Интерактивный урок по литературе
план-конспект урока по чтению на тему
Тема любви в стихах А.Л.Барто и текстах детских песен (к празднику 14 февраля -День Влюбленных)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по литературному чтению
Начальные классы
Учитель начальных классов Кузнецова Татьяна Сергеевна
ГБОУ ЦО «Технологии обучения»
г. Москва
Тема:Тема любви в стихах А.Л.Барто и текстах детских песен
(к празднику 14 февраля -День Влюбленных)
Цели:
- Знакомить учащихся с культурой и традициями жителей других стран
- Через знакомство с произведениями А.Л.Барто, а также текстов известных детских песен формировать у учащихся понимания сущности и значения дружбы и любви Способствовать формированию правильных взаимоотношений в детском коллективе, уважительного отношения детей к родителям и родителей к детям. Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей. Расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
- Воспитание дружеского отношения к окружающим.
Тип урока: интегрированный( литературное чтение, музыка, ИКТ ПЕРВОЛОГО)
Ход урока
I Организация внимания учащихся
II Знакомство с темой урока
- Рассказ учителя ( чтение учеником среднего или старшего возраста)
- Сегодня мы отмечаем День Святого Валентина! Это праздник друзей и влюблённых.
Праздник этот немолод, его отмечали ещё в XV веке. Существует много легенд, посвященных
происхождению этого праздника. Вот послушайте…
День Святого Валентина — праздник влюблённых. Отмечается он 14 февраля. В Европе его
начали праздновать с XIII века, в США — с 1777 года, в России — с начала 1990-х годов. Но
почему всё же это праздник влюблённых? На это счет есть немало красивых легенд.
Англичане, к примеру, считают, что с 14 февраля природа делает поворот к весне, и у птиц
начинается сезон брачных игр, даже старая английская поговорка гласит: «В день святого
Валентина все птицы в воздухе соединяются парами». Есть и другое подтверждение тому, что 14
февраля — день влюблённых. Жил в III веке в городе Тернии (Римская империя) Святой
великомученик Валентин. Был он священнослужителем, занимался научными исследованиями и
частной медицинской практикой. В ходе кампании императора Клавдия II Готского против
христиан, епископ Валентин был репрессирован и обезглавлен 14 февраля 269-го года. Источники
утверждают: арест епископа Валентина был вызван тем, что римский император не позволял
солдатам своих легионов жениться, а Валентин тайно венчал легионеров и их возлюбленных.
Ожидая казни в одной из римских тюрем, Валентин написал письмо дочери своего тюремщика и
подписался: «Ваш Валентин». Затем исцелил её чудесным образом от слепоты, но всё равно был
казнён. Дата казни совпала с римским торжеством в честь Юноны, богини любви. С тех пор люди
каждый год 14 февраля вспоминали Валентина и устраивали праздник всех влюблённых.
- Рассказ о символах Дня влюблённых:
Символами Валентиновна дня стали воркующие голубки и сердца, пронзённые стрелой Амура На
вечерах, посвященных Дню Святого Валентина, романтические символы иногда прятали в торте.
Каждый гость получал ломтик и, если ему повезло, эмблему. Эмблема говорит о его удаче. Иногда
символы вкладывали в подарок вместо посылок. Рис обозначал свадьбу. Кольцо — то же самое
или помолвку. Монета обозначала, что человек женится или выйдет замуж за богатого. Иногда
юноша получал красную перчатку. «Получить перчатку» означало, что он девушке нравится.
Сердце
Когда-то люди верили, что такие чувства, как любовь, удача, гнев или опасения, находятся в
сердце; позже стали считать, что только чувство любви находится в сердце. Так что в наше время
сердце — это символ любви и Дня Святого Валентина.
Купидон
Сын Венеры, богини любви. Он может заставить человека влюбиться выстрелом одной из своих
волшебных стрел.
Красная роза
Роза — любимый цветок Венеры, богини любви. Красный цвет — это цвет сильных чувств. А
красная роза — это цветок любви.
Птицы любви и голуби
У нас традиционно любовь символизируют голуби. Голуби считаются любимыми птицами
Венеры. Они всю жизнь не меняют пару и совместно заботятся о птенцах. Эти птицы — символы
верности и любви, а также символы дня Святого Валентина.
А в Африке птицами любви называют красочных попугаев. Большинство из них имеют красные
клювы. Они названы птицами любви за то, что когда они собираются в пары, то они сидят на
очень близком расстоянии друг от друга.
Кольца
В большинстве стран люди во время помолвки и свадьбы обмениваются кольцами. Два-три
столетия назад в День Святого Валентина было очень популярно устраивать помолвки.
Перчатки
Когда-то, если мужчина хотел жениться на женщине, он «просил ее руки». Рука стала символом
любви и брака. Вскоре перчатки также стали символом брака.
Кружева
Сотни лет назад женщины носили с собой кружевные носовые платки. Если дама роняла носовой
платок, мужчина, находящийся рядом с ней, должен был поднять платок и вернуть его женщине. Иногда дама специально роняла кружевной платок, чтобы познакомиться с понравившимся ей
мужчиной. Вскоре кружева стали полностью ассоциироваться с любовным романом.
Учитель: рассказывает о традициях празднования Дня влюблённых в разных странах:
В этот день девушки и юноши собирались вместе, писали на бумажках имена и бросали эти
листочки в кувшин, затем каждый вытаскивал по одной бумажке и узнавал имя своего любимого
человека. В некоторых странах до сих пор существует обычай выбирать 14 февраля Валентинов
(обоих полов) на весь следующий год.
К 14 февраля выпускается множество поздравительных открыток-валентинок, от простых, с
трогательными изображениями, до раскладывающихся. А в прежние времена были даже
открытки, украшенные золотом и кружевами.
Итальянцы считают своим долгом дарить в этот день любимым сладости. Этот день так и
называется в Италии — сладкий.
Галантные французы первыми ввели у себя любовные послания — четверостишия.
Финны отмечают 14 февраля День любви, дарят друг другу подарки в форме сердца. А также в
этот день делаются подарки мамам, так как женского дня, подобного 8 Марта, в Финляндии нет.
В Японии проводят конкурс на самое громкое любовное послание. Юноши и девушки
поднимаются на помост и по очереди кричат изо всех сил — всё, что хотят, — своему любимому.
Победитель получает приз.
Англичане посылают любовные послания и своим животным, особенно собакам и лошадям.
В Америке в эти дни продается 108 миллионов роз, преимущественно красных, а на конфеты в эти
дни тратят 692 миллиона долларов! Сердечки к празднику можно шить, лепить, рисовать, вязать и
даже печь. Материал для их изготовления сердечек разнообразный: бисер, ракушки, перья, сухие
цветы, кусочки ткани, мех.
3.Знакомство с произведениями А.Л.Барто, текстами песен
С Днем Всех Влюбленных поздравляем! Желаем мира и добра. Мы от души вам пожелаем Чтоб свет любви вас грел всегда. Любви к друзьям, родным и близким, Животным, школе, всей земле. Особенно, с поклоном низким, Признаюсь, мамочка, тебе. | Ведь в этот, день мы не смущаясь, Что любим, можем говорить. Мальчишки могут не стесняясь В столовой место уступить. А девочки, вдруг став добрее, Нас не загонят в туалет И, по-мужски, мы, став мудрее, Им сдачи не дадим в ответ. Какой же этот день чудесный! Не надо ссор, не надо драк. Ну почему ж, скажите честно, | Не жить бы нам все время так? Ведь мы всех любим, слово это Так много значит для всех нас! Вам хочет рассказать об этом Весь наш большой и дружный класс. Так пусть сегодня песни льются, Звучат стихи, и вальс играет, Пускай все в школе улыбнутся – Мы - День Влюбленных отмечаем! |
- Многие считают, что одни лишь взрослые имеют право влюбляться, а над детьми можно только
смеяться и дразнить их: “Тили – тили тесто, жених и невеста”. Все это очень некрасиво, потому что любовь может настигнуть человека в любом возрасте, даже в детском саду.
Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил “Любви все возрасты покорны”. Наверное, он имел в виду, что влюбиться можно даже в очень раннем возрасте. Об этом же говорит стихотворение
Агнии Барто «Встреча»
Не в машине легковой, Не в подводе тряской — Едет брат по мостовой В собственной коляске. С горки на горку | По городу Загорску. Вдруг откуда ни возьмись, Как принцесса в сказке, Едет важно с горки вниз Девочка в коляске. | С горки на горку По городу Загорску. Но уже коляски нет — Скрылась незнакомка. Поглядел Андрюша вслед И заплакал громко. |
Песня «А ты меня любишь?»
На улице дождик, на улице слякоть, а им всё равно. Идут они вместе, один у них зонтик, идут из кино. Маленькая девочка маленькому мальчику задаёт вопрос, что такое небо, что такое солнышко, что такое любовь. | А ты меня любишь? — Ага. А ты со мной будешь? — Ага. Так будем мы вместе, Так будем мы рядом с тобою всегда! А что скажет мама, а что скажет папа, Когда будем вместе гулять? Они ведь и так никуда не пускают, С тобой не пускают играть. | А ты меня любишь? — Ага. А ты со мной будешь? — Ага. Так будем мы вместе, Так будем мы рядом с тобою всегда! Давай пока никому... Не будем говорить, Пока не наступит такая минута, Когда можно будет любить. А ты меня любишь? — Ага. А ты со мной будешь? — Ага. Так будем мы вместе, Так будем мы рядом с тобою всегда! |
Стихотворение Агнии Барто «На букву Л»
Не удивляйтесь — я влюблен, Хотя и сам я удивлен, Понять не в состоянье, В каком я состоянье. Влюбленный, удивленный, Хожу я за Аленой, За шапочкой зеленой. Я с ней недавно во дворе | Случайно рядом сел, И вот ищу я в словаре Слова на букву «Л»: «Любовь», «Любить», «Любимым быть»... Словарь меня не подведет. Сижу, склонясь над ним, И узнаю: «Любимый тот, Кто кем-нибудь любим». | Я изучаю вновь и вновь: «Любить — испытывать любовь». Нет, я, по правде говоря, И, начитавшись словаря, Понять не в состоянье, В каком я состоянье. Влюбленный, удивленный, Хожу я за Аленой, За шапочкой зеленой. |
- «Любовь», «Любить», «Любимым быть»… Как красиво звучит! А вот еще «свидания при луне»…
Очень романтично!
-Что ж, я напомню вам одну песенку.
Мелодия Александра Цфасмана. Песня «Неудачное свидание»
«Тебя просил я быть на свиданье, Мечтал о встрече, как всегда. Ты улыбнулась, слегка смутившись, Сказала: "Да, да, да, да!" | С утра побрился и галстук новый С горошком синим я надел. Купил три астры, в четыре ровно я прилетел. -Я ходил! - И я ходила! -Я вас ждал! - И я ждала! | -Я был зол! - И я сердилась! -Я ушел! - И я ушла! Мы были оба. -Я у аптеки! - А я в кино искала вас! -Так, значит, завтра На том же месте, в тот же час! |
- Поучительная песенка. Надо уметь слушать друг друга. А иначе получится такое вот «Неудачное
свидание»
Стихотворение Барто «Я с ней дружу»
Я осторожно по бревну Иду через речонку, А за собой тяну, тяну Смешливую девчонку. Она вопит: — Ой, утону!— Она хохочет звонко, А я тяну ее, тяну, Как малого ребенка. Потом мы мчимся под дождем... | Мы прыгаем по лужам, Мы под дождем Друг друга ждем. Да, я с девчонкой дружен. Кричат мальчишки мне: — Жених!— Я злюсь, конечно, Злюсь на них, Но чувств своих не выдам — Иду с небрежным видом. | Пускай хоть в школьный «Крокодил» Строчат они заметку,— Я с ней дружу, я с ней ходил И в лыжную разведку. Она летит с горы крутой, Летит и не поморщится, А мне кричит: — Боюсь! Постой!— Такая уж притворщица. |
- Тему дружбы в нашем концерте продолжит песня «Ты, да я, да мы с тобой».
Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой, Здорово, когда на свете есть друзья! Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы, наверное, Земля. | Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой, Землю обойдём, потом махнём на Марс, Может, у оранжевой речки Там уже грустят человечки, Потому что слишком долго нету нас. | Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой, Нас не разлучит ничто и никогда. Даже если мы расстаёмся, Дружба всё равно остаётся,Дружба остаётся с нами навсегда. |
Стихотворение Агнии Барто «У меня веснушки».
— Почему ты так грустна? — Машеньку спросила я. И ответила она: — Я же некрасивая. У меня же на носу Рыжие веснушки, Портят всю мою красу Рыжие веснушки. Я их тру, я их свожу, Я от них с ума схожу! | Даже Петя Соколов Не нашел хороших слов Для такой дурнушки... Постоял — и сразу прочь. Мне ничем нельзя помочь, У меня веснушки. Я их тру, я их свожу, Я от них с ума схожу! А в один из летних дней Стало мне еще грустней. | Шла зеленым садом, Вижу — Петя Соколов. Он высок и чернобров, С ним девчонка рядом. Между прочим, на носу У нее веснушки, Портят всю ее красу Рыжие веснушки. Почему же Соколов Говорит ей столько слов?.. |
-Девочка Машенька совершенно не может понять Петю Соколова.
- Я думаю, что Петя тоже не может понять Машеньку.
- Отчего же мы так часто не понимаем друг друга?
- Может мы сможем ответить на этот вопрос послушав песенку «Из чего же, из чего же из чего же»
Песня «Из чего же, из чего же из чего же»
Из чего же, из чего же из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки. | Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки. Из чего же, из чего же из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, Из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки. | Из чего же, из чего же из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков и клубочков, Из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки. |
- Оказывается, из чего только не сделаны наши девчонки и мальчишки!
Стихотворение Агнии Барто «Телепатия».
Спросил у тети Кати я: Что значит телепатия? И понял я одно: Вот раньше тете Кате я Твердил: «Пойдем в кино!» Теперь мое желание С любого расстояния Я должен ей внушить. Я пробовал внушить — Она уселась шить. | На стадионе в выходной Я к игроку стою спиной, Ему внушаю мысль мою: «Дай на меня! А я пробью!» И мяч — в мои объятия! Вот это телепатия! Но когда идут занятия, Тут бессильна телепатия, И понятно отчего: Каждый хочет обязательно, Чтоб не вызвали его. | Нас понять не в состоянии Петр Иваныч — педагог: Уловить на расстоянии Столько мыслей кто бы мог! Еще признаюсь кстати я: Девчонка есть одна, Она моя симпатия, Но не со мной дружна... Теперь мне телепатия Особенно нужна! |
- Все девочки любят читать книги и смотреть фильмы про прекрасных принцев и рыцарей. Как жаль, что прошли их времена. И все чаще встречаются нам горе-рыцари.
Стихотворение Агнии Барто
В коридоре, в классе ли, Всюду стены красили, Терли краску, терли мел, Каждый делал, что умел. Труд делили поровну Мальчики и девочки. | Шкаф тащили в сторону Девочки, девочки. Шкаф тяжелый с книгами, С книгами Три девочки двигали, Двигали. | А два парня-крепыша Стул тащили не спеша. Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики: Девочки — на лавочке, Парни — на диванчике. |
- Но я знаю, что в вашем классе, мальчики – настоящие рыцари. Вот послушайте,
Стихотворение «Рыцари»
Герой в кольчуге и с мечом Скакал на лошади верхом. Как благороден был и смел! Стрелять без промаха умел. Бесстрашно он бросался в бой За правду он стоял стеной… Давно прошли те времена, Но клятва рыцарей жива: Клянемся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть. | Другие дни теперь настали – Кольчуга, меч нам не пристали Долой и латы, и забрало! Мы рыцари добра – и в этом наша слава! Чтоб рыцарем быть, надо слово держать, Не трусить и слабых всегда защищать, | Быть вежливым, грубостей не говорить И девочек всех защищать, а не бить. Стараться учиться, друзьям помогать. Тогда тебя будут рыцарем звать! |
Песня Охотника из к/ф «Красная шапочка»
Пускай ветра буянят, шторма пускай штормят. Меня дороги манят, пути меня манят. Не знаю, что я встречу, но я ношу с собой Один патрон с картечью, другой патрон с мечтой. Припев: Па-па-па-па, погода злится. Па-па-па-па, гроза грозится. Па-па-па-па гроза грозится. Как говорится, быть беде. Но смелое сердце врага не боится. Но смелое сердце врага не боится. | И друга не бросит нигде. Не раз мне угрожали в лесу из-за угла. Бандиты и кинжалы, копыта и рога. Но я шагал навстречу, держа перед собой Один патрон с картечью и с мужеством другой. Припев. Па-па-па-па, погода злится. Па-па-па-па, гроза грозится. Па-па-па-па гроза грозится. Как говорится, быть беде. Но смелое сердце врага не боится. Но смелое сердце врага не боится. | И друга не бросит нигде. Не требую награды, почета не хочу. Скажите, если надо - приду и защитю! Не нужен мне ни порох, ни пули, ни пыжи, Пока в моих патронах огонь моей души. Припев. Па-па-па-па, погода злится. Па-па-па-па, гроза грозится. Па-па-па-па гроза грозится. Как говорится, быть беде. Но смелое сердце врага не боится. Но смелое сердце врага не боится. И друга не бросит нигде. |
Стихотворение Агнии Барто «По дороге в класс»
Спешил Никита на урок, Шел не сбавляя шага, Вдруг на него рычит щенок, Кудлатая дворняга. Никита — взрослый! Он не трус! Но тут ее Никита спас, Он проявил отвагу, Сказал: — Иди спокойно в класс! И отогнал дворнягу. Его Танюша по пути — Ты потеряешься в лесу, А я приду — тебя спасу! — Он предложил Танюшке. | — Ну нет! — ответила она.— Я не пойду гулять одна, Со мной пойдут подружки. Но ведь не в этом дело! Он всю дорогу до угла Спасал Танюшу смело.Но шла Танюша рядом, Она сказала: — Ой, боюсь! — И сразу слезы градом. Благодарит за смелость. | Еще разок ее спасти Никите захотелось. — Ты можешь в речке утонуть! Вот утони когда-нибудь! — Ей предложил Никита.— Не дам тебе пойти ко дну! В мечтах ее от волка спас... Но тут пришли ребята в класс. — Я и сама не утону! — Она в ответ сердито. Она его не поняла... |
Стихотворение Агнии Барто «Первая любовь»
Каждый может догадаться - Антонина влюблена! Ну и что ж! Ей скоро двадцать, А на улице весна! Только звякнет телефон, Тоня шепчет: - Это он! Стала ласковой и кроткой, Ходит легкою походкой, По утрам поет, как птица... Вдруг и младшая сестрица Просыпается чуть свет, Говорит:- Пора влюбиться! | Мне почти тринадцать лет. И Наташа на уроке Оглядела всех ребят: "Юрка? Слишком толстощекий! Петя ростом маловат! Вот Алеша славный малый! Я влюблюсь в него, пожалуй". Повторяет класс по карте, Где Иртыш, где Енисей, А влюбленная на парте Нежно шепчет:- Алексей! | Алик смотрит огорченно: "Что ей нужно от меня?" Всем известно, что девчонок Он боится как огня, Он понять ее не в силах! То она глаза скосила, То резинку попросила, То она вздыхает тяжко, То зачем-то промокашку Подает ему любя. Алик вышел из себя! Поступил он с ней жестоко Отлупил после урока. Так вот с первого свиданья Начинаются страданья. |
Песня «Где-то на белом свете»
-Мы говорим о самых прекрасных чувствах: любви и дружбе. Но, к сожалению, иногда
черствые люди могут убить самые нежные отношения.
Стихотворение Сергея Михалкова «Мальчик с девочкой дружил»
Мальчик с девочкой дружил, Мальчик дружбой дорожил. Как товарищ, как знакомый, Как приятель, он не раз Провожал ее до дома, До калитки в поздний час. Очень часто с нею вместе Он ходил на стадион. И о ней как о невесте Никогда не думал он. Но родители-мещане Говорили так про них: "Поглядите! К нашей Тане Стал захаживать жених!" | Отворяют дверь соседи, Улыбаются: "Привет! Если ты за Таней, Федя, То невесты дома нет!" Даже в школе! Даже в школе Разговоры шли порой: "Что там смотрят, в комсомоле? Эта дружба - ой-ой-ой!" Стоит вместе появиться, За спиной уже: "Хи-хи! Иванов решил жениться. Записался в женихи!" Мальчик с девочкой дружил, Мальчик дружбой дорожил. И не думал он влюбляться И не знал до этих пор, | Что он будет называться Глупым словом "ухажер"! Чистой, честной и открытой Дружба мальчика была. А теперь она забыта! Что с ней стало? Умерла! Умерла от плоских шуток, Злых смешков и шепотков, От мещанских прибауток Дураков и пошляков. |
- Как вы думаете, после стольких номеров, мы можем ответить: так что же это за чувство?
Стихотворение Эдуарда Асадова «Слово о любви»
Любить — это прежде всего отдавать. Любить — значит чувства свои, как реку, | С весенней щедростью расплескать Любить — это только глаза открыть И сразу подумать еще с зарею: Ну чем бы порадовать, одарить Любовь не копилка в зашкафной мгле. | Песне не свойственно замыкаться. Любить — это с радостью Откликаться На радость близкому человеку. Того, кого любишь ты всей душою?! На все хорошее на земле! |
III. Изготовление валентинок( с использованием Перволого)
IV. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе 2 класс Сказка "Лиса и журавль"
Современными технологиями можно считать новый способ подачи учебного материала, который развиваетребенка и способствует формированию умения учиться.Данный урок литературного чтения решает именно эти з...
конспект урока по литературе "Сочинение"
в данном коспекте представлены так же коспекты русского языка и математики для 2 класса...
Открытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 3 Б классе МОУ «СОШ № 30»
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по произведению Е Благининой "Котенок".К уроку прилагается презентация. ...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ОКР.МИРУ
МАТЕРИАЛЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЧИТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"...
Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".
Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....
Материал к уроку. Презентация. Интерактивный урок по обучению чтению "Буква Гг"
Презентация с интерактивным материалом для урока чтения. Изучение буквы Г....