Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Знаменитая сказка Петра Павловича Ершова, написанная более 170 лет назад, по праву вошла в золотой фонд русской детской литературы. И в наше время дети с удовольствием читают озорную и веселую сказку про Ивана и его верного друга Конька-Горбунка. Сказка впервые была напечатана в 1834 году и с тех пор остается любимым чтением для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_p.p.ershova_konek-gorbunok_.doc | 63 КБ |
skazka_p.p.ershova_konek-gorbunok_.ppt | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс
Один урок.
Цель:
- выявить особенности героев сказки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с биографией писателя,
- закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.
Развивающие:
- развитие монологической речи,
- развитие навыка чтения,
- расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: мультимедийный комплекс – презентация; учебник Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана - Граф, 2006; тетради, ручки (карандаши).
Домашнее задание к уроку: прочитать сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок», найти описание главных героев сказки, проиллюстрировать понравившейся эпизод из сказки.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, наш урок сегодня посвящен очень известному литературному персонажу. Это волшебный герой одной замечательной литературной сказки. В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран.
- Что же это за герой, которому устанавливают памятники?
- А помните ли вы, кто написал эту сказку?
- Правильно, Петр Павлович Ершов. Кто же он, автор этой замечательной сказки? (Ответы детей)
- Сейчас мы с вами послушаем биографию П.П.Ершова и узнаем кем же был автор.
(выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает биографию писателя)
2. Биография П.П.Ершова
- Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, - ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.
Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.
В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила.
- Ребята, в своей сказке Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице), создав на их основе оригинальное произведение.
Всякий раз, читая сказку, она преподает уроки мудрости и нравственности.
3. Актуализация знаний.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок».
- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)
- А какая это сказка авторская или народная?
- Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных).
- Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей делил»)
- Приведите примеры волшебных сказок («Царевна лягушка», «Марья Моревна»).
- Приведите примеры сказок о животных («Лиса и петух», «Курочка ряба»).
- Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке Горбунке.
- Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним:
- Кто является героями волшебной сказки?
- Какие задачи у сказок этого вида?
- В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло.
- К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока.
4. Работа над произведением
Анализ прочитанного (учащиеся читают дома и находят описание главных героев).
- Ребята, в вашем домашнем задании нужно было найти описание героев, сейчас мы проверим как в спрвились с этим заданием.
- Давайте посмотрим кто главный герой сказки?
- Давайте охарктеризуем главного героя. На экране отрывки из сказки, прочитайте и назовите качества Ивана.
- “Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь какая саранча!”
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребёт -
Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный) - А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”.( честный, скромный) - Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)
- Исходя из характеристики Ивана, можно ли считать его глупым? (Докажите, найдите в тексте)
(Нет, Иван только кажется дураком, берет на себя роль унижаемого, но в речах его много правды, в поступках по отношению к братьям – милосердие).
- Так чем он дурак? (Не ищет выгоды, дурак с точки зрения братьев).
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и побудем в роли Ваньки-встаньки.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы очами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Оборотись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки наверх все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой будто стали.
- Мы с вами отдохнули, и теперь можем продолжить наше обсуждение.
- Ребята, у главного героя сказки Ивана есть друг?
- А как его зовут?
- Опишите Конька-Горбунка?
Мальчикам: найти все, что касается внешности Конька-горбунка.
Девочкам: найти все, что касается характера и волшебных свойств Конька-горбунка.
- Итак, что говорится в тексте о том, как выглядел Конек-горбунок? (Маленький, ростом три вершка с двумя горбами и аршинными ушами).
- Все ли слова вам были понятны при чтении описания Конька-горбунка?
- А как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (Устаревшие)
- А где можно посмотреть значение таких слов? (Значение этих слов можно найти в этимологическом словаре, толковом словаре Даля).
- А теперь давайте решим небольшую задачу. В сказке говорится, что конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. А сколько это- вершок и аршин?
- Кто знает, сколько сантиметров содержится в 1 вершке и в 1 аршине?
1 вершок = 4,5 см
1аршин = 16 вершков = 72 см
- Какого же роста был Конек – горбунок? (Рост=13,5см, а уши=72см).
- Покажите руками, какого примерно роста был Конек – горбунок. А какой длины были его уши? Посмотрите, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Посмотрите, каким получился несоразмерным Конек-Горбунок.
- Можно ли себе представить, что Ивана на самом деле возил Конек такого роста? – игрушка?
- Как вы считаете, можно ли, назвать Конька-горбунка красивым? Маленький, горбатый, длинноухий… Вряд ли. Но ведь он нам нравится. Почему? Какими чертами характера обладал этот герой? (Добрый, ловкий, быстрый, всегда готов прийти на помощь, КГ – волшебный помощник).
5. Выводы по сказке.
- Давайте составим схему сравнения героев.
- Посмотрите критерии сравнения героев.
- Какой можно сделать вывод по таблице?
Иван и КГ как один главный герой. Герои противопоставлены и сопоставлены: Иван любопытный, безрассудный, самонадеянный, а КГ рассудительный, мудрый, сострадательный – две стороны одной и той же «широкой русской натуры». Иван самый младший, КГ – тоже третий, младший. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей. КГ - внутренняя сущность, внутренний голос главного героя.
- Какого вида черты народной сказки можно найти в сказке «Конек-горбунок»?
- Главными героями выступают человек - Иван и несуществующий герой – Конек-Горбунок. Так же Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо, следовательно, вид сказки волшебный.
6. Выставка иллюстраций учащихся по сказке.
- Сейчас мы обратимся к выставке иллюстраций наших классных художников (у учащихся было домашнее задание). Ваша задача - понять, какой эпизод сказки проиллюстрирован, и подобрать соответствующие подписи из художественного текста. Авторы работ будут помогать вам.
(Ученики рассматривают иллюстрации, вспоминают сюжет произведения, ищут в сказке текст по иллюстрации и зачитывают. Авторы иллюстраций объясняют, чем привлек их выбранный эпизод).
7. Домашнее задание.
Прочитать сказку повторно и составить кроссворд или тест по сказке П.П.Ершова. (Кроссворд или тест, с одной стороны, вносит в урок элемент игры, а с другой – способствует более глубокому усвоению литературного произведения).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методический комментарий Урок литературного чтения 1 урок по сказке 4 класс Цель: - выявить особенности героев сказки, - научить находить признаки волшебной сказки в сказке литературной Программа «Начальная школа XXI века»
Ишим называют городом Конька-Горбунка. Коньки-Горбунки обитают по всему городу.
Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии, учился в Петербургском университете, сказка «Конек – Горбунок» единственная, которую он написал и которая его прославила.
ВИДЫ СКАЗОК БЫТОВЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ О ЖИВОТНЫХ «Каша из топора», «Как мужик гусей делил» «Марья-Моревна», «Царевна - лягушка» «Лиса и петух», «Курочка ряба»
“ Эхе-хе! Так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь какая саранча!” И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И садится на хребёт - Только задом наперёд…
А Иван им стал кричать: “Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал” .
Тут он кликнул скакунов И пошёл вдоль по столице, Сам махая рукавицей, И под песню дурака Кони пляшут трепака; А конек его Горбатко – Так и ломится вприсядку…
Конек-Горбунок
Задача Конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. Какого же роста был Конек – горбунок? 1 вершок = 4,5 см 1аршин = 16 вершков =72 см Рост = 4 ,5 * 3 = 13,5см Уши = 4 ,5 * 16 = 72см
Схема сравнения Критерии Иван Конек – горбунок По счету в семье Внешность Ум Душевные качества третий, самый младший ; третий, младший ; «герой с дефектом», ловкий и бдительный; «уродец», маленький, ловкий, быстрый ; глупый с точки зрения здравого смысла, ума братьев ; рассудительный и мудрый ; милосердный по отношению к братьям . сострадательный и добрый.
Какого вида черты народной сказки можно найти в сказке «Конек-горбунок» ? Главные герои: человек - Иван и несуществующий герой – Конек-Горбунок. Конек-Горбунок это фантастическое, вымышленное существо. Черты волшебной сказки
Домашнее задание Прочитать сказку повторно Составить кроссворд или тест по сказке П.П.Ершова
Источники Иллюстрации: http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=2355 http://www.my-ussr.ru/diafilmy/skazki-v-stihah/konek-gorbunok-chast-1/36-konek-gorbunok-chast-1.jpg http://i014.radikal.ru/0910/3f/867de85e9f25.jpg Учебное пособие для студентов высших заведений «Детская литература» И.Г.Минералова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок" в литературе и музыке.
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе...
Урок-семинар по сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок" 2 класс
Расширение знаний учащихся об авторе, о сказке....
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...
Презентация "Тестовая работа по сказке П.П.Ершова "Конек - горбунок"
Проверка знаний по изученной теме...
Викторина по сказке П.П. Ершова «Конек Горбунок»
Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Ершова Петра Павловича и его сказке “Конёк-горбунок”....
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению на основе сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» . Тема: “Обобщаем и стараемся писать без ошибок”
Данный урок нацелен на формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, повторения правила правописания безударных гласных в корне при помощи подбора однокоренных слов, изменения ч...
проверочная по сказке П П Ершова "Конек - горбунок"
Данный материал для уроков литературного чтения в 4 классе...