Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx98.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени Героя Советского Союза П.Т. Пономарёва»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Гордеева Н.В.

протокол № 1

от  28 августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ № 22»

Никитина И.Н.

от 2 сентября 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №22»

Казакевич Л.С.

приказ № 210

от 3 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ГОРДЕЕВОЙ НАТАЛИИ ВАСИЛЬЕВНЫ

первой квалификационной категории

по литературному чтению в 4 а классе

Рассмотрено на заседании        

Педагогического совета        

Протокол № 1                        

От 31 августа 2015 г.                                    

2015-2016 учебный год

РАЗДЕЛ  I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю).

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

        Задачами курса литературного чтения  являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношений, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

        Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

         Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

         Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер.

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

        Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

        Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.

Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.

Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов. При этом  в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаковосимволические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике, так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

        

РАЗДЕЛ  II

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Волшебная старина

28

2

Пленительные напевы

30

3

Огонь волшебного рассказа

40

4

Все, что сердцу мило

38

Итого

136

РАЗДЕЛ  III

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА

№ п/п

Наименование темы

Содержание тем учебного курса

1

Волшебная старина

Крутим барабан времени. Путешествие во времени с помощью произв. искусства. Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы  и поговорки русского  земледельца. Наедине с книгой. Мир сказок. Подвиги Геракла. Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина .Отличие волшебных сказок от бытовых. Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. Особенности авторской сказки. Г. Х. Андерсена .

2

Пленительные напевы

Понятие «классической» поэзии. Формирование чувств причастности к отечественной истории и культуре.

Басня И. А. Крылова. Отрывок из стих. Н. Некрасова.

Наедине  с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в 19 веке. Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения. Особенности восприятия реального времени в стих .  Ф. Тютчева. В реальном мире волшебной сказки. Э. Т. А. Гофмана. Мир драмы. Где искать автора? Пьеса. Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь.

3

Огонь волшебного рассказа

Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам. Загадки авторской сказки. П. П. Бажова. Виды рифмы. Мир «детей» и мир «взрослых». Красота и выразительность. Хрупкость мира в шуточной интерпретации. Дневник, написанный собакой. Мир глазами ребёнка. Сила мечты и любви. Время во власти автора. Чудесное весеннее преображение. Искусство-мир чувств, впечатлений, переживаний. Мир семьи, друзей. Работа с аннотацией на примере юмористического рассказа.

4

Все, что сердцу мило

Тайны поэзии. А. Фета. Мир авторской сказки С. Козлова.

Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта. Поэтические секреты. Необычный герой и необычный мир в художественном  произведении. Сложное чувство одиночества. Вдохновения, творческого порыва. Строим воздушные замки. Авторская сказка-повесть. Работа с аннотацией. Размышления о времени и  себе. Фантастические рассказы. Твоё место в мире семьи, школы, города, страны. Размышления о времени и  себе. Путь взросления.

РАЗДЕЛ  IV

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ (базовый уровень)

Личностные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к

малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

      Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

 Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

РАЗДЕЛ  V

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Работа по курсу «Литературное чтение» обеспечивается УМК:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2014г.

2.Хрестоматия по литературному чтению для 4 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2014

3. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение», 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.

4.Березина Э.В.Поурочно – тематическое планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 4 кл.: - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.

РАЗДЕЛ  VI

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2014г.

2.Хрестоматия по литературному чтению для 4 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2014

1. Андерсен, Г. Х. Сказки / Г. Х. Андерсен. – М. : Эксмо, 2010.

2. Бунин, И. А. Собрание сочинений : в 2 т. / И. А. Бунин. – Калининград : Янтарный сказ, 2007.

3. Великие писатели. Справочник школьника / сост. О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.

4. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.

5. Красовский, В. Е. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе / В. Е. Красовский, А. В. Леденев, В. П. Ситников. – М. : Олма-Пресс : Образование : Слово, 2005.

6. Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов. – М. : АСТ, 2010.

7. Кун, Н. А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. – М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2010.

8. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов. – М. : Художественная литература, 1983.

9. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.

10. Маршак, С. Я. Стихи и сказки / С. Я. Маршак. – М. : АСТ: Астрель, 2010.

11. Пушкин, А. С. Сказки. Стихи. Поэмы. Повести / А. С. Пушкин. – М. : Эксмо, 2005.

12. Русский язык, литературное чтение. Справочник. 1–4 классы / под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д. : Легион, 2010.

13. Степанов, В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я : словарь-игра : книга для детей, учителей и родителей / В. А. Степанов. – М. : АСТ-Пресс, 1998.

14. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011.

15. Шедевры русской живописи : альбом (на рус., англ. яз.). – М. : Белый Город, 2007.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru

2. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.ru

3. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://www.nachalka.info

4. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru

5. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival. 1september/ru

РАЗДЕЛ  VI

ТАБЛИЧНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(примерное перспективно-тематическое планирование)


п/п

Тема

и тип урока

Планируемые образовательные результаты

Дата по плану

Дата по факту

Предметные УУД:

универсальные учебные действия

(УУД)

Волшебная старина.

1

Путешествие во времени с помощью произведений искусства. С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…»

ориентироваться в учебнике. Осознанно воспринимать вступительную статью автора. Соотносить впечатления от стихотворения с жизненным опытом.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Воспринимать многообразные

способы выражения авторского отношения. Декламировать стихотворение. Осознанно воспринимать учебный текст, информацию, представленную в виде пиктограммы, осмысливать систему заданий. Анализировать текст, давать его характеристику: Ориентироваться в содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Актуализировать, углубить знания о законах народной волшебной сказки. Пересказывать текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Писать сочинение - описание.  Анализировать сочинения (зачитывать лучшие целиком или отрывки), осознавать, уточнять с опорой на конкретные примеры критерии оценивания. Понимать различие сборника произведений от книги одного автора.

Уметь представлять читательский отзыв на принесенную книгу. Воспринимать информацию, найденную одноклассниками. Расширить представления о возможных путях и способах поиска информации. Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений. Воспринимать живописное полотно. Воспринимать учебное задание для групповой работы: определение сути задания, распределение обязанностей, временных рамок выполнения задания. Наблюдать черты сходства и различия данной авторской и народной волшебной сказки. Уметь представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики «Проверь себя», подготовленные в процессе работы над произведениями главы. Работать с лентой времени.

Познавательные УУД: отличать художественный текст от научного и научно - популярного;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– пересказывать текст по плану;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу,

отбирать способы ее решения;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих.

Личностные УУД: интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

– общее представление о мире профессий, их значении и содержании

02.09

02.09

2

 Пословицы и поговорки о времени и природе. Портрет В.И.Даля  кисти В. Перова.

03.09

03.09

3

 Законы волшебной сказки «Иван царевич и серый волк».  

04.09

04.09

4

Законы волшебной сказки «Иван-царевич и серый волк»

08.09

08.09

5

Законы волшебной сказки  «Иван - царевич и серый волк». В. Васнецов «Иван - царвич на Сером волке».

09.09

09.09

6

Отражение в сказке древних представлений о мире. Русская народная сказка «Летучий корабль»

10.09

10.09

7

Отражение в сказке древних представлений о мире. Русская народная сказка «Летучий корабль»

11.09

11.09

8

Волшебные помощники в русской нароной сказке «Летучий корабль».

15.09

15.09

9

Русская народная сказка «Летучий корабль». Испытания сказочного героя.

16.09

16.09

10

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность.

17.09

17.09

11

Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла.

18.09

18.09

12

Подвиги Геракла. Образ Кербера.

22.09

22.09

13

Подвиги Геракла. Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебных сказках

23.09

23.09

14

Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал».

24.09

24.09

15

«Как Илья из Мурома богатырем стал». Композиция и особенности языка, красота и своеобразие русской былины.

25.09

25.09

16

«Илья Муромец и Соловей - разбойник», другие русские былины.

29.09

29.09

17

«Илья Муромец и Соловей - разбойник», другие русские былины.

30.09

30.09

18

«Илья Муромец и Соловей - разбойник», .

01.10

01.10

19

Мотивы былины в художественном произведении А.К. Толстого «Илья Муромец».

02.10

02.10

20

Приметы исторического времени в былине

«Никита Кожемяка».

06.10

06.10

21

 Богатыри разных народов.

07.10

07.10

22

Жанр бытовой сказки. Отличие бытовых сказок от волшебных. «Что дальше слышно», «Как Иван - дурак дверь стерег».

08.10

08.10

23

Бытовые сказки. «Что дальше слышно», «Как Иван –дурак дверь стерёг», «Кашица из топора»

09.10

09.10

24

Мотивы бытовой сказки в художественном проиведении. С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата».

13.10

13.10

25

Особенности авторской сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

14.10

14.10

26

Особенности авторской сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

15.10

15.10

27

Наедине с книгой. Русская народная сказка «Мена»

16.10

16.10

28

«Проверь себя» итоговый урок темы.

20.10

Пленительные напевы

29

Понятие «классической» поэзии. В.Жуковский « Там небеса и воды ясны», А. Пушкин «Москва».

Предметные УУД: Осознанно воспринимать учебную

информацию из учебника и в исполнении учителя. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста.

Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Анализировать стихотворение через словесное рисование картин. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Декламировать стихотворение, выразительно читать на основе разметки текста. Осмысливать эстетическую и

нравственную ценность поэтического текста, высказывать собственное суждение. Анализировать стихотворение

с позиций: образ рассказчика, словесное рисование его портрета, места и роли, которую он играл в сражении. Осмысливать эстетические и нравственные ценности художе-

ственного текста через более пристальное рассматривание ис-

торических событий, переданных очевидцем. Выбирать отрывок текста, который показывает напряжение схватки, выразительно читать этот отрывок. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Инсценировать басни, деклами-

ровать. Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.  Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа. Формировать умение ориентироваться в тексте. Рассматривать и воспринимать картины. Анализировать образ главного героя: его портрет, занятия. Конструировать монологическое

высказывание. Выражать свою мысль в монологическом высказывании.

Познавательные УУД: пересказывать текст по плану; структурировать знания при сопоставлении текстов;  применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий; полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст; обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные УУД: выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;  осознавать этапы организации учебной работы;  принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;  использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

сотрудничать с учителем и сверстниками; грамотно формулировать вопросы;

используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;  принимать участие в коллективных проектах.

Личностные УУД: заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;  интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;  основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;  чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;  основы для принятия культурных традиций своей страны; общее представление о мире профессий, их значении и содержании.

21.10

21.10

Разные образы родины.

А.С. Пушкин «Москва…Как много в этом звуке…». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный».

30

22.10

22.10

31

Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

23.10

23.10

32

Образ рассказчика в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Бородино».

27.10

27.10

33

Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

28.10

28.10

34

Особенности жанра басни (на материале

Классических басен или басен современных авторов)

29.10

29.10

35

Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети».

30.10

30.10

36

Два мира Ваньки Жукова по рассказу А.П. Чехова  «Ванька»

10.11

10.11

37

 Два мира Ваньки Жукова по рассказу А.П. Чехова  «Ванька»

11.11

11.11

38

Два мира Ваньки Жукова по рассказу А.П. Чехова  «Ванька»

12.11

12.11

39

И.А. Бунина «Детство».Эмоциональный тон и характер воспоминаний .

13.11

13.11

40

Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание».

17.11

18.11

41

Л.Н. Андреева «Петька на даче». Художественный мир рассказа.

18.11

19.11

42

Л.Н. Андреева «Петька на даче». Два мира в рассказе.

19.11

19.11

43

Л.Н. Андреева «Петька на даче». Главный герой рассказа.

20.11

20.11

44

Л.Н. Андреева «Петька на даче». Главный герой рассказа и его прототип.

24.11

24.11

45

Ф.Тютчев «Смотри, как роща зеленеет» .Особое восприятие реального времени.

25.11

25.11

46

Образ реального мира в волшебной сказке

Э..Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

26.11

26.11

47

Реальное и чудесное в волшебной сказке

Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный

король».

27.11

27.11

48

В реальном мире волшебной сказки. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король».

01.12

02.12

49

Наедине с книгой Э.Гофман  «Сказка о твердом орехе».

02.12

03.12

50

Наедине с книгой. Э.Гофман  «Сказка о твердом орехе».

03.12

04.12

51

Наедине с книгой .В. Гауф «Карлик Нос»

04.12

05.12

52

Наедине с книгой В. Гауф «Карлик Нос»

08.12

09.12

53

М.Я. Бородицкая «В школу». Мир драмы. Общее представление о пьесе (на примере «Двенадцати месяцев» С.Я. Маршака).

09.12

10.12

54

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Мир драмы.

10.12

11.12

55

С.Я. Маршак «Двенадцати месяцев». Характеры героев и персонажей пьесы.

11.12

12.12

56

С.Я. Маршак «Двенадцати месяцев» . Характеры героев и персонажей пьесы.

15.12

16.12

57

Сложное чувство единения со всем миром.

С.Чёрный «Рождественское»

16.12

17.12

58

 «Проверь себя».

17.12

18.12

Огонь волшебного рассказа

59

Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..». Поэтические образы по стихотворению .

 Осознанно воспринимать вступительную статью автора учебника. Эмоционально и осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер. Понимать нравственные ценности

художественного текста, оттенки чувств в поэтическом произведении. Осознавать особенности построения стихотворения: использование риторических вопросов

в начале и конце стихотворения. Воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения к изображаемому. Воспринимать и сравнивать стихотворения  автора взрослого и стихотворение ученика 4 класса. Выразительно читать или декламировать стихотворение. Осознанно воспринимать содержание текста авторской сказки и оценивать его характер. Осознавать особенности сказки: присутствие рассказчика со своим характером, взглядом, манерой говорить. Уточнять детали, своеобразие повествования, особенности жизни, быта героев. Словесно рисовать  рассказчика для уточнения, нахождения в тексте деталей, рисующих его образ. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Уточнять основную идею произведения. Воспринимать читательские отзывы, составленные одноклассниками. Зачитывать цитаты из текста

в подтверждение или опровержение высказанного суждения. Анализировать стихотворение через словесное рисование картин. Анализировать сюжет. Обсуждать нравственные проблемы, затронутые в рассказе, формулировать выводы.

Демонстрировать умение ориентироваться в тексте. Соотносить впечатления от рассказа со своим жизненным опытом. Различать точки зрения героя рассказа и автора. Находить в тексте детали, рисующие образ. Делить рассказ на части, озаглавливать части. Исследовать, что же делает эпизод смешным. Формулировать законы смешного

Познавательные УУД:  полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст;

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;

– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:  выполнять учебные действия в устной,

письменной речи и во внутреннем плане;

– осознавать этапы организации учебной работы;

– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.

Коммуникативные УУД:  выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

– сотрудничать с учителем и сверстниками;

– грамотно формулировать вопросы;

– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

– принимать участие в коллективных проектах.

Личностные УУД: заинтересованное отношение к литератур-

ному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;

– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

– основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

– основы для принятия культурных традиций своей страны;

18.12

19.12

60

П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка».Загадки авторской сказки.

22.12

23.12

61

П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка». Нравственные проблемы. 

23.12

24.12

62

П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка». Общее представление о жанре сказа.

24.12

25.12

63

 П.П. Бажова «Огневушка - Поскакушка». Особенности композиции авторских сказок в отличие от народных.

25.12

26.12

64

П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка».  Основные мотивы и главная мысль сказки.

29.12

65

Наедине с книгой. П.П. Бажов «Голубая змейка»

12.01

66

Наедине с книгой. П.П. Бажов «Голубая змейка»

13.01

67

 А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Особенности рифмовки.

14.01

68

А.С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Понятие о видах рифмы. Три вида рифм – три разных образа.

15.01

69

 Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А.П. Чехова «Белолобый».

19.01

70

Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А.П. Чехова «Белолобый».

20.01

71

Наедине с книгой. А.Чехов «Каштанка»

21.01

72

Наедине с книгой. А.Чехов «Каштанка»

22.01

73

Наедине с книгой. А.Чехов «Мальчики»

26.01

74

Наедине с книгой. А.Чехов «Мальчики»

27.01

75

А.С. Пушкина «Зимнее утро». Красота и выразительность пушкинского стиха.  

28.01

76

А.И. Куприн «Мысли Сапсана о людях,

животных, Предметах и событиях».Необычное восприятие мира.

29.01

77

А.И. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

Нравственные уроки рассказа

02.02

78

С. Чёрного «Что ты тискаешь утенка?..»Бережное отношение к миру в шуточной интерпретации  

03.02

79

С. Чёрный «Дневник фокса Микки».

04.02

80

А.И. Куприн «Слон».

05.02

81

А.И. Куприн «Слон». Мир глазами ребенка.

09.02

82

 А.И. Куприн «Слон». Исцеляющая сила мечты и любви.

10.02

83

Обобщающий урок по произведениям

 А.И. Куприна

11.02

84

Чудесное весеннее преображение. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

12.02

85

Эмоциональное отношение к пробуждающемуся миру. М.М. Пришвин «Земля показалась».

16.02

86

Наедине с книгой. М. Пришвин «Старый гриб»

17.02

87

Наедине с книгой. М.  Пришвин «Старый гриб»

18.02

88

Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама».

19.02

89

Искусство – мир сокровенных чувств, впечатлений, переживаний. В.Д. Берестов «Семейная фотография».

24.02

90

Лирический герой В.Д. Берестова в стихотворении «Разлука».

25.02

91

Разнообразие интонации в рассказе

В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

26.02

92

Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Федина задача».

01.03

93

 Наедине с книгой. Н.Н.Носов «Тук-тук-тук»

02.03

94

Резервный урок

03.03

95

Резервный урок

04.03

96

Проверь себя

09.03

Все, что сердцу мило

97

Тайны поэзии. А.А. Фет «Это утро, радость эта...».

Предметные УУД: Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Анализировать поэтические образы. Рисовать словесные картины с целью осознания точности и важности. Выражать отношение к описываемому – собственное и авторское в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения . Рассуждать о нравственной проблеме, затронутой в авторской сказке. Выразительно читать произведение с определением логических ударений, пауз для точной передачи настроения. Формулировать простые выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Знакомиться с выставкой книг, сравнивать книги одинакового содержания, но разного художественного оформления. Воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения к изображаемому.Соотносить впечатления от стихотворения с жизненным опытом. Наблюдать черты, присущие авторской сказке и рассказу. Давать характеристику произведения: народное или авторское, определение жанра, с тем чтобы предположить, как будут развиваться события дальше, по каким законам. Понимать нравственную проблематику, затронутую в произведении, высказывать собственные суждения. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание произведения. Формировать умение ориентироваться в тексте большого объема. Подтверждать суждения цитатами из текста. Предполагать дальнейшее развитие событий. Представлять свой отзыв (аннотацию). Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение. Ориентироваться в прочитанном тексте, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Давать характеристику произведения. Вычленять известные средства художественной выразительности. Предполагать, как будут развиваться события дальше, по каким законам. Воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Познавательные УУД: полно и адекватно воспринимать художественный и научно - познавательный текст;

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;

– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусства.

Регулятивные УУД: – выполнять учебные действия в устной,

письменной речи и во внутреннем плане;

– осознавать этапы организации учебной работы;

– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в устной и письменной речи в форме монолога и участвовать

в диалоге;

– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

– сотрудничать с учителем и сверстниками;

– грамотно формулировать вопросы;

– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собесед ников

– принимать участие в коллективных проектах.

Личностные УУД: осознание нравственно_эстетической проблематики литературного произведения;

– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов;

– основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

– основы для принятия культурных традиций своей страны;

10.03

98

Образ весны и ручья в стихотворении Н.Н.Матвеевой «В лощинах снег…».

11.03

99

Мир авторской сказки С.Г. Козлова «Как Ежик с Медвежонком звезды протирали ».

15.03

100

 Сосредоточенность на эмоциональном

Состоянии героя. С.Г. Козлов «Лисичка».

16.03

101

Правда чувств в поэтических сказках

С.Г. Козлова

17.03

102

 Секреты творчества. По стихотворению

К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М. Шагала «Над городом».

18.03

103

Выражение подлинных чувств, жизненных

переживаний и ярких впечатлений .М.И. Цветаева «Красною кистью…», хокку японских поэтов.

22.03

104

Урок – праздник поэзии: читаем хокку.

23.03

105

Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю.И. Коваль

«Писатель - путешественник».

24.03

106

Портрет творческого человека. Ю.И. Коваль «Писатель - путешественник»

25.03

107

Сложное чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов «Парус».

05.04

108

Система образов в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Рождение творческого взгляда на мир.

06.04

109

Романтический мир современного подростка. В.П. Крапивин «Старый дом».

07.04

110

Фантастический мир в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Говорящие детали.

08.04

111

Художественный мир В.П. Крапивина. «Мальчик со шпагой»

12.04

112

Художественный мир В.П. Крапивина.

«Всадники со станции «Роса»

13.04

113

Строим воздушные замки . Е.А. Баратынского «Чудный град...» и А.А. Фета «Воздушный город»

14.04

114

 Строим воздушные замки .Б.В. Заходера «Воздушные замки» по картине Чюрлёниса « Корабли»

15.04

115

Авторская сказка – повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

19.04

116

Авторская сказка – повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

20.04

117

Авторская сказка – повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

21.04

118

 Авторская сказка – повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

22.04

119

Мир сказок С.Л. Прокофьевой. Знакомство с отрывками из сказок «Желтый чемоданчик».

26.04

120

Мир сказок С.Л. Прокофьевой. Знакомство с отрывками из сказок «Волшебник Алеша».

27.04

121

Жизненное кредо. Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах»

28.04

122

Поэтическое кредо.В. Хлебников «Мне мало надо!..», Т.М. Белозеров «Кладовая ветра».

29.04

123

Размышления о времени и о себе. В.Драгунский «Куриный бульон»

03.05

124

Размышления о времени и о себе. В.Драгунский «Куриный бульон»

04.05

125

Твое место в мире школы, города, страны

А.И. Мошковский«Пятеро в звездолёте»

05.05

126

Твое место в мире школы, города, страны

А.И. Мошковский «Пятеро в звездолёте»

06.05

127

Твое место в мире школы, города, страны

А.И. Мошковский«Пятеро в звездолёте»

10.05

128

Размышления об истории, о времени и о себе Ф.Д. Кривина «Часы, минуты, секунды»

11.05

129

Нельзя терять высоту. Духовно – нравственный урок притчи В.А. Солоухина. Стихотворение «Мерцают созвездья...».

12.05

130

Наедине с книгой. ЮЛевитанский  «Кораблик

13.05

131

Проверочная работа за второе полугодие

17.05

132

Наедине с книгой. К. Паустовский «Резиновая лодка

18.05

133

Наедине с книгой. Г. Скребицкий « Счастливый жучок» Наедине с книгой. Тим Собакин «До будущего лета»

19.05

134

Резервный урок

20.05

135

Резервный урок

24.05

136

Резервный урок

25.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...