Лингвистические основы работы над развитием связной речи
статья по чтению (4 класс) на тему
Основной задачей изучения русского языка является выработка умения выражать собственные мысли в устной и письменной форме: владеть словом, строить словосочетания, предложения, тексты разных типов.Как объект лингвистики, текст, представляет собой группу предложений, объединенных общим смыслом и структурой. Внимание исследователей направлено на выяснение явления целостности текста, на выявление общих закономерностей его строения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskie_osnovy_raboty_nad_razvitiem_svyaznoy_rechi.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистические основы работы над развитием связной речи
Основной задачей изучения русского языка является выработка умения выражать собственные мысли в устной и письменной форме: владеть словом, строить словосочетания, предложения, тексты разных типов.
По мнению Лосевой Л.М., «текст – это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности, реализованной в виде конкретных правил, адресованных читателю или слушателю» [40].
По мнению Н.Д. Зарубиной, «текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильное оформление» [18].
Как объект лингвистики, текст, представляет собой группу предложений, объединенных общим смыслом и структурой. Внимание исследователей направлено на выяснение явления целостности текста, на выявление общих закономерностей его строения. В лингвистической литературе отмечается, что не всякое высказывание есть текст, а «только определенным образом сознательно организованное устное или письменное – монологическое по преимуществу – высказывание» [50]. Текст рассматривается как конкретное высказывание любого объема. Текстом могло быть названо и отдельное предложение – высказывание, и ряд отдельных самостоятельных, не объединенных темой предложений, и, конечно, связное высказывание – «связный текст». Связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Следовательно, как указывает Гальперин И.Р., проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, два предложения. При этом текст понимается и как конкретное речевое произведение, и как структура, модель построения, общая для группы конкретных текстов.
Эта особенность современного толкования понятия «текст» весьма существенна для методики, так как дает возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех текстов и вести обучение связной речи на основе обобщенного понятия.
А.В. Шуваева в своей статье «К вопросу о характеристике основных признаков текста» [61] на основе анализа лингвистической литературы выделяет следующие признаки текста: связность, информативность, цельность, завершенность, стилевое единство, членимость, на которые опирается современная методика работы по развитию связной речи. Раскроем наиболее важные с этой точки зрения признаки текста.
Связность является сугубо лингвистической категорией, так как она выражена средствами, изучаемыми языкознанием. Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу и формально в особые группы.
Информативность: любой тест должен нести определённую информацию, т.е. обладать признаком информативности. Гальперин И.Р. предлагает различать два основных вида информации в тексте: содержательно – фактуальную, которая «содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире», и содержательно – концептуальную, которая «сообщает читателю индивидуально – авторское понимание отношений между явлениями»[8]. Эти две разновидности информации – о чём говориться и что говориться – в школе называют темой и основной мыслю текста.
Цельность (целостность) текста обеспечивается: единством темы и единством основной мысли.
Завершенность, смысловая законченность проявляется в полном раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста. Гальперин И.Р. считает, что «текст можно считать завершённым тогда, когда с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение»[8].
Стилевое единство заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный и т.д.
Членимость текста – «функция общего композиционного плана произведения…». Размер части обычно рассчитан на возможности читателя воспринимать объём информации «без потерь»[8].
Такова структурная организация минимального отрезка текста-сложного синтактического целого.
Работу над тестом необходимо строить с учетом таких его характеристик, как информативность, связность, смысловая целостность, членимость, завершенность, ситуативность. На осознание этих признаков текста направлена работа по развитию связной речи учащихся, в том числе, работа над изложением и сочинением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов
Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...
Направления работы по развитию связной речи
В настоящее время в образовательной системе больше внимания уделяется успешности обучающихся. Понятие учебный успех рассматривается не только как увеличение присвоенной учеником информации, но и...
Работа над развитием связной речи.
Изложены виды работ над связной речью....
Некоторые направления работы по развитию связной речи.
Некоторые направления работы по развитию связной речи. Нижеследующие материалы могут пригодиться педагогам и психологам, чья деятельность связана с развитием речи у детей и подростков, и к...
«Работа по развитию связной речи учащихся с нарушенной слуховой функцией в начальном звене»
Любые отклонения в физическом или психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, формирован...
Работа над развитием связной речи на уроках русского языка
В данной статье предлагаются формы рабрты, которые способствуют развитию связной речи у школьников на уроках русского языка....
Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников
В данной статье обоснована необходимость обучения школьников связной речи. Рассмотрены методы и приемы развития связной речи младших школьников, группы речевых упражнений. Учитель раскрывает свои спос...