Урок литературного чтения А. П Гайдар "Тимур и его команда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Беломестнова Светлана Юрьевна

Урок литературного чтения в 4 классе .Изучению творчества А. П Гайдара на  основе произведения "Тимур и его команда". Можно использовать как урок внеклассного чтения или внеклассного библиотечного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступительная беседа о писателе.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель родился 22 января 1904 года в семье сельских учителей.

Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом "Комсомольской правды". Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.

Книга А. П Гайдара

Рассказ «РВС»   написан в 1925 году. Это рассказ о том, как два мальчика спасли и выходили тяжело раненого командира Красной армии.

Автобиографическая повесть «Школа» написана в 1930 году. Главный герой Борис Гориков. В повести рассказывается о судьбе этого мальчика в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Повесть «Военная тайна» написана в 1932 г. Гайдару ребята писали, на что он им отвечал: «… Я отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце повести погиб Алька. И не лучше ль, чтобы он остался жив. И второе: Почему повесть называется «Военная тайна». Конечно, неизмеримо лучше если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но жизнь другая…»

Рассказ «Голубая чашка» написана 1935 г. Рассказ одновременно  смешит и волнует.

Голубая фарфоровая чашка, разбитая мышами  не должна быть помехой в хорошей

жизни героев. Она служит предостережением. Ведь добрые, внимательные отношения близких людей в чем-то подобны прекрасному, тонкому фарфору

Повесть «Судьба барабанщика» написана в 1938 г. Поводом стал рост правонарушений

среди подростков. Чаще в хулиганских поступках были замешаны ребята, по той или иной оставшиеся без отцов, а то и без обоих родителей Гайдар был убежден: надо вернуть этим

ребятам веру в добро и справедливость, уважение к взрослым, пробудить в них чувство

личной ответственности

5. Погружение в историческое время.

Гайдар писал свои книги в 40-ые годы 20 века. Интересно, что любили читать, смотреть ребята в то время. Слово нашему пресс-центру.

Ученик 1: Ребята 40-х годов прошлого века по несколько раз просматривали фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтали вместе с Красной Армией сражаться против белогвардейцев.

Мальчишкам хотелось бороться со стихией в Арктике. Ребята зачитывались книгами Ж.Верна, Л. Стивенсона, мечтая отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта или на поиски капитана Гранта.

-Мы провели опрос  среди своих бабушек и дедушек, пап и мам. Какие книги читали они.

Ученик 2: По результатам опроса  выяснилось, что в числе любимых книг старшего поколения – книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда», потому что она интересная, учит добру, воспитывает смелость, стойкость, любовь к своей стране.

Повесть «Тимур и его команда»

  • Написана в 1940 году
  • Книга вышла в печать 1941 году.
  • В течение всего сентября печаталась в газете «Пионерская газета»
  • В 1940 г. Гайдар написал сценарий «Тимур и его команда»
  • В этом же году вышел на экран фильм «Тимур и его команда»

-А интересна ли эти книга  современному читателю? Нужна ли она? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Учитель

Беломестнова Светлана Юрьевна

Школа

МБОУ СОШ № 17 город Чита

Класс

4 а

Предмет

Литературное чтение. Внеклассное чтение

Тема урока

Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда»

Программа

Перспективная начальная школа

Место и роль урока в изучаемой теме.

Применение новых знаний

Формы работы учащихся

Групповая

Цель урока

.

Образовательные:

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. П Гайдара

продолжить работу над умением  анализировать текст  произведения, давать характеристику главным героям

Развивающие:

 Способствовать развитию  грамматически правильной диалогической  и монологической речи  детей, точности, эмоциональности, последовательности  и содержательности  в ответах.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству писателя А. П Гайдара

воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе  в группах, привитие навыков этикета речи

Планируемые результаты:

Личностные

1) развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Метапредметные

Познавательные УУД:

1)формировать умение извлекать информацию из  текста;

2) формировать умение выявлять сущность, особенности главных героев произведения;

3)формировать умение на основе анализа поступков  делать выводы;

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё отношение к поступкам героев произведения;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) работать по плану ;

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других.

Предметные

Анализировать самостоятельно  прочитанный текст (рассказ, стихотворение) находить ответы на поставленные вопросы в содержании прочитанного, развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного произведения

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1 воспитание гражданско-патриотического чувства на основе литературных произведений писателей-фронтовиков

2 воспитывать гражданско-патриотическую позицию на положительных примерах литературных героев

Оборудование:

персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, текст А. П Гайдар «Тимур и его команда» , карточки с заданиями, листы самооценки

Структура и ход урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формирование УУД

ТОУУ

(Технология оценивания учебных успехов)

Ι. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Вместе не трудно,

вместе не тесно.

Вместе легко

и всегда интересно!

1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Методы стимулирования учебной деятельности: создание атмосферы эмоционального комфорта

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

 умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

.

 

умение оформлять свои мысли в устной форме

 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом литературного текста

умение находить ответы на вопросы

 умение оформлять свои мысли в устной форме

 умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

1) умение выявлять сущность, особенности объектов;

2)  умение на основе анализа объектов делать выводы;

3)  умение обобщать и классифицировать по признакам;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 умение слушать и понимать других

ΙΙ. Актуализация знаний.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к занятию; организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий

О чём  идёт речь?

 Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь все по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый своё дело знает,

Работает на результат.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Своё плечо подставит друг.

Распределение на команды

Что значит быть в команде?

Что может людей объединить в команду?

Кто может управлять командой?

Каким должен быть командир?

 

Определите  тему  урока

О каком произведении мы сегодня будем говорить?

 Вам эта книга понравилась?

О Тимуре, без сомненья,

Вы читали с увлеченьем,

Слово дав себе потом,

Подражать ему во всем

Как раньше называли объединение детей?

Какие отличительные признаки пионеров вы знаете?

Почему их так называли? Что значит пионер?

1) Формулируют тему урока

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3)Отвечают на вопросы учителя.

6)Высказывают свои предположения.

На парте лежат звездочки на луче звезды написать своё имя и фамилию командир выбирает звезду, команда садится за один стол

Фронт. форма

 фронтальная беседа

ΙΙΙ. Открытие нового знания

Цель: знакомство обучающихся с жизнью и творчеством А. П Гайдара. Воспитание интереса к творчеству писателя

Развитие диалогической речи

Вступительная беседа о писателе (презентация)

Рассказывают дети группы Биографы 

См приложение 1

Выступление библиографов  ( обзор по произведениям А. П Гайдара)

Погружение в историческое время

Группа пресс-центр см приложение 2

1)рассказывают о биографии писателя А. П Гайдара с использованием презентации

Фронт.

форма. Объяснительно-иллюстративная форма

Продуктивные методы

Мини исследование

Опрос родителей

ΙV. Применение  знания

Цель: формирование умения находить ответы на вопросы;

Умение строить речевое высказывание на поставленный вопрос; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Блиц турнир

- Назовите фамилию Жени и Ольги (Александрова)

-сколько лет было Ольге (18), Жене ( 13)

- какое воинское звание было у отца Жени? ( полковник)

-Какой экзамен должна была сдавать Ольга ( математику)

- что запустила в небо Женя из рогатки? ( бумажного парашютиса)

- «Девочка. Когда будешь уходить, захлопни крепче дверь» ниже стояла подпись  Какая? ( Тимур)

-Как звали собаку Тимура? ( Рита)

- кто обтряс яблоню по Кривому переулку дом 34, сломал ветки и помял клумбу? ( Мишка Квакин)

- Назовите прозвище мишки Квакина ( фигура)

- Что значит красная звезда на воротах дома?

А красная звезда, обведённая черной каймой?

( служит в Красной армии; погиб)

Обсуждение прочитанного

- Где и когда происходит действие повести? Почему это важно знать?

Назовите главных героев.

-Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?

- Каким вам показался  Тимур?

Работа в группах( заполнить таблицу

Давайте составим его портрет. Выберите слова, характеризующие героя. Заполните первую строку таблицы  Подтвердите свои ответ примерами из текста.

Благородный, решительный, смелый, отзывчивый, хулиган, трусливый, грубый, безответственный.

К какому герою подойдут оставшиеся слова?

См приложение

имя

Тимур

Квакин

Благородный решительный смелый отзывчивый

Хулиган трусливый грубый безответственный

Название группы

команда

Шайка

Занятия

Помощь семьям красноармейцев

Обворовывание садов

Поведение во время переговоров

Мужество и благородство

Хамство

Подготовка к бою

Ультиматум

Арест послов. Грубое ругательство

Во время боя

Честное ведение боя

Отсутствие выдержки

Давайте сравним этих двух героев

Какой Тимур? Какой Квакин?

 Что у них общего?

Почему за ними шли ребята?

Сделайте вывод  Что такое команда и чем она отличается от шайки?

Дискуссия

Когда повесть напечатали в 1940 году в газете «Пионерская правда». Тимуровское движение стало массовым.

- Почему Тимуровское движение, а не Квакинское?

- Как называют людей, которые  помогают другим бескорыстно без вознаграждения?

 ( волонтёры)

- Чем они занимаются?

(можно рассказать о волонтёрах своей школы)

Примеры из жизни пожары в Чите

1) отвечают на вопрос

 2)Производят

самоконтроль.

Дети выбирают слова и заполняют таблицу

Вопросы на карточках. Дети отвечают устно, предварительно обсудив в группе

Фронт.

.групповая

VΙ. Итог.

Рефлексия.

Цель: организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке

- Нужна ли кому-нибудь помощь в наше время?

Напишите на звездочке одно хорошее дело, которое мог бы совершить каждый из вас.

Оцените свою работу на уроке, поставьте отметку себе на звездочке        

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

3) Оценивают свою работу на уроке.

Фронт.

Индивид.

 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

.



Предварительный просмотр:

1 Благородный,  отзывчивый, хулиган, решительный, трусливый, смелый, грубый, безответственный

имя

Качества

Название группы

Занятия

Поведение во время переговоров

Подготовка к бою

Во время боя

Команда     Обворовывание садов   Мужество и благородство Шайка Арест послов. Грубое ругательство  Ультиматум  Отсутствие выдержки

Помощь семьям красноармейцев  Хамство   Честное ведение боя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (ГОЛИКОВ) ГАЙДАР (1904 – 1941)

Слайд 3

ГАЙДАР Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они высылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизвестную даль, куда держал путь отряд, назывался гайдаром

Слайд 4

Боевая служба Аркадия Пятнадцати лет командовал ротой, а в семнадцать лет – полком по борьбе с бандитизмом. В двадцать лет после многочисленных ранений и контузий его отправили в запас в должности командира полка .

Слайд 5

Аркадий Гайдар – журналист, писатель С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была, жизнь? Как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало», - так объясняет Аркадий Петрович выбор профессии писателя.

Слайд 6

Не хочу быть в запасе», -писал 22 июня 1941 года Аркадий Гайдар в заявлении отправить его на фронт 18 июля – 26 октября 1941 года военный журналист участвует в боях, вынужден отступать под Киевом, попадает в окружение, примыкает к партизанскому отряду. «Если надо подбить немецкие машины, Гайдар командовал засадой. Нужно добыть продукты для отряда – Гайдар в этой группе и под носом полицаев добывает продукты. Он не думал о себе, когда шёл в бой», - вспоминал партизан И.Тютюнник .

Слайд 7

Гибель А.Гайдара В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам. А.Гайдар , защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей.

Слайд 8

Совесть Чук и Гек

Слайд 9

Военная тайна судьба барабанщика

Слайд 10

Тимур и его команда

Слайд 11

Главный герой повести

Слайд 12

Чем занималась команда квакинцев ? Квакинцы были хулиганами. Эти ребята ничего хорошего не делали. 1. квакинцы дрались , 2. обижали слабых, 3. неряшливо одевались. 4. выламывали доски из нового забора, 5.разоряли по ночам сады мирных жителей,

Слайд 13

Взаимоотношения « квакинцев » Взаимоотношения квакинцев между собой были очень своеобразными. Они играли в карты и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость, тычки.

Слайд 14

Дела тимуровской команды Тимуровцы помогают одиноким старикам , семьям чь и отцы и сыновья служат в армии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.П.Гайдар "Тимур и его команда"

Урок литературного чтения с элементами критического мышления разработан для учащихся 4 класса. На уроке исользуется работа в группах....

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе А.П.Гайдар « Тимур и его команда»

Цели:учить детей анализировать литературное произведение;формировать читательский навык;воспитывать нравственные качества;Задачи:создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся чере...

Конспект урока по литературному чтению. А. Гайдар "Тимур и его команда".

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса представлен в виде технологической карты....

Урок литературного чтения "А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии"

Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. На уроке используется метод проекта, дети создают мини-проекты и защищают перед классом....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения  Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс...