Урок литературного чтения в 4 классе С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок составлен с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».
Задачи урока:
Создать условия для знакомства обучающихся с творчеством С. Михалкова и формирования таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Организовать деятельность учащихся по развитию осмысленности и выразительности чтения и продолжению работы над развитием связной речи учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стихи это, сказка или рассказ –
Вы учите их, они учат вас!
- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
– Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?
На уроке я хочу:
– слушать;
– играть;
– читать;
– узнавать новое;
– рассуждать;
– решать задачи;
– выделять орфограммы;
– рассказывать.
Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Для чего мы выполнили это задание?
С этой мажорной нотки и начнем наш урок.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Целеполагание.
Сегодня мы познакомимся с произведением, содержание которого связано с загадкой, которую я вам сейчас зачитаю. Хотите узнать, что это за произведение? Отгадайте загадку: Большой, просторный, светлый дом. Но перед тем как мы начнем знакомство с новым произведением, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: Кто сочиняет басни... (баснописец). Кто переводит с других языков... (переводчик). Кто пишет театральные пьесы ... (драматург). Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты) А как вы думаете, может ли один человек делать все, что мы перечислили? (Ответы детей.) А вот сегодня мы познакомимся с творчеством человека, который был и поэтом, и писателем, и сказочником, и драматургом, и журналистом. А назвать его имя вы сможете, открыв учебники на с. Учитель: Назовите мне имя автора и название произведения, с которым мы сегодня будем работать? А что вы еще знаете об этом авторе? Учитель: Скажите, а что в вашей жизни значит школа? Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение. Учитель: - Для чего это вам нужно? Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить. |
| |
3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Самостоятельное чтение стихотворения С.Михалкова “Школа” учащимися по учебнику.
Работа над произведением.
Беседа по содержанию:
- Какое произведение прочитали?
- Какой жанр произведения? Какова тема?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Как поэт относится к школе?
Упражнение в выразительном чтении стихотворения (работа в парах).
Прочитайте его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.
(работа в парах по таблице).
Фамилия Имя | Выразительность | Паузы | Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка работы в парах: выразительное чтение стихотворения.
Учитель: - А сейчас мы отдохнем.
Физкультминутка
3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома» по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.
Чтение произведения М. Михалкова “Хижина дяди Тома” учителем.
Учитель: - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором.
2) Беседа по содержанию:
-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)
-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).
-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?
- Почему мы это чувствуем? Почему нам жаль дядю Тома? (читают отрывки).
-А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? Запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей)
- А без кого не состоится аукцион? (без покупателей)
-Равные, они готовы купить человека, это мелочные люди, безнравственные. Да, время такое, но чувство собственного достоинства потеряно. У негров его забрали, а люди остальные его просто потеряли. Это разные вещи.
А кем бы вы хотели быть в этом эпизоде? Какую роль на себя вы бы взяли? Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она пришла не потому, что она безнравственна, а потому, что испытала жалость к этому человеку.
-Ребята, а теперь я вам даю возможность еще раз прочитать это произведение самостоятельно, чтобы прочувствовать в себе то, что происходит, вызвать ощущение присутствия на этом аукционе. (чтение текста детьми)
-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?
(Добро сильнее, чем валюта!)
4.Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Учитель: - Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?
Учитель: - Какие задания вам показались наиболее интересными?
Учитель: - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
- Учитель: - Для чего нужна такая работа с произведением?
.5.Этап информации о домашнем задании.
- Выучить наизусть стихотворение С. Михалкова “Школа” (по желанию учащихся).
- Выполнить задания в рабочей тетради к стихотворению “Хижина дяди Тома” и прочитать стихотворение выразительно.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Сейчас мы превратим наши желания в итоги нашего урока. Прикрепите карточки самых удавшихся своих действий на уроке.
На уроке у меня получилось: слушать, рассказывать…..
Пусть книги Сергея Михалкова озаряют ваши сердца. Пусть ваши дела будут добрыми, поступки — честными, души — светлыми, сердца - щедрыми, открытыми.
У Михалкова есть такие строки:
Чтобы стать героем,
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом.
Слабому — опорой,
В поединке — смелым,
Преданным народу
Мыслями и делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".
Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....
Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена в программе Notebook 10.К...
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”. Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...
"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".
урок литературного чтения в 4 классе...
"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".
урок литературного чтения...
"Произведения С.В. Михалкова. С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома".
урок литературного чтения по произведениям С.М.Михалкова...
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль".
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль"....