Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему "Н. Булгаков, "Анна, не грусти""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otnoshenie_detey_v_proizvedenii._n._bulgakova._anna_ne_grusti.docx | 58.07 КБ |
anna_ne_grusti.pptx | 139.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 «А»
Тема урока: Отношение детей в произведении Н. Булгакова «Анна, не грусти!».
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова;
- формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков;
- работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.
Планируемые результаты:
предметные:
- развивать слуховое восприятие, память, внимание, словесно-логическое мышление.
личностные:
- воспитание трудолюбия, уважения к чужому труду.
Оборудование: презентация, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий в 2 – х частях., С.79 – 84.
Тип урока: комбинированный.
№ | Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный | ≈ 1 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя | К.: настрой на урок. |
2 | Мотивационный Словесный: ответы на вопросы, слово учителя | ≈ 2 | Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!” Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. А сейчас начнём наш урок как обычно с жужжащего чтения. | Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. П.: строят речевое высказывание. |
3 | Постановка цели урока. Основная задача. Жужжащее чтение.Проверка домашнего задания.Словесный: ответы на вопросы Словесный: слово учителя Антиципация чтения. Первичное чтение учителем с прогнозированием. Физминутка Перечитывание текста учащимися по цепочке. Беседа по содержанию. Словесный: ответы на вопросы Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | ≈ 7 ≈ 10 | Жужжащее чтение.Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее, свою книгу. Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание. Слайд. “Друг – это ...” Закончите, пожалуйста, фразу: “Друг – это ...”
Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.
Что такое милосердие? Найдите значение слова доброта и милосердие. Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. Посмотрите на слайд, попробуйте составить правильное название нашей темы урока. Определите цель и тему урока. Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Николая Булгакова “Анна, не грусти!” Поговорим о писателе. Николай Булгаков. Кто – то из вас встречался с его произведениями? Что вы знаете об этом писателе? Священник Николай Булгаков родился в Москве. Учился на факультете журналистики МГУ. Первый рассказ был опубликован в 1966 в «Комсомольской правде». В 1976-м вышла первая книга. В 1975-1976 – нес армейскую службу. Работал в редакциях целого ряда газет, журналов, писал для телевидения и радио. Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? Предположите. Закройте учебники, слушайте внимательно. В конце прочтения ответьте на вопрос. Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»? Почему прогноз оказался неточным? а) Первичное восприятие произведения. Какое чувство вызвало это произведение? Что понравилось? Чем? Что не понравилось? б) Словарная работа Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов). Спе-ци -аль-ная – специальная. Проведем физминутку! “Холодно – жарко”. Подул холодный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются (“смена времён года” проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц. Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста. Примерный план 1. Случай на горке. 2. Описание больницы. 3. Аня рассматривает больничную палату. 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается Подумайте, что при пересказе нужно рассказывать подробно, а что пропустить. Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? Почему больницу называют особой, строгой? Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? Почему Катя стала счастливая? Подберите синонимы к слову печальная. Почему Аня заплакала, увидев Катю? Как девочки разговаривали через стекло? Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце? Чему радовалась Катя, лёжа в больнице? А почему Аня оставалась печальной? Чему учит нас Булгаков своим рассказом? В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду. Работа с иллюстрацией. Работа в парах. Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе? У вас есть магнитики, а на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова: узнал, понял, удивился. Поставьте магнитики на те слова, которые стали вашим открытием на сегодняшнем уроке. Чему мы учились сегодня на уроке? Д/З: стр. 78 – 84, читать, отвечать на вопросы | Читать жужжащим чтением. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. Отвечать на вопросы учителя Определять тему, цель урока. Слушать информацию об авторе. Слушать произведение. Читать трудные слова по слогам. Выполнять упражнение, данные учителем. Читать текст по цепочке. Отвечать на вопросы учителя. Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал Подводить итоги. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Л: Настрой на ЗОЖ. К: формулируют ответы и выводы. |
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараемся понять, Многое хотим узнать! |
Ребята, сегодня на уроке мы будем разгадывать математическую тайну! Чтобы открыть новую математическую тайну, проведём математическую разминку: Вычислим цепочку примеров: 32+8+40-30+20-62+14+2=24 Сегодня 24 февраля. Запишите число. Что мы знаем о числе 24? (Анализ числа 24) Запишите это число, продолжите числовой ряд в порядке уменьшения на 4. Проверим. Оцените свою работу. Определи закономерность, продолжи числовой ряд: 2, 4, 6, 8, 10, 12…(+2) 3, 5, 7, 9, 11, 13…(+2) Чем отличается верхний ряд чисел от нижнего? (Чётные, нечётные числа) А это задание посложней… …, 14, 21, 28, 35, …, … (закономерность +7) Запишите. Проверим. Оценим. |
Хорошо размялись, теперь можно двигаться дальше. Сегодня отправляемся в сказку, а какую сейчас узнаете, выполнив задание с созвездиями. Представьте число в виде одинаковых слагаемых Итак, это сказка … «Белоснежка и семь гномов» Кто читал эту сказку? Назовите авторов. А) Задание 1 Верные друзья Белоснежки пришли на урок. Каждый имеет своё имя собственное: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Все они не сидят без дела, трудятся. Первый гном, Понедельник, любит играть в кубики. Он предлагает посчитать сколько кругов в каждом кубике. Работам в паре. Кто быстрее! (Дети получают листочки с изображением кубиков) Установка: «Помните, в торопливости нет мудрости! Подумайте, как УДОБНЕЕ посчитать? Посоветуйтесь друг с другом» Покажите результат. Сделаем вывод: «Удобнее считать группами» Сколько кругов в кубике? (4) Сколько кубиков? (3) Это значит ПО 4 КРУГА ВЗЯЛИ 3 РАЗА Как мы можем записать это? Запишем: 4+4+4=12 (к.) Б) Задание 2 Гном Вторник хочет угостить своих друзей гномов грушами. У него есть 4 тарелки, на каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш всего есть у гнома Вторника? Сколько груш в одной тарелке? (3) Сколько всего тарелок? (4) Это значит ПО 3 ГРУШИ ВЗЯЛИ 4 РАЗА Как мы можем записать это? Запишем: 3+3+3+3=12 (г.) |
Гном Среда решил решить выражения, но понял, что забыл, как это делается. Поможем гному. 2+2 = 4 5+5+5=15 3+3+3+3+3+3+3+3+3+3+3+3=? Где у вас возникло затруднение? Как же решить эту проблему? Но как же это записать? Давайте послушаем совет Белоснежки 3х12= 36 Догадались, какая тема, цель нашего урока? Что же такое умножение? Белоснежка - сказочная героиня. Давайте проверим математические знания. Прочтем правило в учебнике на странице 48 Вывод: Что такое умножение? Сложение одинаковых слагаемых. Ведь умней умножить раз, Чем слагать всё целый час! Гном Четверг предлагает заменить сложение одинаковых слагаемых умножением. Запишем: 6+6+6+6+6=…..6х5 7+7+7+7+7+7=…7х6 b+b+b+b+b=…bx5 Какое число повторяется? Сколько раз повторилось число? 5+6+7+8+9=? (ловушка: разные слагаемые) 7+7-7+7-7=? (ловушка: + и -) Проведем физминутку! А) Работа по карточкам в группах Гном Пятница большой затейник. Он предлагает наоборот: умножение заменить сложением 15х3= 36х4= Cx2= Bx6= Xx7= Б) Сравните не вычисляя. 20+20+20…20х3 40+40…40х3 8+8+8+8…8х2 В) Гном Суббота предлагает поработать в парах. Задание в группах: придумать примеры на сложение, заменить сложение умножением. |
Слайд № 11 Расскажем гному Воскресенье Что нового узнали на уроке? Чему учились? Какое задание было трудным? Оцените свою работу на уроке. Что же такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых) Работа над ошибками, стр. 48, №5, №3 |
Приветствие учителя. |
Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!” Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. А сейчас начнём наш урок как обычно с жужжащего чтения. |
Жужжащее чтение.Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее, свою книгу. Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание. Слайд. “Друг – это ...” Закончите, пожалуйста, фразу: “Друг – это ...”
Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.
Что такое милосердие? Найдите значение слова доброта и милосердие. Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. Посмотрите на слайд, попробуйте составить правильное название нашей темы урока. Определите цель и тему урока. Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Николая Булгакова “Анна, не грусти!” Поговорим о писателе. Николай Булгаков. Кто – то из вас встречался с его произведениями? Что вы знаете об этом писателе? Священник Николай Булгаков родился в Москве. Учился на факультете журналистики МГУ. Первый рассказ был опубликован в 1966 в «Комсомольской правде». В 1976-м вышла первая книга. В 1975-1976 – нес армейскую службу. Работал в редакциях целого ряда газет, журналов, писал для телевидения и радио. Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? Предположите. Закройте учебники, слушайте внимательно. В конце прочтения ответьте на вопрос. Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»? Почему прогноз оказался неточным? а) Первичное восприятие произведения. Какое чувство вызвало это произведение? Что понравилось? Чем? Что не понравилось? б) Словарная работа Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов). Спе-ци -аль-ная – специальная. Проведем физминутку! “Холодно – жарко”. Подул холодный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются (“смена времён года” проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц. Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста. Примерный план 1. Случай на горке. 2. Описание больницы. 3. Аня рассматривает больничную палату. 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается Подумайте, что при пересказе нужно рассказывать подробно, а что пропустить. Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? Почему больницу называют особой, строгой? Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? Почему Катя стала счастливая? Подберите синонимы к слову печальная. Почему Аня заплакала, увидев Катю? Как девочки разговаривали через стекло? Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце? Чему радовалась Катя, лёжа в больнице? А почему Аня оставалась печальной? Чему учит нас Булгаков своим рассказом? В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду. Работа с иллюстрацией. Работа в парах. Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе? У вас есть магнитики, а на доске плакат с улыбающимся солнышком, на лучиках которого написаны слова: узнал, понял, удивился. Поставьте магнитики на те слова, которые стали вашим открытием на сегодняшнем уроке. Чему мы учились сегодня на уроке? Д/З: стр. 78 – 84, читать, отвечать на вопросы |
Деятельность учителя. |
Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на продуктивную работу. |
Начнем наш урок с повторения. Послушайте загадки. На предыдущем уроке мы говорили о том, какие же правила безопасности нужно соблюдать дома, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире. Посмотрите внимательно на эти знаки и скажите, что они означают. К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться мокрыми руками: может сильно ударить током. Не берите в руки бутылочку с надписью «Уксус». Это очень опасное вещество. Горячий чайник нужно брать прихваткой или кухонным полотенцем. Иначе можно сильно обжечься. А если пожар всё-таки возник. По какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных. (Пожарных вызывают по телефону 01. При этом чётко сказать, по какому адресу пожар.) |
А о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, посмотрев на картинки. Демонстрируются картинки: лес, ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые. (Слайд) Так о чем же мы будем говорить? (Какие опасности подстерегают нас в лесу) Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? (Ответы учащихся) Тема нашего урока «Лесные опасности». |
Опасности нас могут подстерегать не только дома, но и в лесу. И сегодня мы отправимся в путешествие по лесу. Работа в парах. Обсудите в паре, какие опасности вас могут подстерегать в лесу. (Ответы учащихся) Скажите, какие опасности нас подстерегают в лесу? -можно заблудиться -много грибов: съедобные и несъедобные -много разных ягод -в лесу нас могут ужалить и укусить Разговор о грибах А о чем мы сейчас будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку: И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. Посмотрите внимательно на слайд и назовите съедобные грибы. (Ответы учащихся) Но не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Поэтому надо запомнить: во-первых, если ты не знаешь, какой гриб перед тобой,- не бери его. Во-вторых, ядовитые грибы надо хорошо знать. И в первую очередь узнавать бледную поганку. Этот гриб зовут лесной смертью. Съешь одну шляпку или кусочек ножки – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства. Рассказ подготовленного ученика. Мухомор очень красив. Он высоко над землёй поднимает свою красную шляпку на белой ножке. В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или другое насекомое прикоснётся к этой воде, она погибает. Наверное, поэтому и назвали этот гриб мухомором. Но и у съедобных грибов есть опасные двойники. Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки – белый гриб. Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки. Очень горький! Это желчный гриб. Опёнок осенний – ложный опёнок Шампиньон – бледная поганка (Демонстрируются слайды) Проверка. А сейчас я проверю, как вы запомнили грибы. На столе лежат картинки с грибами, вы выбираете только съедобные грибы и прикрепляете на доску. Разговор о лесных ягодах. А какие ещё опасности подстерегают нас в лесу, вы узнаете, отгадав следующую загадку: Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Слайд) В лесу много разных ягод. Встречаются, как съедобные, так и ядовитые. Работа в парах. На столах лежат карточки с названием ягод, ваша задача, с соседом по парте выбрать съедобные ягоды. Мы поговорим о ядовитых ягодах. Рассказ подготовленного ученика. Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Может быть, поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим. Опасны и ягоды, они могут вызвать очень сильное отравление. Рассказ подготовленного ученика. Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними – круглую чёрную ягоду. Она напоминает глаз, а за чёрный цвет назвали вороньим. Ягода эта красивая, но не бери её в рот – она ядовита. - Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожными и не пробовать незнакомые ягоды на вкус. Работа по учебнику. Прочитай текст на стр.29 учебника. ! - уже знал эти сведения; + - новая для меня информация; ? – это мне непонятно, возник вопрос; -- - думал иначе. О какой лесной опасности вы узнали? О каких жалящих насекомых вы узнали? (Жалящие насекомые.) Как защитить себя от укуса жалящего насекомого? Перечислите правила. А теперь поговорим, что же надо делать, если вы заблудились.
|
Давайте проведем физминутку! |
Выполнение заданий в рабочей тетради – с.17 |
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, что вы узнали для себя что-то новое и интересное. - Что полезного узнали на уроке? - Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес? |
Оцените себя по лестнице успеха. Если вы все поняли, и вам было интересно на уроке, поставьте себя на 3 ступень. Если урок вызвал у вас затруднение, поставьте себя на 2 ступень. Если вам было ничего не понятно, поставьте себя на 1 ступень. |
Приветствие учителя. |
Ребята, скажите, с помощью чего мы общаемся? (Поприветствуйте друг друга с помощью жестов и мимики) Повернитесь к своему соседу и поприветствуйте его с помощью речи. Какая бывает речь? Из чего она состоит? Как называются слова? (Части речи) Какие части речи вы знаете? Ребята, а что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто?) Отгадайте словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся по его лексическому значению. На стене висит давно,
|
Ребята, откройте учебник на странице 48. Прочитайте стихотворение в упражнении 80. Найдите в стихотворении имена существительные. Назовите имена существительные, которые есть в стихотворении. (работники, столяры, плотники) Почему? (потому что они отвечают на вопрос кто?) Что такое имя существительное? Что оно обозначает? Почему имя существительное получило такое название? Обратимся к учебнику на странице, 47. Назовите профессии людей, которые встретились вам в стихотворении. Какие еще части речи вы знаете? (признак предмета и действие предмета) На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто?) Приведите примеры своих профессий, которые отвечают на вопрос кто? (машинист, повар) Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей, животных: кто? (ученик, петух). Такие имена существительные называются одушевленными. Приведите пример одушевленного существительного. Определите тему урока и цель урока. Откройте учебник на странице 49, упражнение 81. Прочитайте задание. Запишите свои слова, которые отвечают на вопрос кто? Прочитайте свои примеры. Проведем физминутку! Откройте учебник на странице 50, упражнение 84. Прочитайте стихотворение внимательно. Как вы думаете, что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает выделенное слово? Как вы думаете, какой части речи относится? Выпишите выделенные имена существительные. Что обозначает слово река? – признак предмета. На какой вопрос отвечает? (на вопрос что?) Являются ли выделенные слова – одушевленными? (нет). Почему? (отвечают на вопрос что?) Обратимся к правилу. Вопрос Что? мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей, животных: Что? (пенал, сахар, картина). Такие имена существительные называются неодушевленными. Приведите свои примеры слов, которые отвечают на вопрос Что? Игра «Найди лишнее». 1. Пальто, ножницы, бабочка. 2. Собака, автобус, яблоко. 3. Ножницы, кошка, корова. Объясните свой выбор. На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными. Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными. Чем вам понравился урок? В каких заданиях у вас возникли трудности? Поднимите руку те, кто считает, что сегодня он все понял и справился со всеми заданиями на «отлично» Поднимите руку те, кто считает, что сегодня он что – то не до конца понял и не со всем справился Поднимите руку те, кто считает, что сегодня он ничего не понял и ничего не сделал. С какими существительными мы сегодня с вами познакомились? На какой вопрос отвечают одушевленные существительные? На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные? Работа над ошибками, прочитать и выучить правила на странице 48 и 50, упр. 86. |
Я надеюсь, что наш урок пройдет с пользой, настройтесь на работу, проверьте, как вы сидите, уберите всё лишнее с парт. Молодцы! |
Чтобы узнать, что мы будем изготавливать, отгадайте загадку. Эта вещь очень, конечно, всем нужна, На прошлых уроках мы с вами рассмотрели народный костюм и его особенности. Мы говорили, что все костюмы раньше шили вручную. Детали одежды сшивали с помощью швов. Шов — это линия соединения деталей из ткани, кожи, бумаги нитками. Швы бывают стачными и украшающими, ручными и машинными. В прошлом году мы с вами уже знакомились с разными видами швов. Вы каждый день пользуетесь деньгами? На что вы их тратите? В чем хранятся ваши деньги? Что такое кошелек? А что еще можно класть в кошелек? Кто из членов вашей семьи пользуется кошельком? Сегодня на уроке мы постараемся изготовить кошелек. Но без чего мы не сможем сшить кошелек? (без стежков) Для начала познакомимся и выполним строчку косых стежков. Перед тем как приступить к работе над поделкой «Кошелек», необходимо научиться выполнять шов «через край». «Шов „через край“ используется для обработки края ткани вручную. Подготовьте нитку с иголкой, отмерьте длину нитки через локоток, возьмите кусок ткани. Шов выполняется косыми стежками. Ткань прокалывают все время с лицевой стороны слева направо, постоянно откидывая свободную часть нитки направо. Можно прошить шов второй раз в обратную сторону, получив декоративные уголки». Затем учащиеся читают план работы в учебнике (с. 65) и под руководством учителя тренируются выполнять шов. Какие необходимые материалы и инструменты мы с вами возьмем для работы? (ткань, нитки, пуговица, мыло или мягкий карандаш, ножницы, игла, наперсток), Вспомним правила работы с материалами и инструментами, способ разметки (разметка ткани по шаблонам), Способ сборки (шов «через край»), варианты использования. |
ся ниже колена. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу – удерживать в теле. По мнению древних, следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Штаны у русских носили только мужчины. Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса. Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку – полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку – подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи – длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками – гасниками. – Что общего в женском и мужском национальных костюмах? Прежде чем начать работу над костюмами, нужно обязательно повторить правила разметки деталей. Ведь от этой операции во многом зависит качество готовых изделий. Вспомним правила безопасности при работе с ножницами и иголкой. Затем учащиеся составляют план работы с учетом плана в учебнике (с. 66): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. Давайте посмотрим на план работы. Проверим рабочее место. Давайте вспомним, как правильно нужно работать с иголкой и ножницами. Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз. Что нужно сделать до начала работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд. Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество игл и булавок в игольнице; убрать рабочее место. Техника безопасности при работе с ножницами
Правила Техники безопасности при работе с иголками и булавками.
1. Строчку стежков выполняй слева направо. 2. Проколоть ткань иголкой с лицевой стороны и вытянуть нить на изнаночную сторону. 3. Снова проколоть ткань с лицевой стороны чуть правее места первого прокола и вытянуть нить на изнаночную сторону. 4. Повторяй эту операцию до завершения шва. Свободную часть нити постоянно откидывай направо.
|
Физкультминутка Вот мы руки развели |
А теперь давай те начнём работать. |
По мере готовности ученики помещают свои работы на доску. Ребята. Вывешивайте свои готовые работы на доску. |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готов помочь в беде Умеет хранить тайну Добрый, чуткий Тот, кто посочувствует Верный, преданный Честный
АННА, ЕН РГСТУИ!
МИЛОСЕРДИЕ – это сострадательное , доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку
Спе-ци-аль-ная – специальная. Про-ко-ря-бал – прокорябал . Полу-ле-жа-ла – полулежала. Встре-пе-ну-лась – встрепенулась. Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную . Трол-лей-бус – троллейбус. За-пла-кан-ное – заплаканное.
1. Случай на горке. 2. Описание больницы. 3. Аня рассматривает больничную палату. 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...
Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»» + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...