Урок литературного чтения А. П Гайдар "Тимур и его команда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе .Изучению творчества А. П Гайдара на основе произведения "Тимур и его команда". Можно использовать как урок внеклассного чтения или внеклассного библиотечного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вступительная беседе о биографии и творчестве А. П Гайдара | 21.05 КБ |
Технологическая карта урока | 36.8 КБ |
Раздаточный материал для работы в группе | 14.07 КБ |
Презентация к уроку | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Вступительная беседа о писателе.
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель родился 22 января 1904 года в семье сельских учителей.
Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".
В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.
Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).
С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом "Комсомольской правды". Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.
После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.
Книга А. П Гайдара
Рассказ «РВС» написан в 1925 году. Это рассказ о том, как два мальчика спасли и выходили тяжело раненого командира Красной армии.
Автобиографическая повесть «Школа» написана в 1930 году. Главный герой Борис Гориков. В повести рассказывается о судьбе этого мальчика в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны.
Повесть «Военная тайна» написана в 1932 г. Гайдару ребята писали, на что он им отвечал: «… Я отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце повести погиб Алька. И не лучше ль, чтобы он остался жив. И второе: Почему повесть называется «Военная тайна». Конечно, неизмеримо лучше если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но жизнь другая…»
Рассказ «Голубая чашка» написана 1935 г. Рассказ одновременно смешит и волнует.
Голубая фарфоровая чашка, разбитая мышами не должна быть помехой в хорошей
жизни героев. Она служит предостережением. Ведь добрые, внимательные отношения близких людей в чем-то подобны прекрасному, тонкому фарфору
Повесть «Судьба барабанщика» написана в 1938 г. Поводом стал рост правонарушений
среди подростков. Чаще в хулиганских поступках были замешаны ребята, по той или иной оставшиеся без отцов, а то и без обоих родителей Гайдар был убежден: надо вернуть этим
ребятам веру в добро и справедливость, уважение к взрослым, пробудить в них чувство
личной ответственности
5. Погружение в историческое время.
Гайдар писал свои книги в 40-ые годы 20 века. Интересно, что любили читать, смотреть ребята в то время. Слово нашему пресс-центру.
Ученик 1: Ребята 40-х годов прошлого века по несколько раз просматривали фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтали вместе с Красной Армией сражаться против белогвардейцев.
Мальчишкам хотелось бороться со стихией в Арктике. Ребята зачитывались книгами Ж.Верна, Л. Стивенсона, мечтая отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта или на поиски капитана Гранта.
-Мы провели опрос среди своих бабушек и дедушек, пап и мам. Какие книги читали они.
Ученик 2: По результатам опроса выяснилось, что в числе любимых книг старшего поколения – книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда», потому что она интересная, учит добру, воспитывает смелость, стойкость, любовь к своей стране.
Повесть «Тимур и его команда»
- Написана в 1940 году
- Книга вышла в печать 1941 году.
- В течение всего сентября печаталась в газете «Пионерская газета»
- В 1940 г. Гайдар написал сценарий «Тимур и его команда»
- В этом же году вышел на экран фильм «Тимур и его команда»
-А интересна ли эти книга современному читателю? Нужна ли она? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Учитель | Беломестнова Светлана Юрьевна |
Школа | МБОУ СОШ № 17 город Чита |
Класс | 4 а |
Предмет | Литературное чтение. Внеклассное чтение |
Тема урока | Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда» |
Программа | Перспективная начальная школа |
Место и роль урока в изучаемой теме. | Применение новых знаний |
Формы работы учащихся | Групповая |
Цель урока . | Образовательные: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. П Гайдара продолжить работу над умением анализировать текст произведения, давать характеристику главным героям Развивающие: Способствовать развитию грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, точности, эмоциональности, последовательности и содержательности в ответах. Воспитательные: Воспитывать интерес к творчеству писателя А. П Гайдара воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в группах, привитие навыков этикета речи |
Планируемые результаты: | |
Личностные | 1) развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |
Метапредметные | Познавательные УУД: 1)формировать умение извлекать информацию из текста; 2) формировать умение выявлять сущность, особенности главных героев произведения; 3)формировать умение на основе анализа поступков делать выводы; Регулятивные УУД: 1) развивать умение высказывать своё отношение к поступкам героев произведения; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) работать по плану ; 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развивать умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других. |
Предметные | Анализировать самостоятельно прочитанный текст (рассказ, стихотворение) находить ответы на поставленные вопросы в содержании прочитанного, развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного произведения |
Духовно-нравственное развитие и воспитание | 1 воспитание гражданско-патриотического чувства на основе литературных произведений писателей-фронтовиков 2 воспитывать гражданско-патриотическую позицию на положительных примерах литературных героев |
Оборудование: | персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, текст А. П Гайдар «Тимур и его команда» , карточки с заданиями, листы самооценки |
Структура и ход урока
Предварительный просмотр:
1 Благородный, отзывчивый, хулиган, решительный, трусливый, смелый, грубый, безответственный
имя | ||
Качества | ||
Название группы | ||
Занятия | ||
Поведение во время переговоров | ||
Подготовка к бою | ||
Во время боя |
Команда Обворовывание садов Мужество и благородство Шайка Арест послов. Грубое ругательство Ультиматум Отсутствие выдержки
Помощь семьям красноармейцев Хамство Честное ведение боя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (ГОЛИКОВ) ГАЙДАР (1904 – 1941)
ГАЙДАР Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они высылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизвестную даль, куда держал путь отряд, назывался гайдаром
Боевая служба Аркадия Пятнадцати лет командовал ротой, а в семнадцать лет – полком по борьбе с бандитизмом. В двадцать лет после многочисленных ранений и контузий его отправили в запас в должности командира полка .
Аркадий Гайдар – журналист, писатель С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была, жизнь? Как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало», - так объясняет Аркадий Петрович выбор профессии писателя.
Не хочу быть в запасе», -писал 22 июня 1941 года Аркадий Гайдар в заявлении отправить его на фронт 18 июля – 26 октября 1941 года военный журналист участвует в боях, вынужден отступать под Киевом, попадает в окружение, примыкает к партизанскому отряду. «Если надо подбить немецкие машины, Гайдар командовал засадой. Нужно добыть продукты для отряда – Гайдар в этой группе и под носом полицаев добывает продукты. Он не думал о себе, когда шёл в бой», - вспоминал партизан И.Тютюнник .
Гибель А.Гайдара В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам. А.Гайдар , защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей.
Совесть Чук и Гек
Военная тайна судьба барабанщика
Тимур и его команда
Главный герой повести
Чем занималась команда квакинцев ? Квакинцы были хулиганами. Эти ребята ничего хорошего не делали. 1. квакинцы дрались , 2. обижали слабых, 3. неряшливо одевались. 4. выламывали доски из нового забора, 5.разоряли по ночам сады мирных жителей,
Взаимоотношения « квакинцев » Взаимоотношения квакинцев между собой были очень своеобразными. Они играли в карты и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость, тычки.
Дела тимуровской команды Тимуровцы помогают одиноким старикам , семьям чь и отцы и сыновья служат в армии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.П.Гайдар "Тимур и его команда"
Урок литературного чтения с элементами критического мышления разработан для учащихся 4 класса. На уроке исользуется работа в группах....
Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс
Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . По данной программе на уроке изучается отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Дж. Родари «Кто командует?" 2 класс
Конспект урока...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе А.П.Гайдар « Тимур и его команда»
Цели:учить детей анализировать литературное произведение;формировать читательский навык;воспитывать нравственные качества;Задачи:создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся чере...
Конспект урока по литературному чтению. А. Гайдар "Тимур и его команда".
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса представлен в виде технологической карты....
Урок литературного чтения "А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии"
Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. На уроке используется метод проекта, дети создают мини-проекты и защищают перед классом....
Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения Тема урока: Произведения А. П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда». 3 класс...