КВН «У Лукоморья», посвящённый памяти А. С. Пушкина.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Чиж Людмила Николаевна

КВН по сказкам А.С.Пушкина поможет в игровой форме закрепить и расширить знания учащихся о великом поэте. Командное соревнование между детьми организует, сплачивает их, даёт возможность проявить себя, как в коллективе, так и индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: КВН «У Лукоморья», посвящённый памяти А. С. Пушкина.

Оборудование:

-портрет А.С. Пушкина;

-выставка книг писателя;

-газеты, посвящённые дню памяти А.С. Пушкина;

-рисунки учащихся на тему «Что за прелесть эти сказки».

-макет дуба со сказочными героями: кот на цепи; русалка, Кощей, Баба Яга, Царевна с серым волком, колдун с богатырём, избушка на курьих ножках;

-эмблемы команд «Золотой петушок» и «Золотая рыбка».

Ведущий:      Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в 1799 году в Москве, которую он очень любил и посвятил ей много стихов. 38 лет прожил на свете А.С. Пушкин, но в наследство нам оставил много замечательных стихов, сказок, произведений. Его произведения знают и любят все народы нашей планеты, они звучат на разных языках мира, их любят взрослые и дети. Для каждого поколения россиян Пушкин – современник. Сегодня КВН посвящается дню памяти поэта. Название ему «У Лукоморья».

    КВН представляют две команды: команда девочек и команда мальчиков.

1.Разминка.

Капитан мальчиков: - Наша команда!

Все:- «Золотой петушок!»

Капитан мальчиков: - К проведению КВН!

Все: - Готова!

Капитан мальчиков: - Наш девиз!

Все: - Будем Родину по-пушкински любить  и дозором обходить!»

Капитан мальчиков: - Наша песня:

Сквозь волнистые туманы

              Пробирается луна,

              На печальные поляны

              Льёт печальный свет она.

              По дороге зимней скучной тройка борзая бежит

              Колокольчик однозвучно, утомительно гремит

                          Что-то слышится родное

                          В долгих песнях ямщика:

                          То разгулье удалое,

                          То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты.

Глушь и снег навстречу мне,

Только версты полосаты, попадаются одне.

Капитан девочек:- Команда!

Все: – «Золотая рыбка!»

Капитан девочек:- К проведению КВН!

Все: – Готова!

Капитан девочек:- Наш девиз:

Все: - «Будем жить-поживать и добра наживать!»

Капитан девочек:- Наша песня:

                Буря мглою небо кроет,

                Вихри снежные крутя,

                То как зверь она завоет,

                То заплачет, как дитя.

                То по кровле обветшалой

                Вдруг соломой зашумит,

                То как путник запоздалый

                К нам в окошко постучит.

      Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя.

Ведущий: А теперь переходим к сказкам А.С Пушкина. Слово капитанам.

2.Капитаны читают стихотворение «У Лукоморья».

Девочка: У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот учёный

Все ходит по цепи кругом

Идет направо - (все девочки) песнь заводит,

Налево - (все мальчики) сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит,

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

 Мальчик: Там лес и дол видений полны,

  Там о заре прихлынут волны

                   На берег песчаный и пустой,

     И тридцать витязей прекрасных

                   Чредой из вод выходят ясных,

   И с ними дядька их морской.

                   Там королевич мимоходом

                   Пленяет грозного царя,

                   Там в облаках перед народом

                   Через леса, через моря

   Колдун несёт богатыря!

Девочка:   В темнице там царевна тужит,

  А бурый волк ей верно служит,

                   Там ступа с Бабою-Ягой

                   Идет, бредёт сама собой!

Мальчик:   Там царь Кощей над златом чахнет,

                   Там русский дух, там Русью пахнет.

                   И я там был,  и мёд я пил,

                    У моря видел дуб зелёный,

                    Под ним сидел, и кот  учёный

                    Свои мне сказки говорил.

Ведущий:  Мы знаем, что А.С. Пушкин очень любил сказки, народные песни, шутки, прибаутки, которые он слышал от своей няни Арины Родионовны, простой, неграмотной крестьянской женщины, но очень талантливой и душевной. Няню свою Пушкин очень любил и посвятил ей много стихов.

3.Следующий конкурс «Стихи Пушкина о няне Арине Родионовне».

Мальчик:  Мастерица ведь была.

                  И откуда что брала?

                  А  куды разумны шутки,

                   Приговорки, прибаутки,

              Небылицы, былины

                  Православной старины!

              Слушать - так душе отрадно,

              И не пил бы, и не ел,

              Всё бы слушал и сидел.

              Кто придумал их так ладно?

Девочка:   В вечерней тишине

              Являлась ты веселою старушкой,

              И надо мной сидела в шушуне,

              В больших очках и с резвою гремушкой,

              Ты детскую качала колыбель,

              Мой юный слух напевами пленила,

              И меж пелен оставила свирель,

                  Которую сама заворожила.

Мальчик:  Подруга дней моих суровых,

              Голубка дряхлая моя!

              Одна в глуши лесов сосновых

              Давно, давно ты ждешь меня.

              Ты под окном своей светлицы

              Горюешь, будто на часах,

              И медлят поминутно спицы

                  В твоих наморщенных руках.

                  Глядишь в забытые вороты

                  На чёрный, отдалённый путь:

                  Тоска, предчувствия, заботы

 Теснят твою всечастно грудь.

               

Девочка:  Наша ветхая лачужка

              И печальна, и темна.

              Что же ты, моя старушка,

              Приумолкла у окна?

              Или бури завываньем

              Ты, мой друг, утомлена,

              Или дремлешь под жужжаньем

              Своего веретена?

                  Спой мне песню, как синица

  Тихо за морем жила,

  Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла.

  Выпьем, добрая подружка

  Бедной юности моей,

  Выпьем с горя - где же кружка?

  Сердцу будет веселей.

 4.  Конкурс «Угадай героя».

Угадывают «Золотые петушки».

1.В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На ногах красные сапожки.

Кто это? ( Старуха из « Сказки о рыбаке и рыбке»)

2.Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто соком налилось!

Видны семечки насквозь. ( Яблоко из «Сказки о мёртвой царевне…»)

3.В сорочинской шапке белой

Ведь как лебедь поседелый…(Звездочёт из сказки «Сказка о золотом Петушке»)

Угадывают «Золотые Рыбки»:

1.До света всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит. ( Балда из «Сказка о попе и его работнике Балде».)

2.На  свете, говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днём свет божий затмевает.

Ночью землю освещает

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…(Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане…»

3.Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Величава, черноброва,

Нраву кроткого такого…(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне…»).

4.Задание «Кроссворд».

Команды получают задания. Победит тот, кто первым его решит.

1

6

2

3

7

4

5

По горизонтали.

  1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина?  (Балда)
  2. Злой, сварливый персонаж в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Старуха)
  3. Исполнитель песни «Во саду ли, в огороде». (Белка)
  4. Место встречи попа с Балдой. (Базар)
  5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)

По вертикали.

               2.     Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне…». (Соколко)

     4.     Название острова, мимо которого проплывали корабли? (Буян)

     6.     Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина )

     7.    Имя жениха царевны из «Сказки о мёртвой царевне?» (Елисей)

(Команды отгадывают кроссворд, в это время задаются вопросы болельщикам.)

Вопросы болельщикам.

        1.     Сколько раз закидывал старик невод? (3 раза)

        2.     С чем пришёл невод 1-й раз? (с тиной), 2-й раз? (с травой морской), 3 раз? (с      золотой рыбкой).

        3.      Сказочное существо, жившее в океане-море? (золотая рыбка)

        4.      Чем угрожала злая царица Чернавке? (рогаткой)

        5.      Какие чудесные дары получил князь Гвидон от царевны-лебеди? (Чудный город, белку, 33 богатыря, царевну-лебедь)

        6.      Какими словами будил петушок царя Дадона? (Ку-ка-ре-ку! Царствуй, лёжа на боку!)

        7.      Какую песенку пела белка? (Во саду ли, в огороде)

Ведущий (к зрителям):

                  Перед нами герои сказок А.С. Пушкина. Отгадайте их. (Персонажи сказок выходят, инсценируют отрывки сказок, зрители их отгадывают).

       

  1. (Князь Гвидон, царица, княгиня)

 -Матушка моя родная!

              Ты, княгиня молодая!

              Посмотрите вы туда:

              Едет батюшка сюда!

  1.  (Старик и старуха)

-Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую.

По- нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценой откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять  неё выкуп;

Так пустил её в синее море.

-Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

  1.  (Поп и Балда)

-Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

-Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

  1. (Царевна и старушка)

-Ох, ты, дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

-На ж, лови!...(бросает хлеб старухе)

-Благодарствую,…

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови! (бросает яблоко)

Кушай яблочко, мой свет,

Благодарствуй за обед!

  1.  (Царь Дадон, шамаханская царица, скопец)

-А, здорово, мой отец,…

Что скажешь?

Подь поближе! Что прикажешь?

-Царь!.. Помнишь?

За услугу обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнишь, как свою.

Подари ж ты мне девицу,-

Шамаханскую царицу.

  1. (Три девицы)

Ведущий:  Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Вот одна из них ткачиха,

                   А другая повариха.

Кем стала третья девица?

Конкурс «Домашнее задание»

(Команда «Золотые рыбки» инсценирует эпизод из «Сказки о мёртвой царевне»)

Автор:

-Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Девять месяцев проходит-

С поля глаз она не сводит-

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долгожданный,

Из далеча, наконец,

Воротился царь - отец.

На него она взглянула,

Тяжелёхонько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен.

Но как быть? И он был грешен.

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

(Царица выходит с зеркальцем, инсценирует сказанное автором)

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданное дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

Царица:

-Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркальце:

-Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее!

Автор:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(Домашнее задание «Золотых петушков» - эпизод из «Сказки о попе и  работнике его Балде»)

Поп:

-Поди - ка сюда,

Верный мой работник Балда!

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти;

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за 3 года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери – ка с чертей оброк мне полный.

Автор:

- Балда с попом понапрасну не споря

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить,

Да конец её в море мочить.

Вот из моря вылез старый Бес:

Бес:

-Зачем ты, Балда, к нам залез?

Балда:

-Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить!

Автор:

-Беса взяла тут унылость.

Бес:

-Скажи, за что такая немилость?

Балда:

-Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положенного срока;

Вот будет нам потеха,

Вам, собакам, великая  помеха!

Бес:

-Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.

Погоди, вышлю к тебе внука.

Конкурс капитанов.

Вопросы задаёт капитан «Золотых рыбок», отвечает команда «Золотых петушков».

  1. Кто верный сторож Дадона? (Петушок)
  2. Сколько лет жили в ветхой землянке старик и старуха? (30 лет и 3года)
  3. Кого подстрелил Гвидон? (Чародея)
  4. В каком государстве жил Дадон? (в тридесятом)
  5. С чего спорхнул петушок? (со спицы)
  6. В какую сторону бился петушок, извещая о беде! (на восток)
  7. Каким свойством обладало зеркальце? (говорило)

Вопросы задаёт капитан «Золотых петушков», отвечает команда «Золотых рыбок».

  1. Царь из сказки «Золотой петушок. (Дадон)
  2. Что делали три девицы вечерком? (пряли)
  3. Под чем стоял хрустальный дом? (под елью)
  4. Зачем пошёл Балда к чертям? (за оброком)
  5. Какое приданное было у царевны? (7 городов и 140 теремов)
  6. Кем был для царя золотой петушок? (сторожем)
  7. Кто был меньшой брат у Балды? (заяц)

Заканчивается КВН песней, которую поют обе команды.

        Румяной зарёю покрылся восток,

        В селе за рекою потух огонёк.

        Росой окропились цветы на полях

        Стада пробудились на мягких лугах.

Подводятся итоги, награждаются грамотами команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Мероприятие "Чтобы помнили....", посвящённое памяти о ВОВ

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещавших о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопл...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина «Ах! Пушкин!»

1. Цель и задачи школьного конкурса чтецов.1.1. Целью школьного конкурса чтецов является популяризация творчества А.С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учеников младшего школьного ...

"У лукоморья дуб зеленый" А.С. Пушкин

Конспект урока по литературному чтению...

сценарий для начальной школы "У Лукоморья" по сказкам А.С. Пушкина

Сказка приходит к ребёнку с рождения, учит быть добрым, отважным,смелым, отзывчивым. Дети обожают сказки, особенно сказки А.С. Пушкина. В них много мудрости, доброты, стихи написаны прекрасным языком,...

Линейка, посвящённая памяти жертв терроризма

Линейка, посвящённая памяти жертв терроризма...

Литературная викторина для учащихся 3-4-ых классов «В сказочном Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина).

Литературная викторина для учащихся 3-4-ых классов«В сказочном Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина).Цели: Обобщить и расширить знания уч-ся о творчестве А.С.Пушкина; выявить уровень знания ...