Урок литературного чтения по сказке С.Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ступникова Марина Сергеевна

Данный урок поможет открыть перед учащимися сказочный мир шведской писательницы – Сельмы Лагерлеф; осмысливать название произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; находить ключевые слова в тексте;  самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;;осуществлять информационный поиск, научит сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, сравнивать, анализировать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok-igra.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ступникова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ЦО № 19»

Интегрированный урок в 4 классе  «Необыкновенное путешествие»                (по сказке С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса                                              с дикими гусями»)

Тип урока:  урок - путешествие

Цели:

Образовательная: открыть перед учащимися сказочный мир шведской писательницы – Сельмы Лагерлеф.

Задачи:

Развивающая:

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.

Воспитывающая:

воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе: учиться договариваться, контролировать эмоциональное состояние, учиться пользоваться правилами работы в группе;

воспитывать интерес к литературному творчеству народов мира.

Обучающая:

уметь формулировать вопросы, выделять главную мысль произведения;

активизировать знания учащихся о природных зонах;

побуждать к размышлениям о месте человека в жизни;

формировать умение выразительного чтения;

формировать умение давать характеристику героям;

формировать умение находить ключевые слова в тексте;

формировать умение работать с различными источниками информации.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты    

                                                                                                                                       - личностные результаты:   учитывать позиции, мотивы и интересы участников моральной дилеммы при её разрешении;   формировать адекватную самооценку, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

-предметные результаты: осмысливать название произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью;   находить ключевые слова в тексте;  самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;

-метапредметные результаты: уметь осуществлять информационный поиск, сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, сравнивать, анализировать, обобщать.

Информационно-технические ресурсы УЗ: лист с заданиями; ЭОР;  физическая карта мира;  книга С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; конверты с карточками для групповой работы, словарь иностранных слов; выставка книг; кроссворд,; бумажные «льдинки»; компьютер, проектор, экран;.

Организация пространства.  работа в парах, группах, индивидуальная работа,

Подготовительная работа  учащихся: прочитать сказку С. Лагерлёф, разделиться на 4 команды, выбрать капитана и название, вспомнить сказки, в которых произносятся волшебные заклинания.

Подготовительная  работа учителя: раздать задания капитанам; написать                   «зашифрованное» письмо;  для игры приготовить «льдинки» (вырезать из белой бумаги);  начертить кроссворд; сделать карточки «Природные зоны».

Ход урока:

  1.  «Как объединились быль и небыль»

Учитель:

- Ребята, вы знаете, кто такие путешественники?

- Была ли у вас возможность совершить путешествие?

- У вас сегодня появился шанс – отправиться в путь. Это будет не поездка на автомобиле, не полёт на самолёте, и даже, не морской круиз. Необыкновенное путешествие мы совершим на … гусях. Мы не станем первооткрывателями, ведь Нильс Хольгерсон  сделал это раньше. Но зато вы сможете узнать много нового об удивительной стране Лапландии, доказать, что вы умеете дружить и понять, кто такой настоящий человек. А поможет нам в этом замечательная книга Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Источник -https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

- Откуда же родом автор сказки? (Из Швеции)

- С семи лет Сельма мечтала стать писательницей. Хотя и родилась она в бедной семье, смогла многого добиться: стала учителем, потом автором удивительного учебника географии родной страны. В детстве  бабушка и тетушка рассказывали маленькой девочке сказки шведского народа. Повзрослев, Сельма решила писать учебник в виде сказки. Для этого автору пришлось объехать многие области страны, изучать историю, биологию, зоологию и, конечно, географию. Чтобы заинтересовать детей, Лагерлёф решила придумать маленького человечка Нильса Хольгерсона».  

Источник -http://www.libtxt.ru/lagerlef_selma

- А вот  история о стае диких гусей, которые сманили за собой на север домашнего  гусака, бала подлинной. Он ведь действительно вернулся осенью с гусыней и девятью гусятами. Объединив быль и вымысел, получилась интересная сказка – учебник, которую любят и шведские ребята, и дети из разных стран.

Источник -http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/

- Итак, в путь! Начинаем нашу игру «Необыкновенное путешествие».

                       

  1. Конкурс «Подготовка к путешествию»

Учитель:

- Этот конкурс поможет определить  самого внимательного читателя. Каждой команде необходимо ответить на одинаковое количество вопросов. Если ответ даётся с первой попытки, команда получает 2 балла. Если со второй –        1 балл.

 Любимое дело Нильса. (Стрелять в воробьёв из рогатки, крутить хвост коту)

 Откуда появился гном? (Из сундука)

 Как звали любимого гуся главного героя? (Мартин)

 Кто рассказал Нильсу о нашествии крыс? (Аист)

 Как Мартин попал в плен? (Его поймали дети)

 Гусыня – предводительница диких гусей. (Акка)

 За что были наказаны люди из сказочного богатого города? (За гордость)

 Кто такая Сирле? (Белка)

 Где спрятался Нильс от Бронзового человека? (В шляпе Розен бума)

 Что предлагал мальчику  гном взамен свободы? (Золотую монетку)

 Птенца какой птицы приютила гусыня Акка? (Орла)

 Куда летели дикие гуси? (В Лапландию)

 К кому попал Нильс, когда его сбросил ветер? (В берлогу к медведице)

 Что узнал от Бронзового и Деревянного за одну ночь мальчик? (Историю морского флота)

 Какие птицы помогли отыскать волшебную дудочку? (Совы)

 Кого Нильс посадил на цепь? (Лиса Смирре)

(Источник - С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

  1. Кроссворд «Сказочные путешественники»

Учитель:

- Нильс совершил своё путешествие на гусях. Необычное средство передвижения! Командам предстоит отгадать непростой кроссворд.

 

 

1.

П

 2.

О

 3.

Л

 4.

Б

 5.

О

 6.

Т

 7.

И

 8.

Н

 9.

К

 10.

А

- По вертикали записано имя накситралля, который со своими товарищами Муфтой и Моховой Бородой путешествовали на машине по белому свету из сказки Э. Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».

Задание. Вспомните других героев сказок, которые совершили необыкновенное путешествие:

1. Вместе с Чебурашкой и Крокодилом Геной ехала на крыше голубого  вагона. (Шапокляк)

2. Из норы крота на ласточке в тёплые края. (Дюймовочка)

3. Капитан яхты « Беда», совершивший путешествие вокруг света. (Врунгель)

4. Отправился на орле в Африку. (Айболит)

5. Мальчик, отправившийся на чудесном тракторе в деревню Простоквашино. (Фёдор)

6. Вместе с Волькой совершил полёт на ковре самолёте. (Хоттабыч)

7. Попала в Волщебную страну из Канзаса в фургоне, поднятом ураганом. (Элли)

8. Прилетел на ядре в лагерь турецкого войска. (Мюнхаузен)

9. Коротышка из Цветочного города, совершивший полёт на воздушном шаре в Зелёный город. (Незнайка)

10. На огурце – самолёте вместе с Самоделкиным вылетел из магазина игрушек на улицу. (Карандаш)

Источник - Сухин И. Хоббиты, Добывайки. Гномы и прочие. – М.: Новая школа, 1994.

  1. Конкурс – игра «Бег по льдинкам».

Учитель:

- Ребята, вспомните, кто из героев сказки С. Лагерлёф участвовал в увлекательной игре «Бег по льдинкам»? (Лис Смирре и Нильс)

- В этом непростом состязании победил самый находчивый – Нильс. Предлагаю и вам игру, в которой каждый участник команды сможет проявить быстроту и ловкость.

Условия: количество участников – 6 человек; 5 бумажных «льдинок».

Игроки двух команд становятся в колонну. Первому участнику выдаются « льдинки». Игра начинается по сигналу учителя. Первый игрок двигается вперёд только по бумажным «льдинкам»: кладёт на пол и наступает на неё. Добежав до стула, возвращается назад, собирая все льдинки, и передаёт их следующему участнику команды. Остальные выполняют аналогичные движения.

Задача игроков - не заступать за « льдинки», чтобы не получать штрафных очков, и как можно быстрее преодолеть игровое поле.

Источник - Никитина В. 300 лучших игр для детских праздников. – М.: Дом XXI  век, 2007.

  1. Конкурс «Расшифруй запись».

Учитель:

 - Сказку Сельмы Лагерлёф переводили многие русские авторы. В одном переводе говорится, что Нильс превратится в человека только тогда, когда будет зарезан белый гусь. А по версии другого переводчика мальчику всего лишь необходимо было произнести заклинание. У вас появилась возможность разгадать запись, выполненную на необычном языке. Подсказка: ищите знакомые буквы русского алфавита, составляйте слова.  Команда, выполнившая задание быстрее всех, получает дополнительный балл.

Источник - http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/

S Т  Ы  П  Р  Е  В  Р Ω А Θ Т Ψ И

Σ Ш > Ь Ζ С Ξ Я Ι В ϑ Ч Ν Е # Л  О  В

 Е  К  А ,  Е  С % Л  И ϑ Г Υ У [ С

 Ь β В λ Е ϖ Р υ Н ω Ё θ Т ζ С { Я τ Д π О

ϒ М  О  Й.

Ответ: «Ты превратишься в человека, если гусь вернётся домой»

                     

  1. Конкурс «Волшебные заклинания».

Учитель:

- Орёл Горго рассказал Нильсу слова заклинания. Кто сможет их назвать?

                                   «Стань передо мной,

                                     Как мышь перед горой,

                                     Как снежинка перед тучей,

                                     Как ступенька перед кручей,

                                     Как звезда перед луной.

                                     Бурум – шурум,

                                     Шалты – балты.

                                     Кто ты? Кто я?

                                     Был – я, стал – ты»

 Источник - С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

- Вам уже встречалось заклинание, подобное тому, что орёл узнал от сов?

- Что может означать такое сходство?

- Имеется в виду русская народная сказка «Сивка- Бурка» и заклинание:

                                      Сивка- бурка.

                                      Вещая каурка,

                                      Встань передо мной,

                                      Как лист перед травой!

Источник -  русская народная сказка «Сивка- Бурка»

- Сходство заклинаний означает то, что обе сказки относятся к жанру волшебной сказки, что в обеих идёт речь о превращении. Для перехода из одного состояния в другое нужна помощь волшебного слова – заклинания.

- В сказках часто используются волшебные слова. Без них её и невозможно представить. Вы должны были вспомнить, в каких произведениях использовались заклинания и приготовить вопросы соперникам:

1 загадка:    «Крекс, фекс, пекс»

Источник -  А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

2 загадка:    «Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики»

Источник - А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

3 загадка:    «Лети, лети, лепесток,

                        Через запад на восток,

                        Через север, через юг,

                        Возвращайся, сделав круг.

                        Лишь коснёшься ты земли,

                        Быть по-моему вели».

Источник -  В. Катаев «Цветик- семицветик»

4 загадка:    «Земля, прощай! В добрый путь!»

Источник -  русская народная сказка «Волшебный корабль»

5 загадка:     «Горшочек, вари!»

Источник -  Б. Гримм «Горшок каши»

6 загадка:     «По - щучьему велению, по - моему хотению!»

Источник -   русская народная сказка «По – щучьему велению»

7 загадка:     «Играй, дудочка!»    

Источник -  В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

  1. Конкурс «Знатоки природных зон»

Учитель:

- Нильс вместе с дикими гусями попал в Лапландию. Существует ли такая страна на самом деле или её выдумала писательница? Мальчик во время полёта даже напевал песенку: «Привет тебе, Лапландия, Гусиная страна!»

- Автор в сказке описывает природные условия: солнце в Лапландии даже летом припекает нечасто; очень много болот; «вместо луны всю ночь светит солнце», т. е. наступил полярный день; нет лесов; зато растут карликовые деревья. В какой же природной зоне расположена эта страна? (В тундре)

Источник -https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

- Проведём конкурс  и узнаем, кто из вас лучше всех разбирается в географии.

Задание:  узнать природную зону по описанию.

 Эта зона – страна солнца. Сравнительно суровая зима быстро сменяется знойным летом. Растения имеют мощную корневую систему, чтобы высасывать воду из почвы. Типичное дерево этой зоны – саксаул. (Зона пустынь) 

Источник - http://znanija.com/

 В холодных водах моря идёт своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, оживают прибрежные воды. Стада усатых моржей уплывают за ними. Изредка покажется гигантская спина кита. (Зона арктических пустынь)

 Вот могучий дуб и белоствольная берёзка, осина с дрожащими листьями, сосна и ель растут вперемешку. А внизу подлесок из орешника и других кустов. Много ягод и грибов! (Зона смешанных лесов)

 Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится суховей. И нет уже цветов, нет травы. Она выгорела. Остались только растения с узкими мелкими листьями. (Зона степей)

 Хвойные деревья- великаны чувствуют себя здесь хорошо. Лес тёмный, непроходимый. Среди пихт и кедров заметишь не только бурых медведей, но  и соболя, рысь, белку-летягу и даже тигра. (Зона тайги)

 До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. Не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. (Зона тундры)

Источник - http://geographyofrussia.com/prirodnye-zony-rossii/

  1. Конкурс капитанов. Сочинение – миниатюра «Кого можно назвать настоящим человеком?»

( проводится одновременно с конкурсом «Знатоки природных зон»)

Учитель:

- В сказке С. Лагерлёф мы наблюдаем превращение недоброго и ленивого   мальчика  в отзывчивого, надёжного человека.

- Почему, как вы думаете, Нильс превращён в крошечного человечка?

- Прав ли был главный герой, который сказал Акке: «До сегодняшнего дня я был человеком»? Прав ли гусь Мартин, который сказал утке про Нильса:«Его и человеком-то не назовёшь!»?

Источник - С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Уч-ся:

- Если судить по прошлым поступкам, мальчика нельзя назвать человеком.

- Ему ещё предстоит стать человеком – не только вернув себе прежний  физический облик, но изменившись.

-  Герою ещё предстоит доказать  окружающим и себе самому, что он может быть другим.

Учитель:

- «Кого можно назвать настоящим человеком?». На этот вопрос ответят наши капитаны. Им предстоит написать сочинение-миниатюру.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

- Что потерял и что приобрёл Нильс Хольгерсон во время путешествия на диких гусях? Уч-ся:

- Нильс потерял нормальный человеческий размер, став крошечным.

- Перейдя в другое измерение, стал понимать язык зверей и птиц.

Учитель:

- Жалко ли вам Нильса?

- Какие  качества характера открылись в Нильсе?

  Уч-ся:

- Сообразительность, решительность, доброта, отзывчивость, надёжность.

Учитель:

- Что самое печальное в положении Нильса: дождь и холод? голод? невозможность узнать страшную тайну превращения назад в человека? увеличивающееся всё время расстояние до дома? отсутствие общения с людьми? Что-то другое? Подтвердите своё мнение.

Учитель:

- Когда же началось превращение мальчика в человека: когда он произнёс заклинание или много раньше?

- Какие же выводы вы сделали, прочитав это замечательное произведение?

Литература

Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М.: Вако, 2004.

Бурдихина Н.В., Матусян И.М. 50 игр с залом. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

Никитина В. 300 лучших игр для детских праздников. – М.: Дом XXI  век, 2007.

Сухин И. Хоббиты, Добывайки. Гномы и прочие. – М.: Новая школа, 1994.

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://geographyofrussia.com/prirodnye-zony-rossii/

http://www.libtxt.ru/lagerlef_selma 

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://znanija.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Интерактивная литературная игра по произведению Сельмы Лагерлёф  Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.     ...

Литературная игра по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»

Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе....

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Имена в сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями"

Ресурсы созданы с помощью программы HotPotatoes. После распаковки архива запускаем файл "Имена1. htm" или "Имена2.htm". К левой части задания двигаем правую (с картинкой), нажав и удерживая левую кноп...

Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...

Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...