Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._cht.docx80.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Литературное чтение

     Рабочая программа составлена  на основе    следующих нормативных документов и  методических рекомендаций:

1.Основной образовательной программы МБОУ Есинской СОШ;

2.Учебного плана МБОУ Есинская СОШ на 2015-2016  учебный год;

3.Положения о рабочей  программе МБОУ Есинская СО Ш от 30.06.2014 г. №11

 4.Тематическое   планирование составлено  на основе   авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2012г.)

Цели обучения

Изучение курса «Литературное чтение» в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

        Задачи курса - углубление интереса к чтению и литературе, осознание учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля;  расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики.

                   Особенности преподавания предмета в данном классе

На начало учебного года  в классе 14 обучающихся. Обучающиеся владеют разными видами речевой деятельности в разной степени, дети из семей с невысокими образовательными потребностями имеют  небогатый словарный запас, недостаточно развитую  устную  речь, низкий темп чтения. Темп чтения выше базового уровня у троих обучающихся, семеро  читают в темпе «в пределах нормы», трое читают в пределах «ниже нормы». Обучающиеся с высоким темпом чтения, с развитой речью могут самостоятельно выполнять задания, отвечать на вопросы по содержанию. Обучающиеся с низким темпом чтения самостоятельность проявить в ходе анализа произведений не могут, на вопросы отвечают  односложно.  Для успешного обучения им  требуется повышение мотивации (потребность в  речевом высказывании), развитие монологической речи. Особое  внимание будет уделяться  развитию коммуникативных способностей, умению правильно выражать мысли. Обучающиеся достигшие базового и повышенного уровня будут приучаться реализовывать творческие проекты.

     Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную,  нравственную  ценность.  Они  даются  как в хрестоматийном чтении (не менее 60–70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130–150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10–12 %; русская литература ХIХ века – 15–20 %, отечественная литература ХХ века – 40–45 %, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10 %, зарубежная литература – 20 % учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение:1- 4 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2014.       Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:1- 4 классы: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение курса литературного чтения отводится 270 часа: 1 класс-66 часов,2 класс-68 часов,3 класс-68 часов,4 класс-68 часов.

Формы организации занятий и   системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:

 Формы организации учебного процесса:

  • сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков.
  • фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах; взаимосвязь коллективной  (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

Система оценки  достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:

Критерии оценивания.

  Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

    социальную  ( позволяет установить соответствие  личных достижений каждого ученика требованиями программы, познакомить учащихся  и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на  учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей;

 воспитательную ( учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх  и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);

  образовательную ( учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится  с допущенными ошибками, осознает. Что он уже умеет, а что еще повторить и доучить);

   эмоционально-развивающую ( эмоциональная  реакция  каждого ученика на полученный результат- радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).

 Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый  большинством учащихся опорный уровень интерпретируется  как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный  учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется  «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

  Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения  действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. В соответствие  с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой  диагностики, промежуточных и итоговых стандартизованных работ по литературному чтению.

   Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

   Это:

  -комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

  -литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

  -тесты по изученному произведению, теме, разделу;

  -тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча, с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

  -диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

  -тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

  -комплексные разноуровневые  итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

  -итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

  -контрольные работы для проверки умений  работать с книгой.

  Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

   Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 6 баллов, работа считается выполненной):

  «5» - ученик набрал 9-10 баллов;

  «4» - ученик набрал 7 -8 балов;

  «3» - ученик набрал 5 -6 баллов;

  «2» - ученик набрал менее 5 баллов.

    Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному  минимуму содержания программы и. следовательно, первому уровню подготовки. Второй и  третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

   Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¼ всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.

  Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов:

  • Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках;
  • Литературоведческие  диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия;
  • Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

 Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно. С использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» - если  в работе нет ошибок;

«4» - если в работе  одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

        В 4 классе проверяются овладение способом чтения  целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее (75-90 слов в минуту).

Отметка «5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова, темп чтения не мене 90 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Отметка «4» - ученик читает более 80 слов в минуту  целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя),  не допускает грубых речевых ошибок.

Отметка «3» - ученик правильно читает со скоростью менее 80слов в минуту; передает содержание прочитанного с  помощью вопросов учителя.

Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных   для отметки «3».

 «Технические ошибки»: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.

Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста:  проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют  содержанию произведения; интонация не соответствует  знакам препинания.

Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям  в течение 3-5 минут, а учитель с по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяется способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая –в конце полугодия и годы индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально,  индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.

  Обучающиеся должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы.  Навык сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.

    Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной  книге, умение пользоваться основными  формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений,  о взаимообогащении музыки и литературы;

с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного

  Программа обеспечивает достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения  курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса

  1. формирование  основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление  гуманистических и демократических  ценностных ориентаций;
  2. формирование у целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и религий;
  3. формирование  уважительного  отношения  к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4.  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся  мире;
  5. принятие и освоение социальной  роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование  личностного смысла учения;
  6. развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  7. развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки,  в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах общения.
  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и  чувств;
  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей;
  10. развитие навыков сотрудничества; формирование  стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
  11. формирование  установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения  курса

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств ее осуществления;

2) освоение  способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование  умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже  в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное  использование  речевых средств  и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных и коммуникативных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве  сети Интернет), сбора обработки анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать 0 в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать  с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей  и жанров в соответствии с задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять  тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации,  обобщения  по родовидовым  признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать  конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.);  

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса

1)понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2)осознание  значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;  успешности обучения по всем предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

3) понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов,  участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку  поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и по себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных  и учебных текстов   с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты  своей читательской  деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (270 часа)

 1 класс  

Литературное чтение. Уроки  слушания.

Круг чтения:

  • произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов,
  •  стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов  — классиков,  произведения детских поэтов и писателей  раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, научно-познавательная книги, юмористические произведения.

 Примерная тематика:

  • произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.

  Жанровое разнообразие:

  • сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки,  потешки, шутки, пословицы, считалки.

    Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс,
  •  тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

  Восприятие литературного произведения:

  • эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев,
  •  умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность:

  • проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй,
  •  разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх,
  •  сочинение историй с литературными героями,
  •  рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения:

  • плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся,
  •  выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания,
  • чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом:

  • практическое отличие текста от набора предложений,
  •  выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя,
  •  знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий,
  •  озаглавливайте текста (подбор заголовков),
  •  составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс

   О нашей Родине (2 ч): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф.Савинова, И.Никитина, С.Романовского, С.Прокофьева.

   Народная мудрость (3 ч): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

О детях и для детей (10 ч): произведения И.Крылова, братьев Гримм, Х.-К.Андерсена, Л.Толстого, С.Баруздина, Е.Пермяка, А.Барто,Н.Носова, М.Зощенко, В.Сутеева, Л.Пантелеева, А.Гайдара.

   Уж небо осенью дышало (3 ч): произведения А.Пушкина, Е.трутневой, Г.Скребицкого, Э.Шима, Н.Сладкоа, Н.Рубцова, М.Пришвина, Е.Пермяка.

  Снежок порхает, кружится (9 ч): произведения фольклора; произведения Н.Некрасова, В.Одоевского, В.Даля, И.Сурикова, И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого, З.Александровой, М.Пришвина, С.Есенина.

  Здравствуй, праздник новогодний(4 ч)

  Произведения о животных ( О братьях наших меньших) (7 ч):  произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К.Ушинского, В.Жуковского, М.Пришвина, Д,Мамина-Сибиряка, А.Плещеева, Н.Рубцова, В.Бианки, К.Паустовского, Р.Киплинга, братьев Гримм.

   Зарубежные сказки (5 ч): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р.Киплинга.

 Рассказы, стихи, сказки и семье ( Семья и я) ( 7 ч): произведения фольклора,Л.Толстого, М.Лермонтова, А.Плещеева, А.Ахматовой, Л.Воронковой, В.Солоухина, С.Михалкова, С.Баруздина.

 Весна, весна красная… (12 ч): произведения фольклора, произведения А.Пушкина, В.Жуковского, Ф.Тютчева, Е.Баратынского, А.Чехова, А.Куприна, М.Пришвина, А.Барто, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, С.Маршака, Б.Заходера,Э.Шима.

  Волшебные сказки (там чудеса…) ( 4 ч):  русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, «Кот в сапогах» Ш.Перро

  3 класс  Литературное чтение (68ч)                                                                        

Устное народное творчество (10). Басни (2ч). А.С.Пушкин (5ч) .Стихи русских поэтов  (5ч). Л.Н.Толстой (4ч). Н.А.Некрасов (4ч). А.П.Чехов (2ч). Сказки за рубежных писателей (2ч). Стихи русских поэтов (4ч). Д.М.Мамин-Сибиряк (3ч). А.И.Куприн (4ч). С.А.Есенин (3ч). К.Г.Паустовский (4ч). С.Я.Маршак (2ч). Леонид Пантелеев (3ч). А.П.Гайдар (2ч). М.М.Пришвин (3ч). Произведения зарубежных писателей (4ч). Итоговая диагностика (2ч)

4  класс (68 ч)

        Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.        .

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных,  вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.        

Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.*

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности

Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (1 класс), искажения окончаний (2 класс), искажения ударений (3–4 классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т. п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Национально-региональные этнокультурные особенности содержания введены в следующих темах: 1 класс

  1. С.Дрожжин. Родина. ( малая Родина – села Аскиз, Аскизский район, Республика Хакасия).
  2. Пересказ сказки «Репка»  (домашние животные на хакасском языке – местный материал).
  3. Е.Серова. Мой дом (пословица о Родине на хакасском языке).
  4. Народная песня. Березонька. (Слушание хакасской песни «Хазыңас»).
  5. И.Соколов-Микитов. Русский лес (местный материал о лесе).
  6. В.Белов. Родничок (экскурсия к роднику).
  7. В.Сутеев. Цыпленок и утенок. (Домашние птицы – местный материал).
  8. Я.Аким. Мой верный чиж. (Местный   материал птицы Хакасии).
  9. В.Сутеев. Палочка-выручалочка (дикие животные местности, загадки).
  10. Загадки (Хакасские загадки)
  11. И.Северянин. Её питомцы. (Дикие животные – местный материал).
  12. Н.Сапонсакя, Мы с мамой (слушание хакасской песни «Счастье матери»).
  13. В.Бианки. Синичкин календарь (Зимующие птицы – местный материал).
  14. Э.Машковская. Лед тронулся.  (Речки аала – местный материал).
  15. Ю.Коваль. Бабочка ( Насекомые местности).
  16. В.Осеева. Просто старушка. (Семейные традиции, почитание старших).
  17. Дополнительный материал о природе Хакасии, животных, растениях.
  18. Использование местного материала при изучении произведений.
  19. Хакасские считалки, скороговорки, альбом-раскраска по мотивам народных орнаментов.
  20. Хакасская национальная одежда.
  21. Писатели, поэты Хакасии.

2 класс

1.         Раздел «О нашей Родине»

2.        Тема «»Произведения о Родине.

Ф.Савинов «Родина», И. Никитин «Русь», С.Романовский «Русь» - сравнение с произведениями хакасских поэтов В.Майнашева, Я.Тисперекова, А.Тюкпеева, Г.Кичеева и др. о Хакассии, природе, жизни хакасского народа.

3.При изучении темы «Былины» (хакасский алып, сравнение их одежды, описания природы, снаряжения, прослушивание отрывков из героических сказаний, доступных для восприятия  данному возрасту).

4. раздел «Произведения устного народного творчества. Шутка, считалка, потешка, пословицы» - использование хакасского фольклора.

5.Раздел «О детях и для детей» (Сравнение с произведениями С.Карачакова, Л.Костяковой, И.Топоева, М.Кильчичакова и др. хакасских писателей)

6.Раздел «Произведения о родной природе» - использование произведений хакасских поэтов, писателей, работы хакасских художников о природе Хакасии.

3.        Дополнительный материал о природе Хакасии, животных, растениях.

4.        Использование местного материала при изучении произведений.

5.        Хакасские считалки, скороговорки, альбом-раскраска по мотивам народных орнаментов.

6.        Хакасская национальная одежда.

7.        Писатели, поэты, художники  Хакасии.

3 класс

  1. Раздел «Устное народное творчество. Малые формы фольклора» Хакасские считалки,пословицы,поговорки.
  2. Тема «Стихи русских поэтов»

С.Дрожжин «Зимний день», И. Никитин «Русь»,С.Есенин «Стихи о Родине» - сравнение с произведениями хакасских поэтов В.Майнашева, Я.Тисперекова, А.Тюкпеева, Г.Кичеева и др. о Хакассии, природе, жизни хакасского народа.

3.При изучении темы «Сказки зарубежных писателей» (хакасский алып, сравнение их одежды, описания природы, снаряжения, прослушивание отрывков из героических сказаний, доступных для восприятия  данному возрасту).

4.Раздел «Произведения русских писателей» (Сравнение с произведениями С.Карачакова, Л.Костяковой, И.Топоева, М.Кильчичакова и др. хакасских писателей)

5.Раздел «Произведения зарубежных писателей» - использование произведений хакасских поэтов, писателей, работы хакасских художников о природе Хакасии.    

  6.Дополнительный материал о природе Хакасии, животных, растениях при изучении произведений К.Г.Паустовского. М.М.Пришв

4 класс

Урок№1. Произведения фольклора: малые жанры (малые жанры хакасского народного творчества)

Урок№5. Народные легенды  (сказания хакасского народа)

Урок№6. Народные песни (хакасские народные песни)

Урок№12. Волшебные сказки (волшебство в хакасских народных сказках)

Урок№25. Слушание детских книг и работа с ними (детские журналы «Инесай», «Тигiр хуры)

 Урок№39. Стихи о Родине (произведения хакасских писателей о Родине)

 Урок№53.Стихи о родной природе (произведения хакасских писателей о природе)

Планируемые результаты:

1 класс:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

– понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

– высказывать суждения о произведении и поступках героев;

– узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

– оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

– определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

– находить в тексте произведения сравнения, обращения;

– находить в тексте и читать диалоги героев;

– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность».

Ученик научится:

– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

– придумывать истории с героями изученных произведений;

– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

– иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

– создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией».

Ученик научится:

– получать информацию о героях, произведении или книге;

– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

– дополнять таблицы, схемы, модели;

– сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

– находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

– дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

– находить в тексте информацию о героях произведений.

  К концу обучения во втором классе  учащиеся должны уметь правильно уметь читать текст целыми словами ( темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся); читать молча небольшие тексты ( темп  - не менее 70 слов в минуту); пересказывать прочитанный текст по готовому плану; определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения; читать наизусть 5-6 стихотворений, 1-2 отрывка из прозы; самостоятельно знакомиться  с произведениями и книгой (выделять фамилию автора, заглавие); самостоятельно отбирать  книги для чтения.

2 класс

  Раздел « Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
  •  находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • читать вслух целыми словами в темпе. Соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • выразительно  читать  подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон и темп, соответствующие  читаемому произведению;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
  • постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам и темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие  понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения);

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их  поступках;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные  эпизоды;
  • моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории  о героях произведений.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать  произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в ее аппарате;

сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять

3 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
  • работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
  • использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • рассказывать сказки от лица героя;
  • рассказывать о героях произведения;
  • создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
  • сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
  • находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

4 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев про
    изведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора)[1], определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как  вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно  выбирать  виды  чтения  (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую  позицию  и  высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Ученик получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать  иллюстрации,   диафильм  по  содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать  прозаический  или поэтический  текст  по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Перечень учебно - методического обеспечения

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». 1-4 классы. 1часть. - М.«Вентана – Граф», 2014 г.

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение».1-4 классы.2 часть -  М.«Вентана – Граф», 2014г.

Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь 1, 2ч. -  М.«Вентана – Граф», 2014г.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов

Календарные сроки

   

   Планируемые результаты

план

факт

1.

Произведения фольклора: малые жанры фольклора (малые жанры  хакасского народного творчества)

1

02.09

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Проводить сравнительный анализ произведений.

2.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

1

05.09

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

3.

Русская народная сказка «Марья Моревна».

1

09.09

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»

4.

Былина "Волх  Всеславович".

1

12.09

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

5.

Народные легенды.  "Легенда о граде Китеже", Сказания хакасского народа.

1

16.09

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

6.

Народные песни. Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения". Хакасские народные песни.

1

19.09

Ценить  и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

7.

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи".

1

23.09

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

8.

И.И.Хемницер "Друзья". Слушание и работа с книгами басен.

1

26.09

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

9.

А.Е.Измайлов «Кукушка»  И.И.Дмитриев «Муха».

1

30.09

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

10.

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет»

1

03.10

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

11.

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

1

07.10

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

12.

Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна» (волшебство в хакасских народных сказках)

1

10.10

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

13.

Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского.  «Спящая царевна»

1

14.10

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

14.

Обобщающий урок  «Произведения фольклора»

1

17.10

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

15.

ПроизведенияА.С.Пушкина. А.С.Пушкин "Осень", «И.И. Пущину»

1

21.10

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

16.

А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". И.И.Пущин «Записки о Пушкине".

1

24.10

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

17.

 А.С.Пушкин "Зимняя дорога". Сказки А.С.Пушкина

1

28.10

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

18.

Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус".

1

31.10

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ»

19.

Стихи  о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес"

1

11.11

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

20.

Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок".

П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?".

1

14.11

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

21.

Русские поэты. Книги В.А.Жуковского,А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова

1

18.11

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

22.

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница»

1

21.11

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

       23.

Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради).  

1

25.11

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

24.

Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1

28.11

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ»

25.

Книги русских писателей 19 века о детях и для детей. Детские журналы «Инесай», «Тигир хуры».

1

02.12

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

26.

Произведения русских писателей о детях. Урок- обобщение («Проверьте себя»).

1

05.12

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

27.

Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта»

1

09.12

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

28.

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (Глава II, в сокращении)ка

1

12.12

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

29.

Х.К.Андерсен "Дикие лебеди".

16.12

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

30.

Итоговая проверка навыков чтения по теме: «Произведения, изученные в I полугодии»

1

19.12

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

31.

Древнегреческие мифы "Арион". "Дедал и Икар"

1

23.12

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

32.

Славянский миф "Ярило-солнце".

1

26.12

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

33.

Книги Древней Руси. Отрывок из "Повести временных лет" "О князе Владимире". "Деятельность Ярослава

( Похвала книгам)"

1

13.01

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

34.

Слушание и работа с книгами:

Отрывки из "Повести временных лет", "Повести о Никите Кожемяке", "О Кирилле и Мефодии", "Наставления Ярослава Мудрого славянам". По страницам детских журналов

1

16.01

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

35.

Произведения Л.Н. Толстого. «Воспоминания

Л.Н. Толстого».

1

20.01

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

36.

Слушание рассказа Л.Н.Толстого "Акула".

1

23.01

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

37.

Сказка «Два брата» .Басня «Мужик и водяной»

1

27.01

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

38.

Былина «Святогор-богатырь».  Былина «Святогор»; «Повесть о Никите Кожемяке» (из «Повести временных лет»).

1

30.01

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

39.

Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия". Произведения хакасских писателей о Родине»

1

03.02

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

40.

Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия", "К зиме".

1

06.02

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

41.

Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт             "У чудищ", "Как я пишу стихи". Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

1

10.02

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

42.

«Скворцы» А.И.Куприн.

1

13.02

Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

43.

Слушание и работа с детскими книгами. Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетона-Томпсона"

1

17.02

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

44.

И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", "Детство".

1

20.02

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

45.

Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение "Словарь". Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава».

1

24.02

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

46.

Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (избранные картины)

1

27.02

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

47.

С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бернс

"В горах мое сердце…"

( Перевод С.Я.Маршака).

1

02.03

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

48.

 Контрольная работа.  Итоговая проверка навыков чтения вслух.

1

05.03

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

49.

Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик».

1

09.03

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

50.

Н.А.Заболоцкий "Детство".

1

12.03

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

51.

«Лебедь в зоопарке»

Дополнительное чтение Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу».

1

16.03

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

52.

Слушание и работа с детскими книгами о детях. Работа с детскими журналами и книгами. Дополнительное чтение стихотворение        К.М. Симонова «Сын артиллериста».

1

19.03

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

53.

Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы».  Произведения  хакасских поэтов о природе.

1

02.04

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

54.

Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина",. Дополнительное чтение Н.М. Рубцов "Ласточка".

1

06.04

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

55.

Произведения о Родине. Слушание и работа с книгами А.П. Платонова. Дополнительное чтение: сказка-быль А.Т. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок».

1

09.04

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

56.

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради. "Страничка книгочея".

1

13.04

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

57.

Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома" (спектакль). Дополнительное чтение «Как бы жили мы без книг?».

1

16.04

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

58.

Басня С.В.Михалкова "Зеркало". Дополнительное чтение: "Любитель книг", «Чужая беда».

1

20.04

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

59.

Слушание детских книг С.В. Михалкова и работа с ними. Дополнительное чтение «Как старик корову продавал» (сказка), басня «Дым без огня».

1

23.04

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

60.

Н.Н.Носов "Федина задача".

1

27.04

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

61.

Юмористические стихи И.Л. Гамазкова «Страдания».

1

30.04

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

62.

Слушание юмористических произведений для детей и работа с ними. Работа с детскими журналами и газетами. Дополнительное чтение: В. Драгунский « Тайное становится явным», А.М. Горький «Пепе».

1

04.05

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

63.

Очерки о Родине. И.С.Соколов - Микитов "Родина".  Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна".

1

07.05

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

64.

Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

 Н.Шер "Картины-сказки"

1

11.05

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

65.

Урок-обобщение («Проверьте себя») Дополнительное чтение М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»

1

14.04

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

66.

Н.П.Вагнер "Фея Фантаста", "Береза".

1

18.05

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

67.

Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы).

1

21.05

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

68.

 Контрольная работа (итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности) по теме: «Произведения, изученные в 4 классе». 

Урок-обобщение

1

25.05

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

 


[1] Без использования терминологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...