Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Волкова Екатерина Андреевна

Знаменитая сказка Петра Павловича Ершова, написанная более 170 лет назад, по праву вошла в золотой фонд русской детской литературы. И в наше время дети с удовольствием читают озорную и веселую сказку про Ивана и его верного друга Конька-Горбунка. Сказка впервые была напечатана в 1834 году и с тех пор остается любимым чтением для детей. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка П.П.Ершова  «Конек-горбунок» 4 класс

Один урок.

Цель:

- выявить особенности героев сказки.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с биографией писателя,

- закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.

Развивающие:

- развитие монологической речи,

- развитие навыка чтения,

- расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийный комплекс – презентация; учебник Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана - Граф, 2006; тетради, ручки (карандаши).

Домашнее задание к уроку: прочитать сказку П.П.Ершова  «Конек-горбунок», найти описание главных героев сказки, проиллюстрировать понравившейся эпизод из сказки.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, наш урок сегодня посвящен очень известному литературному персонажу. Это волшебный герой одной замечательной литературной сказки. В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран.

- Что же это за герой, которому устанавливают памятники?

- А помните ли вы, кто написал эту сказку?

- Правильно, Петр Павлович Ершов. Кто же он, автор этой замечательной сказки? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами послушаем биографию П.П.Ершова и узнаем кем же был автор.

(выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает биографию писателя)

2. Биография П.П.Ершова

- Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, - ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.

Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.

В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила.

- Ребята, в своей сказке Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице), создав на их основе оригинальное произведение.

Всякий раз, читая сказку, она преподает уроки мудрости и нравственности.

3. Актуализация знаний.

- Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок».

- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)

- А какая это сказка авторская или народная?

- Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

- Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей делил»)

- Приведите примеры волшебных сказок («Царевна лягушка», «Марья Моревна»).

- Приведите примеры сказок о животных («Лиса и петух», «Курочка ряба»).

- Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке Горбунке.

- Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним:

- Кто является героями волшебной сказки?

- Какие задачи у сказок этого вида?

- В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло.

- К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока.

4. Работа над произведением

Анализ прочитанного (учащиеся читают дома и находят описание главных героев).

- Ребята, в вашем домашнем задании нужно было найти описание героев, сейчас мы проверим как в спрвились с этим заданием.

- Давайте посмотрим кто главный герой сказки?

- Давайте охарктеризуем главного героя. На экране отрывки из сказки, прочитайте и назовите качества Ивана.

  1. “Эхе-хе! Так вот какой
    Наш воришко!.. Но, постой,
    Я шутить ведь не умею,
    Разом сяду те на шею.
    Вишь какая саранча!”
    И, минуту улуча,
    К кобылице подбегает,
    За волнистый хвост хватает
    И садится на хребёт -
    Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный)
  2. А Иван им стал кричать:
    “Стыдно, братья, воровать!
    Хоть Ивана вы умнее,
    Да Иван-то вас честнее:
    Он у вас коней не крал”.( честный, скромный)
  3. Тут он кликнул скакунов
    И пошёл вдоль по столице,
    Сам махая рукавицей,
    И под песню дурака
    Кони пляшут трепака;
    А конек его Горбатко –
    Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)

- Исходя из характеристики Ивана, можно ли считать его глупым? (Докажите, найдите в тексте)

(Нет, Иван только кажется дураком, берет на себя роль унижаемого, но в речах его много правды, в поступках по отношению к братьям – милосердие).

- Так чем он дурак? (Не ищет выгоды, дурак с точки зрения братьев).

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и побудем в роли Ваньки-встаньки.

      Физминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы очами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Оборотись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки наверх все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой будто стали.

- Мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить наше обсуждение.

- Ребята, у главного героя сказки Ивана есть друг?

- А как его зовут?

- Опишите Конька-Горбунка?

Мальчикам: найти все, что касается внешности Конька-горбунка.

Девочкам: найти все, что касается характера и волшебных свойств Конька-горбунка. 

- Итак, что говорится в тексте о том, как выглядел Конек-горбунок? (Маленький, ростом три вершка с двумя горбами и аршинными ушами).

- Все ли слова вам были понятны при чтении описания Конька-горбунка?

- А как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (Устаревшие) 

- А где можно посмотреть значение таких слов? (Значение этих слов можно найти в этимологическом словаре, толковом словаре Даля).

- А теперь давайте решим небольшую задачу. В сказке говорится, что конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. А сколько это- вершок и аршин?

- Кто знает, сколько сантиметров содержится в 1 вершке и в 1 аршине?

1 вершок = 4,5 см

1аршин = 16 вершков = 72 см

- Какого же роста был Конек – горбунок? (Рост=13,5см, а уши=72см).

- Покажите руками, какого примерно роста был Конек – горбунок. А какой длины были его уши? Посмотрите, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Посмотрите, каким получился несоразмерным Конек-Горбунок.

- Можно ли себе представить, что Ивана на самом деле возил Конек такого роста? – игрушка?

- Как вы считаете, можно ли, назвать Конька-горбунка красивым? Маленький, горбатый, длинноухий… Вряд ли. Но ведь он нам нравится. Почему? Какими чертами характера обладал этот герой? (Добрый, ловкий, быстрый, всегда готов прийти на помощь, КГ – волшебный помощник).

5. Выводы по сказке.

- Давайте составим схему сравнения героев.

- Посмотрите критерии сравнения героев.

Критерии

Иван

Конек – горбунок

  • По счету в семье

  • Внешность

  • Ум

  • Душевные качества

третий, самый младший;

 «герой с дефектом», ловкий и бдительный;

глупый с точки зрения здравого смысла, ума братьев;

милосердный по отношению к братьям.

третий, младший;

«уродец», маленький, ловкий, быстрый;

рассудительный, мудрый;

сострадательный.

- Какой  можно сделать вывод по таблице?

Иван и КГ как один главный герой. Герои противопоставлены и сопоставлены: Иван любопытный, безрассудный, самонадеянный, а КГ рассудительный, мудрый, сострадательный – две стороны одной и той же «широкой русской натуры». Иван самый младший, КГ – тоже третий, младший. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей. КГ - внутренняя сущность, внутренний голос главного героя.

- Какого вида черты народной сказки можно найти в сказке  «Конек-горбунок»?

- Главными героями выступают человек - Иван и несуществующий герой – Конек-Горбунок. Так же Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо, следовательно, вид сказки волшебный.

6. Выставка иллюстраций учащихся по сказке.

- Сейчас мы обратимся к выставке иллюстраций наших классных художников (у учащихся было домашнее задание). Ваша задача - понять, какой эпизод сказки проиллюстрирован, и подобрать соответствующие подписи из художественного текста. Авторы работ будут помогать вам.

(Ученики рассматривают иллюстрации, вспоминают сюжет произведения, ищут в сказке текст по иллюстрации и зачитывают. Авторы иллюстраций объясняют, чем привлек их выбранный эпизод).

7. Домашнее задание.

Прочитать сказку повторно и составить кроссворд или тест по сказке П.П.Ершова. (Кроссворд или тест, с одной стороны, вносит в урок элемент игры, а с другой – способствует более глубокому усвоению литературного произведения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» Преподаватель учитель начальных классов Волкова Екатерина Андреевна

Слайд 2

Методический комментарий Урок литературного чтения 1 урок по сказке 4 класс Цель: - выявить особенности героев сказки, - научить находить признаки волшебной сказки в сказке литературной Программа «Начальная школа XXI века»

Слайд 4

Ишим называют городом Конька-Горбунка. Коньки-Горбунки обитают по всему городу.

Слайд 5

Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии, учился в Петербургском университете, сказка «Конек – Горбунок» единственная, которую он написал и которая его прославила.

Слайд 6

ВИДЫ СКАЗОК БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ О ЖИВОТНЫХ «Каша из топора», «Как мужик гусей делил» «Марья-Моревна», «Царевна - лягушка» «Лиса и петух», «Курочка ряба»

Слайд 7

“ Эхе-хе! Так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь какая саранча!” И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И садится на хребёт - Только задом наперёд…

Слайд 8

А Иван им стал кричать: “Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал” .

Слайд 9

Тут он кликнул скакунов И пошёл вдоль по столице, Сам махая рукавицей, И под песню дурака Кони пляшут трепака; А конек его Горбатко – Так и ломится вприсядку…

Слайд 11

Конек-Горбунок

Слайд 12

Задача Конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. Какого же роста был Конек – горбунок? 1 вершок = 4,5 см 1аршин = 16 вершков =72 см Рост = 4 ,5 * 3 = 13,5см Уши = 4 ,5 * 16 = 72см

Слайд 13

Схема сравнения Критерии Иван Конек – горбунок По счету в семье Внешность Ум Душевные качества третий, самый младший ; третий, младший ; «герой с дефектом», ловкий и бдительный; «уродец», маленький, ловкий, быстрый ; глупый с точки зрения здравого смысла, ума братьев ; рассудительный и мудрый ; милосердный по отношению к братьям . сострадательный и добрый.

Слайд 14

Какого вида черты народной сказки можно найти в сказке «Конек-горбунок» ? Главные герои: человек - Иван и несуществующий герой – Конек-Горбунок. Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо. Черты волшебной сказки

Слайд 15

Домашнее задание Прочитать сказку повторно Составить кроссворд или тест по сказке П.П.Ершова

Слайд 16

Источники Иллюстрации: http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=2355 http://www.my-ussr.ru/diafilmy/skazki-v-stihah/konek-gorbunok-chast-1/36-konek-gorbunok-chast-1.jpg http://i014.radikal.ru/0910/3f/867de85e9f25.jpg Учебное пособие для студентов высших заведений «Детская литература» И.Г.Минералова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок" в литературе и музыке.

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе...

Урок-семинар по сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок" 2 класс

Расширение знаний учащихся об авторе, о сказке....

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Викторина по сказке П.П. Ершова «Конек Горбунок»

Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Ершова Петра Павловича и его сказке “Конёк-горбунок”....

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению на основе сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» . Тема: “Обобщаем и стараемся писать без ошибок”

Данный урок нацелен на формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, повторения правила правописания безударных гласных в корне при помощи подбора однокоренных слов, изменения ч...

проверочная по сказке П П Ершова "Конек - горбунок"

Данный материал для уроков литературного чтения в 4 классе...