Конспект урока по литературному чтению. в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема : Акцентное вычитывание .С.А. Есенин " Пороша". К уроку составлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.13 КБ |
![]() | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
С.А.Есенин «Пороша»
Цель: продолжение работы над акцентным вычитыванием текстов.
Задачи:
- Формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка); действия контроля и оценки учащихся.
- Развивать умения учащихся критически мыслить.
- Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
- З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина. Литературное чтение. Учебник – хрестоматия для 3-го класса четырёхлетней начальной школы: в двух частях.
- Презентация.
- Текст – стихотворение С.А.Есенина. “Пороша”.
- Карточки для учащихся.
Ход урока
1. Мотивационно-целевой этап.
– Ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке литературного чтения?
(Вычитывали стихотворение Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»
Д./З Сочинение-отзыв по прочитанному стихотворению С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы..»
Составление кластера. (Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер.)
– Что значит вычитывать текст?
– В какой позиции работали?
– Что надо знать, чтобы уметь вычитывать текст?
– Как работаем с текстом? (Что выясняем?)
– Как определить кто рассказчик в тексте?
– Каким он может быть?
– Как это можно доказать?
– Как определить настроение рассказчика?
– Как доказать?
– Что ещё надо сделать, работая над текстом? (Определить точку зрения автора и читателя.)
– Как определить?
– Всегда ли точки зрения автора и читателя совпадают?
– А это обязательно, чтобы совпадали?
Приложение, слайд № 2 – как итог – кластер.
– В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель нашей последующей работы. Вспомните её.
– Какие задачи на сегодняшний урок?
(Работа “в позиции читателя” над поэтическим текстом).
– Послушайте стихотворение (чтение стихотворения наизусть учеником).
Слайд № 3– портрет поэта.
– Тема урока?
– Цель?
– Понравилось ли стихотворение? Чем? Какие мысли возникли? Настроение?
– О чём стихотворение? Картина жизни какая?
– Кто рассказчик? Докажите.
– Что такое пороша?
(Помощь – толковый словарь.)
Слайд № 4 (выпавший снег)
Самостоятельная работа – заполнение 1 (“З”) и 2 (“Х”) столбиков таблицы.
– Что вы знаете и умеете, работая над акцентным вычитыванием текстов?
– А что хотите узнать? Для чего это надо, как думаете?
– Возьмите карточку и заполните её.
Первый столбик таблицы “З”: что вы знаете и умеете при работе над вычитыванием текстов; второй столбик таблицы – “Х”
Примерное содержание таблицы – что могут написать дети.
№ | Знаю (З) | Хочу узнать (Х) | Узнал (У) |
1 | определять настроение рассказчика | какие оттенки настроения в этом стихотворении | настроение рассказчика – героя меняется, оттенки грустного настроения: любование, нежность, … |
2 | доказывать свою точку зрения | научиться выбирать из текста доказательства | для доказательства своей точки зрения надо читать текст “между строк”, переходить из одной позиции в другую при чтении |
3 | выражать своё отношение о прочитанном | научиться сопоставлять точки зрения, выбирая главное и умело выражать своё отношение, используя выразительные средства языка | чтобы выразить своё отношение к прочитанному, надо работать в разных позициях (читателя, критика, теоретика), важно, что точка зрения автора не всегда совпадает с точкой зрения рассказчика или читателя |
Один ученик работает на скрытой доске.
Проверка.
Итог задания.
2. Этап контроля за действенностью обобщённого способа в конкретных условиях практической задачи (осмысление содержания)
Парная работа.
– Цель задании?
– Как будете работать?
– Что делает каждый из вашей пары? Распределите операции.
Одна пара работает у доски.
Помощь – “Словарь настроений”, который составляется детьми со 2-го класса.
С.А.Есенин. Пороша
Работа в паре. Ф. И. | |
Рассказчик | |
Еду. Тихо. Слышны звоны |
|
Заколдован невидимкой, |
|
Понагнулась, как старушка, |
|
Скачет конь, простору много. |
|
Словарь | Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) |
Проверка.
– Кто согласен с выполненной работой этой парой?
– Кто не согласен? С чем не согласны?
Контрольно-оценочная деятельность.
Итог задания. (Фронтально)
– Что нового?
– Какова картина жизни в этом стихотворении?
– Кто рассказчик? Какие строчки это доказывают?
– Настроение рассказчика в 1-й строфе? Доказать текстом.
Строфа 1: здесь РГ – он говорит о себе: “еду”. Он едет на коне (“под копытом”) и смотрит вокруг.
Всё, что он видит, вызывает у него “тихое” (“тихо”) и “звонкое” настроение (“слышны звоны под копытом на снегу”). И этому настроению мешают только вороны своим шумом (“расшумелись на лугу”) – слайды: № № 5, 6, 7.
Строфа 2: настроение РГ меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. РГ любуется сказочной картиной – слайды: № 8.
Строфа 3: РГ продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха.А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое – слайд № 9.
Строфа 4: РГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”. Пороша – снег, идущий в безветрие, а поэтому покрывающий землю ровно, как шалью – Приложение, слайды: № № 9, 10, 11,12.
Вывод: красота природы у рассказчика вызывает чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
Картины меняются, меняется и настроение самого рассказчика.
3. Этап решения конкретно – практических задач.
Самостоятельная работа. (один ученик у доски).
У детей на партах памятки (карточки – помощники: “Выразительные средства языка”).
Сравнения, олицетворения, эпитеты
– Цель работы: найти в тексте стихотворения выразительные средства языка.
– Оцените свою работу. Прогностическая оценка: “легко”, “трудно”, “сомневаюсь” – Л, Т, ?
Проверка.
Контрольно – оценочная деятельность.
– Кто согласен? Не согласен?
– Кому было легко работать? Трудно? Кто сомневался?
– Чья оценка подтвердилась?
– Какие выразительные средства языка выделены?
Итог задания.
– Что нового?
4. Рефлексия.
– Заполните, третий столбик (“У”) в таблице “ЗХУ” (примерное содержание третьего столбика)
– Что сегодня узнали нового?
– Что было трудным?
– Поставьте цель на следующий урок литературного чтения.
5. Домашняя работа: выучить стихотворение наизусть и проиллюстрировать его.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Используемые ресурсы: З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. Литературное чтение. Учебник – хрестоматия для 3 – го класса четырёхлетней начальной школы: в двух частях. http :// www . yuga . ru ./ media / esenin . jpg - портрет С. Есенина http://artmus.culture21.ru/MuseumImages/25306/25306.jpg - зима http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/3211/kla-vong.0/0_3667_acf078a0_XL - тихо http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp113/rabot/29/images/WT-web.jpg- снег http://www.photo.dsip.net/albums/userpics/ 10864/normal_%C2%EE%F0%EE%ED%FB2.jpg – вороны http://img-fotki.yandex.ru/get/3109/preonataliya. 7/0_685e_39b409c6_XL - дремлет лес http://www.fotokritik.ru/photos/big/2009/01/12/586694.jpg - сосна http://www.yaruga.belnet.ru/cgi-bin/picture/4151.jpg - дятел http://www.junior.ru/students/jnazarova/porosha.jpg - зимняя картинка http://tolstikova-art.narod.ru/pict/zm03.jpg - зимняя дорога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-884691-1485533053.jpg)
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-884691-1485533053.jpg)
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-446473-1488126949.jpg)
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1304766-1610638124.jpg)
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305752-1610905859.jpg)
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...