Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс. УМК "Планета знаний" ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_liter._cht.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России: от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060,от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).
Цели, задачи курса:
- формирование потребности чтения художественной литературы;
- развитие навыков чтения вслух и про себя;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
- развитие воображения, творческих способностей ребёнка;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребёнка об окружающем мире.
Модернизация программы (время, отведённое для курса «Литературное чтение» в 1 классе 40/48 часов, зависит от сроков окончания букварного периода, в скобках указаны часы, используемые по усмотрению учителя
2. Общая характеристика учебного предмета.
Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается его целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.
Дидактическая система УМК «Планета знаний» реализует ряд положений работ Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению.
В комплекте всё подчинено:
— формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;
— созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:
- -ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- -опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- - проблемно-диалогическую технологию,
- - технологию мини-исследования,
- - технологию организации проектной деятельности,
- -технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет "Литературное чтение" изучается в 1 классе 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет: в 1 классе 40 часов.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будет сформировано:
положительное отношение к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
У учащихся может быть сформировано:
внимание к красоте окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух художественное произведение;
сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
объяснять смысл названия произведения;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять рассказы по рисункам;
сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
выделять рифмы в тексте стихотворения;
чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
различать сказки, стихотворения, рассказы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);
участвовать в диалоге;
сравнивать героев разных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
6. Содержание учебного предмета. Литературное чтение.
Страна Вообразилия (16 ч)
С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».
Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Сказки о животных (14 ч)
Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».
Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава».
Природа и мы (10 ч)
Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».
Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ урока | Тема урока. | Основные виды учебной деятельности. |
1 | Знаком-во с учебником | Чтение вслух, беседа. |
2 | Игра с буквами | Коллективная работа. Умение отвечать на вопросы по содержанию. |
3 | С.Михалков «Азбука» | Чтение вслух, беседа. |
4 | Фантастические существа | Чтение наизусть, беседа. Пересказ. Чтение |
5 | В.Левин, К.Чуковский «Храбрецы» | Выразительное чтение. Вопросы. |
6 | Стихотворный ритм (хорей) Дж.Родари «Лежебока», В.Лифшиц «Тимоша» | Чтение вслух, беседа Умение отвечать на вопросы по содержанию. |
7 | Стихотворный ритм (ямб) В.Левин «Купите лук», И.Токмакова «Пряничные человечки» | Чтение вслух, беседа |
Чтение вслух, беседа. | ||
8 | Освоение рифмы. К.Чуковский «Тараканище», «Скрюченная песенка», М.Карем | Умение отвечать на вопросы по содержанию. |
9 | Считалки | Чтение вслух, беседа. |
10 | Ю.Тувим «Чудеса», Д.Самойлов «Сказка», Б.Заходер | Пересказ. |
11 | Неживое становится живым. О.Мандельштам «Телефон», Ю.Тувим «Пляска» | Выразительное чтение. Вопросы. |
12 | Загадки Звучащий мир в поэзии. В.Лунин «Жук»,Н.Матвеева «Груши», «Было тихо» | Чтение текста по ролям, участие в инсценировке |
Чтение вслух, беседа. Пересказ. | ||
13 | Звучащий мир в поэзии. В.Лунин «Жук»,Н.Матвеева «Груши», «Было тихо» | |
14 | Народные сказки. «Лиса и рак» | Чтение вслух, беседа. Пересказ. |
15 | «Лиса и тетерев" | Чтение вслух, беседа. Пересказ. |
16 | «Лисичка-сестричка и волк» | Чтение вслух, беседа. Умение отвечать на вопросы по содержанию. |
17 | Лисичка-сестричка и волк» | |
Пересказ. | ||
18 | Лисичка-сестричка и волк» | Чтение по ролям. Работа по группам. Беседа |
19 | «Конь и лиса». «Как кролик взял койота на испуг», «Гиена и черепаха» | Чтение вслух, беседа. Пересказ. |
20 | Авторские сказки. К.Ушинский «Лиса и козёл» | Индивидуальный опрос. |
21 | Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» | Наизусть. Индивидуальный опрос. |
22 | Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса» | Чтение вслух, беседа, составлять план произведения |
23 | Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали» | Беседа. Чтение по ролям. Работа по группам. |
24 | Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали» | Чтение вслух, беседа |
25 | Д.Биссет «Роджер и зеркало» | Пересказ. |
26 | Д.Биссет «Роджер и зеркало» | Чтение вслух, беседа |
27 | А.Усачёв «Пятно» | Чтение вслух, беседа, составлять план произведения |
Пересказ | ||
28 | Б.Сергуненков «Сладкая трава» | |
29 | Природа и мы. Г.Балл «Кружавинка» | Выразительное чтение, вопросы |
Чтение вслух, беседа | ||
30 | М.Пришвин «Осеннее утро» | |
31 | А.Блок «Зайчик» | Чтение вслух, беседа |
32 | Н.Рубцов «Воробей» | Чтение вслух, беседа. Умение отвечать на вопросы по содержанию. |
33 | Л.Толстой «Орёл» | Чтение вслух, беседа |
34 | Е.Чарушин «Как Томка научился плавать» | Чтение вслух, беседа. Подробно пересказывать прочитанное |
35 | А.Барто Думают ли звери» | Выразительное чтение, вопросы. Наизусть. |
36 | М.Пришвин «Черёмуха» | Чтение вслух, беседа. Умение задавать вопрос по услышанному произведению |
37 | В.Жуковский «Жаворонок» | Чтение вслух, беседа Наизусть. |
38 | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» | Чтение вслух, беседа. |
39 | Обобщение по теме. | Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Развитие умения формулировать вопросы к изучаемому. |
40 | Обобщение по теме | Чтение вслух, беседа. Пересказ. |
8. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради № 1. М.: АСТ, «Астрель». 2015г.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.
Техническое обеспечение:
Смарт- доска
Ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...