Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение»
для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя
(авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Литературное чтение»
(для четырехлетней начальной школы)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
2. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Класс | Результаты освоения учебного предмета | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
1 класс |
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. | Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. |
|
2 класс |
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. | Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. |
|
3 класс |
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. | Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:
|
|
4 класс |
|
6. Содержание учебного предмета, тематическое планирование
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения чтения
1-й класс – 45 (4 часа в неделю)
«Попрыгать, поиграть…» (12 ч).
Наш дом (8 ч).
Ребятам о зверятах (12 ч).
Маленькие открытия (13 ч).
2-й класс –136 ч (4 часа в неделю)
«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч).
Сказочные человечки (27 ч).
Сказочные богатыри (13 ч).
«Сказка мудростью богата…» (20 ч).
«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (21 ч).
«Самое обыкновенное чудо» (31 ч).
3-й класс – 136 ч (4 часа в неделю)
Прощание с летом (6 ч).
Летние путешествия и приключения (19 ч).
Природа летом (9 ч).
«Глухая пора листопада…» (8 ч).
«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 ч).
«Поет зима, аукает…» (12 ч).
Животные в нашем доме (9 ч).
Мы с мамой и папой (12 ч).
«Наполним музыкой сердца…» (9 ч).
День смеха (4 ч).
«О весна, без конца и без краю…» (8 ч).
День Победы (5 ч).
Родная земля (6 ч).
4-й класс – 136 ч (4 часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров (9 ч).
У истоков русской детской литературы (20 ч).
Детская литература XIX в. (46 ч).
Детская литература XX в. (61 ч).
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
1-й класс Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
1-й класс
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
2-й класс
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
3-й класс
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
- выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
- составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
- сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
- самостоятельно составлять план рассказа о герое;
- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
- самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
- использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
4-й класс
Развитие умений:
- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
- самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
- проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
- формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- пересказывать текст по плану.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
1-й класс
Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
2-й класс
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
3-й класс
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
портрет;
детали биографии (что известно о его жизни);
черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
речь героя как средство его характеристики;
отношение автора к герою;
собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором .
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
4-й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
1-й класс
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
2-й класс
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
3-й класс
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».
Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
4-й класс
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
1-й класс
Развитие устной речи:
- обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
- обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
- работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
- показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
2-й класс
Обучение:
- подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
- выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
- устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
3-й класс
Обучение:
- подробному и краткому пересказу текста по плану;
- выборочному пересказу текста;
- словесному рисованию картин к художественным текстам;
- составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев;
- составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
4-й класс
Обучение:
- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, оканчивая начальную школу, должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
- выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
7. Планирование уроков литературного чтения
по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»
Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, 2014 год
(4 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Литературные понятия | Виды работы над текстом | Дата |
1 | Знакомство с учебной книгой. Б. Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка» | Выразительное чтение. Составление рассказа о своей «Вообразилии». | ||
2 | Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу». | Выразительное чтение. Деление текста на части. | ||
3 | Знакомство с героями книги. Русская народная сказка «Царь-девица» | Народная сказка. Сказочные приметы. | Ответы на вопросы по содержанию. | |
4 | Русская народная сказка «Царь-девица» | Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои. Троекратный повтор. | Беседа о героях сказки. Подготовка к пересказу сказки. | |
5 | Вн. Чтение «Самые интересные книги, прочитанные летом» | Индивидуальные выступления детей. | ||
6 | П. Ершов «Конек-Горбунок» (из первой части) | Авторская сказка. Зачин и концовка сказки. | Ответы на вопросы по содержанию. | |
7 | П. Ершов «Конек-Горбунок» (из второй части) | Выборочное чтение с комментированием. Словарная работа. Чтение по ролям. | ||
8 | П. Ершов «Конек-Горбунок». Герои сказки. Сказочные приметы | Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои. Сказочные приметы. | Беседа о сказочных элементах. Составление рассказа о понравившемся герое. | |
9 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Авторская сказка. | Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Словарная работа. | |
10 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои. Сказочные приметы. | Характеристика героев-персонажей сказки. Анализ сказочных примет. | |
11 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Пушкин - сказочник | Творческая работа «что бы я попросил у Золотой рыбки» | ||
12 | От сказки народной к сказке авторской. В. Одоевский «Мороз Иванович» | Авторская сказка. | Сравнение народной и авторской сказки. Беседа по содержанию. | |
13 | В. Одоевский «Мороз Иванович» (4-5 части) | Беседа по содержанию. | ||
14 | В. Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки | Цитатный план. | Составление цитатного плана. Пересказ сказки по плану. Сравнение главных героинь сказки. | |
15 | П. Бажов «Серебряное копытце» (1-3 части) | Сказы. | Чтение и беседа по содержанию. Словесное рисование. | |
16 | П. Бажов «Серебряное копытце» (4-5 части) | Сравнение сказки и сказа. | Выборочный пересказ. | |
17 | Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Чтение и беседа по содержанию. | ||
18 | Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Чтение и беседа по содержанию. Озаглавливание частей. | ||
19 | Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Характеристика героев-персонажей. Подготовка к пересказу. | ||
20 | Литовская народная сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники, нейтральные герои. Сказочные приметы. | Исследование концовок прочитанных сказок. Подготовка к сочинению сказки. | |
21 | Русские народные скороговорки | Скороговорка. | Работа над скороговорками. Игра в диктора. | |
22 | Обобщающий урок по разделу 1 «Путешествие по волшебным сказкам». Проверочная работа №1. | Народная сказка. Сказочные приметы. Авторская сказка. Зачин и концовка сказки. | Работа с пословицами, соответствующими сказкам. | |
23 | Вн. Чтение «По дорогам волшебных сказок» | Народная сказка. Авторская сказка. | Беседа по прочитанным авторским и народным сказкам. Вопросы загадки по сказкам. | |
24 | Голландская народная песенка «Морская прогулка» | Народная песня. | Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Словарная работа. | |
25 | Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление, глава 1 (часть 1) | Чтение и беседа по содержанию. | ||
26 | Т. Янссон «Шляпа Волшебника». глава 1 (часть 2) | Чтение и беседа по содержанию. Чтение по ролям. | ||
27 | Т. Янссон «Шляпа Волшебника». глава 1 (часть 3, 4) | Чтение и беседа по содержанию. Составление плана. Подготовка к пересказу. | ||
28 | Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Заключительный урок | Сказка и сказочные приметы. | Герои сказки. Составление рассказа о герое. | |
29 | Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» (ч. 1,2) | Чтение и беседа по содержанию. | ||
30 | Глава «Пауки и мухи» (ч. 3, 4). Наблюдение над характером Бильбо, его чувствами, настроением. | Чтение и беседа по содержанию. Наблюдение над характером Бильбо, его чувствами, настроением. | ||
31 | Глава «Пауки и мухи» (ч. 5, 6). Продолжение наблюдения над характером Бильбо. | Чтение и беседа по содержанию. Продолжение наблюдения над характером Бильбо. | ||
32 | Глава «Пауки и мухи» (ч. 7, 8). Завершение сбора материала для характеристики Бильбо. | Завершение сбора материала для характеристики Бильбо.Подготовка к рассказу о главном герое. | ||
33 | Заключительный урок. Устный рассказ о хоббите Бильбо. | Устные рассказы детей о хоббите Бильбо по плану. | ||
34 | А. Милн «Винни-Пух» (гл. 3) | Авторская сказка. Пересказ сказки. | Чтение и беседа по содержанию. | |
35 | А. Милн «Винни-Пух» (гл. 3). Наблюдение над характером героев, языком сказки | Язык сказки. | Беседа о характерах героев с выборочным чтением. | |
36 | А. Милн «Винни-Пух» (гл. 3). Заключительный урок. Пересказ от лица героев-персонажей. | Пересказ от лица героев-персонажей. | ||
37 | Обобщающий урок. Песенки Винни-Пуха. Песня гномов. | Песенки героев. | Выразительное чтение. Беседа по содержанию. | |
38 | А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» | . | Чтение и беседа по содержанию. | |
39 | А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние» | Чтение и беседа по содержанию. | ||
40 | А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке. | Характеристика героев-персонажей сказки. | ||
41 | А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Заключительный урок. | Повесть-сказка и ее сказочные приметы. | ||
42 | Дж. Родари «Приключения Чиполлино. Чтение отрывка. | Чтение и беседа по содержанию. | ||
43 | Дж. Родари «Приключения Чиполлино. Составление характеристики Чиполлино. | Составление характеристики Чиполлино. Пересказ от имени разных героев. | ||
44 | Вн. чтение Дж. Родари «Приключения Чиполлино». | Эпилог. | Положительные герои, отрицательные герои. | |
45 | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» (1-3 части) | Сказочная повесть. | Чтение и беседа по содержанию. Чтение по ролям. | |
46 | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» (3-4 части) | Беседа о героях сказки. | ||
47 | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…». Заключительный урок. | Составление рассказа о герое. | ||
48 | Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки» | Музей восковых фигур. | Характеристика героев-персонажей сказки. Сказочная викторина. | |
49 | Сочинение-рассказ о сказочном человечке | Составление плана, подбор материала к сочинению. | ||
50 | Любимые герои книг – сказочные человечки. Проверочная работа №2. | Творческая работа по выбору. | ||
51 | Вн. чтение «Коротышки – сказочные человечки из Цветочного города» | Сюжет сказки. Роман-сказка. | Анализ содержания романа-сказки. Творческая работа. | |
52 | Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | Поэма. | Выразительное чтение. Беседа по содержанию. | |
53 | Былина – фольклорный жанр (ознакомление). | Былина – фольклорный жанр. | ||
54 | «Сказка про Илью Муромца» | Богатырская сказка. | Чтение и беседа по содержанию. Словарная работа. | |
55 | Сказка про Илью Муромца». | Богатырская сказка. | Выборочное чтение, пересказ, составление устного рассказа об Илье Муромце. | |
56 | Былина «Илья Муромец и Святогор» | Былина – фольклорный жанр. | Чтение и беседа по содержанию. Словарная работа. | |
57 | Сравнение богатырской сказки и былины | Богатырская сказка. Былина – фольклорный жанр. | Сравнение богатырской сказки и былины | |
58 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | Богатырская сказка. | Чтение и беседа по содержанию. | |
59 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | Беседа о героях сказки. Пересказ сказки, пересказ от лица разных героев.. | ||
60 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» | Чтение и беседа по содержанию. Словарная работа. | ||
61 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай». | Пересказ, составление рассказа о главном герое. | ||
62 | Былины и богатырские сказки (обобщающий урок). Н. Матвеева «Пираты». Проверочная работа №3 | Богатырская сказка. Былина – фольклорный жанр. | Выразительное чтение. Литературная викторина. | |
63 | Вн. чтение «Мифы, легенды, предания». | Мифы. Легенды. Предания. | Индивидуальные выступления детей. Литературная викторина. | |
64 | Вводный урок во вторую часть книги | |||
65 | Татарская сказка «Мудрый старик» | Бытовая сказка. | Чтение и беседа по содержанию. | |
66 | Татарская сказка «Мудрый старик». | Составление плана, пересказ. | ||
67 | Киргизская сказка «Мудрая девушка» | Бытовая сказка. | Чтение и беседа по содержанию. | |
68 | Киргизская сказка «Мудрая девушка» | Подробный и краткий пересказ. Беседа о героях сказки. | ||
69 | Русская сказка «Мудрая дева» | Бытовая сказка. | Чтение и беседа по содержанию. | |
70 | Русская сказка «Мудрая дева». | Инсценирование сказки. Сравнительный анализ сказок о мудрости. | ||
71 | Долганская сказка «Как появились разные народы» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
72 | Корейская сказка «Честный мальчик» | Волшебная сказка. | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | |
73 | Японские сказки «Настоятель и служка». Сказка первая. | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
74 | Японские сказки «Настоятель и служка». Сказка вторая. | Инсценирование сказки. | ||
75 | Русская сказка «Три калача и одна баранка». И. Франко «Сказка о глупости» | Сказка-анекдот. | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | |
76 | И. Франко «Сказка о глупости». Завершение работы. | Образы охотника и птички. | ||
77 | Обобщающий раздел по разделу 4. Проверочная работа № 4. | Творческая работа. | ||
78 | Русские народные загадки. Пословицы и поговорки об уме и глупости. | Русские народные загадки. Пословицы и поговорки. | Составление загадок. | |
79 | Литературные загадки | Литературные загадки | Сочинение загадок. | |
80 | Народные колыбельные песни | Народные колыбельные песни | Выразительное чтение. | |
81 | Авторские колыбельные песни | Авторские колыбельные песни | Сравнение колыбельных авторских сказок. | |
82 | Вн. чтение «Какие вопросы задают сказки?» | Виды сказок. | Индивидуальные выступления детей. Коллективное составление сказок. | |
83 | Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон» | Выразительное чтение. | ||
84 | Русская народная сказка «Лиса и рак». Бр. Гримм «Еж и лиса» | Анималистические сказки. | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | |
85 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» | Анималистические сказки. | Чтение и беседа по содержанию | |
86 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
87 | Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы» | Анималистические сказки. | ||
88 | Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы» | Составление сложного плана сказки. Пересказ сказки. Образ кота. | ||
89 | Сказка афроамериканцев США «как Братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». | Анималистические сказки. | Чтение и беседа по содержанию | |
90 | Сказка афроамериканцев США «как Братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». | Беседа о героях сказки. | ||
91 | Сказка афроамериканцев США «как Братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». | Образ братца Кролика. Составление рассказа о главном герое. | ||
92 | Рассказы о братце Кролике. Чтение сказок из цикла «Сказки дядюшки Римуса» | Творческий пересказ от имени разных героев. | ||
93 | Эстонская сказка «почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» | Анималистические сказки. | Чтение и беседа по содержанию. Инсценирование сказки. | |
94 | А. Курляндский «Ну, погоди!» | Текс-сценарий. | Выборочное чтение. Составление кадров мультфильма. | |
95 | Как создаются мультфильмы. Сравнение текста сказки и сказки-сценария. | Сравнение текста сказки и сказки-сценария. | ||
95 | Г. Сапгир «Песня», Л. Квитко «Веселый жук» | Выразительное чтение. | ||
97 | Л. Квитко «Смелые воробьи», Ю. Мориц «Резиновый ежик» | Выразительное чтение. | ||
98 | Авторские считалки | Считалки. | Выразительное чтение. | |
99 | Б. Заходер «Считалия». Литературные игры. | Литературные игры. | Литературные игры. | |
100 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №5. | Анималистические сказки, стихи, считалки. | Литературные игры. | |
101 | Вн. чтение «Читаю стихотворение и слышу сказку. Литературные стихи-сказки» | Индивидуальные выступления детей. Литературная викторина. | ||
102 | Введение в новый раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» | Выразительное чтение. Деление на части. | ||
103 | Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 1. | Чтение и беседа по содержанию | ||
104 | Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 2. Знакомство Маленьким принцем. | Чтение и беседа по содержанию | ||
105 | Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 3,4. «А как это приучить?» | Чтение и беседа по содержанию | ||
106 | Сент-Экзюпери «Маленький принц» часть 5, 6. Секрет Лиса. | Чтение и беседа по содержанию. Инсценирование сказки. | ||
107 | Дж. Родари «Солнце и туча» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
108 | Дж. Родари «Как Алиса в море побывала?» В. Орлов «Я рисую море» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
109 | В. Берестов «Честное гусеничное» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
110 | В. Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | Сказки-миниатюры. | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | |
111 | В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к заучиванию наизусть.. | ||
112 | Г. Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к заучиванию наизусть.. | ||
113 | Б. Сергуненков «Куда лето прячется», «Одуванчик» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
114 | Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный» | Чтение и беседа по содержанию, подготовка к пересказу. | ||
115 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №6. | Экскурсия «обыкновенные предметы», «обыкновенные звуки». Творческая работа. | ||
116 | Вн. чтение «Сказки-миниатюры» | Сказки-миниатюры. | Индивидуальные выступления детей. Литературная викторина. | |
117 | Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» | Сказки-шутки. | Чтение и беседа по содержанию. Инсценирование сказки. | |
118 | Творческий урок-конкурс | Работа в группах. Инсценирование сказки. | ||
119 | Веселые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева. | Выразительное чтение. | ||
120 | Веселые стихи. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!» | Выразительное чтение. | ||
121 | Урок-отчет «Вот и закрыли мы маленькую дверь в большой мир» | Инсценирование сказки. Литературная викторина. | ||
122 | Проверка техники чтения | |||
123 | Вн. чтение «Урок-отчет «По дорогам сказки» | Сказочный конкурс. | ||
124 | Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения | |||
125-136 | Резервные уроки |
8. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по литературному чтению к концу 2 класса
Учащиеся должны знать:
- жанры произведений устного народного творчества (сказку, былину, загадки, песенки, скороговорки); литературные жанры ( повести-сказки, стихотворения);
- «сказочные приметы»: зачин, концовку, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа (55-60 слов в минуту) и громкости;
- осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью;
- находить ключевые слова в тексте;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
- уметь делить текст на части, озаглавливать их;
- находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действий, материал для характеристики героя, размышлять над его поступками;
- выражать свое отношение к герою, событию, аргументировать свою точку зрения;
- подробно пересказывать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
- выборочно пересказывать тексты;
- составлять устные рассказы от имени одного из героев по заданному плану;
- заучивать наизусть стихотворения и небольшие отрывки из прозы (3-7 предложений);
- сочинять сказки, загадки, считалки.
9. Контрольно-тематическое планирование по литературному чтению
№ | Направление контроля | Сроки |
1. | Стартовая муниципальная проверка техники чтения | сентябрь |
2. | Проверка техники чтения 1 полугодие | декабрь |
3. | Проверка техники чтения 2 полугодие | апрель-май |
10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
для реализации рабочей программы
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
• учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
• комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);
• «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
• комплектом наглядных пособий;
•методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению:
учебники «Литературное чтение»
1-й класс – «Капельки солнца»;
2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.;
3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.;
4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.;
«Тетради по литературному чтению» для учащихся;
«Летняя тетрадь будущего четвероклассника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...