Урок по литературному чтению: "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Открытый урок по литературному чтению, тема: В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter._cht.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».  Обобщающий урок.

Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия:   «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам;  взять из сказки что-то нужное, важное для себя.

Задачи:

  • обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.

  • развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать; развивать речь, память, воображение

  • воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности

  • следить за произношением; закреплять правильное произношение звука ц на материале слов и слогов.

Оборудование: слова-прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники.

Ход урока

I Организационный  момент.  Проверка слуха.

II Фонетическая зарядка.

 С хорошей песней и дело спорится.

 Прочитать пословицу медленно, чётко; быстро.

III Работа над сказкой

– С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке? Слайд №1

– Послушайте сообщение о жизни и творчестве этого писателя (инд. д/з) Сообщение:

В.Ф.Одоевский (1803 - 1869)
Володя Одоевский рано стал сиротой, воспитывался у своего дяди П.И.Одоевского.
В 13 лет он был определен в Московский благородный пансион и окончил его с золотой медалью в 1822 году.
В 1826 году Одоевский переехал в Петербург и вскоре женился.
Литературная деятельность Владимира Фёдоровича началась ещё в Москве, но первая книга «Пестрые сказки с красным словцом...» вышла в Петербурге лишь в 1833 году.
Одоевский также был превосходным музыкантом, изучал старинную и современную музыку, изобрёл музыкальный инструмент «Себастианон» и подарил его Петербургской консерватории.
В 1861 году писатель переехал в Москву.
Похоронен Одоевский в Донском монастыре.

– С каксй сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?

 (Слайд №2):

 - У этой сказки есть эпиграф.

 Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

рубить платки –
студенец –
горница –
почивать –

- Вот теперь значения всех слов понятны, а  мы продолжим работать над сказкой.

          - Назовите  главных героев сказки.

                (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)

- Где жил Мороз Иванович?

      (В колодце)

- Почему он жил в колодце?

    (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)

- Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?

     (В слове «Рукодельница» два корня –рук-  и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А  

       «Ленивица» от слова лень.)

- Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.

- Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.

- Какая беда случилась с Рукодельницей?

           (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)

- Кто встретился ей в колодце?

           (Пирожок и яблочки)

- О чем они ее попросили?

          (Пирожок попросил достать его из печки.  Яблочки на яблоне попросили потрясти.)

- Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

         (За него она должна была три дня прослужить)

- Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

         (Руки ее окостенели и пальчики побелели)

- А что нужно было Ленивице в колодце?

      (Заработать горсть пятачков )

б) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой и  появится главный герой сказки.  Догадайтесь, кто это?

 Ученик:

 Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест.      

       (Мороз Иванович)

- Ребята он понравился вам в сказке?

- Каким он был?

      (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой     бородой)

- А вот еще один герой сказки.

Рукодельница:

Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь.

      (Рукодельница)

-  Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович. Послушайте, как они повстречались.

Сценка (по ролям).

Рукодельница: Здравствуй, дедушка!

Мороз Иванович:

Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой колодец опустила.  Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива - тебе же хуже. А теперь мне пора спать.

- В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте.    

      (Рукодельница принялась взбивать снег.....

       Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.

       Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)

- Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?

Ученица:

Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:

“Нянюшка дай булочки”

“Нянечка завяжи башмачки”

- Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.

- Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.

Сценка.

Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?

Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.

Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.

- Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и прочитайте.

                      (“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”

                       “Пришла на кухню, да не знает, что делать...”)

- Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?

- А Ленивица какая?

     (На доске карточки: трудолюбивая,  скромная,  ленивая,  неуважительная,  грубая,

       добрая, умная, злая, жадная, заботливая.)

На доске появляется таблица:Слайд №3, 4

                                 

                             Рукодельница                            Ленивица

                              трудолюбивая                        ленивая
                             скромная                                  неуважительная
                             заботливая                               грубая
                             добрая                                       злая

                              умная                                          жадная

в) Работа над пословицами. Слайд № 5

     На доске пословица:

- Как вы понимаете эти пословицы?

- Когда Рукодельница трудилась она напевала рукодельную песню. Вот видите, труд  приносит людям радость.

- Прочитайте пословицу про лень:

              

- Как вы понимаете ее?

- За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу?

    (За труд)

- Что дал он ей в награду?

   (Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик)

- А как он отблагодарил Ленивицу?

 (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт)

- А почему он ее так наградил?

      (не любила трудиться)

- Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по-разному?

V Итог урока

- Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?

- На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?

- Почему?

- Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где    волшебство?

- Наша сказка подошла к концу.

  Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.

                                          Доброта с годами не стареет.
                                         Доброта от холода согреет.
                                         Если доброта, как солнце светит,
                                         Радуются взрослые и дети.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения"Мороз Иванович"

конспект урока литературного чтения...

тест по литературному чтению "Мороз Иванович"

проверка знаний по сказке "Мороз Иванович"...

Урок литературного чтения " Мороз-Воевода" Н.А.Некрасов

Урок  чтения 3 класс Тема: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода» Цели урока:1.Знакомство с отрывком из произведения Некрасова « Мороз, красный нос» 2. Способствовать формированию навыков рабо...

Урок литературного чтения " Мороз-Воевода" Н.А.Некрасов

-Как вы думаете, а как сам поэт относится к своему герою?(восхищается, любуется, подтвердите предложениями или словами из текста.)- Ребята, я хочу услышать,  как же вы читаете?- прочитайте столби...

Конспект урока по литературному чтению «Мороз Иванович» Одоевский В.Ф. 3 класс

конспект урока по литературному чтению 3 класс, программа Школа России...