Конспект урока по чтению в 4-м классе на тему: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Евсеева Наталья Сергеевна

Сложное для восприятия детьми произведение Бажова, на данном уроке, станет ближе и понятнее школьникам. Урок сопровождается презентацией, интересными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanoe_kopyttse.docx23.84 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по чтению в 4-м классе

на тему: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

I.  Актуализация знаний

- С каким произведением вы познакомились на последнем уроке?

- Кто автор произведения?

Сказы Бажова, Уральские сказы

Старых старателей горных рассказы,

Что родились у костра вечерами,

Глядя на звезды, глядя на пламя…

Пляшет опять на углях Огневушка,

Клад стережет бабка Синюшка,

Кольцами Полоз в Землю уходит,

Черная Кошка по лесу бродит…

- В каком жанре писал П.П. Бажов свои произведения, чем сказ отличается от сказки? (ответы детей)

На доске:

- Угадайте слова и скажите, какое они имеют отношение к сказу.

АКАДРЁН      ЯКОНАВКО     УРМАНЁК      КЛИЗОК

-  Это герои сказа.

- Как звали отца Дарёнки? (Григорий)

- Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо … она у нас будет. Какое слово пропущено? (Балалайки)

- На какой ножке у козлика «Серебряное копытце»?(на правой)

-Чем занимались Кокованя и Дарёнка вечерами?( Кокованя рассказывал сказки)

За правильные ответы выдаются карточки  с буквами Ч У Д О. Дети составляют слово.

2. Постановка темы и цели урока.

- А как это слово имеет отношение к сказу?

С Дарёнкой и Кокованей произошло чудо. А с каждым ли может произойти чудо?

Наша задача сегодня ответить на этот вопрос.

Давайте вспомним содержание прочитанного сказа.

- Что случилось с Дарёнкой, почему она была никому не нужна?

- Давайте прочитаем как состоялась первая встреча Дарёнки и Коковани? ( стр 182 – чтение по ролям)

3. Проверка домашнего задания

 

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

- Почему Кокованя отгадал имя девочки?

- Почему Дарёнка пошла жить к Коковани?

- Как они стали жить? Как относились друг к другу?

-Стали жить поживать, да добра наживать, а богато ли они жили?

Стр 184 чтение по ролям

- Почему Дарёнка так подробно выспрашивала ?

- Как вы думаете, почему Кокованя рассердился на Дарёнку?

Стр 185-186

- Почему Дарёнка смогла убедить Кокованю взять её с собой?

4. Обобщение и систематизация

- Давайте охарактеризуем героев

Опишем наших героев, пользуясь текстом произведения. Работаем в группах, заполняем таблицу.

1 группа. Характеристика Дарёнки  

Внешность

.

Семья Дарёнки

.

Чем занимается

.

Характер

.

 

2 группа. Характеристика Коковани  

Внешность

.

Семья Коковани

.

Чем занимается

.

Характер

.

 

3 группа.Составить рассказ о Серебряном Копытце (выборочный пересказ).

Слайд 12

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой   передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .

(Особенный, серебряное, стола, тоненькие, лёгонькая, 5 веток, буренькая,  серенькая, травкой да листиком, стожки подъедает).

 

4 группа. Составить рассказ о кошке Мурёнке.

Выступление групп.

После выступления  1 и 2 группы

- Есть ли что-то общего между Кокованей и Дарёнкой, почему их объединила судьба?

 (Да, оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

(Они оба нуждались в любви и заботе. Кокованя заменил Дарёнке родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. Человек трудно быть одному, быть счастливым без семьи и друзей очень трудно)

Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка?

5. Физминутка

Выступление 3 и 4 группы

 -   Что  можно  сказать  о  Мурёнке  и  Козлике?

-    Кого из животных можно назвать сказочным волшебным?

 Кошка Мурёнка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шёрстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

А какова роль кошки Мурёнки в сказке?

Одна из особенностей жанра сказа – это опора на народные предания и легенды.

(Да, Серебряное копытце – это фантастический образ. По Уральской легенде, действительно ходил по Уралу такой “серебряный олень” - хранитель богатства, и его разновидности –“лось – золотые рога”, “козел – серебряное копытце”.

Сказочный козлик – Серебряное копытце, появился на глазах у Дарёнки и Коковани, как нам кажется, потому что они ждали чуда. Дарёнка ждала этой встречи, ей было любопытно. Мурёнка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Дарёнку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

Скажите, ребята, а в сказе есть отрицательные персонажи?

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

-Почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 -А какой урок извлекли вы?

6. Подведение итогов урока

-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

- А вы верите в чудеса?

 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

7.Рефлексия

 - Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.

 Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.

 - Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8.Домашнее задание 

Иллюстрация к сказке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Павел Петрович Бажов

Слайд 3

АКАДРЁН ЯКОНАВКО УРМАНЁК КЛИЗОК

Слайд 4

Дарёнка Кокованя Мурёнка Козлик

Слайд 5

Ч У Д О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Цели урокаОбучающие:   обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа ...

Урок литературного чтения в 4 классе на тему "П.П. БАЖОВ. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

В данном материале представлена разработка урока и презентация к нему....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Технологическая карта урока разработана в рамках ФГОС.Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; разви...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...

урок литературного чтения в 4 классе по теме " П. П. Бажов "Серебряное копытце"

Конспект урока литературного чтения для учащихся 4 класса по теме "Серебряное копытце" нацелен на  продолжение знакомства обучающихся с творчеством и произведениями П. П. Бажова....