рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Алексеенко Cветлана Михайловна

Р абочая программа по литераткрному чтению для учащихся 4 класса УМК " Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАРТЫНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

х. НОВОСЕЛОВКА

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7

                                                                                                                                                                                                                                            Приказ от                     №

                                                                                                                                                                                                     -----------------Черкасская Е.Н.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  

по литературному чтению

начального общего образования       4 класс

Количество   часов     100  

Учитель    Алексеенко   Светлана  Михайловна

Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам.

Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010

 ( Стандарты второго поколения).

2016-2017 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-Федеральный Закон « Об образовании в российской федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);

- Федеральный Закон от 01.12.2007г. №309 (ред. От 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения и структуры государственного образовательного стандарта»;

-Областной закон от 14.11.2013г. №26-ЗС « Об образовании в Ростовской области»;

-Приказ Минобразования России от 05.03.2014г. №253 № «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программа начального общего, основного общего,  среднего общего образования на 2015-2015 учебный год»;

- Приказ Минобразования России от 09. 03.2004г. №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный  образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- Примерная программа начального образования ФГОС по литературному чтению   О.В.Кубасовой «Литературное чтение. 1-4 классы»  (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012);

УМК «Гармония»:                

- Кубасова О.В.        Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 4-х частях «Ассоциация XXI», 2012г.

- Кубасова О.В.        Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях        «Ассоциация XXI», 2016г.

- Кубасова О.В.        Литературное чтение. 4 класс. Тестовые задания «Ассоциация XXI», 2016г.

Федеральный базисный план отводит     100  часов для образовательного изучения литературного чтения в 4 классе из расчёта 3  часа  в неделю.

В соответствии с этим реализуется рабочая программа по литературному чтению в объёме      100 часов.

ЦЕЛИ:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • Развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно- познавательными текстами;
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование раздела

Количество часов

Содержание

Планируемые результаты

Что за прелесть эти сказки!..

26

И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».

Приобщаться к народной культуре. – Вырабатывать нравственные ориентиры.  Формировать  рефлексию. Развивать способность к  нравственной оценке поступков. (Л.)

–Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. Действовать по инструкции.

Планировать свою деятельность. Прогнозировать. Вносить  коррективы в свою деятельность. Формировать способность к самооценке. (Р.)

– Ориентироваться  в тексте. Определять главное. Составлять план Находить информацию в книгах, в Интернете (П-1.)

– Анализировать содержание книги с точки зрения его привлекательности. Анализировать   название   произведения. Анализировать особенности  синтаксической  организации текста. Анализировать   произведение  для  выявления подтекста. Анализировать   произведение   с целью характеристики персонажей, постановки вопросов к тексту, выявления главной мысли, выявления образных языковых средств и их роли в тексте, выявления кульминационного  эпизода, выявления  языковых  и композиционных особенностей ,определения  его эмоционального  характера.

 Анализировать иллюстрации с точки зрения их  соответствия характеру произведения. Классифицировать литературные  произведения. Сравнивать произведения. Обобщать прочитанное. Подводить под понятие. Устанавливать причинно-следственные связи. Классифицировать литературные  произведения. Синтезировать прочитанное. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать своё мнение.

Создавать текст на заданную тему. Пересказывать  прочитанное,   изменяя лицо рассказчика. Делать художественный  пересказ прочитанного. Создавать  небольшие тексты   типа «описание», «рассуждение»  и «повествование».  (К.)

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины

5

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина)

Приобщать к русской  культуре. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. Развивать способность к самооценке (Р.)

– Ориентироваться в тексте. Составлять план текста. (П-1.)

– Анализировать содержание  произведения. Анализировать   произведение   с целью характеристики персонажей, выявления образных языковых средств и их роли в тексте, наблюдения  над использованием приема «противопоставление».

Делать  обобщение. Подводить под понятие (жанр).  Сравнивать произведения. Обобщать  прочитанное.  (П-2.

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать своё мнение. Формировать навыки сотрудничества.  (К.)

Уж сколько раз твердили миру... Басни

5

Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».

Формировать нравственно-этические ориентиры. Вырабатывать способность  к нравственной оценке.  Развивать  художественный  вкус. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. Прогнозировать читаемое.  Ставить перед собой исполнительскую задачу, исходя из характера текста. Развивать способность к самоанализу и к самооценке. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. Определять смысл слова по контексту. Составлять план. Ориентироваться в группе  текстов одного  жанра. (П-1.)

– Анализировать содержание  произведения с целью выявления подтекста, определения главной мысли, выявления образных языковых средств и их роли в тексте. Подводить под понятие. Синтезировать прочитанное. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать своё мнение.

 Учитывать  мнение  сверстников.

 Формировать навыки сотрудничества. Делать высказывания  (рассуждение, повествование)    на основе личного опыта.  (К.)

Оглянись вокруг. Рассказы

26

М. Пришвин,  «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».

Формировать нравственно-этические  ориентиры. Формировать позитивное отношение к животным. Развивать рефлексию. (Л.)

– Принимать и решать  учебную задачу. Прогнозировать читаемое.

Ставить перед собой и реализовывать  исполнительскую задачу.  (Р.)

– Ориентироваться в тексте. Определять главное. Составлять план (П-1.)

– Выдвигать и обосновывать гипотезы. Сравнивать персонажей. Анализировать заглавие произведения Анализировать содержание  произведения с целью выявления его главной мысли, выявления   отношения автора к описанным событиям и к персонажам.  Сравнивать произведения одного автора. Анализировать  языковые  образные средства произведения. Анализировать  произведение  для определения отношений между  персонажами. Анализировать произведение  для  выявления кульминации

Устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей, событиями. Обобщать. (П-2.)

– Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать высказывания. Выступать перед сверстниками с сообщением о прочитанном   произведении.  (К.)

 

Золотая колесница. Мифы Древней Греции

5

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

Приобщаться к мировой культуре.  Развивать рефлексию. (Л.)

– Принимать и удерживать учебную задачу. Формировать способность к оцениванию  творческих работ сверстников. Формировать способность к оцениванию  творческих работ сверстников.  (Р.)

– Ориентироваться в тексте. Выделять опорные слова. Выделять главное.  (П-1.)

– Обобщать прочитанное.

Синтезировать прочитанное. (П-2.)

– Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать  свои высказывания.  Пересказывать прочитанное. Создавать  сочинение по картине. Выборочно пересказывать прочитанное (К.)

  В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания

10

Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка  А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (15ч).

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

Приобщаться к мировой культуре. Развивать рефлексию. Формировать нравственно-этические  ориентиры.  (Л.)

– Принимать и удерживать учебную задачу. Вносить коррективы в свою деятельность. (Р.)

– Ориентироваться в  тексте  произведения. Выделять главное. (П-1.)

– Анализировать название раздела, содержание  произведения. Обобщать прочитанное. Синтезировать прочитанное. Сопоставлять  информацию (П-2.)

– Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать  свои высказывания. Пересказывать прочитанное. Создавать высказывания (описание,  рассуждение). (К.)

Мир — театр, люди — актеры... Пьесы

С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе  дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок

Культивировать уважение  к культуре народов   других стран. Развивать литературный вкус. Формировать   эстетические  чувства и представления. (Л.)– Принимать и удерживать учебную задачу. Ставить перед собой исполнительские  задачи и реализовывать их при выразительном чтении. Прогнозировать. (Р.)

– Ориентироваться в  тексте  произведения.  Выделять главное  в прочитанном  произведении. (П-1.)

– Анализировать   произведение для выявления образа рассказчика и его характеристики, определения эмоционального состояния  персонажа, характеристики персонажей, определения  собственного  отношения к персонажам.   Анализировать произведение  с целью выявления мотивации персонажей, выявления причинно-следственных связей.

 Ранжировать информацию. Сравнивать  поведение  персонажа при  разных обстоятельствах. Сравнивать произведения разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть-сказка). (П-2.)– Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Пересказывать прочитанное.

Создавать высказывание (рассуждение). (К.)

Мир волшебных звуков. Поэзия .

16

В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».

Культивировать уважение  к культуре народов   других стран. Развивать литературный вкус. Формировать   эстетические  чувства и представления. (Л.)– Принимать и удерживать учебную задачу. Ставить перед собой исполнительские  задачи и реализовывать их при выразительном чтении. Прогнозировать. (Р.)

– Ориентироваться в  тексте  произведения.  Выделять главное  в прочитанном  произведении. (П-1.)

– Анализировать   произведение для выявления образа рассказчика и его характеристики, определения эмоционального состояния  персонажа, характеристики персонажей, определения  собственного  отношения к персонажам.   Анализировать произведение  с целью выявления мотивации персонажей, выявления причинно-следственных связей.

 Ранжировать информацию. Сравнивать  поведение  персонажа при  разных обстоятельствах. Сравнивать произведения разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть-сказка). (П-2.)– Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Пересказывать прочитанное.

Создавать высказывание (рассуждение). (К.)

Когда, зачем и почему? Познавательная литература

22

Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».

Формировать гражданскую иден-тичность, положительное отношение к природе.  Развивать рефлексию. Раз-вивать познавательный интерес. Фор-мировать положительную мотивацию  к чтению детских  книг и журналов. (Л.)

– Формировать способность к самоконтролю, самопроверке, умение корректировать свою деятельность.  Прогнозировать. Пользоваться инструкцией.  (Р.)

– Ориентироваться в тексте,  в Интернете. Ориентироваться в познавательных и справочных  книгах, в журналах для  детей Выделять главное. Составлять план. Находить информацию по заданному параметру.  (П-1.)

– Выявлять  новое в полученной информации. Выявлять непонятную   информацию.  Анализировать  содержание прочитанного. Анализировать иллюстрацию к тексту. Анализировать     произведение с целью    определения темы текста,

для выявления его идеи.    (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать своё мнение. Составлять  и задавать  вопросы к тексту. Формировать навыки учебного сотрудничества. Пересказывать прочитанное. Составлять аннотацию (К.)

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п\п

Наименование темы/раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Контр.раб.

Тестов.раб.

Что за прелесть эти сказки!..

22

1

О доблестях, о подвигах, о славе

5

1

Уж сколько раз твердили миру

4

1

Оглянись вокруг

20

2

Золотая колесница

5

В начале было Слово, и Слово было Бог

8

1

Мир – театр, люди – актёры

6

1

Мир волшебных звуков

13

2

Когда, зачем и почему

20

1

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы/раздела

№п/п

Наименование темы урока

Дата план

Дата факт

1.

Гимн Российской Федерации.

История гимнов России.

1/09

Что за прелесть эти сказки!..

2.

И.Токмакова «В чудной стране»*; русская народная сказка «Всё у нас, слава богу, хорошо!»

2/09

3.

Русская народная сказка «Пётр I и мужик»

6/09

4.

Русская народная сказка «Пётр и Петруша»

8/09

5.

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

9/09

6.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

13/09

7.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

15/09

8.

Обобщение по теме «Русские народные сказки»

16/09

9.

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья?»; Бразильская сказка «Жизнь человека»

20/09

10.

Х.К.Андерсен «Русалочка»

22/09

11.

Х.К.Андерсен «Русалочка»

23/09

12.

Х.К.Андерсен «Русалочка»

27/09

13.

Х.К.Андерсен «Русалочка». ТЕСТ

29/09

14.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

30/09

15.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4/10

16.

Д.Джекобс «Рыба и кольцо»; С.Маршак «Отчего у месяца нет платья?».

6/10

17.

В.Берестов «Сказка»; К.Чуковский «Приключения Белой Мышки». Проверка навыков чтения.

7/10

18.

В.Берестов «Сказка»; К.Чуковский «Приключения Белой Мышки»

11/10

19.

А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

13/10

20.

А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

14/10

21.

Д.Родари «Эти бедные приведения»

18/10

22.

К.Драгунская «Лекарство от послушности»ТЕСТ.

20/10

О доблестях, о подвигах, о славе…

23.

«Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева); «Добрыня и Змей» (отрывок)

21/10

24.

«Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева); «Добрыня и Змей» (отрывок)

Былинные герои на полотнах художников.

25/10

25.

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

27/10

26.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (былина);

28/10

27.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (былина);

Контрольная работа  по теме «Сказки и былины»

8/11

Уж сколько раз твердили миру…

28.

Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и козёл», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»

10/11

29.

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две бочки»

11/11

30.

Л.Толстой «Лев и Лисица»; С.Михалков «Просчитался», «Услужливый»

15/11

31.

С.Михалков «Заячье горе»; И.Демьянов «Валерик и тетрадь». ТЕСТ

17/11

Оглянись вокруг

32.

М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н.Сладков «В норе»

18/11

33.

К.Паустовский «Заячьи лапы»

22/11

34.

Р.Фраерман «Девочка с камнем»

24/11

35.

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

25/11

36.

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»ТЕСТ

29/11

37.

Ю.Яковлев «Полосатая палка»

1/12

38.

А.Платонов «Цветок на земле»

2/12

39.

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

6/12

40.

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

8/12

41.

Н.Носов «Огородники»

9/12

42.

Н.Носов «Клякса»

13/12

43.

Ю.Ермолаев «Жарко»; М.Зощенко «Ёлка»; О.Григорьев «Две трубы»

15/12

44.

С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

16/12

45.

А.Чехов «Ванька»

20/12

46.

А.Чехов «Ванька»

22/12

47.

Г.Сенкевич «Янко-музыкант»

23/12

48.

Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»

27/12

49.

Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»

10/01

50.

Л.Кассиль «У классной доски»

12/01

51.

В.Лидин «Завет». Проверка навыка чтения.

13/01

Золотая колесница

52.

«Персей»

17/01

53.

«Персей»

19/01

54.

«Орфей и Эвридика»

20/01

55.

«Дедал и Икар»

Мифы Древней Греции.

24/01

В начале было Слово, и Слово было Бог…

56.

Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая»  

26/01

57.

«Всемирный потоп»

27/01

58.

«Моисей» (главы 1, 2, 3)

31/01

59.

«Моисей» (главы 4, 5, 6, 7)

2/02

60.

«Моисей» (главы 8, 9, 10, 11, 12)

Сказания из детской библии.

3/02

61.

С.Лагерлёф «Святая ночь»

7/02

62.

С.Лагерлёф «В Назарете»

9/02

63.

А.Мень «Милосердие Иисуса». ТЕСТ.

10/02

Мир – театр, люди – актёры…

64.

С.Маршак «Про Козла»

14/02

65.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)

16/02

66.

Н.Носов «Два друга»

17/02

67.

Н.Носов «Два друга». ТЕСТ

21/02

68.

С.Козлов «Снежный цветок»

28/02

69.

С.Козлов «Снежный цветок». Проверка навыка чтения

2/03

Мир волшебных звуков

70.

В.Жуковский «Песня»; Я.Смоленский «Как научиться читать стихи»

3/03

71.

А.Пушкин «Птичка»*, «Няне»;  А.Пушкин «Зимняя дорога»;

7/03

72.

М.Лермонтов «Горные вершины»*; М.Лермонтов «Утёс».ТЕСТ

9/03

73.

М.Лермонтов «Молитва»; И.Суриков «Весна»;

10/03

74.

К.Бальмонт «Золотая рыбка»; А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…»

14/03

75.

С.Есенин «С добрым утром!»*

16/03

76.

М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…»; В.Маяковский «Тучкины штучки»

17/03

77.

Стихи  русских поэтов

21/03

78.

С.Маршак «Пожелание друзьям»; С.Чёрный «Зелёные стихи»

23/03

79.

Ю.Владимиров «Чудаки»*; Д.Хармс «Очень страшная история»

24/03

80.

В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»

4/04

81.

О.Высотская «Весенние рубашки»; Э.Мошковская «Песня»

6/04

82.

Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В.Высоцкий «Песня Керролла»ТЕСТ

7/04

Когда, зачем и почему?

83.

Н.Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»

11/04

84.

Ю.Яковлев «О нашей Родине»; М.Пришвин «Моя Родина»

13/04

85.

И.Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю.Дмитриев «Зелёное и жёлтое»

14/04

86

«Крещение Руси»..

18/04

87

Итоговая контрольная работа за год.

20/04

88

Н.Соловьёв «Сергий Радонежский»

21/04

89

Н.Соловьёв «Сергий Радонежский»

25/04

90

Н.Соловьёв «Сергий Радонежский»

27/04

91

В.Губарев «В открытом космосе»;

28/04

92

Л.Яхнин «Метро»

2/05

93

М.ильин, Е.Сегал «Что из чего»,

4/05

94

М.Ильин «Сто тысяч почему»

5/05

95

Н.Надеждина «Лук – от семи недуг»; ТЕСТ.

11/05

96

М.Константиновский «Что такое электрический ток?»

12/05

97

В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

16/05

98

А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?»

Книги о книгах и их создателях. Книга будущего.

18/05

99

К.Паустовский «Великий сказочник»; «Сказки Пушкина». Проверка навыков чтения.

19/05

100

Я.Смоленский «Как научиться читать стихи»;

23/05

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Личностные результаты

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета

учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен

представлять собой связное, логически последовательное сообщение на

определенную тему, показывать его умение применять определения, правила

в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими

критериями:

1.Полнота и правильность ответа;

2.Степень осознанности, понимания изученного;

3.Языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Полно излагает изученный материал, дает правильное определение

языковых понятий (ученик может допустить 1-2 ошибки, которые сам же

исправляет и 1-2 недочѐта в последовательности и языковом оформлении

излагаемого);

2.Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,

применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по

учебнику, но и самостоятельно составленные;5

3.Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм

литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же

требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки и 1-2 недочета в

последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание

основных положений данной темы, но:

1.Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий

или формулировке правил;

2.Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и

привести свои примеры;

3.Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом

оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части

соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в

формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно

и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в

подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к

успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный

ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное

время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов,

данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при

условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося,

но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок (ученик может воспользоваться 1

подсказкой), знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении

перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое

усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью

воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям7

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,

последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану),

правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением

соответствующих отрывков. (Ученик может допустить 1-2 ошибки,

неточности, но сам исправляет их)

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не

умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает

речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.

Проверочная работа №1

Тема: «Проверка читательских умений. «Суд Соломона» Пересказ В.Смирновой»

Задания для учащихся

Прочитай текст

Суд Соломона

Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос. «Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»

Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».

И сказал ему голос: «Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир. По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.

И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду. И сказала одна женщина:

– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка. Но тут другая женщина стала кричать:

– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!

Соломон сказал:

– Подайте мне меч!

Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой. Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!

А другая сказала:

– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!

Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:

– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь. Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.

 (356 слов)                                                               (Пересказала В. Смирнова)

Выполни задания, прочитав текст

Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время происходят события, описанные в тексте?

А) В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.

2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?

А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.

3. Какое значение вкладывает голос в слово судьба?

А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.

4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.

А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.

5. Что попросил Соломон у неведомого голоса?

6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?

А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.

7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?

А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.

8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?

А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.

9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.

10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?

А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.

11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?

12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?

13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?

14. Объясни значение выражения соломоново решение.

Контрольная работа №1 за I полугодие

Тема: «Проверка сформированности навыка чтения»

Задания для учащихся

1вариант

Прочитай текст

Следы

Распахнулась дверь подъезда. Обгоняя людей, на улицу выбежал пёс. Его рыжий хвост вначале весело покачивался, потом вдруг замер.

Выпал снег. Первый снег в жизни пса.

Пес чуть наклонил голову, будто хотел услышать, как опускаются на землю снежинки.

Одна попала ему на нос и тут же растаяла. Пёс мотнул головой и фыркнул. Не понравилось. Холодно.

Рып, рып - отозвался под лапами сухой наст. Пёс остановился, взглянул вверх и навострил уши. Тишина не понравилась ему, он трусцой припустил по дорожке.

Рып, рып - спешно и коротко разнеслось в морозном воздухе.

Наконец он понял, что скрипит снег под лапами. Пёс повернулся назад и остановился. Начал разглядывать свои следы. Они отпечатались на свежем насте так чётко, будто на снегу разбросали голубые пряники. Пёс смотрел, как снежинки засыпают ямочки, переступал с места на место и удивлялся новым следам.

(131 слово) (В. Бурлак)

Задание и вопрос

  1. Какую необычную картину сумел подглядеть писатель, расскажи.
  2. Как знакомился пёс с первым снегом?
  3. Выскажи своё отношение к тексту. Обоснуй.

2 вариант

Прочитай текст

Великий сказочник

Мне было всего семь лет.

Случилось это в зимний вечер 31 декабря, всего за несколько часов до наступления Нового года.

В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке.

Зимний вечер не был похож на все остальные. Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с неба слетают на город лёгкие белые розы.

Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг лопались сухие стручки акации.

Около ёлки лежала толстая книга - подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена...

Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. (129 слов)

(К. Паустовский)

Вопрос и задание

Как   ты понимаешь выражение «начал читать и зачитался»?

Перескажи, каким был новогодний зимний вечер.

Выскажи своё отношение к тексту. Обоснуй.

Есть ли в тексте поучительный момент? Если да, то какой?

Проверочная работа 3

Тема: «Проверка читательских умений «Как кактусы обходятся без воды» 

Задания для учащихся

Прочитай текст

КАК КАКТУСЫ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ ВОДЫ

Любое живое существо, обитающее в пустыне, сталкивается с нехваткой воды. И действительно, если оно не сможет решить этой проблемы, то ему в пустыне не выжить.

Кактусу также требуется вода, но он приспособился соответствующим образом переживать долгие периоды отсутствия осадков. В обычных условиях растения расходуют массу воды. Листья забирают её из сока и выделяют в воздух.

Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных долго сохранять воду. Большинство кактусов произрастает в засушливых районах, но их можно встретить во влажных тропических лесах, на травянистых равнинах и на морских побережьях. У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду. Кроме того, сами стволы очень толстые и покрыты защитным слоем, что также способствует сохранению воды. Колючки кактуса отпугивают животных, желающих добраться до влаги. Таким образом, некоторые взрослые кактусы могут обходиться без воды в течение двух лет. Многие кактусы, произрастающие во влажных лесах, сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок.

Кактусы регулярно цветут. Цветы превращаются в плоды, в которых созревают семена. Большинство кактусов очень красивы. При их цветении пустыня приобретает ярко-жёлтый, красный и фиолетовый оттенок, который придают соцветия, расположенные на  стеблях растений. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого лепестка может достигать 14 сантиметров.

Существуют более тысячи видов кактусов. Их родина — Южная и Центральная Америка, Мексика и юго-запад Соединенных Штатов Америки. Кактусы бывают разные — древовидные, кустарниковые, травянистые. Одни похожи на ежа, другие — на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки размером в 1 сантиметр и великаны высотой в 25 метров. Малышки весят несколько граммов, а гиганты — тонны.

Сок кактусов используется в медицине. Из стеблей и плодов этих растений изготавливают конфеты и варенье. Некоторые маленькие кактусы разводят в домашних условиях. При их выращивании в горшках необходим тщательный дренаж1. Кактус необходимо поливать летом каждые четыре дня, а зимой — два раза в месяц. Поливать лучше рано утром кипяченой или отстоявшейся водой комнатной температуры. В холодное время воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растения.

(По материалам популярной энциклопедии для детей «Все обо всем». А. Л и кум)

1 Дренаж — осушение почвы.

       

Выполни задания, прочитав текст  А. Лим «Как кактусы обходятся без воды»

Часть А

1. В чём состоит природная особенность кактусов? Запиши ответ.

2. Какая проблема существует для живых существ в пустыне? Запиши ответ.

3.  К какой группе растений относятся кактусы? Запиши ответ.

4. В какой части кактуса сохраняется влага? Запиши ответ.

5. Какую роль играют колючки кактуса? Запиши ответ

6. В течение скольких лет и за счёт чего кактусы могут обходиться без воды? Запиши ответ.

7. Сколько видов кактусов существует на планете? Запиши ответ.

8. Запиши условия, при которых кактусы можно выращивать в домашних условиях.

9. Что приводит к загниванию растения? Запиши ответ.

Часть В

10. Укажи предложение, соответствующее тексту.

А.Многие кактусы выращиваются в домашних условиях.

Б.Некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение нескольких лет.

В.У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду.

11. Докажи, что кактус полезен для человека. Заполни таблицу.

Где     используется

Сок кактуса

Стебли кактуса

12. Какие бывают кактусы?

Контрольная работа №2 за год

Тема: «Проверка сформированности навыка чтения» 

Задания для учащихся

1вариант

Прочитай текст

Черепаха

Один раз я пошёл с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружьё и пошёл за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон пошёл не в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперёд. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая, тёмно-серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина её вся была покрыта корой.

Мильтон схватил её и стал грызть, но не мог прокусить её, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

Я отнял черепаху у Мильтона, бросил на траву и пошёл дальше. Но Мильтон не хотел её оставить, а нёс в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на неё за это. Стал торопливо лапами подле неё рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землёю.

(Л. Толстой)

Ответь на вопросы

  1. Почему Мильтон так странно вел себя с черепахой и не слушал приказаний своего хозяина?
  2. Как Мильтон наказал непокорную черепаху?
  3. Кто из животных тебе больше понравился и почему?

2 вариант

Прочитай текст

Вишнёвая ветка

(рассказ)

Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок. Она осторожно развернул свёрток, и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую вишнёвую ветку с белыми цветами и нежными зелёными листочками. Живая вишнёвая ветка! А на улице мороз, ветер.

Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в декабре?

-        Не цветут, - ответила Лена. - Мы с мамой поставили веточку в воду и ждали. Долго-долго ждали, целый месяц. Она и расцвела.

Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с водой и сказала:

-        Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть её солнышко согреет.

Лена загородила веточку и быстро проговорила:

-Нет-нет, это Лидии Алексеевне... Я хотела положить на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет... - От волнения у Лены показались даже слёзы, но она договорила, что хотела сказать: -Лидия Алексеевна меня Леной называла.

В классе почти все забыли свою первую учительницу. Ведь она их учила недолго, и с тех пор прошёл целый год, даже больше. После слов Лены все сразу её вспомнили. Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили и о том, как она каждого называла по имени.

Ольга Сергеевна почему-то вздохнула и сказала не так громко, как говорила обычно:

— Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне твой новогодний подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят на Новый год такие подарки. А сейчас давай поставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла.

Ольга Алексеевна глядела то на вишнёвую ветку, то на Лену, и глаза её теперь были не просто большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны.

 

(В.Путилина) (263 слова)

Ответь на вопросы

  1. Какой подарок приготовила Лена своей первой учительнице?
  2. Что вспоминали дети о Лидии Алексеевне?
  3. Что поняла молодая учительница, глядя на своих учеников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...