открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по произведению Тютчева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_f.i._tyutchev_zima_nedarom_zlitsya._.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения во 2 классе
Цель урока: Задачи: | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»
Выполнила учитель начальных классов ГБПОУ «1-МОК» Сафонова М. В.
познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева и А.Плещеева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
|
Формируем УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника,осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. |
Планируе-мый результат | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
Оборудова- ние | Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (автор Горецкий) презентация; аудиозапись Вивальди «Времена года» Глазунова А.К. «Весна»; К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март» листы с заданиями для учащихся. |
Ход урока:
1. Оргмомент:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запомнить.
2.Подготовка к восприятию произведения.
- Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлых уроках? («Природа для поэта - любимая и живая»)
- А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе?
- Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкальных фрагментов.
(Звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима», Глазунов «Весна»).
- Может, кто – нибудь узнал эти пьесы?
-Что услышали в музыке? Что почувствовали?
- С какими временами года ассоциируется эта музыка?
-Это звучала музыка Вивальди «Зима» и Глазунова А.К. «Весна».
-Давайте рассмотрим репродукции картин, .(К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март»).
- Одинаковый ли на них пейзаж?
- Какой на них изображена Весна? Зима?
-По каким приметам вы догадались?
- Я думаю, вы догадались, что я совсем не случайно поставила музыкальные фрагменты и показывала вам эти репродукции.
- Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
- Все вы правы. Весна – удивительное время года. Многие люди из всех времен года выделяют весну. Как вы думаете почему?
О ней сложено много песен, стихов и загадок.
Так же весну и зиму очень часто представляют в женских образах. Как вы думаете, почему и какие образы могут быть? Сегодня мы будем говорить о зиме и весне, о тех явлениях природы, что связаны с ними, о людях, которые слагали стихи об этих удивительных временах года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.
3. Сообщение темы:
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века.
- Это Ф. И. Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Родился он 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в имении Овстуг. Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты».
4. Работа по теме урока
- Откройте учебник Найдите название стихотворения.
У Тютчева много прекрасных стихов о природе. Многие из них музыкальные, напевные.
- Что вы заметили? (Название дано по первым строчкам)
Чтение стихотворения(аудиозапись)
- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов.
Карточка №1.
хлопочет звон церковных колоколов в
особых торжественных случаях
недаром назло
взбесилась очень сильно разозлилась
нудит
наперекор еще больше
трезвон
пуще не напрасно, не зря
Физкультминутка
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай –
Что за тридевять земель,
Что за тридевять морей!
Там твое хозяйство
Ждет тебя заброшено,
Белым снегом запорошено!
Весна – красна!
Что принесла?
Теплое солнышко,
Красное летечко.
- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
. А какой вам представилась весна и зима?
- Какие чувства оно вызывает?
- На что похоже это стихотворение?
Прочитайте стихотворение самостоятельно (тихое чтение).
- Какие образы рисует поэт?
- Почему эти слова написаны в стихотворении с заглавной буквы?
- Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.
– Читает все, что говорится о действиях Зимы.
– Все, что говорится о действиях Весны.
- Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми)
-Как называется этот прием? (олицетворение)
- Послушайте еще раз стихотворение (чтение учителем), понаблюдайте за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовьтесь к выразительному чтению.
Прочитаем 1 строфу.
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
- Как автору удалось это показать. C помощью каких слов мы это почувствовали?
- Почему начала злиться Зима?
- В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? (весна в окно стучится.)
- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)
- Как прочитаем эти строчки? (тоскливо, радостно, игриво) (тренировка)
Прочитаем 2 строфу
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
- И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
- Как пробуждающаяся природа относится к Зиме. (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит). Введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.
- Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)
- Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость?
(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов)
- Как прочитаем эту строфу? (оживленно)
Прочитаем 3, 4,5строфу.
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
- Как автору это удалось?
- Какие слова мы выделим при чтении?
- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?
- Как прочитаем эту строфу
- А теперь прочитайте это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу(2 – 3 человека)
-Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?
Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны.
Весна Зима
Хохочет хлопочет
Шумит ворчит
Умылася взбесилась
Румяней стала пустила снежок
- Что вы заметили? ( Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы).
(Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)
- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы - наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне.
- Как называется такое яркое противопоставление? (контраст)
-Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст? (Для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.)
5. Итог урока:
- Ну, а теперь давайте попробуем ответить на вопросы,
Я прочитал стихотворение ____________________ .
В этом стихотворении автор показал ____________.
Поэт сумел передать______________ настроение.
Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что__________________________ .
Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.
- Скажите, кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?
6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...