Урок литературного чтения по сказке С.Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный урок поможет открыть перед учащимися сказочный мир шведской писательницы – Сельмы Лагерлеф; осмысливать название произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; находить ключевые слова в тексте; самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;;осуществлять информационный поиск, научит сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, сравнивать, анализировать, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok-igra.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступникова Марина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ЦО № 19»
Интегрированный урок в 4 классе «Необыкновенное путешествие» (по сказке С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
Тип урока: урок - путешествие
Цели:
Образовательная: открыть перед учащимися сказочный мир шведской писательницы – Сельмы Лагерлеф.
Задачи:
Развивающая:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.
Воспитывающая:
воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе: учиться договариваться, контролировать эмоциональное состояние, учиться пользоваться правилами работы в группе;
воспитывать интерес к литературному творчеству народов мира.
Обучающая:
уметь формулировать вопросы, выделять главную мысль произведения;
активизировать знания учащихся о природных зонах;
побуждать к размышлениям о месте человека в жизни;
формировать умение выразительного чтения;
формировать умение давать характеристику героям;
формировать умение находить ключевые слова в тексте;
формировать умение работать с различными источниками информации.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
- личностные результаты: учитывать позиции, мотивы и интересы участников моральной дилеммы при её разрешении; формировать адекватную самооценку, умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех
-предметные результаты: осмысливать название произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; находить ключевые слова в тексте; самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;
-метапредметные результаты: уметь осуществлять информационный поиск, сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, сравнивать, анализировать, обобщать.
Информационно-технические ресурсы УЗ: лист с заданиями; ЭОР; физическая карта мира; книга С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; конверты с карточками для групповой работы, словарь иностранных слов; выставка книг; кроссворд,; бумажные «льдинки»; компьютер, проектор, экран;.
Организация пространства. работа в парах, группах, индивидуальная работа,
Подготовительная работа учащихся: прочитать сказку С. Лагерлёф, разделиться на 4 команды, выбрать капитана и название, вспомнить сказки, в которых произносятся волшебные заклинания.
Подготовительная работа учителя: раздать задания капитанам; написать «зашифрованное» письмо; для игры приготовить «льдинки» (вырезать из белой бумаги); начертить кроссворд; сделать карточки «Природные зоны».
Ход урока:
- «Как объединились быль и небыль»
Учитель:
- Ребята, вы знаете, кто такие путешественники?
- Была ли у вас возможность совершить путешествие?
- У вас сегодня появился шанс – отправиться в путь. Это будет не поездка на автомобиле, не полёт на самолёте, и даже, не морской круиз. Необыкновенное путешествие мы совершим на … гусях. Мы не станем первооткрывателями, ведь Нильс Хольгерсон сделал это раньше. Но зато вы сможете узнать много нового об удивительной стране Лапландии, доказать, что вы умеете дружить и понять, кто такой настоящий человек. А поможет нам в этом замечательная книга Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Источник -https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Откуда же родом автор сказки? (Из Швеции)
- С семи лет Сельма мечтала стать писательницей. Хотя и родилась она в бедной семье, смогла многого добиться: стала учителем, потом автором удивительного учебника географии родной страны. В детстве бабушка и тетушка рассказывали маленькой девочке сказки шведского народа. Повзрослев, Сельма решила писать учебник в виде сказки. Для этого автору пришлось объехать многие области страны, изучать историю, биологию, зоологию и, конечно, географию. Чтобы заинтересовать детей, Лагерлёф решила придумать маленького человечка Нильса Хольгерсона».
Источник -http://www.libtxt.ru/lagerlef_selma
- А вот история о стае диких гусей, которые сманили за собой на север домашнего гусака, бала подлинной. Он ведь действительно вернулся осенью с гусыней и девятью гусятами. Объединив быль и вымысел, получилась интересная сказка – учебник, которую любят и шведские ребята, и дети из разных стран.
Источник -http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/
- Итак, в путь! Начинаем нашу игру «Необыкновенное путешествие».
- Конкурс «Подготовка к путешествию»
Учитель:
- Этот конкурс поможет определить самого внимательного читателя. Каждой команде необходимо ответить на одинаковое количество вопросов. Если ответ даётся с первой попытки, команда получает 2 балла. Если со второй – 1 балл.
∙ Любимое дело Нильса. (Стрелять в воробьёв из рогатки, крутить хвост коту)
∙ Откуда появился гном? (Из сундука)
∙ Как звали любимого гуся главного героя? (Мартин)
∙ Кто рассказал Нильсу о нашествии крыс? (Аист)
∙ Как Мартин попал в плен? (Его поймали дети)
∙ Гусыня – предводительница диких гусей. (Акка)
∙ За что были наказаны люди из сказочного богатого города? (За гордость)
∙ Кто такая Сирле? (Белка)
∙ Где спрятался Нильс от Бронзового человека? (В шляпе Розен бума)
∙ Что предлагал мальчику гном взамен свободы? (Золотую монетку)
∙ Птенца какой птицы приютила гусыня Акка? (Орла)
∙ Куда летели дикие гуси? (В Лапландию)
∙ К кому попал Нильс, когда его сбросил ветер? (В берлогу к медведице)
∙ Что узнал от Бронзового и Деревянного за одну ночь мальчик? (Историю морского флота)
∙ Какие птицы помогли отыскать волшебную дудочку? (Совы)
∙ Кого Нильс посадил на цепь? (Лиса Смирре)
(Источник - С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- Кроссворд «Сказочные путешественники»
Учитель:
- Нильс совершил своё путешествие на гусях. Необычное средство передвижения! Командам предстоит отгадать непростой кроссворд.
|
| ||||||||||||
1. | П | ||||||||||||
2. | О | ||||||||||||
3. | Л | ||||||||||||
4. | Б | ||||||||||||
5. | О | ||||||||||||
6. | Т | ||||||||||||
7. | И | ||||||||||||
8. | Н | ||||||||||||
9. | К | ||||||||||||
10. | А |
- По вертикали записано имя накситралля, который со своими товарищами Муфтой и Моховой Бородой путешествовали на машине по белому свету из сказки Э. Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».
Задание. Вспомните других героев сказок, которые совершили необыкновенное путешествие:
1. Вместе с Чебурашкой и Крокодилом Геной ехала на крыше голубого вагона. (Шапокляк)
2. Из норы крота на ласточке в тёплые края. (Дюймовочка)
3. Капитан яхты « Беда», совершивший путешествие вокруг света. (Врунгель)
4. Отправился на орле в Африку. (Айболит)
5. Мальчик, отправившийся на чудесном тракторе в деревню Простоквашино. (Фёдор)
6. Вместе с Волькой совершил полёт на ковре самолёте. (Хоттабыч)
7. Попала в Волщебную страну из Канзаса в фургоне, поднятом ураганом. (Элли)
8. Прилетел на ядре в лагерь турецкого войска. (Мюнхаузен)
9. Коротышка из Цветочного города, совершивший полёт на воздушном шаре в Зелёный город. (Незнайка)
10. На огурце – самолёте вместе с Самоделкиным вылетел из магазина игрушек на улицу. (Карандаш)
Источник - Сухин И. Хоббиты, Добывайки. Гномы и прочие. – М.: Новая школа, 1994.
- Конкурс – игра «Бег по льдинкам».
Учитель:
- Ребята, вспомните, кто из героев сказки С. Лагерлёф участвовал в увлекательной игре «Бег по льдинкам»? (Лис Смирре и Нильс)
- В этом непростом состязании победил самый находчивый – Нильс. Предлагаю и вам игру, в которой каждый участник команды сможет проявить быстроту и ловкость.
Условия: количество участников – 6 человек; 5 бумажных «льдинок».
Игроки двух команд становятся в колонну. Первому участнику выдаются « льдинки». Игра начинается по сигналу учителя. Первый игрок двигается вперёд только по бумажным «льдинкам»: кладёт на пол и наступает на неё. Добежав до стула, возвращается назад, собирая все льдинки, и передаёт их следующему участнику команды. Остальные выполняют аналогичные движения.
Задача игроков - не заступать за « льдинки», чтобы не получать штрафных очков, и как можно быстрее преодолеть игровое поле.
Источник - Никитина В. 300 лучших игр для детских праздников. – М.: Дом XXI век, 2007.
- Конкурс «Расшифруй запись».
Учитель:
- Сказку Сельмы Лагерлёф переводили многие русские авторы. В одном переводе говорится, что Нильс превратится в человека только тогда, когда будет зарезан белый гусь. А по версии другого переводчика мальчику всего лишь необходимо было произнести заклинание. У вас появилась возможность разгадать запись, выполненную на необычном языке. Подсказка: ищите знакомые буквы русского алфавита, составляйте слова. Команда, выполнившая задание быстрее всех, получает дополнительный балл.
Источник - http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/
S Т ℜ Ы ⊗ П ◊ Р ℑ Е ∇ В • Р Ω А Θ Т Ψ И Σ Ш > Ь Ζ С Ξ Я Ι В ϑ Ч Ν Е # Л ⊕ О ℵ В ∅ Е ∠ К ≅ А , ∀ Е ∃ С % Л ∴ И ϑ Г Υ У [ С ⊥ Ь β В λ Е ϖ Р υ Н ω Ё θ Т ζ С { Я τ Д π О ϒ М ⇑ О ∧ Й. |
Ответ: «Ты превратишься в человека, если гусь вернётся домой»
- Конкурс «Волшебные заклинания».
Учитель:
- Орёл Горго рассказал Нильсу слова заклинания. Кто сможет их назвать?
«Стань передо мной,
Как мышь перед горой,
Как снежинка перед тучей,
Как ступенька перед кручей,
Как звезда перед луной.
Бурум – шурум,
Шалты – балты.
Кто ты? Кто я?
Был – я, стал – ты»
Источник - С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- Вам уже встречалось заклинание, подобное тому, что орёл узнал от сов?
- Что может означать такое сходство?
- Имеется в виду русская народная сказка «Сивка- Бурка» и заклинание:
Сивка- бурка.
Вещая каурка,
Встань передо мной,
Как лист перед травой!
Источник - русская народная сказка «Сивка- Бурка»
- Сходство заклинаний означает то, что обе сказки относятся к жанру волшебной сказки, что в обеих идёт речь о превращении. Для перехода из одного состояния в другое нужна помощь волшебного слова – заклинания.
- В сказках часто используются волшебные слова. Без них её и невозможно представить. Вы должны были вспомнить, в каких произведениях использовались заклинания и приготовить вопросы соперникам:
1 загадка: «Крекс, фекс, пекс»
Источник - А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»
2 загадка: «Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики»
Источник - А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
3 загадка: «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели».
Источник - В. Катаев «Цветик- семицветик»
4 загадка: «Земля, прощай! В добрый путь!»
Источник - русская народная сказка «Волшебный корабль»
5 загадка: «Горшочек, вари!»
Источник - Б. Гримм «Горшок каши»
6 загадка: «По - щучьему велению, по - моему хотению!»
Источник - русская народная сказка «По – щучьему велению»
7 загадка: «Играй, дудочка!»
Источник - В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
- Конкурс «Знатоки природных зон»
Учитель:
- Нильс вместе с дикими гусями попал в Лапландию. Существует ли такая страна на самом деле или её выдумала писательница? Мальчик во время полёта даже напевал песенку: «Привет тебе, Лапландия, Гусиная страна!»
- Автор в сказке описывает природные условия: солнце в Лапландии даже летом припекает нечасто; очень много болот; «вместо луны всю ночь светит солнце», т. е. наступил полярный день; нет лесов; зато растут карликовые деревья. В какой же природной зоне расположена эта страна? (В тундре)
Источник -https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Проведём конкурс и узнаем, кто из вас лучше всех разбирается в географии.
Задание: узнать природную зону по описанию.
∙ Эта зона – страна солнца. Сравнительно суровая зима быстро сменяется знойным летом. Растения имеют мощную корневую систему, чтобы высасывать воду из почвы. Типичное дерево этой зоны – саксаул. (Зона пустынь)
Источник - http://znanija.com/
∙ В холодных водах моря идёт своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, оживают прибрежные воды. Стада усатых моржей уплывают за ними. Изредка покажется гигантская спина кита. (Зона арктических пустынь)
∙ Вот могучий дуб и белоствольная берёзка, осина с дрожащими листьями, сосна и ель растут вперемешку. А внизу подлесок из орешника и других кустов. Много ягод и грибов! (Зона смешанных лесов)
∙ Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится суховей. И нет уже цветов, нет травы. Она выгорела. Остались только растения с узкими мелкими листьями. (Зона степей)
∙ Хвойные деревья- великаны чувствуют себя здесь хорошо. Лес тёмный, непроходимый. Среди пихт и кедров заметишь не только бурых медведей, но и соболя, рысь, белку-летягу и даже тигра. (Зона тайги)
∙ До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. Не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт. (Зона тундры)
Источник - http://geographyofrussia.com/prirodnye-zony-rossii/
- Конкурс капитанов. Сочинение – миниатюра «Кого можно назвать настоящим человеком?»
( проводится одновременно с конкурсом «Знатоки природных зон»)
Учитель:
- В сказке С. Лагерлёф мы наблюдаем превращение недоброго и ленивого мальчика в отзывчивого, надёжного человека.
- Почему, как вы думаете, Нильс превращён в крошечного человечка?
- Прав ли был главный герой, который сказал Акке: «До сегодняшнего дня я был человеком»? Прав ли гусь Мартин, который сказал утке про Нильса:«Его и человеком-то не назовёшь!»?
Источник - С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Уч-ся:
- Если судить по прошлым поступкам, мальчика нельзя назвать человеком.
- Ему ещё предстоит стать человеком – не только вернув себе прежний физический облик, но изменившись.
- Герою ещё предстоит доказать окружающим и себе самому, что он может быть другим.
Учитель:
- «Кого можно назвать настоящим человеком?». На этот вопрос ответят наши капитаны. Им предстоит написать сочинение-миниатюру.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Что потерял и что приобрёл Нильс Хольгерсон во время путешествия на диких гусях? Уч-ся:
- Нильс потерял нормальный человеческий размер, став крошечным.
- Перейдя в другое измерение, стал понимать язык зверей и птиц.
Учитель:
- Жалко ли вам Нильса?
- Какие качества характера открылись в Нильсе?
Уч-ся:
- Сообразительность, решительность, доброта, отзывчивость, надёжность.
Учитель:
- Что самое печальное в положении Нильса: дождь и холод? голод? невозможность узнать страшную тайну превращения назад в человека? увеличивающееся всё время расстояние до дома? отсутствие общения с людьми? Что-то другое? Подтвердите своё мнение.
Учитель:
- Когда же началось превращение мальчика в человека: когда он произнёс заклинание или много раньше?
- Какие же выводы вы сделали, прочитав это замечательное произведение?
Литература
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М.: Вако, 2004.
Бурдихина Н.В., Матусян И.М. 50 игр с залом. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
Никитина В. 300 лучших игр для детских праздников. – М.: Дом XXI век, 2007.
Сухин И. Хоббиты, Добывайки. Гномы и прочие. – М.: Новая школа, 1994.
Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://geographyofrussia.com/prirodnye-zony-rossii/
http://www.libtxt.ru/lagerlef_selma
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/lagerlef/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Интерактивная литературная игра по произведению Сельмы Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. ...
Литературная игра по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...
Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»
Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе....
Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...
Имена в сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями"
Ресурсы созданы с помощью программы HotPotatoes. После распаковки архива запускаем файл "Имена1. htm" или "Имена2.htm". К левой части задания двигаем правую (с картинкой), нажав и удерживая левую кноп...
Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...
Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...