«Колосок».Украинская народная сказка в обработке С. Могилевской.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Аннотация к уроку литературного чтения.
Урок литературного чтения по теме: «Колосок».Украинская народная сказка в обработке С. Могилевской.
Изучается во 2 классе. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по развитию кругозора и речи учащихся. Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературного чтения.
Урок имеет большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass_kolosok.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
1.Киреева Марина Анатольевна
2.Класс: 2
3.Предмет: Литературное чтение
4.Тема урока: «Колосок».Украинская народная сказка в обработке С. Могилевской.
5.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
6.Цель урока: стимулировать интерес к чтению сказок.
Задачи
- Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять жанр произведения, тему и главную мысль сказки, определять отличительные признаки сказки, давать характеристику героям ;
- Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
- Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся – учебник, тетрадь.
Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | (Слайд 1) -Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. -В хорошем настроении начнём наш урок. Успехов вам и удач! Садитесь девочки, садитесь мальчики. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | ||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения. | Беседа. Определение темы. Обобщение учителем. Чтение учителем. Первичная проверка понимания . Беседа о прочитанном произведении, выявление темы. | -И наш урок мы начнём с пословицы: «Повторение – мать учения» (Слайд 2) -Как вы её понимаете? -А теперь давайте поработаем в парах и вспомним, что мы изучали на прошлых уроках литературного чтения. Перед вами на партах лежат листочки с заданиями. Соедините слова двух столбиков. (Смотреть приложение 1). -А теперь проверим правильность выполнения задания, в этом нам поможет компьютер. - Посмотрите на экран и прочитайте 1-ую запись. -Что это такое? -Почему вы так думаете? -Какому слову из 2-го столбика соответствует следующая запись? -Докажите ваше мнение. - Какое определение подойдёт следующим словам? - Что мы называем небылицей? - Кто знает, что обозначает запись «Белые пёрышки»? -Дайте определение сказки. -Как можно назвать следующие слова? -Докажите. -Какому слову из 2-го столбика соответствует следующая запись? -Объясните, почему вы так считаете? - Вам встретилось слово «Колосок», что это такое? - Как вы понимаете смысл слова колосок? Вы когда- нибудь видели колосок? - Можем ли мы по названию произведения спрогнозировать к какому жанру оно относится? - А как нам проверить наши предположения? - Так какая тема нашего урока? - Исходя из темы урока поставим задачи. - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы поработаем с произведением «Колосок», выясним его тему, главную мысль, к какому жанру относится, познакомимся с его героями. - Ребята, сейчас я вам прочитаю произведение «Колосок», а вы внимательно послушайте. - Какое настроение у вас вызвало это произведение? Почему? - Какой момент сказки привлёк ваше внимание? -Можем ли мы сейчас определить тему нашего произведения? - Ещё о чём? - Как тема произведения связана с заголовком? | - Чем больше повторяешь, тем больше знаешь. Дети работают самостоятельно в парах. -Человек без друзей - что дерево без корней. -Пословица. -Пословица- произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. - Считалка. - Считалка-жанр фольклора. Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение ролей в игре. - Небылица. - Небылица - произведение фольклора, которое содержит вымысел. Лживое сообщение, враньё. - Название сказки. - Сказка- произведение фольклора, повествующее о чём-то необычном, невероятном. –Загадка. - Загадка- жанр фольклора. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. - Скороговорка. – Скороговорка - произведение фольклора, которое нужно произнести быстро, не запинаясь. - Название. - Колосок- это соцветие злакового растения, в котором есть плод- зерновка, а стебелёк- это соломинка. -Сказка, небылица, загадка. - Познакомиться с произведением «Колосок». - Произведение «Колосок». -Познакомиться с произведением «Колосок». Определить:1) тему произведения; 2) главную мысль; 3) жанр произведения. Учиться правильно и выразительно читать.
- В произведении говорится о мышках и петушке. – Как они из колоска сделали пироги. -Из колоска сделали пироги. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Работа с учебником. Чтение сказки «Колосок», с.38. Беседа о прочитанном произведении, выявление темы. | - Много работы пришлось выполнить героям нашего произведения, чтобы испечь пироги. - А сейчас вы самостоятельно перечитаете текст и подчеркнёте слова обозначающие какую работу выполняли петушок и мышата, чтобы испечь пироги. - Давайте найдём это произведение в учебнике. Как будем искать? |
- Обратимся к оглавлению. Учащиеся самостоятельно читают и подчёркивают слова. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы. |
Физминутка. | Вы ,наверное, устали? Ну ,тогда все дружно встали. Петушок совет вам даст Наклоняйся 10 раз. Вот мышат двоих слова Чтоб спина была пряма Поднимайся на носочки Дотянись до колосочка. А теперь вам мой совет Если будешь прыгать, бегать Проживёшь ты много лет. Я дала вам отдохнуть? Отдохнули. Снова в путь! | |||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Работа с учебником. Беседа после чтения. Беседа о прочитанном произведении выявление темы, характера героя. | - Давайте вспомним, как звали наших героев? - Почему мышатам дали такие имена? -Почему назвали петушка Голосистое горлышко? - Как вы понимаете слова «чуть свет»? - Что однажды произошло? - Что предложили мышата сделать с колоском? - Кто же выполнил эту работу? -Объясните значение слова молотить. - Чем в это время занимались мышата? - Кто знаком с игрой лапта? (Слайд ). - Рассмотрите рисунок на с. 39. Какому эпизоду можно его отнести. Зачитайте. - Что предложили мышата на этот раз? Зачитайте. - А кто знает ,что такое мельница? (Слайд ) - А кто понёс зерно на мельницу? Зачитайте. - Чем занимались мышата? - Объясните значение слова «чехарда». - Как встретили мышата петушка? - Что мышата посоветовали сделать петушку? Прочитайте. -Какую работу выполнил петушок? Зачитайте. (Слайд ). - А мышата что делали? | - Петушок Голосистое горлышко и мышата Круть и Верть. - Потому что они только и знали, что крутились и вертелись. -Потому что он вставал чуть свет и всех песней будил. – Очень рано, как только солнышко взошло. - Петушок нашёл колосок. - Обмолотить. - Эту работу выполнил петушок. – Молотить- выколачивать зёрна из колосьев. - Играли в лапту. - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть. -Затеяли чехарду. – Чехарда- игра, где прыгают друг через друга. - Стали его хвалить.
-Замесил тесто, натаскал дров, затопил печь, посадил в неё пироги. - Песни пели, плясали. | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
5. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания. | Беседа о прочитанном произведении. Выражение мнения с приведением аргументов. Чтение по ролям. | - Какой самый напряжённый момент в этом произведении? - Давайте этот момент в тексте прочитаем по ролям. - Как вы думаете с каких слов мы начнем чтение? - Назовите действующих лиц. - Подумайте, как будете читать за петушка Голосистое горлышко, а как за беззаботных и весёлых мышат, чтобы при чтении показать голосом характер персонажей. - Молодцы, ребята! Выразительно читали, старались голосом, мимикой, жестами передать характеры героев. Садитесь на свои места. | - Когда все сели за стол. - Автор, петушок и два мышонка. Дети одеты в шапочки-маски сказочных героев. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания. | -Ребята, скажите, как вели себя мышата, когда увидели, что петушок накрыл стол? - Почему Круть и Верть вылезли из-за стола? - Правильно ли поступил петушок, что не стал их удерживать? - А как бы поступили вы на месте петушка? - А как автор говорит об этом? Прочитайте. -Можно ли сказать, что мышата полностью отрицательные герои? - Ребята, мы видим сколько работы проделал петушок и что в это время делали мышата. - Как можно охарактеризовать петушка? Какой он? - А какие мышата? (Слайд ) | - Их звать не пришлось, сами сели за стол. -Им стало стыдно. - Да, таких лодырей надо было проучить. - Нет, они всё поняли и сами вылезли из-за стола. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Работа с пословицами. Моделирование обложки. | -Ребята. Мы с вами обсудили тему, дали характеристику главным героям. А теперь давайте подумаем какова главная мысль нашего произведения? - Дети, посмотрите на экран. Прочитайте пословицы. Какая из них наиболее точно отражает главную мысль текста? Почему?
- Вернёмся к началу урока. -Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? Докажите. Да. Наши предположения подтвердились. - Скажите о ком эта сказка? - Кто автор этой сказки? ( Слайд ) - А сейчас давайте поработаем в парах и смоделируем обложку нашего произведения. Посовещайтесь с соседом, какую обложку вы выберете. - Готовы? - Сверьтесь с соседом. Что у вас получилось. - Давайте проверим вашу работу. Компьютер предлагает несколько моделей обложки. - С каким вариантом вы согласитесь? Почему? | - Чтобы есть пироги нужно трудиться. - Это сказка. Животные не умеют разговаривать, не могут испечь пироги. Есть зачин. ( Дети читают зачин). -О животных. - Народная украинская сказка. | |
8.Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера. | -Итак. Сегодня на уроке мы познакомились с украинской народной сказкой «Колосок». - Чему учит это произведение? | - Учит тому, что главное в жизни – трудолюбие, справедливость, честность, ответственность. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |
9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | --А теперь, ребята, давайте вырастим свой колосок, каждое зёрнышко которого будет обозначать положительные качества человека. Выберите их. ( Слайд ) -Вот такой колосок мы с вами вырастили. -Но вы видите, что некоторые зёрнышки остались незаполненными. Мы будем читать новые произведения, узнавать другие хорошие качества и постепенно наполнять наш колосок. Домашнее задание. - Я благодарю вас за внимание. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"
Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"...
Конспект урока "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))
Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения. Дети знакомятся с приемами обработки русских народных сказок....
Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"
В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...
Разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 2100" на тему "Война грибов с ягодами" (русская народная сказка в обработке Владимира Даля).
Урок расширяет представление учащихся о жанрах литературных произведений. знакомит детей с обработкой народной сказки., учит видеть различие между народной сказкой и её обработкой автором. Дети учатся...
Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). 2 класс
Тема урока: Украинская народная сказка «Колосок» (в обработке С. Могилевской). Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» (дополнительное чтение)№ урока по тематическому ...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 2 класса на тему: "Колосок" (Украинская народная сказка)
Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 2 класса на тему: "Колосок" (Украинская народная сказка).Задачи:Закреплять знания детей о литературных жанрах, знания о видах сказок.Разви...
Технологическая карта урока литературного чтения "Украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения украинской народной сказки в обработке С. Могилевской «Колосок»Задачи урока:Дидактические:Знать содержание сказки; ...