Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2011 г.) (учебно-методический комплект «Школа России»).
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - « обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова,
- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика учебного предмета
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание;
- знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне).
В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
1) Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Литературное чтение: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2014.
2) Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания (в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.
Место предмета в учебном плане:
Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 3 часа в неделю. Всего 102 часа.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (стандарт):
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
определять тему и главную мысль пр-я;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 страницы);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные ЗУ в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- рвысказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы (программа):
- владеть навыком осознанного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6–7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2–3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознано и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. Е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- дать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Виды речевой деятельности:
- слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
- чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
- говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
- письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
"Летописи. Былины. Жития"
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики"
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
"Поэтическая тетрадь 1"
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
"Литературные сказки"
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
"Делу время - потехе час"
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна далекого детства"
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
"Поэтическая тетрадь 2"
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".
"Природа и мы"
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
"Поэтическая тетрадь 3"
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина"
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
«Страна "Фантазия"»
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
"Зарубежная литература"
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ | Тема урока | Кол. час. | Дата план. | Дата фактич. | Оборуд. | Примеч. | ||||
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | 1.09 | |||||||
2 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | 1 | 2 | |||||||
3 | Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | 5 | |||||||
4 | Былина «Ильины три поездочки». | 1 | 8 | |||||||
5 | «Житие Сергия Радонежского». | 1 | 9 | |||||||
6 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | 1 | 12 | |||||||
7-8 | Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк- Горбунок» (отрывок) | 2 | 15,16 | |||||||
9-10 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 2 | 19,22 | |||||||
11-12 | А. С. Пушкин. Стихи об осени. «Няне», «Туча», «Унылая пора» | 2 | 23,26 | |||||||
13-14 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2 | 29,30 | |||||||
15-16 | Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2 | 3.10; 6 | |||||||
17 | М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» | 1 | 7 | |||||||
18 | М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб»(турецкая сказка). | 1 | 10 | |||||||
19 | Л. Н. Толстой «Детство» | 1 | 13 | |||||||
20 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | 14 | |||||||
21 | Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | 17 | |||||||
22 | Характеристика героев рассказа А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | 20 | |||||||
23 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. | 1 | 21 | |||||||
24 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | 24 | |||||||
25 | Контрольный урок по теме «Русская классическая литература» | 1 | 27 | |||||||
26 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» | 1 | 28 | |||||||
27 | Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 1 | 7.11 | |||||||
28 | А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 | 10 | |||||||
29 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | 1 | 11 | |||||||
30 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | 14 | |||||||
31 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 | 17 | |||||||
32 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | 18 | |||||||
33 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | 21 | |||||||
34 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | 24 | |||||||
35 | Контрольный урок по теме «Поэтическая тетрадь» | 1 | 25 | |||||||
36-37 | Научно-познавательная сказка. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 | 28,1.12 | |||||||
38-39 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 | 2,5 | |||||||
40-41 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 2 | 8,9 | |||||||
42-43 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». | 2 | 12,15 | |||||||
44 | Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | 16 | |||||||
45 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | 19 | |||||||
46 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | 22 | |||||||
47-48 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 2 | 23,26 | |||||||
49 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | 29 | |||||||
50 | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | 16.01 | |||||||
51-52 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | 2 | 19,20 | |||||||
53 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | 23 | |||||||
54 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | 26 | |||||||
55 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | 1 | 27 | |||||||
56 | Обобщение по разделу «Делу время - потехе час» | 1 | 30 | |||||||
57 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | 2.02 | |||||||
58 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | 3 | |||||||
59-60 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 2 | 6,9 | |||||||
61-62 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 2 | 10,13 | |||||||
63 | М. М. Зощенко «Елка». | 1 | 16 | |||||||
64 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | 17 | |||||||
65 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | 20 | |||||||
66 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | 24 | |||||||
67-68 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 2 | 27,1.03 | |||||||
69 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | 2 | |||||||
70 | Д. Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш» | 1 | 5 | |||||||
71 | Д. Н. Мамина-Сибиряк «Приемыш» | 1 | 9 | |||||||
72 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | 12 | |||||||
73 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | 15 | |||||||
74 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | 16 | |||||||
75 | Е. И. Чарушин «Кабан». | 1 | 19 | |||||||
76 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | 22 | |||||||
77 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Составление плана. Краткий пересказ. | 1 | 23 | |||||||
78 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | 5.04 | |||||||
79 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | 6 | |||||||
80 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | 9 | |||||||
81 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | 12 | |||||||
82 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | 13 | |||||||
83 | С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | 16 | |||||||
84 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | 19 | |||||||
85 | И. С. Никитин «Русь» | 1 | 20 | |||||||
86 | С. Д. Дрожжин «Родине» | 1 | 23 | |||||||
87 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | 26 | |||||||
88 | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 | 27 | |||||||
89 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | 30 | |||||||
90-91 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 2 | 3.05, 4 | |||||||
92-93 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 2 | 7,10 | |||||||
94 | Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия» | 1 | 11 | |||||||
95-96 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 2 | 14,17 | |||||||
97 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | 18 | |||||||
98 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | 21 | |||||||
99-100 | Марк Твен« Приключения Тома Сойера." | 2 | 24,25 | |||||||
101-102 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» «В Назарете» | 2 | 28,31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...