Мир сказок. Сказки о животных.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предмет – литературное чтение, урок литературного слушания, УМК «Начальная школа XXI века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaripova_n.m.-_4_shk.literaturn._slushanie-_1kl_.doc | 74 КБ |
literaturnoe_slushanie_-_1_klass.ppt | 670.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор –Зарипова Наиля Мунировна, учитель начальных классов Заинской средней
общеобразовательной школы № 4
Предмет – литературное чтение, урок литературного слушания, УМК «Начальная школа
XXI века»
Уровень образования школьников – 1 класс.
Предназначение – для групповой и фронтальной работы.
Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать — сказку, рассказ, стихотворение.
Идея курса «Литературное слушание»– в углублении процесса восприятия художественного произведения (сказки, рассказа, стихотворения.), поддержке и развитии интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-й год обучения), развитие эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой.
Умение слушать художественное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях — добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания — это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.
Тема урока: Мир сказок. Сказки о животных.
Василий Белов «Родничок»
Цель: Приучить детей слушать и слышать текст сказки; учить определять жанр прослушанного произведения, рассказыванию по схематическому плану, учить моделированию цепочки событий;
учить составлять модели обложки; высказать свое отношение к сказке (понравилась или не понравилась, почему);
Содействовать развитию речи учащихся, умению самостоятельно мыслить, правильно излагать, выделять главное.
Воспитание доброты , внимательного отношения к окружающим.
Оборудование урока:
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.13-15.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.10.
- Л.А. Ефросинина Методическое пособие. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания М.: Вентана-Граф, 2010.
- Альбомный лист, цветные карандаши для оформления обложки;
- Портрет писателя Василия Белова.
- Схемы моделей обложек
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока!
II.Мотивация к учебной деятельности
- Зачем человеку красота?
- Чтобы быть счастливее, улучшить настроение, улыбнуться, быть успешнее.
- Как мы можем увидеть «красоту» на уроке чтения?
- Через литературное произведение.
III. Актуализация знаний.
Сегодня у нас урок литературное слушание.
На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми литературными жанрами. Сейчас мы их вспомним.
Ребята вам прочитают произведения, а вы должны назвать жанр данного произведения.
--С.Дрожжин «Привет»-- стих
--И. Соколов- Микитов «русский лес»- рассказ
--Мусса Гали «Земные краски»--стих.
На доске вывешены модели обложек.
- Выберите нужные модели обложек и обоснуйте свой выбор.
На доске осталась ещё одна модель обложки. Это модель к нашему сегодняшнему произведению.
На модели изображён круг.
Прослушав произведение, мы сможем узнать, к какому жанру относится данная модель.
IV. Физ.минутка.
V.Чтение сказки Василия Белова «Родничок» учителем.
На доске вывешивается портрет писателя.
Звуковая заставка перед чтением - журчание родничка.
По ходу сказки учащимся демонстрируются изображения родника и болота.
VI. Проверка первичного восприятия сказки.
Как начинается произведение?
- Какое настроение вначале?
- Что изменилось после встречи с комаром?
- Почему заглох родничок?
- В какой момент вы переживали больше всего?
- Какие чувства родились у вас в душе?
Цветопись.
Какие цвета вы бы использовали для разных эпизодов сказки: в начале, в конце.
- Понравилось произведение?
VII. Моделирование обложки книги.
На столах у детей листочки для изготовления модели обложки.
1. Кто автор этого произведения? Куда запишем это на нашей модели обложки? (в верхней части модели)
2. Запишите название: «Родничок» Где сделаем запись? ( В нижней части модели)
3. Определение жанра произведения.
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
Это новый для нас жанр и покажем его кругом.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных. Как это покажем на модели? Покажем коричневым цветом.
Василий Белов
«Родничок»
VIII. Физ.минутка.
IX.Работа над содержанием сказки.
3. Выполнение задания №2 в тетради на печатной основе. Какими представляешь героев сказки? Расскажи. Раскрась рисунки.
2. Составление цепочки (схематического плана) событий.
Вводим «заместители» героев (знакомство с заместителями проводится впервые на этом уроке):
Р – родничок,
З - зайчик
К - комар
П – пчела
М – Маша
С – синичка
Д - дедушка
План схема:
Рассмотри цепочку событий и найди ошибку.
Повторить кто автор сказки, с которой мы сегодня знакомимся, и как она называется.
- Работа с произведением: выяснить, как начинается сказка, какое настроение в начале сказки, что изменилось после встречи с комаром, почему заглох родничок.
- работа с иллюстрацией в учебнике;
- чтение по учебнику (материал к тексту);
X. Работа в парах
Выполнение задания №1
1 . Прочитай, вместо пропущенных слов вставь «заместители». Например: (Р), (П).
...Утром родился в поле _____ . Только солнышко поднялось, а _____ летит сок с цветов собирать. Говорит ____ ____ :
- Родничок, , ты откуда взялся?
- Буль -буль-буль... Я не знаю. Я ещё маленький.
--- _____ , _____ , — говорит ____, -- дай водицы попить.
— Буль -буль-буль... Пей досыта, пожалуйста.
XI. Физ.минутка.
XII. Творческая работа:
Придумайте продолжение сказки, используя слова: «Я бы продолжил сказку так…», «Я думаю…», «Я считаю…».
XIII. Итог урока.
Можно ли назвать сказки поучительными?
Чему они вас учит?
Расскажите дома эту сказку и объясните родителям, почему родничок превратился в болото.
XIV. Рефлексия. Подумайте о том, как вы сегодня поработали, выберите соответствующий цвет в красках цветописи..
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...
Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.
Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации приведены ...
Мудрые сказки о животных. "Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»
Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворений о животных.– Что объединяет стихотворение Ю. Мориц и английскую народную песенку? Работа с авторским текстом учебника.– О каких особенност...
Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь». + пояснительная записка к уроку...
Сочинение "Образ лисы в сказках о животных в сравнении с лисой - представителем диких животных"
В сочинении раскрывается образ лисы в сказках о животных в сравнении с лисой - представителем диких животных....