Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Аюпова Лилия Насимовна

Программа составлена по УМК "Школы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2011 г.) (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
    вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • « обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика учебного предмета

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание;

- знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне).

В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

1) Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Литературное чтение: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2014.

2) Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.

     

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания (в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.

Место предмета в учебном плане:

           Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 3 часа в неделю. Всего 102 часа.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (стандарт):

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,           иллюстрация, аннотация);
  • читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

определять тему и главную мысль пр-я;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 страницы);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные ЗУ в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • рвысказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы (программа):

  • владеть навыком осознанного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6–7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2–3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознано и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. Е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • дать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Виды речевой деятельности:

  • слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
  • чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
  • говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
  • письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

   

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

"Летописи. Былины. Жития"

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики"

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1"

Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки"

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час"

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна далекого детства"

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2"

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".

"Природа и мы"

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3"

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина"

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"»

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература"

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Тема урока

Кол.

час.

Дата

план.

Дата

фактич.

Оборуд.

Примеч.

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

1.09

2

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1

2

3

Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

5

4

Былина «Ильины три поездочки».

1

8

5

«Житие Сергия Радонежского».

1

9

6

Обобщение по

разделу «Летописи, былины,  жития»

1

12

7-8

Жизнь и творчество П.П. Ершова.  «Конёк- Горбунок»

(отрывок)

2

15,16

9-10

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

2

19,22

11-12

А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора»

2

23,26

13-14

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

2

29,30

15-16

Волшебные сказки: народные и литературные.

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

2

3.10;

6

17

М. Ю. Лермонтов.

 «Дары Терека»

1

7

18

М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб»(турецкая сказка).

1

10

19

Л. Н. Толстой «Детство»

1

13

20

Л. Толстой «Как мужик убрал

камень».

1

14

21

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»

1

17

22

Характеристика

героев рассказа А. П. Чехова «Мальчики»

1

20

23

А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана.

1

21

24

Обобщение по

разделу «Чудесный мир классики»

1

24

25

Контрольный урок по теме «Русская классическая литература»

1

27

26

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

1

28

27

Ф. Тютчев «Как неожиданно

и ярко…»

1

7.11

28

А. Фет «Бабочка»,  «Весенний дождь»

1

10

29

Е. А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

1

11

30

Картина сельского быта.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

14

31

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

17

32

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

18

33

И. А. Бунин «Листопад»

1

21

34

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

24

35

Контрольный урок по теме  «Поэтическая тетрадь»

1

25

36-37

Научно-познавательная сказка. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

28,1.12

38-39

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

2,5

40-41

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2

8,9

42-43

Сказ П. П. Бажова

«Серебряное копытце».

2

12,15

44

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова

«Серебряное  копытце»

1

16

45

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков

«Аленький  цветочек»

1

19

46

С. Т. Аксаков «Аленький  цветочек»

1

22

47-48

С. Т.  Аксаков «Аленький цветочек»

2

23,26

49

Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

1

29

50

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца

«Сказка о потерянном времени»

1

16.01

51-52

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

2

19,20

53

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

Средства создания комического эффекта

1

23

54

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

26

55

В. В. Голявкин «Никакой  горчицы я  не ел»

1

27

56

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час»

1

30

57

Б. С. Житков

«Как я ловил человечков».

1

2.02

58

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

3

59-60

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

2

6,9

61-62

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

10,13

63

М. М. Зощенко «Елка».

1

16

64

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

17

65

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

20

66

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

24

67-68

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

2

27,1.03

69

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

2

70

Д. Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш»

1

5

71

Д. Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш»

1

9

72

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

12

73

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

15

74

М. М. Пришвин  «Выскочка»

1

16

75

Е. И. Чарушин «Кабан».

1

19

76

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

22

77

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Составление плана. Краткий пересказ.

1

23

78

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

5.04

79

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

6

80

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

9

81

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

12

82

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

13

83

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

16

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

19

85

И. С. Никитин «Русь»

1

20

86

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

23

87

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

1

26

88

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

27

89

Обобщение по разделу «Родина»

1

30

90-91

Е. С. Велтистов «Приключения

Электроника»

2

3.05,

4

92-93

Кир Булычев «Путешествие

Алисы»

2

7,10

94

Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия»

1

11

95-96

Д. Свифт «Путешествие

Гулливера»

2

14,17

97

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

18

98

Г.-Х.  Андерсен «Русалочка»

1

21

99-100

Марк Твен« Приключения

Тома Сойера."

2

24,25

101-102

Библейские сказания. С. Лагерлеф

«Святая ночь» «В Назарете»

2

28,31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...