Читательская конференция в 4 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
В этой разработке дан подробный сценарий проведения читательской конференции.Отмечены все этапы предварительной подготовки.Используются разнообразные виды работы с текстом: чтение наизусть, выборочный пересказ, пересказ, близкий к тексту, краткий пересказ, словесесное рисование, чтение по ролям, свободное высказывание своего мнения.Все дети это произведение воспринимают с восторгом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_konferentsiya_v_4_klasse_po_rasskazu_v.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Из папки Ильиной Лидии Николаевны
«Внеурочная деятельность «Читайка» в начальной школе»
Читательская конференция в 4 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Тема: «Тайга, кормилица, хлипких не любит»
Цели:
1Расширить представление учащихся о детской литературе
2 Раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
3 Формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 Развивать эстетический вкус ребёнка, речь
2 Воспитывать любовь к родной природе, гуманность, любовь ко всему живому вокруг
3 Учиться выражать своё отношение к окружающему миру
4 Расширять представление об окружающем мире
Предварительная подготовка
(Рассказ прочитывается учителем во внеурочное время)
1 В уголке внеклассного чтения помещены вопросы для подготовки к конференции:
а )Как Васютка попал в беду?
б )Сколько ночей провёл он в тайге ,у Енисея?
в ) Как вы думаете, почему Васютка не пропал в тайге?
2 Распределены индивидуальные и групповые задания по тексту
3 Консультации у учителя по групповым заданиям
4 Оформлена электронная выставка книг Астафьева для детского чтения: «Гирманча находит друзей», «Песнопевица», «Капалуха», «Стрижонок Скрип», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой», «Гуси в полынье», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Зорькина песня»
5 Выпуск литературной странички о жизни и творчестве писателя, отрывки из воспоминаний писателя о себе и своей работе
6 Стенд с рисунками учащихся к произведениям писателя.
7 Презентация «Жизнь и творчество В.П.Астафьева»
Ход конференции
Минутка релаксации :улыбнулись друг другу, подарили хорошее настроение
1 Вступительное слово учителя
Сегодня мы собрались на читательскую конференцию, посвящённую рассказам Астафьева . Перед нами выставка книг, мимо которых нельзя пройти. Они должны стать вашими друзьями. Писатель рассказывает о добре и зле, о жизни и смерти, о кровной связи человека с природой. Он предупреждает, что жизнь человека и природы хрупка, нужное беречь.
В.П. Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе , а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть прекрасный мир вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле - творить добро.
Обратите внимание на удивительно доброе лицо этого человека, который так любит свою диковатую Сибирь и с такой гордостью говорит: «Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу, лес, Енисей, земляничные поляны за селом ,звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами…»
Произведения Астафьева-это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя.
2 Беседа с учащимися
- Почему озеро названо Васюткиным?
- Давайте проследим, как Васютка нашёл это озеро и людям показал, что пришлось ему пережить.
- Какие трудности испытали рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Щадрина- Васюткина отца?
(свободный пересказ по плану, записанному на доске)
«Рыбаки совсем было приуныли»
«Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея»
«Потянулись однообразные дни»
«Совсем скучное житьё началось у Васютки»
Чтение наизусть со слов : «Это озеро не отыщешь на карте…»- до слов: «Находить что – нибудь новое, интересное»
2 )Разговор Васютки с матерью.
Чтение по ролям со слов : «Васютка проснулся поздно»- до слов : «Весело насвистывая, шёл он по тайге»
Вывод: «Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок : идёшь в лес- бери еду, бери спички»
- Что такое затеси?
Чтение наизусть со слов:
«…всякая таёжная дорога начинается с затесей…»- до слов: «…и получится тропинка.»
- Охота на глухаря
Пересказ близко к тексту со слов : «Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало» - до слов : «…сунул птицу в мешок.»
- Первая ночь в тайге:
а) сжатый пересказ со слов: « В лесу сделалось совсем тихо»- до слов : «Снизу подогревало»
б) пересказ близко к тексту со слов: «Затянутый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество»- до слов : «..и несёт их к костру»
6) Ночёвка Васютки возле речки.
Пересказ близко к тексту со слов : «Пошёл дождь»- до слов : «..забылся тяжким сном»
Выводы от пересказов о самой страшной для Васютки ночи:
Он храбрый, не побоялся сходить в сторону темного предмета, помнил, чему его учили, много знал из рассказов рыбаков и охотников. Мальчик был трудолюбивым, запасся дровами на ночь, наломал сучья, приволок сухую валежину, выворотил старый пень, развел костёр, приготовил еду из глухаря.
7) Встреча с Енисеем
Чтение наизусть до слов : «Неожиданно лес расступился»- до слов: «…закружилась над рекой»
8) Кто спас Васютку?
Чтение по ролям со слов : «Под утро он и в самом деле уловил равномерно повторяющиеся звуки» - до слов: «..домчим хлопца мигом.»
9) Встреча Васютки с дедом Афанасием, матерью и отцом.
Выборочное чтение
(словарная работа: подчеркиваем слова, которые передавали волнение, страх, радость близких при встрече)
10 )Как вы думаете, что мог рассказать Васютка отцу про озеро, которое отыскал?
Творческий рассказ
11) «Вот и озеро Васюткино»
Чтение наизусть со слов : «На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко» и до конца..
3 Подведение итогов:
1)Найдите слова отца и дедушки «Тайга, кормилица, хлипких не любит».
2) Какие волнующие страницы запомнились?
(как он вышел к речке, как хорошо знал все приметы:
Кровянистое небо - к ветру, вызвездило – к холоду, знал фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме.)
3)Как вы думаете, почему Васютка не пропал в тайге?
(Он находчивый, смелый, храбрый, умелый, трудолюбивый, умный.)
4 Вывод учителя:
В.П.Астафьев чуду природы не перестаёт удивляться: пишет ли он о птицах, об озере, о деревьях или животных. Все его рассказы наполнены глубоким поэтическим раздумьем о жизни, добротой к человеку, любовью к родной природе.
В этом рассказе затронуто много вопросов: об отношении людей друг к другу, о доброте , о взаимоотношении человека с природой, об умении страдать, сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою собственную.
Рассказ заставляет думать о жизни и смерти, горе и радости, о красоте природы.
Ещё учась в школе, Астафьев писал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро.
Это сочинение было признано лучшим и помещено в рукописный школьный журнал. Спустя много лет оно легло в основу рассказа «Васюткино озеро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Урок литературного чтения в 3 классе "Читательская конференция "По страницам детских журналов" с использованием кейс-метода"
Разработка урока по литературному чтению с использованием кейсов....
Читательская конференция по страницам любимых книг и журналов в 3 классе
Читательская конференция по страницам любимых книг и журналов...
Сценарий читательской конференции по поэме С.Маршака "Рассказ о неизвестном герое"
сценарий читательской конференци...
Читательская конференция по рассказу Куприна "Белый пудель"
Читательская конференция, направленная на формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на сонове традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе и др...
Читательская конференция в 3-4 классах по "Рассказам о войне" С.Алексеева
На читательской конференции дети знакомятся с биографией С.Алексеева и его рассказами "Сила", "Генерал Жуков" и "Генерал Федюнинский". К каждому из рассказов дано задание...
Читательская конференция «Родник души», 3-4 класс.
Читательская конференция «Родник души», посвещена к 180-летию Ы.Алтынсарина. Учащиеся расширят и углубят знания о творчестве Ы. Алтынсарина, о судьбе человека, ...