Формирование навыков чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы
статья по чтению (2 класс) на тему
Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:
- технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
- технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
- технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
- технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
- технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы
Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:
- технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
- технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
- технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
- технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
- технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.
Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения:
- на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;
- упражнения на концентрацию внимания;
- упражнения на преодоление регрессии и расширение бокового поля зрения, например: «Найди лишнюю букву» (при этом даётся установка - глаза вести слева направо), «Зелёная точка» (фиксируя взгляд на точке, замечать фрагменты текста), таблицы Шульте.
Приведу ряд фрагментов уроков, где использовались мной данные упражнения.
- Упражнение на релаксацию при работе над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», которое помогло устранить волнение и одновременно настроить учащихся на эстетическое восприятие произведения.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Опустите веки. (Звучит музыка Э. Грига «Колыбельная Сольвейг»).
- Расслабьте мышцы лица, шеи, плеч, мышцы рук, ног. Дыхание ровное и спокойное. На счёт пять откройте глаза (считаю до пяти).
- Что вы почувствовали?
- Музыка успокоила вас. Она может вызвать другие, более глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам: композитору и исполнителям.
- На концентрацию внимания и скорейшее включение учащихся в урок использую упражнение «Муха». Воображаемая муха находится в центре квадрата, разделённого на клетки. Водящий диктует направление движения «мухи». Дети следят за движением с открытыми, а затем с закрытыми глазами. В случае, если «муха» вылетает за рамку квадрата, хлопают в ладоши. Упражнение усложняю тем, что квадрат делю на разное количество клеток. Это даёт возможность многократно использовать этот вид работы.
- Для развития концентрации внимания, использую упражнение «Осмысленное чтение». Учащимся раздаю различные печатные тексты (использую газеты). Хорошо читающий ученик читает рассказ. Например: «Какой подарок самый лучший». В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы:
- Что подарили Кате на день рождения?
- Какой подарок самый лучший?
- Почему?
Затем провожу взаимопроверку вычеркнутых букв.
- Упражнение на расширение бокового поля зрения « Зелёная точка» при работе над произведениями А. Л. Барто ( 1 класс ).
Вокруг зелёной точки располагаю иллюстрации игрушек: зайки, мишки, лошадки и др. Детям предлагается сконцентрировать взгляд на зелёной точке в течение короткого промежутка времени. Далее спрашиваю:
- Что увидели?
- Как сказать одним словом? (Игрушки).
Далее предлагаю прочитать наизусть стихотворения про эти игрушки. Как правило, дети читают стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Данное упражнение так же вызывает у ребят желание познакомиться с новыми произведениями А. Л. Барто.
Подобные упражнения провожу с буквами при обучении грамоте. Вокруг зелёной точки располагаю буквы: к, н, я, с, т. После того, как будут названы замеченные боковым зрением буквы, задаю вопрос:
- Какая буква лишняя? Почему?
Постепенно этот вид упражнения усложняю. Располагая вокруг зелёной точки буквы: а, е ,ё, ю, я, задаю вопросы:
- Что увидели?
- Что эти буквы объединяет? (гласные)
- Разбейте эти гласные на группы.
- Как вы это сделали?
- Для расширения бокового поля зрения и преодоление регрессии изготовила карточки с заданиями на каждого ученика. Это таблицы Шульте, карточки с двумя или тремя одинаковыми рядами букв (со специально допущенными ошибками) и др.
В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- чтение «абракадабр» (слогов со стечением согласных);
- динамическое чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- бинарное чтение (два ученика одновременно);
- «Буксир»;
- «Очередь»;
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Первый и последний» (слово в строчке, слово в предложении, буква в слове);
- круговое чтение;
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
- антиципация слов, предложений, пословиц;
- чтение со счётом слов, строк;
- чтение через решётку (из полосок бумаги);
- вертикальным движением глаз;
- «Сканирование» (поиск информации за 20 – 30 секунд);
- «Разведка»;
- «Спринт».
Приведу фрагменты уроков:
- Чтение «абракадабр» при изучении темы «Звуки [г], [гʼ], буквы Г, г».
абара абра бра (брал)
омоно омно мно (много)
игири игри гри (грибы)
унуки унки нки (венки)
орези орзи рзи (корзина)
- Прочитайте столбики (по вертикали).
- Прочитайте строчки (по горизонтали).
- Слоги последнего столбика добавьте до целого слова.
- Чтение вертикальным движением глаз «Снежный ком» на том же уроке.
- много
- поганки
- набрали
- боровик
- корзинка
Прежде, чем прочитать каждое следующее слово, ученик возвращается к первому. Этот вид работы одновременно подготавливает учеников к восприятию текста.
- Упражнение «Снежный ком» при изучении произведения К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» позволяет научить читать слова, правильно выделяя голосом ударные слоги.
Прочитайте упражнение «Снежный ком», правильно выделяйте голосом ударные слоги.
- Нильс
- Магда
- Э́двард Григ
- город Бе́рген
- Да́гни Пе́дерсен́
- Ха́геруп Пе́дерсен
- Северная страна Норве́гия
На какие две группы можно разбить эти слова? (Место действия, герои рассказа.)
- Чтение со счётом строк в том же произведении.
- Прочитайте со счётом строк от слов: «Он писал и видел…»
- Найдите и прочитайте самые важные на ваш взгляд слова. (Я видел жизнь…)
- При работе над стихотворением И. Бунина «Матери» использовались различные виды чтения: динамическое чтение «Снежный ком», чтение без артикуляции за учителем, жужжанием, сканирование, про себя, вслух, хором за ведущим, цепочкой по строчке, «Первый и последний», «Прыжки через строчку», «Ловушка», через решётку. Опишу некоторые из них.
Чтение «Ловушка».
Учитель читает стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения.
- Я помню комнату…
- И нежный…
- Ты вдруг обнимешь…
- Я помню ночь, тепло постели…
Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.
Чтение через решётку.
Этот вид чтения использую после отработки навыков выразительного чтения.
Ученики перекрывают текст тонкими полосками бумаги в виде решётки заданной учителем формы. Затем выразительно читают. Полоски хранятся у каждого ученика в индивидуальном конверте.
Важнейшей задачей уроков чтения является совершенствование навыка выразительного и беглого чтения. Выразительное чтение – интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. В выразительном чтении активно проявляются мысли, отношение учащихся к тому, о чём они читают. Учащиеся учатся находить нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения. Для этого они определяют тему, выделяют опорные слова, учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, логическое ударение, паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.
Для формирования навыков выразительного чтения использую:
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- чтение с изменением голоса героя;
- по ролям;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- работа по памятке;
- дикторское чтение;
- инсценирование;
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
- конкурс чтецов.
Особую роль отвожу работе с памяткой. Дети производят разметку текста, подбирают темп и нужную интонацию.
Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.
Использую упражнения для понимания смысла текста:
- работа над лексическим значением слов, используя словари;
- озаглавливание текста;
- составление плана или нахождение ключевых слов;
- нахождение кульминационного момента;
- определение темы, главной мысли;
- определение типа текста;
- «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;
- предугадывание;
- предположение;
- подбор иллюстрации;
- фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;
- составление диафильма;
- выборочное чтение;
- восстановление текста (даются фрагменты);
- вычитывание подтекста;
- определение авторского замысла, идеи произведения;
- составление кроссвордов по тексту;
- викторины по произведениям;
- мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;
- составление ребусов, загадок;
- подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.
Приведу некоторые фрагменты урока литературного чтения. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».
Предугадывание.
- Догадайтесь по названию, о чём этот рассказ?
Упражнение «Фотоглаз».
- Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию (2 секунды).
- Закройте учебники.
- Что вы увидели?
- Это наше время?
- Какая местность?
- Какой лес?
- Что ещё заметили?
Фантазирование, вычитывание подтекста.
- О чём разговаривали Григ и Дагни?
- Что в разговоре главное?
- Почему ему захотелось сделать девочке подарок? (Она понравилась Григу: маленькая, доверчивая, красивая, чуткая. Главное, девочка имеет доброе сердце, умеет думать о других.)
Чрезвычайно важно обращаться к выявлению авторской оценки событий, персонажей, причём следует учить видеть эту оценку в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых оценочных суждениях.
Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том:
- Детям даются литературоведческие термины. Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования.
- На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д.
Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.
При работе над лирическим произведением мы обнаруживаем не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:
- Первичное чтение текста (обязательно целостное).
- Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса:
- Как вы думаете?
- Что вы почувствовали?
- Что хотел сказать автор?
Сколько мнений, столько читательских восприятий.
- Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
Рассмотрим стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима – аукает». Метафоры поёт, аукает раскрывают действие зимы как живого существа. Мы наблюдаем приём олицетворения. Метафора баюкает олицетворяет образ леса. Эпитет мохнатый помогает представить лес (весь в инее, хвойный). Облака олицетворяются при помощи метафор седые, с тоской глубокою. Приём сравнения встречается при описании метели (сравнение с ковром шелковым). Эпитеты игривые, сиротливые характеризуют воробьёв. Воробьи сравниваются с детками сиротливыми, которым не хватает тепла, заботы.
Работа над раскрытием авторского переживания строится так же при помощи анализа поэтической звукописи:
- Аллитерация (созвучие согласных звуков, нагромождение их в поэтической фразе).
- Ассонансы (преобладание гласных звуков в поэтической фразе).
Например:
Задремали звёзды золотые.
Задрожало зеркало затона.
Дребезжащий, звонкий, сочный звук «з». Приём аллитерации.
С помощью анализа интонационных средств поэтической речи так же выявляем авторское переживание. Выбираем силу голоса, тон, темп. Определяем паузы, логическое ударение. Здесь использую метод разнотемпового чтения.
- Как вы думаете, какая интонация близка? (торжественная, весёлая, ироничная, и др.).
Хором с исполнителем расставляем паузы или же работаем по памятке. Кроме этого работаем над элементами авторского стиля.
При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:
- Целостное первичное чтение.
Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях, запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 -3 вопроса:
- О чём этот рассказ?
- Какие события запомнились?
- Назовите героев рассказа?
- Сюжетный анализ художественного произведения. Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.
- Композиционный анализ (структура, построение произведения).
На этом этапе выделяются элементы:
- экспозиция – начало
- завязка – начало главного события
- развитие действия
- кульминация – самый напряжённый момент
- развязка – чем заканчивается, финал
На этом этапе главное – найти кульминацию.
- Работа над идеей рассказа.
- С какой целью написан рассказ?
- Каков авторский замысел?
Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка героя, выявления причинно-следственных связей. При работе над басней выделяю следующие этапы:
- Первичное чтение.
- Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.
- Осмысление морали.
- Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями персонажей.
- Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое отношение.
Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:
- Какие задания вызвали затруднение?
- В чём затруднение?
- Какие получились лучше, чем раньше? И др.
Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:
- Зачем читать третий раз?
- Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?
В конце года провожу анкетирование:
- Любите ли вы читать?
- Зачем вы читаете?
Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др.
Таким образом, использование мной технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет повысить читательский интерес, а так же качество обучения чтению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков чтения и литературной деятельности в начальной школе.
В статье описываются приемы и методы работы учителя по совершенствованию техники чтения и литературной работы на уроках в начальных классах....
Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
Развитие навыка чтения....
Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск
Формирование толерантности средствами научно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...
Формирование навыков исследовательской и познавательной деятельности учащихся начальных классов
laquo;Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». (А. Дистервег)Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младши...
Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Мой опыт на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы
В 1 классе мы сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собствен...
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы
Методическая статья...