«Звуки [х] [х'], буквы Х,х. Работа с текстом «Храбрый петух»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте. На уроке используются различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, группах, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно-образное, на уроке используется наглядный материал в виде иллюстраций, схем. Большое внимание уделяется звуко-буквенному анализу слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте 1 класс
УМК Перспективная начальная школа
Тема урока: «Звуки [х], [х'], буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Цель: совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со звуками [х], [х'], обозначающих буквы Х,х; развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий;
- умение контролировать себя;
- умение организовывать и осуществлять сотрудничество.
Познавательные УУД:
- умение находить и выделять нужную информацию;
- умение анализировать, синтезировать.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
Оборудование: модели слов-предметов (предметов, признаков), рисунок петуха, 3 воздушных шара для словарной работы, для рефлексии перья различных цветов.
Список используемых источников:
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Н.М. Лаврова. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки: Методическое пособие/Н.М. Лаврова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Ход урока
- Организационно-мотивационный момент.
Ну, ребята, чур молчок!
Начинается урок.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, а гости – это радость и хорошее настроение. Хорошее настроение начинается с улыбки. Повернитесь к нашим гостям и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
- Присаживайтесь.
- Открытие новых знаний.
А) «Чтение» одноуровневых моделей слов.
- Откройте учебник на стр. 92. Рассмотрите иллюстрации в верхнем ряду. Кто нарисован на первой и на второй картинках? (Муха – мухи)
- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог «ха», «хи»)
- Произнесите в каждом слоге первый звук([х][х’]).
-Дайте характеристику этим звукам. (В слоге «ха» - глухой твердый согласный звук [х], а в слове «хи» - глухой мягкий согласный звук [х’]).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О звуках [х] [х’] и букве Х).
- Определим цели нашего урока? (Познакомимся со звуками [х] [х’], будем читать слоги, слова и предложения с данными звуками)
- Молодцы!
- Ребята, перед какой знакомой буквой в алфавите находится буква Х? (Перед буквой Ф)
Б) Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.
– Рассмотрим следующие иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?(Химик)
- Прочитайте слово «химик» по слогам.
– Сколько в слове «химик» слогов?(2 слога)
– Какой слог ударный?(1 слог)
– Произнесите первый звук и дайте ему характеристику. (Звук [х’] – глухой мягкий согласный звук)
– Прочитайте второе слово по слогам.
– Сколько слогов в слове «хорь»?(1 слог)
– Произнесите первый звук и дайте ему характеристику. ( Звук [х] - глухой твердый согласный звук)
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. Что вы заметили? (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].)
В) Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием двух приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение.
- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены «кружком»? (Безударные гласные)
- Читаем слоги по цепочке.
- Чем похожи слоги в каждом столбике? (В данных слогах есть звуки [х], [х’])
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [х]. В третьем – слоги начинаются со звука [х’].)
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»)
Г)Упражнение в чтении слов.
- Читаем по цепочке слова на стр. 93.
- На какие группы можем разделить эти слова? (Слова-предметы, слова – признаки)
- Поработаем в парах.
- Составьте словосочетания со словами «хорьковая», «хлебный», «хвойный», «хвостатый», «хитроватая».
- Внимание! На выполнение работы – несколько минут.
Хорьковая нора, хорьковая шкурка
Хлебный завод, хлебный квас
Хвойный аромат, хвойный лес
Хвостатый кот, хвостатый кенгуру
Хитроватая лиса, хитроватая мышь
- Давайте проверим, что у вас получилось?
- Сравните полученные словосочетания. Чем они похожи? (Первое слово – признак, второе – слово-предмет)
Д) Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.
- Обратите внимание на слова, которые записаны на розовом и голубом фоне и значок, который показывает какое задание нужно выполнить с этими словами.
- Итак, что же мы будем делать? (Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению)
- Слова на розовом фоне:
мел (осадочная горная порода белого цвета) – мех (волосяной покров млекопитающих),
ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),
бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением либо пляской),
ухо (орган слуха) – эхо (отзвук, отражение звука от предметов).
- Слова на голубом фоне:
хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),
мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),
лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).
Е) Чтение загадок
- Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?
- К какой группе слов относятся слова «маленький», «кругленький», «алый», «сахарный», «зеленый», «бархатный»? (Это слова-признаки)
Ж) Чтение и анализ текста «Храбрый петух»
- А сейчас отгадайте загадку:
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.(Петух)
- Всем хорош петух. Но все-таки главное, чем он славится, так это своим пением. За способность громко и звонко петь, и прозвали его петухом. Славится петух и важностью походки, и задиристостью характера. Недаром говорят: «важный, как петух», «задиристый, как петух», «ходить петухом».
- Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, стихов, потешек.
- Какие сказки читали, либо слышали вы о петухе? (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», русская народная сказка «Заюшкина избушка»)
- Мы познакомимся еще с одним произведением, где одним из главных героев является петушок и называется оно «Храбрый петух».
- Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы должны внимательно слушать, так после моего прочтения вам нужно будет ответить на вопрос: Кто же похвалил петушка?
(Чтение учителем текста).
- Итак, кто же похвалил петушка? (Старуха – хозяйка и хохлатки)
- Вот какие молодцы!
- Перед вами, ребята, три воздушных шарика, на которых написаны слова, вам нужно их правильно по слогам прочитать и объяснить, что они обозначают.
- Хорошо поработали.
- Ребята, вернемся еще раз к тексту.
- На сколько частей поделен текст? (на 3)
- Выделим основную мысль каждой части.
- Итак, читаем 1 часть…основная мысль…
- Читаем 2 часть…основная мысль…
- Читаем 3 часть…основная мысль…
(Чтение текста учениками).
Вопросы после прочтения:
- Что же делал петух Петя? ((Охранял хохлаток).
- Каким был петух? (Cильным, храбрым).
- Кто спал под лопухом? (Кот Пух).
- Что сделал кот-хитрюга? (Напал на малых деток хохлатки).
- Прочитайте, как поступил петух Петя.
- Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки.
Г) Дифференцированная работа:
- Дальше нашу работу продолжит работа в группах. Повторим правила работы в группах. (Работать дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению).
- Выберите в группе ответственного.
1 группа: составить схему слова: ПЕТУХ.
2 группа: составить схему слова: ХВАЛИТЬ.
3 группа: составить схему 1 предложения в рассказе: Хромой петух Петя ходил по двору.
4 группа: составить схему 3 предложения в рассказе: Петух Петя сильный и храбрый.
5,6 группа: восстановить последовательность событий с помощью иллюстраций.
- Внимание! На выполнение работы – несколько минут.
- Итак, я вижу, что работа выполнена во всех группах. Вы уже готовы ее представить?
- Проверим, что получилось.
III. Подведение итогов (рефлексия)
- Какая цель была поставлена в начале урока? (Познакомиться со звуками и буквой Х, читать слоги, слова и предложения с данными звуками)
- Достигли мы цели?
- Что помогло нам достичь поставленной цели? (Дружная работа в группах, наблюдательность, умение договариваться, слушать товарища, приходить к единому мнению))
- Ребята, перед вами наш главный герой Петушок.
- Посмотрите на него внимательно, все ли у Петушка на месте? (Не хватает хвоста).
- А давайте поможем Пете приобрести хвост. Но для этого я попрошу вас поделиться своими чувствами, своим настроением. Для этого у вас на партах лежат перышки: зеленого (Я отлично поработал), желтого (Могу работать лучше) и красного цветов (Обязательно постараюсь на следующем уроке). Сейчас выберете только одно, перышко, которое отражает ваше настроение, которое было на уроке, и вставьте его в хвост Петушку.
- Посмотрите, какой яркий и богатый хвост получился у петушка, у многих настроение было хорошим.
- А еще хотела бы услышать от вас, что вам было делать просто, легко на уроке?
- Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?
- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок!
IV. Домашнее задание
- На следующем уроке мы продолжим работу с рассказом «Храбрый петух». Дома еще раз прочитать текст в учебнике на стр. 94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по тексту сказки"Петух и собака" к уроку литературного чтения в 1 классе
Самостоятельная работа по сказке "Петух и собака" представляет собой лист с заданиями, выполняя которые , первоклассники приобретают навыки смыслового чтения, готовятся к комплексной работе....
Урок обучения грамоте по теме: Звуки [ф], [ф\'] , буква Ф. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.
Урок обучения грамоте по УМК "Школа России"...
Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
На основе текста "Три птичницы" проводится работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...
Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.
Цели:– формируем умение различать гласные и согласные звуки;– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;– формируем умение выделять звук в слове;– знакомим с по...
Звуки [м], [м], буквы М, м. Работа букв согласных М, м.
,Представлен конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) по УМК ПНШ....
«Согласные звуки [х], [х\']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух»
Технологическая карта урока по предмету литературное чтение (период обучения грамоте) в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Технологическая карта урока Русского языка «Звук [х], [х’]. Буквы Х, х. Закрепление. Чтение текстов о животных» (УМК: «Школа России», 1 класс)
Цель урока:закрепление и корректировка знаний о звуках [х], [х’], буквах Х, х; формирование навыков правильного и выразительногочтения.Задачи урока:Дидактические:1) устранить пробелы в знаниях о...