И. Суриков «Зима»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Формирование УУД:
Предметные: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_28.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 28
Тема: И. Суриков «Зима».
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Формирование УУД:
Предметные: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
- Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
1. Речевая разминка.
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
И. Котляр
- Прочитайте жужжащим способом.
- Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)
- Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем -сов-? (Совет.)
- Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно).
- Сейчас прочитайте выразительно.
2. Проверка домашнего задания
Зима…Как долго ждали мы ее прихода. Вспомните, когда выпал первый снег?
Первый снег выпал в октябре, но он быстро растаял.
- А что такое снег? (Ответы учащихся). Снег - это замерзшая вода.
- Когда на улице тепло, с неба падает дождь, а когда холодно- снег.
- Молодцы! Вы такие наблюдательные. Дождь и снег, дождь и снег… Можно ли сказать, что зима в этом году наступила внезапно (неожиданно)?
- Да, можно. Вечером шел дождь, а утром везде снег? Снег на улице, на крыше, на машине.
- Вечером шел дождь. Было тепло… А утром мы проснулись и увидели белый снег пушистый… Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Учебники закрыты, учитель читает стихотворение наизусть).
- Красивое стихотворение? Да, очень красивое стихотворение.
- Мне тоже понравилось.
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
— - Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Сурикова.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Все кругом светло,
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы,
Дремлет лес:
Ни звука, —
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит,
Да взмахнет порою
Птичка под кустом,
Да, жужжа, повьется
Пчелка над цветком,
Да золотокрылый
Жук лишь прошуршит, —
И опять все тихо,
Все кругом молчит.
Хорошо!.. И если б
Пруд не призывал,
Долго бы весною
В поле простоял.
- Понравилось стихотворение?
- Стало вам тепло? Мне хотелось показать вам, как Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.
Сформулируйте цели урока:
познакомиться … учиться читать…… учиться отвечать на вопросы…
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
1. Вхождение в текст стихотворения
1) Найдите в тексте понравившиеся строки. Прочитайте. Почему Вами выбраны именно эти строки?
- Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
- Я люблю, когда падает снег.
- Снеговые горы
Строят ребятишки.
- Я люблю кататься на санках и лыжах.
- Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Зимой я люблю играть на горке. Папа каждый год делает мне горку. Я тоже помогаю.
2) Найдите иллюстрацию на с. 76. К каким строкам стихотворения она подходит? Прочитайте.
- Божьи дни коротки
Солнце светит мало,…
- Труженик- крестьянин
Вытащил санишки,
- Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
3) Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению, если бы вам предложили иллюстрацию этого стихотворения? Вместе разбираем и устно рисуем картины. (Слушание ответов детей).
2.Словарная работа.
пеленою
принакрылся
непробудно
божьи
труженик- крестьянин
стужа
Физкультминутка.
3. Чтение стихотворения «Зима»
— Вот мы и вернулись обратно в зиму. Откройте с. 76 учебника. Прочитайте название стихотворения. («Зима».)
— Кто его написал? (Иван Захарович Суриков.)
— О чем может рассказать нам автор в этом стихотворении? (Предположения детей.)
— Ознакомимся с ним. (Учитель читает, а учащиеся следят по учебникам.)
— Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? (Чувство покоя, радости, что наступила зима...)
— Какие слова помогают понять, что наступила зима? (Белый снег, пушистый / В воздухе кружится... И под утро снегом/ Поле забелело... Вот пришли морозцы — / И зима настала.)
— Как понимаете слово «пеленою»? В каком значении оно здесь употреблено?
Пелена — сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон (первоначально - кусок ткани, то, во что пеленают).
— Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? Кто? (Да, наступления зимы ждали природа, люди.)
(Дети зачитывают отрывки, подтверждая свой ответ.)
— Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму. (Уж давно крестьянин / Ждал зимы и стужи, / И избу соломой/Он укрыл снаружи.)
— Почему поэт называет сани - санишки? (Наверное, потому, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие.)
— Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
- Первичное закрепление нового знания.
1. Выразительное чтение стихотворения.
-Как вы считаете: автор просто описывает картину или любуется ею?
-Какое настроение автора почувствовали?
-Какую интонацию выберете для чтения?
-Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударение в I части (по рядам).
-Отметим паузы: II-точка, многоточие; I-запятая, точка с запятой.
-Со II частью работаем самостоятельно с опорой на правила выразительного чтения.
- Жужжание - чтение.
- Чтение про себя.
- Чтение по цепочке вслух.
- Конкурс чтецов.
2. Сравнение в стихотворении
— С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение? (Ответы детей.)
Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
— Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
-Сегодня на уроке мы любовались, чем? Да, замечательными стихами, прекрасными картинами, необыкновенной музыкой. От этого чуть добрее, счастливее стали все мы. Счастье и красота всегда рядом с нами, стоит только быть наблюдательнее, внимательнее.
«Собирайте счастье по крупицам,
Ведь оно рассыпано во всем:
В синем блеске звезд,
В полете птицы
И в волне, дрожащей под веслом.»
- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?
Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
- Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения в 3 классе по теме "И.З. Суриков "Зима"
Предлагаю Вашему вниманию подробный конспект урока чтения в 3 классе по теме"И.З. Суриков "Зима". Надеюсь, кому-нибудь пригодится....
Урок-конспект по чтению на тему: "И. Суриков. Зима"
Цель урока: познакомить учащихся с картиной русской природы – снегопадом, показать, какие чувства вызвал снегопад у поэта, вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное....
Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...
Презентация к уроку чтения И.З.Суриков "Зима"
Презентация к уроку чтения И.З.Суриков "Зима"...
И.З.Суриков "Зима"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6391710","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"238","width":"400"}}]]...
Презентация по чтению 3 класс для раздела "Поэтическая тетрадь" к теме: "И.Суриков "Зима"
В презентации на примере стихотворения Сурикова "Зима" разбираются поэтические средства: олицетворение, эпитеты, сравнения....
И. Суриков "Зима" ( 2 класс)
Упражнение помогает учащимся целенаправленно осмыслить содержание текста. Также данное упражнение помогает учиться правильно употреблять ...