"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
урок литературного чтения по произведениям С.М.Михалкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvedeniya_s.v._mihalkova._s._mihalkov_shkola_hizhina_dyadi_toma.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Л/чтение 4 класс дата____________
Урок 87
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».
Дополнительное чтение.
С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
Цель: Повторение произведений С.Михалкова
Задачи:
Обучающие: обеспечить повторение произведений С.Михалкова ; способствовать формированию общеучебных умений: грамотно читать произведение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создать условия по развитию навыка выразительного чтения; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;
Развивающие: способствовать развитию воображения; памяти, внимания, логического мышления, речи обучающихся.
Воспитывающие: способствовать воспитанию любви к родине чувств патриотизма, уважения к героям войны, интереса к результатам своего труда.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, работать в парах, в группах.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей и анализ, как вычленение частей целого, использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.
Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности;
Оборудование для учителя: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л.А. Ефросининой, проектор, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л.А. Ефросининой, карандаши, п/тетради №2
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова СЛАЙД 1
- Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг. - – Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
- – Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
- – Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.
- СЛАЙД 2
- Сказки пишут ... Сказочники.
Басни сочиняют ... Баснописцы
Переводят с других языков ... Переводчики.
Театральные пьесы пишут ... Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут ... Журналисты. - – Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
- – Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
3. Выявление места и причины затруднения.
6. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова (слайд 5 )
Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке. («Фома»)
Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела. («Щенок»)
Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа»)
(слайд 6 ) И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза. («Про мимозу»)
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет («Прививка»)
(слайд 7 )Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. («Где очки»)
(слайд 8 )Мы живем в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить – четыре,
А ему – двенадцать раз. («Мы с приятелем»)
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову. («Рисунок»)
(слайд 9)Это просто мальчик Витя.
Мамин Витя, папин Витя.
Из квартиры номер 6.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных
Ничего не хочет есть. («Про мимозу»)
(слайд 10 )Мишка кормит, Мишка поит –
Ловко я провел его!
А меня не беспокоит
Ровным счетом ничего! (басня «Заяц – симулянт»)
(слайд 11 )Вот у Коли, например,
Мама милиционер.
А Толи и у Веры
Обе мамы инженеры. «А что у вас»)
- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?
На сцене шел аукцион:
Детей с отцами разлучали.
И звон оков, и плач, и стон
Со всех сторон в толпе звучали. (……)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока?
– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
5. Реализация построенного проекта.
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)
Знакомство с произведением
Работа по учебнику.
- А это и будет продолжением темы нашего урока произведение С.Михалкова «Хижина дяди Тома» (слайд 12 ). Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома»(слайд 13), в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома» по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.
Словарная работа.
-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся. (слайд 14 )
Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
Аукционист – человек, ведущий аукцион
Оковы – кандалы
Плантатор – владелец плантаций, землевладелец
Доллар – денежная единица США
Черед – очередь
Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина.
Выкуп - плата, деньги, которыми выкупают.
Валюта – иностранные деньги.
Набивает цену – повышает цену.
Порыв – сильное проявление чувства
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.Беседа по первичному восприятию.
-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)
-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).
-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?
- Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).
-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)
- А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)
-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.
-А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.
-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в п/т – с 74
Проверка
8 Включение в систему знаний и повторение
Ролевое чтение
-Ребята, давайте сейчас попробуем прочитать каждую роль, вложив в нее качества этого человека. (На слайде выведены черты характера плантатора и людей.)
-Как вы думаете, у нас в классе есть ребенок, который сможет сыграть роль плантатора? Надо вложить в эту роль пренебрежение, безразличие к судьбе людей (слайд 15)
- Ребята, а смог ли ваш одноклассник передать голосом все качества этого человека? Получилось у него или нет?
(Аналогично разбирается роль людей – покупателей)(слайд 16)
-Если бы у вас была машина времени, кем бы вы точно не хотели стать?
Итог.
-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?
(Добро сильнее, чем валюта!) (слайд 17)
Информация по д/з
Дополнительное чтение.
Прочитать произведения С. Михалкова. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Каких успехов мы достигли?
– Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?
– Что особенно было интересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. В. Михалкова)
Для учащихся 3-4 классов....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»
Автор учебника: Л.А. Ефросинина...
Урок литературного чтения в 4 классе С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».
Урок составлен с требованиями ФГОС....
"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".
урок литературного чтения в 4 классе...
"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".
урок литературного чтения...
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома».
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома»....
Вопросы по произведению С.В. Михалкова "Дядя Стёпа" и "Дядя Стёпа - милиционер".
Вопросы текстового характера для проверки знания содержания произведения....
- Мне нравится (1)