Урок литературного чтения в 1 классе Поучительный смысл произведения В.Осеевой «Сыновья».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Медведева Елена Николаевна

Разработка урока литературного чтения системы Занкова. (В.А.Лазарева, 1 класс, 4 четверть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.oseeva_synovya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9»

Методическая разработка урока

литературного чтения в 1 классе

Подготовила учитель начальных классов

Медведева Елена Николаевна

Белгород  2015

УМК Занкова

Предметная область: Литературное чтение  (В.А.Лазарева)

Класс: 1 (4 четверть)

Тема: Поучительный смысл произведения В.Осеевой «Сыновья».

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель: создать условия для  формирования умения анализировать художественное произведение и видеть нравственную идею

Личностные

Предметные

Метапредметные

Содействовать формированию

  • эмоционального восприятия поступков героев литературного произведения;

  • представлений о нравственных понятиях, отражённых в литературном произведении

Способствовать формированию УД

  • понимать фактическое содержание текста, выделять основные части;

  • оценивать героя литературного произведения по его поступкам;

  • подбирать иллюстрации к литературному произведению;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста

Создать условия для формирования УД

  • познавательные: читать текст и понимать его фактическое содержание, выделять события и видеть их последовательность в произведении, пользоваться словарём;
  • регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу, принимать позицию читателя и слушателя;
  • коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, проявлять интерес к общению и групповой работе

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» В.А.Лазарева;
  • карточка - кластер,  карточки слов для подготовительного чтения, «словарь настроений», карточки для работы в парах и в  группах и самооценки;
  • компьютер, проектор, экран,  мультимедийная  презентация.

Этап урока

Цель

Содержание

Деятельность учащихся

Организационный

Создать рабочий настрой учащихся

Начнем урок литературного чтения.

    Проверяют свою готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний

Проверить уровень усвоения ранее полученных

знаний, создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебную деятельность

Учитель читает стихотворение А. Л. Барто «Дома»

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурные ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное —

Домой так и тянет меня.

- Почему притихли? (…Задумались)

- Кто вас заставил задуматься? (Учитель…Автор)

- Конечно же, автор этих строк А.Л.Барто.

- Что происходит, когда человек думает? (делает выводы, учится)

- С какой главой мы начали знакомство? (Чтение - вот лучшее ученье.)

- Какие тексты в ней поместила автор учебника Валерия Алексеевна?

( Которые нас учат чему-либо.)

- С помощью кластера, построенного вами на прошлых уроках, постарайтесь ответить на вопрос. У ребят на столах карточки- кластеры. (Приложение1)

- Какие средства для этого используют авторы? (художественную речь, чувства, фантазию)

 

 

В ходе беседы вспоминают название изучаемой главы, анализируют её содержание, повторяют

знакомые секреты художественных текстов.

Подготовка

 к работе на основном этапе

Организовать

деятельность

для планирования

работы.

- Сегодня своими мыслями  и образами с нами поделится писательница В. Осеева. Знакомьтесь. Учитель знакомит с краткими интересными фактами биографии.  (Презентация о творчестве В.Осеевой  - Приложение 2)

- Откройте учебники, прочитайте название произведения.  ( В.Осеева «Сыновья»)

-  Тему мы определили, определите, пожалуйста, цель. (Для чего мы познакомимся с этим произведением?) ( Узнаем, чему нас хочет научить автор, какой даст совет)

   

Знакомятся с краткой информацией о писателе и творчестве.

Определяют тему, цель  урока.

Восприятие и анализ эпического произведения

Создать условия для формирования умения работать с информацией,

полученной из различных источников, применять знания и умения.

Создать условия для формирования умения  представлять результаты

совместной работы и выслушивать  своих одноклассников.

1. Подбор ассоциаций. Формулирование предположений(гипотез)

- Какие слова - ассоциации возникают у вас, когда слышите СЫНОВЬЯ

Учитель открывает  доску, на которой прикреплены карточки (опора, помощь, любовь…)

-Предположите, кто герои этого произведения.

Дети высказывают свои гипотезы.

- Перед тем, как проверить наши предположения,  выполним предварительное чтение.

Найдите в классе на опорных карточках подходящие слова  и прочитайте хором цепочки слов. (Приложение 3)

Старый - старенький

особый – особенного

… - заслушались

… - камушек

стоять - … - останавливаются

лить - … - заливается

2. Первоначальное чтение текста

Текст читает учитель

- Какой настроение почувствовали?

Дети делятся своим впечатлением.(Печальное, грустное, огорченное…)

- Почему именно такое? (Передала автор. Мы так поняли автора)

- Что можете сказать о наших предположениях?

Дети оценивают свои гипотезы. ( Герои этого рассказа, действительно, сыновья)

3. Лексическая работа

- Толкование каких слов нам предлагает автор? (Слайд)

4. Осмысление содержания текста с помощью деления текста на смысловые части

Учитель предлагает работу в группах для составления плана (Приложение 4)

Детям нужно будет расположить карточки с названиями частей текста по порядку. После окончания работы карточки с планом вывешиваются представителями групп на доску.

1. Разговор у колодца.

2. Дорога к дому.

3. Сыновья.

4. Мудрый ответ.

Дети проверяют (можно с помощью сигнальных карточек) полученный результат.

5. Повторное чтение в соответствии с планом

- Предлагаю прочитать текст цепочкой по частям плана. Будьте внимательны, остановитесь, когда, по вашему мнению, закончится смысловая часть.

     

Проводят ассоциации.

Предполагают героев текста.

Подбирают родственные слова, читают хором цепочки слов, заполняя пропуски

Слушают чтение учителя, дают эмоциональную оценку текста.

Работают со словарём учебника.

В группах составляют план текста и проверяют  результат работы.

Чтение текста цепочкой с соблюдением границ частей текста.

6. Анализ системы образов и уяснение нравственных уроков текста

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы учебника.

Дети читают:

1) Как, по-вашему, почему третья женщина так говорит о своём сыне? Она его мало любит?

- На какой из двух оставшихся вопросов мы с вами уже можно сказать ответили в самом начале урока? ( на вопрос 3)«Что нужно делать, чтобы быть хорошим сыном» мы можем повторить ассоциации опора, помощь, любовь…)

Дети читают последний вопрос:

2) «Как вы думаете, почему старик назвал сыном только одного из мальчиков?» и отвечают на него.

- Посмотрите на страницы учебника, чего не хватает? (Иллюстрации)

7. Творческая работа

-Подумайте, какую бы иллюстрацию вы сюда поместили? 

Учитель предлагает ребятам произвольно поменяться местами («Молекулы») и поделиться своими мыслями друг с другом  сначала в новых парах, затем в группах, вернуться на свои места и рассказать членам постоянных групп предложенные варианты.

- У кого оказались похожие иллюстрации? Чья иллюстрация очень вас заинтересовала?

Отвечают на вопросы к тексту.

 

Творческая работа в группах. Дети обмениваются мнением.

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Содействовать формированию умения обобщать знания.

1.Работа с пословицами

  - Из предложенных пословиц (карточки – приложение 5) выберите те, которые раскрывают главную мысль текста.  (Слайд)

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Послушному сыну родительский приказ не тягостен.

Каковы родители, таковы и дети.

Добрый сын — всему свету мил.

2.Работа с кластером

-Какой бы значок вы поместили бы в недостающее окно кластера? (задумавшийся человек, размышляющий, задумчивый…)

Работают в парах, объясняют выбор пословицы.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Содействовать формированию самоконтроля, самооценки.

- Почему автор поместила этот рассказ В.Осеевой в этот раздел? ( Потому что он заставил нас задуматься, он учит на; глава называется «Чтение-лучшее учение»)

- Представьте себя в будущем, задумайтесь, какими вам хотелось бы видеть себя. Учитель предлагает поместить стикеры к табличкам:

1. Я хочу быть хорошим сыном, чтобы мною гордились родители.

2. Я хочу быть хорошим сыном, чтобы быть опорой своим родителям.

3. Я хочу быть хорошим сыном, чтобы стать хорошим отцом.

Делают выводы. Подводят итог.

Домашнее задание

Учитель предлагает выбрать домашнее задание (Слайд)

  1. Нарисуй  иллюстрацию к рассказу В.Осеевой «Сыновья».
  2.  Подбери или нарисуй знак для завершения схемы-кластера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"

Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать  внимание  и навыки чтения, учить  делить текст на части.3) воспитывать вежливое  поведение, доброже...

Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»

Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"

Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Урок литературного чтения во 2  классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...