Методика формирования умения схематизировать
консультация по чтению (3 класс) на тему
Организация этапов обучения схематизации рассмотрено на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Литературное чтение», начальная школа. Тема: «Басня Крылова «Квартет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика схематизации | 388 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования умения схематизировать
Организация первого этапа обучения схематизации
Организацию первого этапа обучения схематизации рассмотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Литературное чтение», начальная школа. Тема: «Басня Крылова «Квартет».
Для проведения занятия учитель готовит демонстрационный и раздаточный материал – карточки, на которых изображены:
- Иллюстрации/изображения по басне Крылова (рис. 1)
- Схематичные рисунки детей/учеников, изображающие животных – участников басни (рис 2).
- Схема по 1 части басни, заготовленная заранее (рис.3)
Иллюстрации (рис. 1)
Схематичные рисунки (рис. 2)
Схема по 1 части басни (рис.3)
Учащиеся работают в парах: одна пара – у школьной доски с демонстрационным материалом, остальные учащиеся – за столами с раздаточным материалом.
Предлагается выполнить следующие задания:
- Рассмотрите предложенные учителем карточки с изображениями.
- Найдите среди них схемы, схематичные рисунки, картинки (репродукции).
- Распределите карточки с изображениями на три группы.
- Положите надписи «схема», «схематичный рисунок», «картинки» в те группы карточек, к которым они, по вашему мнению, относятся.
После выполнения задания учитель предлагает учащимся, работающим с демонстрационным материалом, объяснить:
- Что общего, а что различного дети определили в изображениях?
- На каком основании происходило деление карточек на группы?
- Дать возможность попытаться ответить, почему именно эти изображения являются картинками, схемами, схематичными рисунками?
На втором этапе учитель обобщает:
«Картинки - это изображения реальных предметов.
Схематичные рисунки – это простое изображение предметов с некоторыми деталями.
Схемы замещают предметы. Они могут состоять из квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов. Дополнительно в схемах могут использоваться символы, знаки, числа, буквы, слова. Схема может быть выполнена от руки».
После обобщения учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
- Чем схема отличается от картинки?
- Чем схематический рисунок отличается от схемы?
На следующем этапе детям предлагается прочитать текст басни:
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Учитель дает задание:
- На доске найдите схему по тексту басни.
- Скажите, почему схема соответствует содержанию басни?
На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:
- Что помогло нам выбрать схему? Как вы прочитали условные знаки схемы?
Организация второго этапа обучения схематизации.
В начале урока учитель напоминает детям, что на прошлом занятии они рассмотрели отличие схемы от картинки и схематического рисунка. Сегодня учащимся предлагается вместе с учителем, а затем самостоятельно создать схему 2 части басни Крылова «Квартет». В начале занятия учитель читает 2 часть басни и одновременно вместе с учениками составляет схемы к каждой части текста, при этом поясняет, почему тот или иной предмет, персонаж, какое-либо действие обозначены именно этими условными знаками.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Схема учебного занятия
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка | На схеме все объекты, и их действия обозначаются графически. Условный знак Осел - квадрат и два овала – уши; Козел – квадрат и две линии рогов; Мишка – квадрат и два верхних овала – ушей; Мартышка – квадрат и два овала по бокам. Большой овал - квартет |
| |
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите! | Вертикальная черта обозначает – ведущая роль; Смена расположения героев | ||
"Постойте ж, я сыскал секрет, - | Первенство берет Осел Смена расположения героев | ||
Случилось Соловью на шум их прилететь. | Прилетел соловей И объяснил героям, что они не умеют играть, а без умения нет квартета |
Далее учащимся предлагается перерисовать готовые схемы в тетрадь.
После этого, при работе в парах, учащиеся по очереди воспроизводят текст басни с опорой на схему.
В конце занятия проводится рефлексия по вопросам:
- Чем схема отличается от рисунка?
- Из каких элементов состоит схема?
- Что помогло воспроизвести содержание басни?
Алгоритм работы учащихся при формировании умения смыслового чтения
Индивидуальная работа:
- Прочитай басню. Замени условными знаками осла, козла, мартышку, соловья, мишку.
- Чем занимаются звери? Обозначь квартет.
- Прочитай еще раз первую часть. О чем говорится в тексте? Нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в первой части.
- Прочитай вторую часть. Что произошло с героями? Замени условными знаками действия героев.
- Добавь в схему, то о чем говорится во второй части.
- Прочитай третью часть. Как по-другому сели герои? Кто был главным? Нарисуй схему.
- Прочитай четвертую часть. Кто появился? Обозначь его знаком.
- Как объяснил соловей, почему у зверей не получается квартет? Обозначь схематично.
Работа в паре:
- Найди напарника, рассмотри его схему.
- Выясни, почему именно такими условными обозначениями напарник нарисовал предметы и персонажи?
- Расскажите друг другу по очереди содержание текста.
На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:
- Что помогло изучить текст?
- Что помогло нарисовать схему?
- Какие действия производили, чтобы получилась схема?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования умения пересказывать текст цепной организации
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема следующего вида. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из кот...
Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.
Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.1. Образованность учителя, хорошее знание предмета, наличие у него определенных нужных качеств для работы в школе.2. ...
Методика формирования умения пересказывать текст цепной организации
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложе...
Методика формирования умения составлять рассказ-описание
Программа описательного текста параллельной организации носит отчасти условный характер и зависит от той или иной последовательности выделения свойств, качеств предмета или явления.Графическая модель ...
Методика формирования коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников
Методическая разработка для начальной школы к урокаи литературного чтения и русского языка....
Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"
Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира» ...
Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).
Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы ...