Внеклассное чтение по рассказам Л.Кассиля "Твои защитники"
план-конспект урока по чтению (1, 2 класс) на тему

На данном уроке учащиеся вспоминают рассказы из книги Л.Кассиля "Твои защитники". Дети знакомятся с различными родами войск времен Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.kassil_tvoi_zashchitniki.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Кассиль «Твои защитники»

Цели урока:

познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны;

рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы;

познакомить с произведениями о войне;рассказать о том,как

в мирное время солдаты защищают нас от беды; развивать речь,

навыки анализа; воспитывать уважения к подвигам наших предков,

гордость за нашу родину,армию ненависть к насилию,жестокости.

1.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

- Русь. Родина. Россия. Какие красивые, широкие и загадочные слова. Русь! Короткое – в один слог всего! – оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова Русь, Родина не одно значение, а много.

- Ребята, а что означает для вас слова Родина?

- По внеклассному чтению вы читали книгу Л.Кассиля «Твои защитники». А как вы думаете, кто такие «защитники»?

- В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей Родины вставали русские богатыри – защитники земли русской.

- А каких русских богатырей вы знаете?

- Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

-А каких защитников Отечества вы ещё знаете?

- Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Александр Невский, Георгий Жуков.

2.

Послушайте аудиозапись ( «Священная война»)

-О чём эта песня? О каком времени, каких событиях она рассказывает?(О начале Великой Отечественной войны 1941 года)

-Что вы знаете о той войне? Когда она началась? С кем воевали наши предки?

Сколько лет длилась война? (На нашу страну напала фашистская Германия.

Война длилась 4 года. Много людей погибло тогда. Фашисты убивали мирных

жителей, угоняли их в концлагеря, на работу в Германию. Война закончилась в мае

1945 года победой нашей страны.)

3.

- О чём книга Л. Кассиля «Твои защитники»?(О защитниках нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, о подвигах, которые они совершали, чтобы освободить нашу землю от фашистов.)

- С какими рассказами познакомились?

- Какие рассказы больше всего запомнились? Почему?

4.

Рассказ «Воздух!»

- Хотели враги незаметно ночью напасть на город. Но не спят наши защитники. Услышали они фашистские моторы, и сразу «Воздушная тревога». Загуляли по всему небу прожектора. Для чего ?

Рассказ «Таран»

Расшифруйте слово: натра

Что оно обозначает?

Что же такое «таран» ? Почему лётчики шли на таран?

Покажите рисунок, на котором изображен таран. Кто и когда совершил этот таран? Чем закончился этот рассказ? Как об этом говорится? Прочитайте.

Рассказ «Прямой наводкой»

Кто помог отогнать фашистов от важной дороги?

Сколько человек управляли пушкой? Как распределили обязанности? Для чего? Помогло ли это?

 Рассказ «Сапёры»

Спешит по вызову отряд,

Готовый разыскать снаряд

И на пшеничном поле,

И в транспорте, и в школе.

Боец отряда очень смел -

Три мины разрядить сумел. (Сапер)

Спешит по вызову отряд,
Готовый разыскать снаряд
И на пшеничном поле,
И в транспорте, и в школе.
Боец отряда очень смел -
Три мины разрядить сумел. 
(Сапер)

 

Что умеют сапёры? В чём опасность этой профессии?

Рассказ Л. Кассиля «Сестра».

Был ранен молодой солдат

На поле утром рано.

А он забрал его в санбат

И обработал раны.

Извлек из тела смельчака

Опасные осколки.

Была тверда его рука:

"Живи, братишка, долго!" (Военврач)

О какой сестре идет речь в рассказе? А как зовут медицинскую сестру, о которой читали? (Надя Балашова.) Что же сказано о Наде в рассказе? Как она спасла солдата?

Рассказ « Как наши подводники победили врага под облаками»

Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Не до снов тому киту,
Днём и ночью на посту (подводная лодка)

Кто такие подводники? Что вы узнали о них из рассказа? О каких особенностях их службы вы узнали?

Рассказ «Вперёд, танкисты»

Ползёт черепаха,
Стальная рубаха.
Враг в овраг – 
И она там, где враг (танк)

Как танкисты нахваливали свои машины? За что?

Рассказ «Пешком с неба»

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Зонтик яркий или белый,
Он большой и очень смелый,
Он по воздуху летает,
С облаков людей спускает.
Через несколько минут
Опустился ...
(парашют)

Как называют военных , которые спускаются на парашютах?

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдет и лес, и брод,

Но противника найдет. (Десантник)

Кто же пешком с неба сходит? Для чего использовали парашютистов в сражениях?

Рассказ «Богатыри».

А к какому рассказу я показываю сейчас рисунок? (Рассказ «Богатыри».) Кто же эти богатыри? Прочитайте, что они сделали.

А что происходит тут? (Учитель показывает иллюстрацию из книги «Твои защитники».) Чей корабль тонет? Кто его потопил? Почему? А как рассказ называется? Кто же главная сила нашей армии? (Люди, воины, солдаты.)

Рассказ «Собирались генералы на совет»

Для чего собирались генералы на совет?

Как выполнялись их приказания?

Каких генералов знаете?

Рассказ «Катюша»

Кто видел эту машину?

В чём её особенность?

Почему враги боялись их?

Рассказ «Главное войско»

Какое войско Кассиль назвал главным?  Почему?

Рассказ « Наши пулемётчики»

Как освобождали пулемётчики станцию от фашистов?

Рассказ «Важное сообщение»

Когда и какое важное сообщение было передано?

В честь кого гремел салют?

5.Пословицы.

-Тот герой, кто за Родину стоит горой

- Как русский за штык берётся, так враг трясётся

- Береги землю родимую, как мать любимую

- Сражайся смело за правое дело

- Жить – Родине служить

- Родина-мать, умей за неё постоять

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит

- На Руси не все караси – есть и ерши.

 Как понимаете эти пословицы?

Какая больше всего понравилась?

6.

- В Российской армии есть различные рода войск: Сухопутные войска, которые действуют на суше.

- А кто служит в этих войсках?

 - танкисты, артиллеристы, пограничники, ракетчики

- Военно-воздушные силы – они защищают нашу родину в воздухе.

- Кто служит в этих войсках?

 - Десантники, лётчики.

-Военно-морской флот, несущий дежурство в морях и океанах.

- Скажите, пожалуйста, кто служит в этих войсках?

 - подводники, моряки.

- А какую боевую технику вы знаете?

- Танки, военные корабли, пулемёты, ракетные установки “Катюша”, подводные лодки, вертолёты, миноносцы, боевые самолёты.

7.

Во всех городах, деревнях , в каждой стране есть памятник неизвестному солдату. Всегда там лежат цветы. Всегда там народ.

 

Памятник неизвестному солдату , спасшему немецкую девочку.

стихи Г.Рублёва: 
 
Это было в мае, на рассвете. 
Нарастал у стен рейхстага бой. 
Девочку немецкую заметил 
Наш солдат на пыльной мостовой. 
 
У столба, дрожа, она стояла, 
В голубых глазах застыл испуг. 
И куски свистящего металла 
Смерть и муки сеяли вокруг. 
 
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, 
Он свою дочурку целовал. 
Может быть отец девчонки этой 
Дочь его родную расстрелял. 
 
Но тогда, в Берлине, под обстрелом 
Полз боец, и, телом заслоня, 
Девочку в коротком платье белом 
Осторожно вынес из огня. 
 
И, погладив ласковой ладонью, 
Он ее на землю опустил. 
Говорят, что утром маршал Конев 
Сталину об этом доложил. 
 
Скольким детям возвратили детство, 
Подарили радость и весну 
Рядовые Армии Советской  
Люди, победившие войну! 
 
… И в Берлине, в праздничную дату, 
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках, 
Памятник Советскому солдату 
С девочкой спасенной на руках. 
 
Он стоит, как символ нашей славы,  
Как маяк, светящийся во мгле. 
Это он, солдат моей державы, 
Охраняет мир на всей земле.

 

         *   *   *

 

Будет тот солдат увековечен,
Памятью и гордостью войдет
В памятник который человечен,
В памятник,который не умрет...

Будет он держать среди каскада,
Голову немножечко склоня,
Девочку немецкого солдата,
Девочку, спасенной из огня...

Будет жить он снова,как и прежде,
С новой и достойнейшей судьбой,
С девочкой в оборванной одежде,
С девочкой с солененькой слезой...

Телом он останется в могиле,
Там давненько выбиты слова,
Девочка туда цветы носила,
Девочка, которая жива.....

 

Загадки:

Его машина вся в броне,

Как будто черепаха.

Ведь на войне как на войне,

Здесь не должно быть страха!

Ствол орудийный впереди:

Опасно! Враг, не подходи! (Танкист)

 

Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защитить свою страну! (Военный летник, пилот)

 

Он защищает поле ржи,

И рощу, и дубраву.

Оберегает рубежи

Далекая застава.

А долг военного такой:

Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)

 

У паренька сбылась мечта -

Пришел служить он в роту.

Теперь стреляет: "Тра-та-та!"

Из пушки, миномета.

Недавно служит паренек,

Но самый лучший он стрелок. (Артиллерист)

 

Был ранен молодой солдат

На поле утром рано.

А он забрал его в санбат

И обработал раны.

Извлек из тела смельчака

Опасные осколки.

Была тверда его рука:

"Живи, братишка, долго!" (Военврач)

 

В этой форме темно-синей

Защищает он страну,

И в огромной субмарине

Опускается ко дну.

Охраняя океан,

Был в портах десятка стран. (Подводник)

 

Спешит по вызову отряд,

Готовый разыскать снаряд

И на пшеничном поле,

И в транспорте, и в школе.

Боец отряда очень смел -

Три мины разрядить сумел. (Сапер)

 

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдет и лес, и брод,

Но противника найдет. (Десантник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка и внеклассного чтения по рассказам Зощенко о Лёле и Миньке ( 3 класс)

Данная презентация составлена для урока русского языка по теме "Сложные слова" (з класс, УМК "Школа-2100") и для урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Зощенко "Лёля и Минька". Уроки проводились в...

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок внеклассного чтения по рассказам Н.Н. Носова

Цель:прививать интерес к книге, к слову; в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся; развивать выразительное чтение...

Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"

"Твори добро на всей Земле"  презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"...

Открытый урок по внеклассному чтению Тема: «Рассказы о животных.»

Тема урока:  «Рассказы о животных»Планируемые результаты.1)      Предметные:организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознани...