Конспект урока по чтению в 4-м классе на тему: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Сложное для восприятия детьми произведение Бажова, на данном уроке, станет ближе и понятнее школьникам. Урок сопровождается презентацией, интересными заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanoe_kopyttse.docx | 23.84 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению в 4-м классе
на тему: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
I. Актуализация знаний
- С каким произведением вы познакомились на последнем уроке?
- Кто автор произведения?
Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя…
Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка,
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит…
- В каком жанре писал П.П. Бажов свои произведения, чем сказ отличается от сказки? (ответы детей)
На доске:
- Угадайте слова и скажите, какое они имеют отношение к сказу.
АКАДРЁН ЯКОНАВКО УРМАНЁК КЛИЗОК
- Это герои сказа.
- Как звали отца Дарёнки? (Григорий)
- Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо … она у нас будет. Какое слово пропущено? (Балалайки)
- На какой ножке у козлика «Серебряное копытце»?(на правой)
-Чем занимались Кокованя и Дарёнка вечерами?( Кокованя рассказывал сказки)
За правильные ответы выдаются карточки с буквами Ч У Д О. Дети составляют слово.
2. Постановка темы и цели урока.
- А как это слово имеет отношение к сказу?
С Дарёнкой и Кокованей произошло чудо. А с каждым ли может произойти чудо?
Наша задача сегодня ответить на этот вопрос.
Давайте вспомним содержание прочитанного сказа.
- Что случилось с Дарёнкой, почему она была никому не нужна?
- Давайте прочитаем как состоялась первая встреча Дарёнки и Коковани? ( стр 182 – чтение по ролям)
3. Проверка домашнего задания
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
- Почему Кокованя отгадал имя девочки?
- Почему Дарёнка пошла жить к Коковани?
- Как они стали жить? Как относились друг к другу?
-Стали жить поживать, да добра наживать, а богато ли они жили?
Стр 184 чтение по ролям
- Почему Дарёнка так подробно выспрашивала ?
- Как вы думаете, почему Кокованя рассердился на Дарёнку?
Стр 185-186
- Почему Дарёнка смогла убедить Кокованю взять её с собой?
4. Обобщение и систематизация
- Давайте охарактеризуем героев
Опишем наших героев, пользуясь текстом произведения. Работаем в группах, заполняем таблицу.
1 группа. Характеристика Дарёнки
Внешность |
. |
Семья Дарёнки |
. |
Чем занимается |
. |
Характер |
. |
2 группа. Характеристика Коковани
Внешность |
. |
Семья Коковани |
. |
Чем занимается |
. |
Характер |
. |
3 группа.Составить рассказ о Серебряном Копытце (выборочный пересказ).
Слайд 12
Впиши нужные слова.
Козлик этот __________________. У него на правой передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .
(Особенный, серебряное, стола, тоненькие, лёгонькая, 5 веток, буренькая, серенькая, травкой да листиком, стожки подъедает).
4 группа. Составить рассказ о кошке Мурёнке.
Выступление групп.
После выступления 1 и 2 группы
- Есть ли что-то общего между Кокованей и Дарёнкой, почему их объединила судьба?
(Да, оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).
(Они оба нуждались в любви и заботе. Кокованя заменил Дарёнке родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. Человек трудно быть одному, быть счастливым без семьи и друзей очень трудно)
Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка?
5. Физминутка
Выступление 3 и 4 группы
- Что можно сказать о Мурёнке и Козлике?
- Кого из животных можно назвать сказочным волшебным?
Кошка Мурёнка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шёрстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
А какова роль кошки Мурёнки в сказке?
Одна из особенностей жанра сказа – это опора на народные предания и легенды.
(Да, Серебряное копытце – это фантастический образ. По Уральской легенде, действительно ходил по Уралу такой “серебряный олень” - хранитель богатства, и его разновидности –“лось – золотые рога”, “козел – серебряное копытце”.
Сказочный козлик – Серебряное копытце, появился на глазах у Дарёнки и Коковани, как нам кажется, потому что они ждали чуда. Дарёнка ждала этой встречи, ей было любопытно. Мурёнка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Дарёнку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)
Скажите, ребята, а в сказе есть отрицательные персонажи?
-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?
Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?
-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.
-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)
-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-А какой урок извлекли вы?
6. Подведение итогов урока
-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
7.Рефлексия
- Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
8.Домашнее задание
Иллюстрация к сказке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Павел Петрович Бажов
АКАДРЁН ЯКОНАВКО УРМАНЁК КЛИЗОК
Дарёнка Кокованя Мурёнка Козлик
Ч У Д О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"
УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: П.П. Бажов "Серебряное копытце"
Цели урокаОбучающие: обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения.Развивающие: развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа ...
Урок литературного чтения в 4 классе на тему "П.П. БАЖОВ. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"
В данном материале представлена разработка урока и презентация к нему....
Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Технологическая карта урока разработана в рамках ФГОС.Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; разви...
План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цели урока:Обучающие: повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования, обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения.Развивающие:...
урок литературного чтения в 4 классе по теме " П. П. Бажов "Серебряное копытце"
Конспект урока литературного чтения для учащихся 4 класса по теме "Серебряное копытце" нацелен на продолжение знакомства обучающихся с творчеством и произведениями П. П. Бажова....