Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее - Начнём скорей урок! - Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь, улыбнитесь. - Повернитесь, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи. -Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением. | Сообщают о готовности к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка.
| Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами. – Расскажите о своих домашних питомцах. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. – Прочитайте орфографически. – Прочитайте шепотом. – Прочитайте громко. – Прочитайте вопросительно. – Прочитайте с утвердительной интонацией. • Вороненку гнездо – родимая хатка. • Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
| Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют, высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | На доске размещены карточки с названиями литературных произведений и именами их авторов. В. И. Белов «Малька провинилась…» В.П.Астафьев « Капалуха» М.М. Пришвин «Ребята и утята» -Посмотрите внимательно на доску,что вы видите?(произведение и их авторов) -Что может объединять эти произведения? -Почему они все оказались в одной группе? Дети высказывают свои гипозезы, учитель фиксирует их на доске. 1.Может быть, во всех этих произведениях говорится о бережном отношении к живой природе. 2. Наверно, писатели призывают людей быть внимательными по отношению к братьям нашим меньшим. 3.Что если, поэты и писатели доказывают своими произведениями такую мысль: человек-сильный и мудрый и поэтому обязан беречь и защищать мир природы) 4.Возможно, писатели говорят о том, что все должны заботится о своём потомстве. - У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым. - Скажите, а какое произведение вызвало затруднение ответить на мой вопрос? (Капалуха В.П.Астафьев) - А почему? (Мы его еще не читали) - Кто догадался, с каким произведением мы с вами познакомимся? -А какая же будет цель нашего исследования?(Определить основную идею этих произведений и проверить выдвинутые гипотезы) -Прежде чем приступить к работе мы должны наметить план по которому мы будем работать. Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы: ПЛАН НА ДОСКЕ 1. Познакомиться с биографией В.П.Астафьева 2. Прочитать рассказ В.П.Астафьева « Капалуха». 3.Узнать кто это капалуха? 4. Выделить основную идею и сравнить с идеей рассказов М.М. Пришвина и В.И.Белова 5.Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя, ставят цель,определяют задачи чтения ,выдвигают гипотезы и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство с биографией автора | - Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Виктора Петровича Астафьева - И расскажет нам об этом (ученица… Портрет В.П.Астафьева. (Слайд) Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд). В 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей. Виктор Петрович создал изумительные произведения (Выставка книг) (Слайд ) «Васюткино озеро». «Пастух и пастушка». «Последний поклон». «Кража». «Царь-рыба». «Ода русскому огороду». «Перевал». «Звездопад».
| Слушают рассказ учащегося, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковыми словарями в парах | Проводит словарную работу. - В тексте нам будут встретятся трудные слова. Научимся понимать их и правильно читать. -Где мы можем узнать значение этих слов? (словари, энциклопедии.) Будем работать в парах Вспомни правила работы: Говорим шепотом, Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Тайга – труднопроходимый лес. Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Пастьба – место, где пасут скот. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Папоротник – растения с крупными листьями. Черничник – заросли черники. Покоробленные – кривые. Напружены – напряжены. Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Черничник – заросли черники. Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. Зарождающийся – начинающий жить, существовать. Озираться – оглядываться. Покоробленные леса – искривленные. Редколапые ели – редкие ветви. |
Работают с толковым словарем.
| Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
|
|
|
|
2. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства. – Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
|
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения
1.сообщение учащегося о птице | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название? Ученица М.А. подготовила нам сообщения о этой птице Капалуха – самка глухаря. Она меньше самца, весит около 2 кг. Птица имеет пеструю окраску. Поэтому капалуху не заметно, когда она сидит на гнезде.Выводит птенцов капалуха в мае-июне. Яйца (от 6 до 12) откладывает на земле, в ямке, которую выстилает мхом, веточками и перьями. Яйца и птенцов самка охраняет самоотверженно. Водит птенцов только мать, она же учит их добывать корм и прятаться от опасности. Раньше глухарь повсеместно водился в Европе и Азии. Чаще всего глухарь встречается в России и в Швеции. В карельском языке kорраlа "глухарь", в финском kорреlо – то же самое.Кополухой называют на Урале, пеструхой в Ленинградской области, глушицей на Севере.Бытует неверное мнение, что капалуха так названа, потому что копает себе ямку под гнездо.
| Слушают рассказ учащегося, рассматривают фотографии
| Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические
|
VII.Физминутка | Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли За природой наблюдали. Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем- Руки сложили назад.
|
| Личностные УУД -общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения
|
2. чтение по цепочке
| 1)Читаем до слов «.....Вы поглядите на нее!» -О какой находке рассказывает автор? -Что решили сделать мальчики с гнездом? Какое правило они забыли?(Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса) 2) Далее читаем до конца. - О какой любви идет речь в рассказе? (о любви матери к своим будущим детям) - Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу). – А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь). |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
| высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. |
3. Работа в парах | -А теперь давайте снова вернемся к рассказу. И поработаем в парах. - Рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа, составим таблицу сравнений. Мы работаем в технологических картах. Найдите и прочитайте в тексте слова (действия), которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду и как изменилось поведение глухарки после ухода людей. Запишите их в техн.карту( приложение1)
- Посмотрите, все ли мы правильно подобрали или можно, что-нибудь поменять. -Сравните с образцом и оцените свою работу в парах. | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
Оцениваю свою работу в парах | Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условия- ми ее реализации |
VII.Обмен информацией | – Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо? ( Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль). – Как вы понимаете такое состояние глухарки? ( Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.) - Как вы думаете, какова основная мысль произведения? (Человек не должен относится к миру природы беспечно, не задумываясь о последствиях.) (Человек должен ответственно и бережно относится к миру природы)
|
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
| Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы. |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери. • Найти дополнительную литературу о птицах нашего края. • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец». • Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия
Составление синквейна
| Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. - Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы М.М.Пришвина , В.И.Белова и В.П.Астафьева? (Мы прочитали три рассказа о собаке Мальке, капалухе, утке маме из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей. Они готовы преодолеть любые трудности и препятствия. У этих животных оказалось доброе сердце, способное любить)
-Чтобы красиво завершить наш урок, давайте, ребята, составим синквейн про маму-капалуху. - Правила написания синквейна на слайде. - Кто желает прочитать, что у вас получилось? -Предлагаю оценить свою работу на уроке сердечками.
Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, У кого остались затруднения и не все было понятным зеленое сердечко. Ваши горящие сердца призывают всех: «Люби живое»
- Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
Коммуникативные УУД -уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД Уметь выполнять самооценку Регулятивные УУД -умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем
|