Учебно-методический комплект 2 класс ШР "В.Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Изак Дарья Николаевна

Конспект урока по литературному чтению

Тема: В.Осеева «Волшебное слово»

 

 

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

 

Планируемые результаты:

- предметные: познакомиться с творчеством В.Осеевой, с рассказом «Волшебное слово»; отрабатывать навыки выразительно читать, передавая настроение с помощью интонации.

        

- личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием,  знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать басню как особый жанр литературы.

 

Оборудование: учебник: Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий – Литературное чтение 2 кл. 2 ч., учебная презентация, аудиозапись В.Осеева «Волшебное слово».

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_slovo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: В.Осеева «Волшебное слово»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемые результаты:

- предметные: познакомиться с творчеством В.Осеевой, с рассказом «Волшебное слово»; отрабатывать навыки выразительно читать, передавая настроение с помощью интонации.

        

- личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием,  знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать басню как особый жанр литературы.

Оборудование: учебник: Л.Ф.Климанов, В.Г.Горецкий – Литературное чтение 2 кл. 2 ч., учебная презентация, аудиозапись В.Осеева «Волшебное слово».

Тип урока: урок открытия нового знания

Этапы

Время

Содержание

УУД

Орг.момент

Мотивационный

1 мин

- Ребята, встаньте, подравняйтесь. Прозвенел звонок – начался урок.

- Мы начинаем урок литературного чтения, садитесь.

Л: самоорганизация

Постановка учебной задачи

3 мин

3 мин

4 мин

2 мин

2 мин

Речевая разминка

-Начнем наш урок с речевой разминки. Посмотрите на доску. Здесь вы видите буквосочетания. Давайте прочитаем их хором. Только девочки/мальчики. Хорошо.

- Здесь вы видите скороговорку. Послушайте её. (Бык тупогуб тупогубенький бычок). Давайте отработаем её по частям. А теперь всё вместе. 1 ряд,2,3. Прочтите с радостной интонацией, с грустной, с удивленной, с испугом, со злостью. Отлично.

Актуализация знаний

- Мы продолжаем работать над разделом «Я и мои друзья». Посмотрите на слайд, здесь вы видите строчки из разных произведений. Ваша задача – вспомнить, откуда эти строки. («…Открываю я глаза… А она куда-то делась! Но искать не захотелось», «Но очень подружились за нашею игрой», «…и всё вокруг неё там, в больнице, уже совсем другое, не грустное, даже не чужое…», «А нынче я снова счастливым был. Нет,нет! Мой Вовка меня не забыл!»)

- Отрывка из какого произведения не хватает? (два пирожных) Кто автор этого произведения? Какая основная мысль рассказа? Чему он нас учит?

- Дома вам необходимо было подготовить выразительное чтение рассказа. 1 минута на подготовку. Проверяем. (3-4 ученика)

- Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

« . . .!» - я кричу.

« . . .!» - кричу я вслед,

Всем идущим на обед.

« . . .!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

О. Дриз.

- Поработайте в парах, обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.

( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый вечер») Какие ещё добрые слова вы знаете? Зачем они нужны?

- Как думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово». Определите цели на урок.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: структурирование знаний

П: ориентироваться в своей системе знаний

Р: действовать с учетом выделенных учителем

К: умение договариваться, работая  в группе, выполнять правила работы в группе

Р: контроль, коррекция

Р: определение целей урока самостоятельно, с помощью учителя

Решение частных задач

2 мин

1 мин

8 мин

- Познакомимся с биографией писательницы.

Биография автора

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.

А еще я хочу добавить:

1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

2. Призы и награды: Награждена медалью "За доблестный труд в ВОВ 1941-45 гг.»

3. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? Исходя из названия, как вы думаете, будет ли рассказ грустным, юмористическим или поучительным?

-  Перед тем, как прочитать рассказ, давайте выясним смысл некоторых слов.

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

- с.87. Приготовьтесь слушать внимательно. После вы ответите на вопросы.

- Вы прослушали рассказ.

- Назовите главного героя рассказа.

- Понравился вам мальчик? Почему?

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

- Кто помог мальчику?

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

К: умение слушать других

П: анализ

П: осознанное слушание Т

П: построение речевого высказывания в устной форме

Динамическая пауза

1 мин

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Решение частных задач

4 мин

4 мин

3 мин

3 мин

- Давайте прочитаем рассказ еще раз. После повторного прочтения вы ответите ещё на несколько вопросов. (по цепочке)

- Ответьте на вопросы. Найдите в тексте ответы и зачитайте их.

- Как старик понял, что у Павлика что-то произошло?

- Как вёл себя Павлик с бабушкой, Леной, братом?

- О чём Павлик узнал от старика?

-Как нужно произносить волшебное слово?

-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)

-Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

- Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым.)

- Ребята, посмотрите на слайд. Выберите пословицу, которая подходит к нашему рассказу.  

   Друзья познаются в беде.

   Вежливости открываются все двери.

   Крепкую дружбу и водой не разольешь.

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Посмотрите на слова. Подберите к каждому слову качество, противоположное по смыслу (зло, ненависть, грубость, капризный, грусть) Какие из качеств характеризуют Павлика до встречи со стариком? После?

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осознанное чтение Т

К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей

П: анализ

П: соотнесение

Итог урока

Рефлексия

4 мин

- Скажите, с каким рассказом мы познакомились на уроке? Назовите автора.

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

- Чему учит ваш рассказ Валентины Осеевой?

- Как вы поняли название рассказа «Волшебное слово»? В чём заключается его волшебство?

- д/з выразительно читать.

- Урок окончен.

К: построение речевого высказывания

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Учебно-методический материал (2 класс)

Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников    Выступление на ШМО...

Авторская адаптационная учебно-методическая разработка практической и прикладной направленности "От слова к делу" для обучающихся 1-4 классов (для специальной коррекционной школы 8 вида)

Обогащение, расширение имеющихся знаний по развитию речи и математике, систематизация и закрепление ранее пройденного материала....

Учебно-методическое пособие (1 класс) на тему: Письмо Деду Морозу

Письмо Деду Морозу. Шаблон для первоклассника. Есть текст письма от девочки, и текст от мальчика. В помощь учителю начальных классов....

Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)

Учебно-методический материал для начальной   школы  "Этикет  общения. Слова  вежливости"  представлен  из  выражений, расположенных  по темам:  "Приветстви...