тренинг. | |||||||
52 | Заглавные буквы Л,М. упражнения в чтении и письме. | 1 | Повторение. | Повторение гласных звуков, работа со схемами – человечками, работа над лексическим значением слов. | ||||||
53 | Согласный звук (ш), буква ш. | 1 | Введение нового знания. | Выделение и характеристика звука (ш), знакомство с буквой ш. Работа с текстом. | ||||||
54 | Согласный звук (ш), буква ш. | 1 | Рефлексия. | - приемы чтения вслух, чтения шепотом, -понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | Формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Контролировать действия партнёра. Использовать речь для регуляции своего действия Понимать прочитанное на уровне содержания: Лексического значения слова; | Запись имен, деление на слоги, постановка ударения. Самопроверка. | ||||
55 | Заглавная буква Ш. | 1 | Тренинг. | Повторение звонких согласных. Знакомство с графикой заглавной Ш. | ||||||
56 57 | Упражнение в чтении и письме. | 2 | Тренинг. | Повторение изученных гласных звуков. Глухих согласных. Работа со стихотворным текстом, антипатия, подготовка к выразительному чтению. Чтение по ролям | ||||||
58 59 | Формирование навыка различения звуков (с) и (ш) при чтении. | 2 | Комбинированный урок. | Работа со стихотворным текстом, антипатия, подготовка к выразительному чтению. Чтение по ролям. | ||||||
60 | Упражнение в чтении заглавной буквы А. | 1 | Тренинг. | Усвоение зрительного образа буквы, письмо слов, предложений с этой буквой. | ||||||
61 | Проверка техники чтения. Упражнения в чтении и письме. | 1 | Контроль. | Викторина, проверка техники чтения. | Работа в группах. | |||||
62 | Упражнения в чтении | 1 | Тренинг. | Работа с текстом, игра «составь слова», составление предложений. | ||||||
63 | Согласные звуки (д), (д*), буква Д. | 1 | Введение нового знания. | Введение и характеристика звуков, знакомство с буквой Д. чтение слогов и слов с этой буквой, работа над лексическим значением слов. | Понимать прочитанное на уровне содержания: Лексического значения слова На уровне предложения Понимать текст на уровне смысла; | |||||
64 | Согласные звуки (в) (в*). Буква в. строчная буква в. | 1 | Введение нового знания. | Выделение и характеристика звуков, знакомство с буквой В. Чтение слогов и слов с этой буквой, работа над лексическим значением слов, введение словарных слов корова, ворона. | Уметь соотносить заглавие текста с его содержанием. | |||||
65 | Заглавная буква Д. практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк. | 1 | Рефлексия. | Знакомство с заглавной буквой Д, работа над текстом. Введение словарных слов родина, Родина. | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. | |||||
66 67 | Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне. Продолжение знакомства с суффиксами. | 2 | Рефлексия. | Правописание заглавной буквы, написание заглавной буквы В. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||
68 | Упражнения в чтении. | 1 | Рефлексия. | Работа с текстом, выразительное чтение по ролям с элементами театрализации, введение словарного слова ветер. | Понимать прочитанное на уровне содержания: Лексического значения слова; На уровне предложения; Понимать текст на уровне смысла; Уметь соотносить заглавие текста с его содержанием. | Списывание с печатного образца. | ||||
69 | Строчная гласная буква ё. повторение и закрепление введенных понятий. | 1 | Введение нового знания. | Буква ё, сравнение с буквой е, лексическая работа. | ||||||
70 | Заглавные Е,Ё. упражнения в чтении и письме. | 1 | Рефлексия. | Знакомство с графикой заглавных букв Е,Ё. | Понимать прочитанное на уровне содержания: Лексического значения слова; На уровне предложения; Понимать текст на уровне смысла; Понимать прочитанное на уровне содержания: | |||||
71 | Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой. | 1 | Рефлексия. | |||||||
72 73 | Согласные звуки ( б), (б*), буква б. | 2 | Введение нового знания. | Выделение и характеристика звуков, знакомство с буквой б. чтение слогов и слов с этой буквой, работа над лексическим значением слов. | Лексического значения слова; На уровне предложения; Понимать текст на уровне смысла; Уметь соотносить заглавие текста с его содержанием. | |||||
74 75 | Упражнения в чтении. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части. | 2 | Рефлексия. | Работа над лексическим значением слов, составление предложений. | ||||||
76 | Заглавная буква Б. упражнения в чтении. | 1 | Рефлексия. | Знакомство с графикой заглавной буквы Б. правописание заглавной буквы в словах. | ||||||
77 | Согласные звуки (з) (з*), буква з. строчная буква з. | 1 | Введение нового знания. | Выделение и характеристика звуков, знакомство с буквой З, чтение слогов и слов с этой буквой, работа над лексическим значением слов. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||
78 | Заглавная буква З. повторение парных звонких и глухих согласных. | 1 | Рефлексия. | Знакомство с заглавной буквой З. Лексическое значение слов, введение словарного слова корзина. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |||||
79 | Заглавная И строчная буква Я. | 1 | Введение нового знания. | Знакомство с буквой я. Работа йотированного гласного. Знакомство с заглавной буквой. | Использовать речь для регуляции своего действия. | |||||
80 | Согласный звук (х), (х*), буква х. строчная буква х. | 1 | Введение нового знания. | Выделение и характеристика звуков, знакомство с буквой х, чтение слогов и слов с этой буквой, работа над лексическим значением слов. Знакомство со словарным словом хорошо. | Сроить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | |||||
81 | Согласный звук (ж), буква ж. строчная буква ж. | 1 | Введение нового знания. | Выделение и характеристика звука, знакомство с буквой ж, чтение слогов и слов с этой буквой, работа над лексическим значением слов. Буквосочетание ШИ,ЖИ. | Формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.Объяснять случаи употребления заглавной буквы. | Списывание текста с печатного образца. Самопроверка. | ||||
82 | Заглавные буквы Х,Ж. | 1 | Рефлексия. | Составление предложения по схеме. | ||||||
83 | Упражнение в чтении букв х,ж. | 1 | Закрепление. | Диктант. Коллективная проверка. | ||||||
84 | Строчная и заглавная буквы Й, И. слова, которые отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие. | 1 | Введение нового знания. | Знакомство с буквой Й, чтение слогов и слов с буквой Й, наблюдение над звуком (й). | Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |||||
85 | Согласный звук (ч*), буква ч. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. | 1 | Введение нового знания. | Знакомство со звуком (ч*) и буквой ч. Работа над лексическим значением слов, буквосочетания ча, чу, чк, чн. | ||||||
86 | Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто, что. | 1 | Рефлексия. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. | ||||||
87 | Согласные звуки (ц), (щ*), буквы ц, щ. строчные буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто, что. | 1 | Введение нового знания. | Знакомство с новыми звуками (ц), (щ) и буквами ц, щ, лексическое значение слов. | Самостоятельное списывание с печатного образца. Самопроверка. | |||||
88 89 | Заглавные буквы Ц и Щ. буквосочетания ща, щу. | 2 | Рефлексия. | Графический анализ заглавных букв, буквосочетания ЩА, ЩУ. | ||||||
90 | Согласные звуки (ф), (ф*), буква ф. строчная буква ф. | 1 | Введение нового знания. | Выделение и характеристика звуков, знакомство с буквой Ф, чтение слогов и слов с этой буквой, работа над лексическим значением слов. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять итоговый контроль. | |||||
91 | Заглавная буква Ф. Гласный звук (э), буква Э. | 1 | Рефлексия. | Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях. Знакомство со звуком (э) и буквой э | Формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |||||
92 | Заглавная буква Э | 1 | Рефлексия | Знакомство со звуком Э, работа над лексическим значением слов. | ||||||
93 | Строчная гласная буква ю и её звуки. | 1 | Введение нового знания. | Знакомство с буквой ю. работа йотированного гласного. | Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. | |||||
94 95 | Заглавная буква Ю. упражнения в чтении и письме. | 2 | Рефлексия. | Графический анализ заглавных букв, работа над лексическим значением слов. | Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выведения сущностной связи. | |||||
96 | Буква ь. | 1 | Введение нового знания. | Знакомство с особой буквой –ь, звуко-буквенный анализ слов, подсчитывание количества букв и звуков. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |||||
97 98 | Разделительный ь. | 2 | Введение нового знания. | Наблюдение над ролью разделительного мягкого знака. | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять итоговый контроль. | |||||
99 | Буква ъ. разделительный ъ. | 1 | Введение нового знания. | Знакомство с буквой ъ, наблюдение над местоположением ъ. | ||||||
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…» (8 часов) | ||||||||||
100 | Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости. А.Барто «Я выросла». Я.Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку» | 1 | Урок открытия новых знаний. | Работа с книгой: тип книги, входные данные (автор, заглавие, подзаголовок и др.), озаглавливание. | осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту. | |||||
101 | В.Драгунский «Друг детства». В. Берестов «Про машину» | 1 | Интегрированный урок. Коллективная беседа. | Произведения современной отечественной литературы, доступные восприятию младших школьников. Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение целыми словами. | ||||||
102 | А.Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С.Маршак «Цирк шапито». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | Рефлексия. | Работа с книгой, Осознанное чтение стихотворений целыми словами. Сравнение стихов и прозы. | творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения. | |||||
103 | Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И.Демьянов «Скакалочка». А.Барто «Малыши среди двора…». Е.Чарушин «Никита-охотник» | 1 | Урок открытия новых знаний. | Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Ответы на вопросы учителя. | ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев. | Игры в слова. | ||||
104 | Третий урок вежливости «Как нужно играть» Ю.Мориц «Поиграть. Попрыгать». А.Барто «Игра в слова». И.Токмакова"Плим", «Динь-дон». С.Маршак «Вот маленький» | 1 | Урок открытия новых знаний. | Произведения современной отечественной литературы, доступные восприятию младших школьников. Декламация стихотворных произведений. | коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; читать по ролям | Игра- путешествие. | ||||
105 | Э.Успенский «Удивительное дело». Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 1 | Урок- повторение. | Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. | сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака. | |||||
106 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». | 1 | Урок рефлексии. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | отличать прозаический текст от поэтического. Распознавать особенности построения фольклорных форм. | |||||
107 | Обобщение по разделу «Попрыгать, поиграть…». | 1 | Урок обобщение. | Участие в диалоге по обсуждению прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. | ||||||
Раздел 2. «Наш дом» (8 часов) | ||||||||||
108 | Г.Цыферов «Что у нас во дворе?» | 1 | Урок открытия новых знаний. | Устное изложение текста по плану. | осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий. | Устное изложение текста. | ||||
109 | В.Драгунский «Сестра моя Ксения» | 1 | Урок обобщение. Творческая,индивидуальная беседа. | Произведения о детях, о взаимоотношениях людей. | ||||||
110 | А.Барто.»Две сестры…». Я.Аким «Мой брат Миша». А.Барто «Разлука». Г.Граубин «Окно».А.Барто «Одиночество» | 1 | Урок-фантазия Обобщающая беседа. | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,структура текста) | |||||
111 | Э.Мошковская «Трудный путь». Четвертый урок вежливости. «Правила гигиены». И.Демьянов «Руки-то у Вани…», «Замарашка рук не мыл» | 1 | Урок-практикумпо развитиючитательских умений. | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. | ||||||
112 | Внеклассное чтение. Конкурс на лучшее чтение стихотворения наизусть. | 1 | Урок обобщение. | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | ||||||
113 | М.Коршунов «Дом в Черемушках» | 1 | Интегрированный урок. | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. | ||||||
114 | Б.Заходер «Два и три». М.Зощенко «Глупая история» | 1 | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа. | Устное изложение текста по плану. | Устное изложение текста. | |||||
115 | 1 | Урок обобщение. | ||||||||
Раздел 3. «Ребятам о зверятах» (9 часов) | ||||||||||
116 | Б.Заходер «Мохнатая азбука» | 1 | Урок развития умений и навыков. | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. | воспринимать художественную литературу как вид искусства; | |||||
117 118 | М.Пришвин «Медведь». Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши». Саша Черный «Слоник, слоник» | 2 | Урок-практикумпо развитиючитательских умений. | Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев. | осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; | |||||
119 | С.Михалков «Щенок» | 1 | Урок развития умений и навыков | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, | |||||
120 | Ю.Коваль «Дик и черника». А. Шибаев «Без ужина». | 1 | Урок-практикумпо развитиючитательских умений. | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | ||||||
121 | М.Коршунов «Рисунок с натуры», «Дом в Черемушках» | 1 | Урок открытия новых знаний. | Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного; | |||||
122 | Д.Хармс «Удивительная кошка». И.Токмакова «Котята» | 1 | Комбинированный урок. Коллективное составление диафильма. | Различение жанров произведений: рассказ | ||||||
123 124 | Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных» Ю.Мориц «Ворона» | 2 | Урок открытия новых знаний | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного | ||||||
125 | 10. В.Вересаев «Братишка». Обобщение по разделу. | 1 | Урок- обобщение | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев. | Проверка уровня начитанности | |||||
Раздел 4. «Маленькие открытия» (8 часов) | ||||||||||
126 | Г.Граубин «Сон», «Шишкопад». Т.Золотухина «Лужи-зеваки». В.Бирюков «Сентябрь». В. Песков «листья падают с кленов». И.Токмакова «Туман», «Осень» | 1 | Урок Проверкауровняразвитиячитательскихумений. | Произведения о природе. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, | |||||
127 | Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Е.Благина «Улетают, улетели» | 1 | Урок рефлексии. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | ||||||
128 | Т.Золотухина «Метель». И.Токмакова «Медведь». Н.Сладков «Песенки подо льдом». И.Токмакова «Куда в машинах снег везут» | 1 | Комбинированный урок. Коллективное составление диафильма. | Различение жанров произведений. Выразительное чтение. Декламация. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ текста. | коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; | |||||
129 | Н.Сладков «Шапки долой». И.Токмакова «Весна». Н. Сладков «Бегство цветов». В.Лапин «Утро» Г.Новицкая «Зонтик». С.Маршак «Дождь». А.Чутковская «Ночью дождь на елку» | 1 | Урок рефлексии. | Восприятие на слух и понимание художественного произведения. Произведения о природе. Самостоятельная формулировка вопросов к тексту по ходу чтения. | ||||||
130 | К.Паустовский «Приточная трава» | 1 | Интегрированный урок. | Произведения современной детской литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Комплексная проверочная работа | |||||
131 | М.Пришвин «Берестяная трубочка». А.Александров «Лесные шорохи» | 1 | Урок проверкауровняразвитиячитательскихумений. | Понимание содержания литературного произведения. Выразительное чтение. | ||||||
132 | Г.Скребицкий «Лесной голосок»Ю.Мориц «Что над чем». С.Козлов Г.Цыферов из книги «Где живет солнце» | 1 | Урок рефлексии. | Различение жанров произведений: рассказ, стихотворение. Чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Выразительное чтение с использованием интонации. | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять итоговый контроль. | |||||
Итого: 132 часов Урочная деятельность: 75 часов Неурочная деятельность: 57 часов |
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | учебник Бунеев Р.Н. Букварь: 1 кл. : учеб.по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- 3-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2008. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»), тетрадь для печатания О.В. Пронина и др. 1 класс методическое пособие для учителя Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В. Пронина. - Москва: Баласс, 2011. | ||
2. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2007 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
3. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2009 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
4. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2009 | Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» | Методические рекомендации для учителя. |
5. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
| Сборник программ | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
8. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2007 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2009 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
3. | учебник Бунеев Р.Н. Букварь: 1 кл. : учеб.по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- 3-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2008. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»), тетрадь для печатания О.В. Пронина и др. 1 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой М...
Рабочая программа по литературному чтению 3 кл "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению в 3 кл "Школа 2100"...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению по системе "Школа 2100"
Рабочая программа была разработана в 2014 году, в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по литературному чтению по ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению по ОС "Школа 2100"...