Урок литературного чтения в 1 классе Поучительный смысл произведения В.Осеевой «Сыновья».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Разработка урока литературного чтения системы Занкова. (В.А.Лазарева, 1 класс, 4 четверть)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.oseeva_synovya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9»
Методическая разработка урока
литературного чтения в 1 классе
Подготовила учитель начальных классов
Медведева Елена Николаевна
Белгород 2015
УМК Занкова
Предметная область: Литературное чтение (В.А.Лазарева)
Класс: 1 (4 четверть)
Тема: Поучительный смысл произведения В.Осеевой «Сыновья». | Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | ||
Цель: создать условия для формирования умения анализировать художественное произведение и видеть нравственную идею | |||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |
Содействовать формированию
| Способствовать формированию УД
| Создать условия для формирования УД
| |
Оборудование:
|
Этап урока | Цель | Содержание | Деятельность учащихся |
Организационный | Создать рабочий настрой учащихся | Начнем урок литературного чтения. | Проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний | Проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Учитель читает стихотворение А. Л. Барто «Дома» На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурные ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное — Домой так и тянет меня. - Почему притихли? (…Задумались) - Кто вас заставил задуматься? (Учитель…Автор) - Конечно же, автор этих строк А.Л.Барто. - Что происходит, когда человек думает? (делает выводы, учится) - С какой главой мы начали знакомство? (Чтение - вот лучшее ученье.) - Какие тексты в ней поместила автор учебника Валерия Алексеевна? ( Которые нас учат чему-либо.) - С помощью кластера, построенного вами на прошлых уроках, постарайтесь ответить на вопрос. У ребят на столах карточки- кластеры. (Приложение1) - Какие средства для этого используют авторы? (художественную речь, чувства, фантазию) |
В ходе беседы вспоминают название изучаемой главы, анализируют её содержание, повторяют знакомые секреты художественных текстов. |
Подготовка к работе на основном этапе | Организовать деятельность для планирования работы. | - Сегодня своими мыслями и образами с нами поделится писательница В. Осеева. Знакомьтесь. Учитель знакомит с краткими интересными фактами биографии. (Презентация о творчестве В.Осеевой - Приложение 2) - Откройте учебники, прочитайте название произведения. ( В.Осеева «Сыновья») - Тему мы определили, определите, пожалуйста, цель. (Для чего мы познакомимся с этим произведением?) ( Узнаем, чему нас хочет научить автор, какой даст совет) |
Знакомятся с краткой информацией о писателе и творчестве. Определяют тему, цель урока. |
Восприятие и анализ эпического произведения | Создать условия для формирования умения работать с информацией, полученной из различных источников, применять знания и умения. Создать условия для формирования умения представлять результаты совместной работы и выслушивать своих одноклассников. | 1. Подбор ассоциаций. Формулирование предположений(гипотез) - Какие слова - ассоциации возникают у вас, когда слышите СЫНОВЬЯ Учитель открывает доску, на которой прикреплены карточки (опора, помощь, любовь…) -Предположите, кто герои этого произведения. Дети высказывают свои гипотезы. - Перед тем, как проверить наши предположения, выполним предварительное чтение. Найдите в классе на опорных карточках подходящие слова и прочитайте хором цепочки слов. (Приложение 3) Старый - старенький особый – особенного … - заслушались … - камушек стоять - … - останавливаются лить - … - заливается 2. Первоначальное чтение текста Текст читает учитель - Какой настроение почувствовали? Дети делятся своим впечатлением.(Печальное, грустное, огорченное…) - Почему именно такое? (Передала автор. Мы так поняли автора) - Что можете сказать о наших предположениях? Дети оценивают свои гипотезы. ( Герои этого рассказа, действительно, сыновья) 3. Лексическая работа - Толкование каких слов нам предлагает автор? (Слайд) 4. Осмысление содержания текста с помощью деления текста на смысловые части Учитель предлагает работу в группах для составления плана (Приложение 4) Детям нужно будет расположить карточки с названиями частей текста по порядку. После окончания работы карточки с планом вывешиваются представителями групп на доску. 1. Разговор у колодца. 2. Дорога к дому. 3. Сыновья. 4. Мудрый ответ. Дети проверяют (можно с помощью сигнальных карточек) полученный результат. 5. Повторное чтение в соответствии с планом - Предлагаю прочитать текст цепочкой по частям плана. Будьте внимательны, остановитесь, когда, по вашему мнению, закончится смысловая часть. |
Проводят ассоциации. Предполагают героев текста. Подбирают родственные слова, читают хором цепочки слов, заполняя пропуски Слушают чтение учителя, дают эмоциональную оценку текста. Работают со словарём учебника. В группах составляют план текста и проверяют результат работы. Чтение текста цепочкой с соблюдением границ частей текста. |
6. Анализ системы образов и уяснение нравственных уроков текста Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы учебника. Дети читают: 1) Как, по-вашему, почему третья женщина так говорит о своём сыне? Она его мало любит? - На какой из двух оставшихся вопросов мы с вами уже можно сказать ответили в самом начале урока? ( на вопрос 3)«Что нужно делать, чтобы быть хорошим сыном» мы можем повторить ассоциации опора, помощь, любовь…) Дети читают последний вопрос: 2) «Как вы думаете, почему старик назвал сыном только одного из мальчиков?» и отвечают на него. - Посмотрите на страницы учебника, чего не хватает? (Иллюстрации) 7. Творческая работа -Подумайте, какую бы иллюстрацию вы сюда поместили? Учитель предлагает ребятам произвольно поменяться местами («Молекулы») и поделиться своими мыслями друг с другом сначала в новых парах, затем в группах, вернуться на свои места и рассказать членам постоянных групп предложенные варианты. - У кого оказались похожие иллюстрации? Чья иллюстрация очень вас заинтересовала? | Отвечают на вопросы к тексту.
Творческая работа в группах. Дети обмениваются мнением. | ||
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Содействовать формированию умения обобщать знания. | 1.Работа с пословицами - Из предложенных пословиц (карточки – приложение 5) выберите те, которые раскрывают главную мысль текста. (Слайд) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Послушному сыну родительский приказ не тягостен. Каковы родители, таковы и дети. Добрый сын — всему свету мил. 2.Работа с кластером -Какой бы значок вы поместили бы в недостающее окно кластера? (задумавшийся человек, размышляющий, задумчивый…) | Работают в парах, объясняют выбор пословицы. |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | Содействовать формированию самоконтроля, самооценки. | - Почему автор поместила этот рассказ В.Осеевой в этот раздел? ( Потому что он заставил нас задуматься, он учит на; глава называется «Чтение-лучшее учение») - Представьте себя в будущем, задумайтесь, какими вам хотелось бы видеть себя. Учитель предлагает поместить стикеры к табличкам: 1. Я хочу быть хорошим сыном, чтобы мною гордились родители. 2. Я хочу быть хорошим сыном, чтобы быть опорой своим родителям. 3. Я хочу быть хорошим сыном, чтобы стать хорошим отцом. | Делают выводы. Подводят итог. |
Домашнее задание | Учитель предлагает выбрать домашнее задание (Слайд)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"
Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать внимание и навыки чтения, учить делить текст на части.3) воспитывать вежливое поведение, доброже...
Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»
Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...
Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи
Урок литературного чтения во 2 классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...