Урок обучения грамоте 1 класс. "Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф. Морское путешествие"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Каблак Ольга Валерьевна

Урок обучения грамоте с применением игровых, информационно -коммуникационных и здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc131 КБ
Office presentation icon bukva_f.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

Номер урока по теме: 1.

Форма урока: объяснение нового материала.

Цели урока: 

  1. Познакомить с новыми звуками и буквой.
  2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
  3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
  4. Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки,  книга со сказками А.С. Пушкина.

У учащихся: учебник  «Русская Азбука».

Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с  этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.

Этапы урока: I. Организационный момент – 2 мин.

                         II. Повторение изученного – 3 мин.

                         III. Постановка темы и цели урока – 1 мин.

                         IV. Работа над новым материалом – 15 мин. Физ. минутка.

                         V. Физ. минутка- 2 мин.

                         VI. Закрепление изученного – 10 мин. Физ. минутка.

                         VII. Итог урока – 2 мин.

 Ход урока:

  1. Организационный момент.

1. Готовность  к уроку.

  • Ребята, вы любите путешествовать?
  • Сегодня у нас необычный урок.  Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле.   Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу.  Эти качества помогут  преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.  Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.
  • Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

  • Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с                       местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

1. Дыхательная гимнастика.

а) дыхание грудью – рука на животе:

  • медленный вдох – медленный выдох;
  • быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
  • вдох по частям – выдох по частям;
  • медленный вдох – быстрый выдох;
  • вдох через нос – выдох через рот;

б) дыхание животом – рука на груди:

  • глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки;

А – для снятия физической и умственной усталости;

О – гармония, равновесие;

У – эмоциональное и психическое равновесие;

И – звук разума, радости; активизируется работа головного мозга, глаз, носа;

2. Артикуляционная гимнастика.

  • А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.  

Летела муха около уха Ж Ж  Ж

Летела оса около носа  С С  С С

Ползла змея        Ш Ш  Ш

Скакала лошадка   Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок  Р Р Р

Летел комар и звенел  З З З

  • Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.
  • Схема нашего маршрута на доске.
  • Отдать швартовы! Полный вперед.  На пути перед нами остров
  • « Повторялкино»

II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

1.  Работа с лентой букв.

- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

- Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

- Почему согласные буквы в 2 ряда?

- Почему ь знак отдельно?

2. Чтение басни Л. Толстого « Два товарища»

Чтение « цепочкой».

  • О чем эта басня? (эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах).
  • Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

Выборочное чтение.

  • Где были мальчики? Зачитайте.
  • Что с ними случилось?
  • Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?
  • Как повел себя медведь?
  • Что сказал мальчик, который слез с дерева?
  • Что ответил  второй мальчик?
  • Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).
  • Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

Чтение по ролям.

III.Зрительная гимнастика.

  • Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

    Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям .  слайд 1

- Впереди показался  остров « Звукино».

                   

  1. Знакомство со звуками [ф], [ф'].
  1. - Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.
  • Определите, какой одинаковый звук в этих словах.   слайд 2
  • Какой одинаковый звук услышали в этих словах?

2) Звуко-буквенный анализ слов: флаг, филин. Составляются схемы слов.

  • Ребята, что должно быть  на каждом корабле, чтобы было ясно из какой

     мы идём страны? ( флаг)

- Под каким флагом мы пойдем с вами?

– Произнесите слово «флаг» хором.
– Сколько в слове флаг слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова?
([ф])
– Какой он гласный или согласный?
(Согласный).
– Почему?
(Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий?
(Твердый).
– Звонкий или глухой?
(Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф].
(Согласный, твердый, глухой)
– Составьте схему слова флаг.
(Выполняют задание в тетрадях по чтению, один ученик составляет схему на фланелеграфе).
- Отгадайте загадку ( читает ученик)

Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)

- Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. Слайд 3.

- Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Давайте подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?

3) Игра «Тим-Том».

- На острове Звукино живут два веселых добрых человечка. Это Тим и Том. Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними.

(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, Томы, если мягкий звук [ф ’] – девочки, Тимы). Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин.

V. Знакомство с буквами.

- Наше путешествие продолжается  и мы  попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

  • Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']  ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).

Как же нам найти новую букву на острове?

 - Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:

- Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)

          слайд 4                             слайд 5                                             слайд 6                             

  • У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)

слайд 7                             

-  Когда мы пишем большую ( заглавную)  букву?

- Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв.  

VI. Работа по «Азбуке».

  • Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин»
  • Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

1)Чтение слогов-слияний: ( закрытые и открытые слоги)

  • шепотом (хором);
  • громко ( хором);
  • радостно ( девочки);
  • вопросительно ( мальчики)

    2) Игра «Засели их в домики» в соответствии со схемами.

  • На какие группы можно разделить слоги? По какому признаку?
  • Какие гласные смягчают согласные?

    3) Договаривание слогов-слияний до целого слова.

  • Жители острова могут называть только первые слоги, давайте

 попытаемся понять, что они нам хотят сказать.

Фа – фара, факел,    фо – форма, фокусник,    фу – фуражка, футболист,    фе – ферма, фен,   фи – фиалка, фигурист,    фы – фотографы.

  4) Чтение слов ( с. 195)

  • Прочитайте слова молча.
  • Какие слова вы запомнили?

Чтение слов « цепочка».

  • Какие незнакомые слова вам встретились?
  • Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)
  • Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.
  • Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.
  • Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

5) Работа над дикцией.

- Пираты спрятали букву.

- Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?

...лот плывет к родной земле,

 ...лаг на каждом корабле.

  • Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза.

А) с удивлением

Б) с радостью

В) печально

VII. Физкультминутка

  • Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой. Самое время повеселиться и станцевать матросский танец « Яблочко».

 - Наш путь лежит в бухту « Историческая»

 6) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 194-195. О старом и современном русском флоте.

  • Что вы видите на иллюстрации?
  • Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).
  • Как одним словом назвать, то что вы видите?
  • Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.
  • Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
  • Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
  • Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским,  какие к грузовым, а какие к военным?

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

  • «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).
  • Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.
  • Ребята, как  выглядит флаг на военных судах?
  • Расскажет вам о флаге мой помощник.

7) Доклад ( подготовленный ученик)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест.  Крест этот  называется  Андреевским.  Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I.  Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

8) Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина  (с.195)

- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I.  слайд 8   Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

(Читает учитель)

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 9   

Чтение детьми (жужжащее).

  • А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?
  • Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.

Чтение вслух хором (отработка выразительности). 

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

  9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 194)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

  • Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)
  • ( Показ книги со сказкой)
  •  Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)
  • Чтение отрывка парами. (1-3)
  • Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

VIII. Закрепление пройденного.

  • Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.
  • Работать вы будете по бригадам( группам)

1группа.

Из отдельных предложений составить текст. ( Предложения записаны на карточках и раздаются 6 ученикам)

По морю плыл большой теплоход.

Люди стояли на палубе.

Вдруг один мальчик упал в воду.

Поблизости плавали дельфины.

Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.

- О ком этот рассказ?

- Ребята, как можно озаглавить рассказ?

Выполняется электронная физминутка «Дельфины»

2 группа.

Составить  кусочки, чтобы получились слова. ( 2 ученика)

3 группа. ( все остальные учащиеся работают в парах)

Задание на развитие смысловой догадки.

  • Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло

     водой.  Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на      карточках. Дети работают в парах).

На  к…ждом  кора…ле   есть  …лаг.

Мы горди…ся  своим  могучим  фл…том.

Наш  флот х…дит  по всем морям и …кеанам.

Проверка : читают по 1  предложению хором по рядам.

VIII. Итог урока.

-Наше путешествие и урок подходят к концу.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что вы о ней узнали?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей  дружной командой. Молодцы! 

А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот .( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой . Звучит песня « Экипаж- одна семья» ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морское путешествие

Слайд 5

Ф ф Федя ходит руки в боки, Значит, выучил уроки.

Слайд 6

Ф ф Филин, в книжку залетев, Превратился в букву Ф .

Слайд 7

Ф ф Всем известно без подсказки, Буква Ф , как ключ из сказки, Никогда его у нас Не отнимет Карабас.

Слайд 8

Ф ф фу фе фы фи фа фё фо

Слайд 9

Петр I – первый русский флотоводец

Слайд 11

Санкт-Петербург

Слайд 12

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Слайд 13

Урок окончен. Всем спасибо!

Слайд 14

В данной презентации использованы ресурсы Интернет Электронная физминутка для глаз учителя начальных классов Галкиной Инны Анатольевны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.

Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....