Басни и баснописцы
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
Материал предназначен для уроков литературного чтения в 4 классе при изучении раздела "Басни. Русские баснописцы" по учебнику "Литературное чтение 4класс"Л.Ефросининой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni_i_basnopistsy.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.
В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль .
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе
Басня Эзопа «Лисица и виноград» «Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел». Мораль Иной не может доделать что - либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».
Жан де Лафонтен Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
«Виноградник и олень» Ж. Лафонтен В один несчастный день Олень, Благодаря густому винограду, Нашёл себе спасенье и ограду: Он за листвой Его густой Невидим был охотничьему взгляду! Опасность минула... И вот, Мой скот Давай, без всякого смущенья, Глодать кору и листву огражденья. Поднял он шум такой, Что все охотники толпой Назад вернулись и Оленя Убили из ружья без сожаленья. "И поделом! — Сказал безумец, умирая. — Я оскорбил меня же спасший дом, Его услугу забывая!" Не забывай И отдавай Тому почтенье, В ком ты нашёл защиту и спасенье!
Мораль басни О неблагодарности и последствиях этого. Надо оставаться благодарным всем тем, кто нас спас и выручил из неприятности.
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера , А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира , В. К. Тредиаковского . В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Иван Андреевич Крылов Родился в семье армейского офицера. 10 лет было мальчику, когда умер отец. С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда.(Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.) Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой. Проработал библиотекарем 30 лет. Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми .
БАСЕННАЯ МОРАЛЬ – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. У сильного всегда бессильный виноват. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. Ах, Моська! Знать она сильна Что лает на Слона!
Свинья под Дубом . Свинья под Дубом вековым Наелась жёлудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у дуба корни стала. « Ведь это дереву вредит,- Ей с Дуба Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».- «Пусть сохнет, - говорит Свинья,- Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди : ведь я от них жирею». « Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, - Когда бы в верх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут». _______________________________ Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного , Сергея Михалкова и другие.
«ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО» С.В.Михалков Хозяйка в кладовушке, на окне, Оставила сметану в кувшине. И надо ж было, Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла! Два малых лягушонка в тот же час – Бултых в кувшин, не закрывая глаз, И ну барахтаться в сметане!.. И понятно, Что им из кувшина не выбраться обратно, - Напрасно лапками они по стенкам бьют: Чем больше бьют, тем больше устают... И вот уже один, решив, что все равно Самим не вылезти, спасенья не дождаться, Пуская пузыри, пошел на дно... Но был второй во всем упорней братца - Барахтаясь во тьме что было сил, Он из сметаны за ночь масло сбил И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету... Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл, Я в шутку посвящаю басню эту!
Мораль этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод.
Аллегория от др.-греч . ἀλληγορία — иносказание — художественное сравнение идей ( понятий ) посредством конкретного художественного образа или диалога.
«Демьянова уха» И.А.Крылов "Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай". - "Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" - "Я три тарелки съел". - "И полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, - А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна; Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет, Сбирается с последней силой И - очищает всю. "Вот друга я люблю! - Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!" Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой - И с той поры к Демьяну ни ногой.
Мораль басни Нельзя ничего навязывать без меры; Нужно уметь говорить «нет»
Текст надписи Памятники И.А. Крылову
Приятного вам чтения!
Используемый материал Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл . в 2 ч. – М.: Вентана-Граф , 2013 Интерне-ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/ https://yandex.ru/search/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа по творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова по теме: "Что скрывает басня"
Представленный материал знакомит с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басен. Развивает умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недо...
О баснях и баснописцах
Определение басням, литераторы, внёсшие основной вклад в развитие этого литературного жанра....
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....
Презентация к уроку литературного чтения во 4 классе "Басни и баснописцы"
Данная презентация разработана в помощь проведения первого урока литературного чтения в 4 классе по разделу "Басни"...
Технологическая карта урока литературного чтения "Басни. Русские баснописцы" 4 класс
quot;Басни. Русские баснописцы"....
«Басни. Русские баснописцы»
Цели деятельности педагогаОбобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы. Тип урокаУрок методологической направленности (урок обобщения и сист...
«Басни. Русские баснописцы»
Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы....