Рабочая программа по предмету " Литературное чтение" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.cht_3_klass.docx | 59.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
В федеральном базисном плане на изучение литературного чтения во втором классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего-136 часов (34 учебные недели).
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– совершенствование всех видов речевой деятельности;
– приобретение умения работать с разными видами информации;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
– овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
– развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осо-знанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умению работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения; развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развитием умений определять художественную ценность произведения и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка), находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накоплением эстетического опыта слушания произведений изящной словесности; развитием поэтического слуха детей; обогащением чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений), осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического каталога, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.
Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, по-зволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по вос-произведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Говорение (умение говорить) (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопроса собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Работа со словом: умение распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме отета на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от-дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран), произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, дружбе, честности, юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(практическое освоение)
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки), определять основной смысл; определять художественные особенности произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их значения.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, сравнение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
(на основе литературных произведений)
Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий).
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Развитие умений различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи; сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения. созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 102ч ,3 ч в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты:
• осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
• применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
• составлять план к прочитанному (краткий, картинный);
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
• уметь слушать, осознанно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
• осуществлять поиск необходимой информации в художественных, научно-познавательных и учебных произведениях, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
• давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
• формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, «читательскую самостоятельность».
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связейя. построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностные результаты:
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, чес-тности; формирование потребности в систематическом чтении;
• овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов;
• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
• развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
По окончании 3 класса обучающиеся должны:
— бегло, выразительно читать текст;
— выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70 слов в минуту);
—улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
— составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
— устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
—описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
— самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
— научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
—уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
— давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
№ п/п | Содержание (тема) | Типы урока. Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата | Корректировка даты | |||
Содержание урока (Ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
Знакомство с учебником (1 ч) | |||||||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Урок открытия новых знаний 1 час | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова. | Формирование познавательного мотива. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Понимание относительности оценок или подходов к выбору | Постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того. Что уже известно и того, что ещё неизвестно. | ||
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 ч) | |||||||||
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. | Формирование ценности «чтение» | Знать систему условных обозначений. | Умение договариваться, находить общее решение. | Составление плана и последовательности действий | ||
3 | Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | Урок открытия новых знаний 1 час | Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. | Формирование познавательного мотива. | Ориентироваться в прочитанных произведениях. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. | Оценка, прогнозирование результатов. | ||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству. | Представлять что такое библиотека. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. | Оценка, прогнозирование результатов. | |||
5 | Урок путешествия в прошлое. Оценка достижений. | Урок рефлексии 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Иметь представление о старинных и современных книгах. | Умение договариваться, формирование социальной компетенции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (12 ч) | |||||||||
6 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. | Формирование познавательного мотива. | Прогнозировать содержание раздела. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | ||
7 | Русские народные песни. | Урок открытия новых знаний 1 час | Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. | Формирование моральной самооценки. | Выразительно читать тексты русских песен. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | ||
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
10. 11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование познавательного мотива. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | |||
12 -13 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | |||
14-15 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Умение договариваться, формирование социальной компетенции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | |||
16 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | Урок проектной деятельности 1 час | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | |||
17 | Оценка достижений | Урок рефлексии 1час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Формирование моральной самооценки. | Различать малые жанры устного народного творчества. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка. | ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (12 ч) | |||||||||
18 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Формирование потребности в чтении литературы. | Умение делать выводы с помощью учителя. | Умение выразительно и осознанно читать текст. | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
19 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | Урок проектной деятельности 1 час | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
20 | Русские поэты XIX—XX века. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
21 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | |||
22 | Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | Урок развития речи 1 час | Выделение нравственного содержания поступков, формирование системы морально-нравственных ценностей. | Поиск необходимой информации из прослушанных и прочитанных самостоятельно произведений. | Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать. | Прогнозирование результата. | |||
23-24 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» | Урок открытия новых знаний 2 час | Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Умение ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». | Урок открытия новых знаний 1 час | Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
26 | Подготовка сценария утренника «Первый снег». | Урок развития умений и навыков 1 час | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. | Смысловое чтение. Поиск и выделение необходимой информации. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | |||
27 | И. 3. Суриков «Детство». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование потребности в чтении литературы. | Умение делать выводы с помощью учителя. | Умение выразительно и осознанно читать текст. | Умение работать по предложенному учителем плану. | |||
28 | И. 3. Суриков «Зима». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
29 | Оценка достижений Путешествие в литературную страну | Урок рефлексии 1 час | Самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | ||
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 Ч) | |||||||||
30 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | ||
31-32 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | Урок открытия новых знаний 2 час | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | ||
33-34 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | |||
35 | Сравнение народной и литературной сказок. | Урок открытия новых знаний 1 час | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | ||||
36 | Особенности волшебной сказки. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | |||
37 | Рисунки | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | |||
38 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
39-40 | Басни И. А. Крылова. | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
41 | Инсценирование басни. | Урок –театр 1 час | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | |||
42 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
43 | Лирические стихотворения. | Урок открытия новых знаний 1 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
44-45 | Сравнение лирического текста и произведения живописи. | Урок открытия новых знаний 2 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
46 | Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | Урок открытия новых знаний 1 час | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | |||
47-48 | Рассказы Л. Н. Толстого. | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование потребности в чтении литературы. | Смысловое чтение. | Понимание относительности оценок или подхода к выбору. | Умение высказывать своё предположение на основе иллюстрации учебника. | |||
49 | Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои). Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль) | Урок открытия новых знаний 1 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
50 | Рассказ-описание. Л.толстой «Какая бывает роса на траве» | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
51 | Текст-рассуждение. Л.Толстой «Куда девается вода из моря» | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
52 | Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | |||
53 | Оценка достижений Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели») | Урок рефлексии 1 час | Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 ч) | |||||||||
54 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | ||
55 | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. | Урок открытия новых знаний 1 час | Воспринимать стихи на слух. | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | ||
56-57 | Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
58 | Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. | Урок открытия новых знаний 1 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
59 | Оценка достижений. Развивающий час (урок-обощение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2» | Урок рефлексии 1 час | Оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | ||
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 ч) | |||||||||
60 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
61-62 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
63-64 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
65-66 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | |||
67 | Оценка достижений. КВН. | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ч) | |||||||||
68 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | ||
69-70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Определять особенности сказки и рассказа. | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | ||
71-73 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. | Уроки открытия новых знаний 3 часа | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
74-76 | А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. | Уроки открытия новых знаний 3 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
77 | Оценка достижений. Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы» | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ- 1 (7 ч) | |||||||||
78 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
79-80 | Саша Чёрный. Стихи о животных. | Урок открытия новых знаний 2 час | Читать стихотворение отражая настроение. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
81-82 | А. А. Блок. Картины зимних забав. | Урок открытия новых знаний 2 час | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | |||
83 | С. А. Есенин «Черёмуха» | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
84 | Оценка достижений. Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1» | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 ч) | |||||||||
85 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | ||
86-87 | М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | ||
88-89 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
90-91 | В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
92-93 | В. Бианки «Мышонок Пик». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
94-95 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | |||
96-97 | В. П. Астафьев «Капалуха». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
98-99 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Уроки открытия новых знаний 2 час | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | |||
100 | Оценка достижений. Урок-конференция «Земля- наш дом родной» | Урок -рефлексии 1 час | Самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение договариваться, формирование социальной компетенции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (7 ч) | |||||||||
101 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | ||
102 | С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | Урок открытия новых знаний 1 час | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | ||
103 | А. Л. Барто «Разлука». «В театре». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
104 | С. В. Михалков «Если». | Урок открытия новых знаний 1 час | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
105-106 | А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | |||
107 | Оценка достижений. | Урок рефлексия 1 час | Самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение договариваться, формирование социальной компетенции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | ||
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (13 ч) | |||||||||
108 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
109 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | Урок открытия новых знаний 1 час | Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
110-112 | А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». | Уроки открытия новых знаний 3 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
113-117 | М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». | Уроки открытия новых знаний 5 часов | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | |||
118-119 | Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
120 | Оценка достижений. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (7 ч) | |||||||||
121 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
122 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | Урок открытия новых знаний 1 час | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной. | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
123-124 | Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». | Уроки открытия новых знаний 2 часа | Формирование познавательного мотива. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. | |||
125 | Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». | Уроки открытия новых знаний 1 час | Формирование чувства прекрасного. Формирование ценности «любовь» к природе. | Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. | Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; прогнозирование результата. | |||
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | Урок открытия новых знаний 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
127 | Оценка достижений. Читательская конференция «По страницам детских журналов» | Урок рефлексии 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (9 ч) | |||||||||
128 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Урок открытия новых знаний 1 час | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | Формирование моральной самооценки. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). | ||
129-131 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. | Уроки открытия новых знаний 3 часа | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. | Эмоциональное «проживание» текста, умение выражать свои эмоции. | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение работать по предложенному учителем плану. | ||
132-134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Уроки открытия новых знаний 3 часа | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
135 | Оценка достижений. | Урок рефлексия 1 час | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | ||
136 | Повторение пройденного. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» | Урок рефлексии 1 час | Формирование мотивов достижения и социального признания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. | Проговаривание последовательности действий на уроке. | |||
ИТОГО - 136ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь / М. В. Бойкина. Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2014.
2. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения : метод. пособие к учеб. «Литературное чтение» : 2 кл. / Л. Ф.Климанова. – М. : Просвещение, 2012.
3. Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению : 3 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. В. Кутявина. – М. : Вако, 2012.
4. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
5. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
6.Кутявина С.В., Литературное чтение.3 класс. Контрольно-измерительные материалы.-4-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2014.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение. 3 класс» Л. Ф. Климанова и др. (CD).
Материально-технические средства:
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
• Компьютерная техника.
• Интерактивная доска.
• Видеопроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"
Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс», М.: Вентана-Граф, 2008...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.
Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Э. Э. Кац «Литературное чтен...