Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Силаева Светлана Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМК "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение 3 кл.68.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе рабочей программы «Литературное чтение». Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М., «Просвещение», 2014 год.

         Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)

         Учебник «Литературное чтение, 3 класс», авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова .М.,«Просвещение», 2014 год.

.

  1. Результаты изучения предмета «Литературное чтение».

Реализация программы обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
  •  выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  •  овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  •  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  •  знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
  •  восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  •  высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
  • умение пользоваться словарями и справочной литературой;
  •  осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
  • умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
  • озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
  • пересказывать произведение.


  1. Содержание курса.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя)Придумыватьрассказы о книге, используя различные источники информаций.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Устное народное творчество (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проект:«Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

Русские поэты XIX—XX века.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Великие русские писатели (24 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылову.

Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.  Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Были-небылицы (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.

А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства

художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.

А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби живое (16 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа.

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Нравственный смысл рассказа.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читатьи воспринимать на слух произведения.

Определятьжанр произведения.

Пониматьнравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение.

С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение.

Проект: «Праздник поэзии».

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия стихотворения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

По страницам детских журналов (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3.Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

К/работа

Проекты

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

14

1

4

Поэтическая тетрадь 1

11

1

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки

8

1

8

Были-небылицы

10

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

8

1

Итого

136 ч

2

2

 Календарно – тематическое планирование.

                                                           Литературное чтение.  3 класс (136 ч.).

Номер урока

Содержание (раздела, темы)

Количество часов

Дата проведения

ЭОР

Вводный урок по курсу литературного чтения

1 час

1.

Введение. Знакомство с учебником. Система условных обозначений

1

Сентябрь 1 неделя

ИТОГО:

1 час

Самое великое чудо на свете

4 часа

2.

Рукописные книги Древней Руси. Составление рассказа по вопросам.

1

3.

Рукописные книги Древней Руси. Составление рассказа по вопросам.

1

4.

Первопечатник Иван Фёдоров. Особенности ролевого чтения при передаче эмоционального состояния героя.

1

5.

Урок-путешествие в прошлое.

1

ИТОГО:

4 часа

Устное народное творчество

14 часов

6.

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1

Сентябрь 2 неделя

Электронное приложение  к учебнику

7.

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1

8.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

9.

Произведения прикладного искусства. Народные промыслы.

1

10.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Основная  мысль сказки.

1

Сентябрь 3 неделя

11.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки.

1

12.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Словесное составление портретов героев сказки.

1

13

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

 Передача содержания произведения.

1

 14

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Словесное составление портретов героев сказки.

1

Сентябрь 4 неделя

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Анализ сказки

1

16

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.

1

17.

Художники- иллюстраторы В.Васнецови  И.Билибин.

1

Документ-камера

18.

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество».

1

Октябрь 1 неделя

19.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1

Презентация

ИТОГО:

14 часов

Поэтическая тетрадь 1

11 часов

20.

Знакомство с названием раздела.

1

Электронное приложение  к учебнику

21

Проект «Как научиться читать стихи»

1

Презентация

22.

Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Анализ содержания.

1

Октябрь 2 неделя

23.

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

24

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Работа над образными средствами языка

1

25.

И.С. Никитин  «Полно, степь моя, спать…»   Передача динамичности картин при помощи поэтической речи.

1

26.

И.С. Никитин «Встреча зимы»

Передача динамичности картин при помощи поэтической речи.

1

Октябрь 3 неделя

27.

И.Суриков «Детство». Работа над интонацией в зависимости от содержания стихотворного текста.

1

28.

И.З.Суриков «Зима».

Наблюдение над языковыми средствами выразительности языка.

1

29.

Путешествие в Литературную страну.

1

Документ-камера

30.

Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь 1»

1

ИТОГО:

11 часов

Великие русские писатели

24 часа

31.

Знакомство с названием раздела.

1

Октябрь 4 неделя

Электронное приложение  к учебнику

32.

А.С.Пушкин Подготовка сообщения на тему «Что интересного я узнал о жизни А.Пушкина»

1

33.

А.С.Пушкин Лирические стихотворения.

1

34.

А.С.Пушкин «Зимнее утро». Анализ стихотворения.

1

35.

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

Настроение стихотворения и прием контраста.

1

36.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

 Первичное знакомство с произведением.

1

Ноябрь 2 неделя

37.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Особенности поэтического языка.

1

38.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Анализ произведения.

1

39.

А.С.Пушкин «Сказка о царе  Салтане…».

Характеристика героев сказки.

1

40.

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..»

Нравственный смысл сказки.

Рисунки И.Билибина к сказке.

1

Ноябрь 3 неделя

41.

Подготовка сообщения о

И. А. Крылове  на основе статьи  учебника, книг о Крылове.

1

Презентация

42.

Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».

1

43.

Нравственный урок и мораль басни  И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

1

44.

Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен  И. А. Крылова на основе их поступков.

1

Ноябрь 4 неделя

45.

М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения  

на основе статьи  В.Воскобойникова. М. Ю. Лермонтов.

1

Документ-камера

46.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…».

Анализ стихотворений.

1

47.

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень».

Анализ художественных приёмов.

1

48.

Подготовка сообщения  на основе статьи  о детстве и творчестве Л. Н. Толстого

1

Декабрь 1 неделя

Презентация

49.

Л.Н.Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа.

1

50.

Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.

1

51.

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема.

1

52.

Л. Н. Толстой « Какая бывает роса на  траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение текстов разных видов.

1

Декабрь 2 неделя

53.

Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

1

54.

Литературный праздник. Обобщение по теме «Великие русские писатели»

1

ИТОГО:

24 часа

Поэтическая тетрадь 2

6 часов

55.

Знакомство с названием  раздела.

1

Электронное приложение  к учебнику

56.

Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором..».

Художественные особенности стихотворений о природе.

1

Декабрь 3 неделя

57.

Н.Некрасов «Дедушка  Мазай и зайцы». Особенности  повествовательного произведения в стихах.

1

58.

К. Д. Бальмонт «Золотое слово». Создание словесных картин в стихах.

1

59.

И. А. Бунин «Детство», «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы

1

60.

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1

Декабрь 4 неделя

ИТОГО:

6 часов

Литературные сказки

8 часов

61.

Знакомство с названием  раздела.

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки»,

1

Электронное приложение  к учебнику

62.

Д. Н. Мамин - Сибиряк  «Сказка про Храброго зайца..» Анализ содержания.

1

63.

Д. Н. Мамин - Сибиряк  «Сказка про Храброго зайца..» Нравственный смысл сказки.

1

64.

 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки.

1

Январь 2 неделя

65.

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки.

1

66.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1

67.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ.

1

68.

 Контрольная работа. Обобщение по разделу «Литературные сказки»

1

Документ-камера

ИТОГО:

8 часов

Были-небылицы

10 часов

69.

Знакомство с названием  раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Знакомство с героями произведения.

1

Январь 3 неделя

Электронное приложение  к учебнику

70.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького

1

71.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

1

72.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Анализ содержания.

1

73.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ.

1

Январь 4 неделя

74.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои, характеристика героев.

1

75.

А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения.

1

76.

А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.

1

77.

А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам.

1

Февраль 1 неделя

78.

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

1

Презентация

ИТОГО:

10 часов

Поэтическая тетрадь 1

6 часов

79.

Знакомство с названием  раздела.

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?»,

1

Электронное приложение  к учебнику

80.

С. Черный «Воробей». «Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах  С. Черного. Отработка выразительного чтения.

1

81.

А. Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав в стихах А.  Блока.

1

Февраль 2 неделя

82.

А.Блок «Сны», «Ворона». Картины зимних забав в стихах А.  Блока.

1

83.

С. А. Есенин «Черемуха». Анализ художественных приёмов..

1

84.

Урок – викторина. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

Презентация

ИТОГО:

6 часов

Люби живое

16 часов

85.

Знакомство с названием  раздела.

М. Пришвин «Моя Родина».  Заголовок – «входная дверь» в текст.

1

Февраль 3 неделя

Электронное приложение  к учебнику

86.

Сочинение на основе художественного текста. Тема «моя Родина»- основная мысль текста.

1

87.

И. С. Соколов - Микитов  «Листопадничек». Определение жанра произведения.

1

88.

И. С. Соколов - Микитов  «Листопадничек». Составление рассказа о герое.

1

89.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Образ главной героини.

1

Март 1 неделя

90.

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа.

1

91.

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры.

1

92.

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

1

93.

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа.

1

Март 2 неделя

94.

Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, план  рассказа.

1

95.

Б.С.Житков «Про обезьянку».  Краткий пересказ.

1

96.

В.Л.Дуров «Наша Жучка»   Нравственные уроки произведения.

1

97.

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

1

Март 3 неделя

98.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

1

99.

Урок - конференция «Земля – наш дом родной».

1

Презентация

100.

Обобщение по разделу «Люби живое».

1

ИТОГО:

16 часов

Поэтическая тетрадь 2

8 часов

101.

Знакомство с названием  раздела.

С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения.

1

Март 4 неделя

Электронное приложение  к учебнику

102.

С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Отработка выразительности.

1

103.

А. Л. Барто «Разлука». Выразительное чтение.

1

104.

А. Л. Барто «В театре». Выразительное  чтение.

1

105.

С. В. Михалков «Если», «Рисунок». Выразительное чтение.

1

Апрель1  неделя

106.

А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

107.

«Крестики - нолики».

1

108.

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь».

1

Документ-камера

ИТОГО:

8 часов

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12 часов

109.

Знакомство с названием  раздела.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Знакомство с текстом.

1

Апрель2  неделя

Электронное приложение  к учебнику

110.

А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев.

Чтение по ролям.

1

111.

А.П. Платон ов  «Цветок на земле». Характеристика главных героев.

1

112.

А.П.Платонов  «Ещё мама».  Деление на части.

1

113.

М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения.

1

Апрель 3 неделя

114.

М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.

1

115.

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои.

1

116.

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий.

1

117.

Н. Н. Носов «Федина задача».  Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

1

Апрель 4 неделя

118.

 Н. Носов «Телефон».  Особенности юмористического рассказа.

1

119.

В. Драгунский «Друг детства».  

1

120.

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

Презентация

ИТОГО:

12 часов

По страницам детских журналов

8 часов

121.

Знакомство с названием  раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы.

1

Май 1 неделя

Электронное приложение  к учебнику

122.

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

123.

Ю.И.Ермолаев «Проговорился». Анализ произведения.

1

124.

Ю.И.Ермолаев  «Воспитатели».  Анализ произведения.

1

125.

Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

1

Май 2 неделя

126.

Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города.

1

127.

Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение.

1

128.

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

1

ИТОГО:

8 часов

Зарубежная литература

8 часов

129.

Знакомство с названием  раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

1

Май 3 неделя

Электронное приложение  к учебнику

130.

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. Пересказ

1

131.

Итоговая контрольная работа

1

132.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Первичное знакомство.

1

133.

Г.Х. Андерсен  «Гадкий утёнок». Иллюстрирование сказки.

1

Май  4 неделя

134.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки.

1

135.

Литературная викторина. Проверка техники чтения.

1

136.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Обобщение.

1

ИТОГО:

8 часов

ИТОГО ЗА ГОД:

136 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе

Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....