Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагог (ФИО): Закирова О.В.
Предмет: литературное чтение Класс: 1-б
Тема: Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)
Тип урока: комбинированный урок
Цели деятельности педагога: продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров (дразнилки, прибаутки, небылицы); развивать наблюдательность детей и закреплять интуитивное представление о фольклорном мире как о мире, где формы повторяются, где все зарифмовано; рассматривая иллюстрации Юрия Васнецова к небылицам и прибауткам, постараться, чтобы обучающиеся увидели, на каких закономерностях художник выстраивает свою картину мира: либо эта картина мира насквозь фантастична, либо она в основе своей отражает привычный строй жизни; развивать связную речь учащихся, воспитывать интерес к изучению фольклорной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- проявление интереса к новому учебному материалу;
- осознание обучающимися ценности изучаемого предмета и совместной учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
-уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать изучаемые факты языка с целью выделения их отличительных признаков (Познавательные УУД).
Предметные:
- научатся распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров (дразнилки, прибаутки, небылицы);
- научатся сравнивать короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам.
Основные понятия: «дразнилка», «прибаутка», «небылица», «закличка», «считалка», «докучная сказка», «пословица», «загадка», «колыбельная песенка», «фольклор».
Ресурсы:
-основные:Н.А. Чуракова. Литературное чтение. Учебник для 1-го класса. Стр.69-71;
О.Ф. Малаховская. Тетрадь для самостоятельной работы. Стр.40-41, № 1-2;
-дополнительные:
-слоговички; карточки с заданиями для работы в группах;
-презентация к уроку «Искусство иллюстрации. Что видит художник»;
-электронная физкультминутка для глаз.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Содержание этапа | |
I. | I.Организационно – мотивационный этап. 1. Организационный момент. В школе мы должны учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. 2. Мотивация к учебной деятельности К чтению готов наш класс? (Да) Нет бездельников у нас? (Нет) -Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным и познавательным) 3. Постановка задач урока. -Ребята, какие задачи перед нами стоят на каждом уроке чтения? - Под каким девизом мы работаем на уроке литературного чтения? Давайте скажем все вместе девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь – слушай!» -А теперь дополните девиз урока универсальными учебными действиями, которые будем учиться совершать на этом уроке: Стихи будем мы …….., (читать) Рифму к слову …………, (подбирать) На вопросы ……………, (отвечать) И, конечно, без сомненья, Речь при этом …………..! (развивать) -А так же… О жанрах устного народного -Задачи поставлены. И перво-наперво необходимо подготовить наш артикуляционный (речевой) аппарат. 4. Речевая разминка (фонетическая зарядка): Работа в тетради (с.40-41, № 1-2). а) «Пройдись по лесенке» (хоровое чтение). б) «Прочитай строки» (работа в парах) |
II. | II. Актуализация опорных знаний. -Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. - Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству? Во саду ли, в огороде СЛАЙД №2 -Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. -Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания. -Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями. (Капитаны берут листки для обсуждения в команды 1-2минуты) Работа в группах. -Определите, к какому виду устного народного творчества относится произведение, записанное на вашем листочке. 1группа. Пословицы Друзья познаются в беде. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему учит эта пословица? (Настоящие друзья бывают рядом не только в радости, но и помогают в беде.) Считалки Трынцы – брынцы – бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! -Для чего нужны считалки? (Для того, чтобы выбрать водящего) 2 группа. Небылицы Как у нас–то козел, Что за умный был! Сам по воду ходил, Сам и кашу варил, Деда с бабкою кормил. (Это небылицы - то, чего не бывает на самом деле, вымысел, фантазия, нелепица, путаница, забава, выдумка в стихах.) Прибаутки. -Ты видел моего телёночка? - Рыжего ? - Да, рыжего. - С белым пятном на лбу? - Да с пятном на лбу - И с обрывком на шее? - Да, верно. -Где ты его видел? - Нет, сосед, я такого не видел.
3 группа Скороговорки От топота копыт пыль по полю летит. -Р., для чего надо знать скороговорки? (Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая.) Докучная сказка -Мы с тобой шли? -Шли. -Кожух нашли? -Нашли. -Ты его взял? -Взял. -А где же он? -Что? -Кожух. -Какой? -Да такой! Мы с тобой шли? -Шли. (И опять все сначала – до тех пор, пока не надоест.) Загадки Крашеное коромысло 8. Заклички («Жавороночки» – запись) 9. Колыбельная песенка (запись) - Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. - Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения? (фольклор) - Все эти произведения называются фольклором. - Кто является их автором? (народ) - Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. |
II. | III. Работа по теме урока.
Учитель читает стихотворение «Стучит, бренчит…» - Р., а к какому жанру устного народного творчества можно отнести это произведение? (Дети затрудняются ответить) - Откройте учебник на стр.69 и прочитайте верхнюю строчку. - С какими произведениями устного народного творчества мы сегодня познакомимся? (Шуточными стихами, в которых встречаются разные жанры у.н.т. )
-Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, к какому жанру относится текст произведения, рассмотрим на выставке иллюстрации Юрия Васнецова и постараемся определить, как же художник видит эти произведения.
-Кот сказал: «В таком стихотворении вместо слова «ребяток» можно подставить любое имя». Подставьте свое имя и проверьте, будет ли складно?
- Почему все имена подходят в стихотворении? (Имя стоит в начале строчки, конец строчки не изменяется, значит, любое имя подойдет, это не нарушает рифму.) - А что такое рифма? (Созвучные концы слов) - Можно ли сказать, что стихотворение написано для тебя? (Да, фольклорный текст предназначен для каждого конкретного человека, для которого он исполняется) -Что значит дразниться? (Обижать, оскорблять другого человека) - Найди в стихотворении дразнилку. (В первом четверостишии две дразнилки: про Фому – Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице»; про Тимошку – «Тимошка – на кошке по кривой дорожке».) - Найди небылицу. (Первая часть стихотворения – это небылица.) -Какие сказки называются сказки-цепочки? (Сказки, в которых эпизоды текста похожи друг на друга, меняются только персонажи, а текст остается прежним.) -Какая часть стиха похожа на сказку – цепочку? (Вторая часть стихотворения похожа на сказку – цепочку.) - Найдите в каждой строчке слова, которые «цепляются» друг за друга. (Сено –сено, коровок – коровы, молоко – молоко.) - Маша уверена: это прибаутка, в которой есть немножко небылицы. А как вы думаете? -Прочитайте стихотворение еще раз.
- Согласны ли вы с Машей? (Первая часть стихотворения – это небылица, вторая часть – шутка – прибаутка.) - Значит, стихотворение нельзя поместить только к небылицам или прибауткам. Оно содержит в себе и то и другое. 7. Чтение по ролям. -Давайте прочитаем II часть стихотворения по ролям. Физминутка 8. Работа с «выставкой». -Давайте отправимся на «выставку» работ Юрия Васнецова и рассмотрим иллюстрации на стр.76. СЛАЙД № 3 -Какая погода стоит на улице? Какое это время года? -Кого мы видим вдали? Что они делают? -Можно ли в этом пейзаже увидеть что-то необычное, небывалое? -Рассмотрите передний план картины. Что вас удивило, позабавило? (Деревня нарисована настоящая. На лугу пасется скот, мужик везет скошенное сено, баба пошла за водой. Созрели яблоки на яблоне, облетели листья с березы, идет дым из трубы – в избе печка топится. Но и на улице осень стоит уютная, не холодная. Ведь краски на картине теплые, мягких оттенков. Только одна сказочная деталь – два мальчика верхом на коте и на курице - заставляют нас улыбнуться, это делает картину необычной.) - Правда ли, что художник Юрий Васнецов думает так же, как Маша? (Васнецов прочитал это стихотворение так же, как и Маша, он увидел в нем прибаутку, в которой есть момент небылицы.) 9. Работа по учебнику стр.70. (Чтение учителем заклички «Улита, улита…».) -Миша робко предложил: «Это дразнилка». Маша возразила ему: «Это закличка». -Прочитайте самостоятельно и подумайте, с кем вы согласитесь? (Жужжащее чтение) -Что заставило Мишу думать, что это дразнилка? (Слова «Улита, улита» - это имя улитки, а в дразнилках всегда есть имена.) - Что заставило Машу подумать, что это закличка? (Улитку просят высунуть рога, за это она получит пирог. Вспомните: «Дождик, дождик, пуще – дам тебе гущи!») Вывод: «Улита, улита…» - это закличка. 10. Работа по «выставке» стр.77. -Найдите на «выставке» работ Юрия Васнецова иллюстрацию к этим строчкам. СЛАЙД № 4 -Какое дерево вы видите на иллюстрации? Как догадались? (Это дуб. На нем растут желуди.) - Кто живет на дубе? (Большая заячья семья) -Это обычно или сказочно? - Что напоминает вам дуб? (Дом, потому что попасть в него можно по лестнице, и в доме есть окно.) - Какой еще дом видите на иллюстрации? Кто в нем живет? (Улитка на себе носит свой домик.) -Заклички-это очень древние стихи, они возникли, когда люди еще не понимали многих явлений в природе и верили во всемогущие силы земли, неба и воды. Заклички «помогали» людям общаться с природой. Наверное, поэтому на картине Ю.А. Васнецова многое непонятно, необъяснимо, удивительно. - Что вызвало ваше удивление? Попытайтесь объяснить увиденное. (Художник создает своеобразное впечатление того, что это – край земли, где стоит единственное дерево – дуб и живут представители земли (зайцы), воды (улитки) и воздуха (птицы). - Сравните рожки улитки и крыльев птиц. Что вы заметили? (Рожки улитки и крылья птиц похожи на галочки V, такие же ушки у зайцев.) - А что еще «рифмуется», что похоже? (Еще «рифмуются» ставни у окошка, они почти одинаковые. «Рифмуются» зайчики на дубе. Один зайчик высокий в середине, а от него вправо и влево по одному маленькому зайчику, потом по одному большому, и, наконец, по два маленьких.) ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Гимнастика для глаз» СЛАЙД № 5-10 11. Работа по учебнику, чтение стихотворения «Села баба на баран…» (с.70). -Маша заметила: «Странная первая строчка. Так говорить неправильно!» Кот сказал: «Вспомни стихотворение про шлагбаум. Там ведь тоже было неправильно». Маша сказала: «Там это было ради шутки. Кот спросил: «А здесь ради чего?» Давайте ответим Коту. (Неправильно употреблено слово «баран», надо сказать: «села баба на барана…», но тогда стихотворение перестанет быть складным. Значит, эта форма слова используется для рифмы. А еще эта строчка вызывает улыбку.) - Скачущий плясовой ритм и задорность звуковой игры невозможно не почувствовать. «Виндадорушки» – это что-то вроде «тритатушки». -Прочитайте весело, игриво, задорно это стихотворение (Выразительное чтение) 12. Работа с «выставкой» стр.78. - Отыщите на «выставке» иллюстрацию. СЛАЙД № 11 -Что такое эти Виндадоры? (Может быть название села, название реки, гор) -Нравится ли обитателям этого местечка жить там? Рассмотрите их жесты и надписи на волнах. (Виндадоры – это название села, реки, горы. Конечно, обитателям этих мест очень нравится здесь жить. Баба, сидящая верхом на баране, выглядит счастливой. Ее жест как бы приглашает всех разделить с ней восхищение окружающей красоты. Жизнеутверждающие жесты птиц, которые размахивают крыльями, явно связаны с исполнением песни, посвященной Виндадорам: птица на носу лодки громко поет, а птица на корме дирижирует.) |
IV. | IV. Итог урока. - С какими произведениями мы встретились на уроке? - Для кого они написаны? - Можно ли сказать, что значат эти произведения для каждого из вас? Почему вы так считаете? (Считалки, дразнилки, загадки, заклички, прибаутки, сказки- цепочки знакомы знакомы нам с детства. Они нам нужны во время игры, во время отдыха и т. д. например, на смену колыбельным песенкам перед сном пришли сказки-цепочки и т. п.) - Вы правы, эти произведения нужны каждому человеку: и взрослому и ребенку. -Иллюстрации, к каким произведениям понравились больше всего? Чем? -Что наиболее интересным показалось вам в нашем уроке? -Кто может себя похвалить за работу на уроке? V. Рефлексия -Оцените свою работу поднятием руки: 1) Работал (а) в полную силу. 2) Работал (а) хорошо. 3) Мог (ла) работать лучше. СЛАЙД №12 -Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, что узнали на уроке. Спасибо за работу. Урок окончен! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИБАУТКА НЕБЫЛИЦА СЧИТАЛКА ПОСЛОВИЦА ЗАГАДКА СКОРОГОВОРКА СКАЗКА ФОЛЬКЛОР ЗАКЛИЧКА ПЕСНЯ
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК «Перспективная начальная школа». Литературное чтение. 2 класс. Тема: Природа для поэта и художника – любимая и живая. Ю.Коваль «Три сойки». Поход в музейный Дом. А.Дюрер «Заяц»
Урок по литературному чтению....
Презентация. Урок изобразительного искусства.«Композиция. Натюрморт «Дары осени» (УМК «Перспективная начальная школа») 3 класс
Презентация. Урок изобразительного искусства. "Композиция. Натюрморт "Дары осени" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс....
литературное чтение Класс: 1 Искусство иллюстрации. Что видит художник. (УМК «Перспективная начальная школа)
Продолжить учить распознавать жанровую принадлежность текста, развивать представление о фольклорном мире....
Конспект урока литературного чтения на тему: "М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением «Золотой луг»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; представления о средствах выразительности в живо...
Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: «Корона». УМК «Перспективная начальная школа»
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о атрибуте «Корона», ее внешних особенностях; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельн...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перс...
Рабочая программа "Изобразительное искусство".И.Э.Кашекова. 1 класс. Перспективная начальная школа
Рабочая программа по изобразительному искусству. И.Э.Кашекова. 1 класс...