Рабочая программа по практикуму функционального чтения
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по практикуму функционального чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа практикум по литературному чтению
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения;
ФЗ №273 «Об образовании», глава 1, статья 12, подпункт 1;
Образовательная программа НОО МБОУ СОШ №46;
Подпрограмма «Формирование учебно-организационных умений и навыков в начальной школе»;
Междунapoднoгo исследoвaния кaчeствa чтeния и пoнимaния тeкстa PlRLS
для нaчaльнoй школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фopмиpoвaниe читaтeльскoй кoмпeтeнтнoсти – пpиopитeтнaя цeль сoвpeмeннoгo
нaчaльнoгo бpaзoвaния. Ha eё дoстижeниe нaпpaвлeнa дeятeльнoсть пeдaгoгoв
и yчaщихся. Данная программа призвана помочь учащимся oсмысленно читaть
любой xyдoжeствeнный тeкст, выполнять пpедлoжeнные к нему задания с точки зрения реализации компетентностного подхода
Курс направлен на решение задач, которые помогут учащимся овладеть предметными и метапредметными умениями, освоить систему опорных знаний по литературному чтению, самостоятельно решать практические задачи по данному предмету.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс практикум по литературному чтению в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Формирование механизма анализа и интерпретации любого литературного текста с точки зрения его понимания.
- Повышение уровня качества чтения и осмысления авторской позиции, представленной в каждом произведении.
- Подготовка и проведение итоговых работ по литературному чтению.
Общая характеристика учебного предмета
Практикум по литературному чтению включает в себя проверочные работы, которые отвечают требованиям нового образовательного стандарта начальной школы, важнейшим из которых является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и активной деятельности в условиях конкуренции, что невозможно без развития у школьников навыков поисково-исследовательской, продуктивной, творческой деятельности, способности осознанно и ответственно выполнять различные задачи в том числе и креативные, принимать решения , находить оптимальные подходы к выполнению как стандартных (базовых) так и нестандартных заданий.
Реализация этого требования осуществляется через системно – деятельностный подход, обеспечивающий достижения результатов обучения личности младшего школьника и создающий основу для самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Kaчeствeннoe oбyчeниe в нaчaльнoй шкoлe являeтся сeгoдня одним из важнейших
пpиopитeтoв гoсyдapствeннoй пoлитики в oблaсти oбpaзoвaния. Пpи этoм
oснoвнoй aкцeнт дeлaeтся нa повышение эффeктивнoсти управления oбpaзoвa-
тeльным процессом.
Одним из направлений работы практикума по литературному чтению является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Результаты освоения предмета (УУД)
Личностные результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи результаты:
- Умение работать с информацией:
- Находить информацию по содержанию текста, заданную в явном виде
- Находить информацию по содержанию текста заданную в неявном виде
- Формулировать выводы
- Определять порядок микротем, событий в тексте
- Поисково – исследовательские умения:
- Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы
- Анализировать и обобщать информацию
- Анализировать, интерпретировать и обобщать информацию
- Творческие умения:
- Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры
- Прогнозировать окончание текста
- Создавать собственный текст по заданной теме
- Анализировать и оценивать язык и элементы текста
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов, определенному ФГОС на практикум по литературному чтению отводится 1 час в неделю в 3 классах , выделенные из школьного компонента
Программно – методическое обеспечение предмета.
М.Ю.Алексеева, Е.И.Матвеева «Измерители качества обучения по литературному чтению» 3 класс
Календарно – тематический план
1 четверть –9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Итого за год: 34 ч.
Типы уроков и их сокращения, принятые в программе «Гармония»:
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УКПЗ – урок контроля полученных знаний
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы рассматриваемые на уроке | Планируемые результаты | Элементы дополнительного содержания | Виды контроля | Тип урока | |
план | факт | ||||||||
Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко. | 1 | Демонстрация уместного использования приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания. | Различать подготовленную и неподготовленную речь. Называть приёмы подготовки устного высказывания. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко. | Подготовка небольшого высказывания. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. | 1 | Формулирование своей задачи как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрация уместного использования сигналов внимательного слушателя | Называть задачи слушания. Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя. | Вопросный план. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа №1. | 1 | Проверяем свои умения. | Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном виде | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? | 1 | Обработка прочитанного текста, определяя его тему, основную мысль, составляя план. | Объяснять, зачем нужно исправлять текст. Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. | пересказывать с опорой на картинный план; последовательно перечислять картины и события произведения | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Анализ и обобщение информации. | 1 | Языковое оформление текста. | Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Анализировать и обобщать информацию. | Развитие читательской антиципации. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа №2. | 1 | Проверяем свои умения. | Анaлиз, интepпpeтaция, самостоятельное обоснование выводов | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Тексты разные нужны. Диалог и монолог. | 1 | Объяснение, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления. | Называть признаки текста, типы текстов. Различать диалог и монолог. Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. | Развитие читательской антиципации. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Опорные слова. Составление текста из опорных слов. | 1 | Осознание точности, богатства художественной речи; | Получить элементарные понятия о рифме | Творческая работа | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа № 3. | 1 | Проверяем свои умения. | Анализ, интерпретация и обобщение информации | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Выборочный пересказ. Цитата в пересказе. | 1 | Определение способов сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Определение необходимости и уместностного использования цитаты в пересказе. | Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа. Вводить в пересказ эффективные цитаты. | Развитие читательской антиципации. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа № 4. | 1 | Проверяем свои умения. | Анализ и обобщение информации | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве. | 1 | Анализ структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. | Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами. | Развитие читательской антиципации. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Формулирование выводов. | 1 | Осознание точности, богатства художественной речи. Формулирование выводов. | Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Формулировать выводы. | Развитие читательской антиципации. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Формулирование выводов. | 1 | Осознание точности, богатства художественной речи. Формулирование выводов. | Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Формулировать выводы. | Развитие читательской антиципации. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа № 5. | 1 | Проверяем свои умения. | Создание собственного текста по заданной теме | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Формулирование выводов. | 1 | Главная мысль произведения. Работа над ошибками. Формулирование выводов. | Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулировать выводы. | Чтение по ролям. | Текущий контроль. | УЗЗВУ | |||
Определение порядка микротем, событий в тексте. | 1 | Определение границ ответов в тексте. Определение порядка микротем, событий в тексте. | Отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста. Определять порядок микротем, событий в тексте. | Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Определение порядка микротем, событий в тексте. | 1 | Определение границ ответов в тексте. Определение порядка микротем, событий в тексте. | Отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста. Определять порядок микротем, событий в тексте. | Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа № 6. | 1 | Проверяем свои умения. | Нахождение информации по содержанию текста, заданной в неявном виде, формулирование выводов | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты. | 1 | Анализ сравнительного описания, их структуры. Реализация сравнительного описания разными способами. | Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. Называть правила сравнения. Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. | Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Сравнительный анализ авторских и собственных суждений. | 1 | Эмоциональное отношение автора к изображаемому. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений. | Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы. | Создание иллюстрации к произведению. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Прогноз содержания читаемого. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений. | 1 | Определение мотивов поведения героев. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений. | Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы. | Текущий контроль. | УОСЗ | ||||
Проверочная работа № 7 | 1 | Проверяем свои умения. | Анализ и обобщение информации | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Анализ и обобщение информации. | 1 | Прогнозирование содержания текста по заголовку. Работа над ошибками. Анализ и обобщение информации. | Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать и обобщать информацию. | Презентация одной из книг. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Анализ и обобщение информации. | 1 | Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации. | Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать и обобщать информацию. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | ||||
Подбор аргументов, приведение примеров. | 1 | Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации. | Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры. | Творческая работа | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа № 8. | 1 | Проверяем свои умения. | Анализ и оценка языка и элементов текста | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Подбор аргументов, приведение примеров. | 1 | Определение подтекста , в литературном произведении. Подбор аргументов, приведение примеров. Работа над ошибками. | Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры. | Чтение по ролям | Тематический контроль. | УИПЗЗ | |||
Прогнозирование окончания текста. | 1 | Определение подтекста , в литературном произведении. Прогнозирование окончания текста. | Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Прогнозировать окончание текста. | Чтение по ролям | Тематический контроль. | УИПЗЗ | |||
Проверочная работа № 9. | 1 | Проверяем свои умения. | Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном виде, определение порядка микротем в событие (тексте) Прогнозировать окончание текста. | Итоговый контроль. | УКПЗ | ||||
Работа над ошибками. Создание собственного текста по заданной теме. | 1 | Выявление главной мысли. Работа над ошибками. Создание собственного текста по заданной теме. | обобщающать смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения. Создавать собственный текст по заданной теме. | Текущий контроль. | УОСЗ | ||||
Создание собственного текста по заданной теме. | 1 | Главная мысль текста. Определение характера произведения по рисункам. Создание собственного текста по заданной теме. | Находить главную мысль, сформулированную в тексте. Создавать собственный текст по заданной теме. | Обсуждение с одноклассниками достоинств и недостатков придуманной сказочной истории. | Текущий контроль. | УИПЗЗ УЗЗВУ | |||
Подбор аргументов, приведение примеров. | 1 | Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации. | Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры. | Создание иллюстрации к произведению. | Текущий контроль. | УИПЗЗ | |||
Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. | Обработка прочитанного текста, определяя его тему, основную мысль, составляя план. | Объяснять, зачем нужно исправлять текст. Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. | Итоговый контроль. | УКПЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-48199-1679361124.jpg)
Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-107616-1358353963.jpg)
Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021
Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-966116-1669036639.jpg)
Рабочая программа по основам функциональной грамотности "Читаем, считаем"
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем» составлена на основе Федерального государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-124153-1357555385.jpg)
Рабочая программа по предмету "Функциональная грамотность" 3 класс (ФГОСС НОО)
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование у обучающихся читательской, естественно-научной, математической и финансовой грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232809-1364669545.jpg)
Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности», 3 класс, 2022
Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности» разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/18/picture-997820-1516283189.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/01/picture-994894-1682945867.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)...